Воскрешающий крест. Часть 6

Довнар Виктор
начало:    1 -  http://www.proza.ru/2013/02/03/1909
           2 -  http://www.proza.ru/2013/02/06/168
           3 -  http://www.proza.ru/2013/02/06/173
           4 -  http://www.proza.ru/2013/02/06/186
           5 -  http://www.proza.ru/2013/02/06/202
               

  Новозаветная Церковь.


     Пасха Ветхого Завета, по точному замечанию епископа Кассиана Безобразова, 
есть прообраз смерти крестной, а царское служение Иисуса в страстях, знаменует
конец Ветхого Завета. О царском достоинстве Иисуса говорит нам надпись сделанная
Понтием Пилатом «Иисус Назорей Царь Иудейский» и  его решительный отказ
первосвященникам относительно их просьбы: « не пиши: Царь Иудейский,
но что Он говорил: Я Царь Иудейский» (Ин. 19:19, 21).

     Назареи – посвященные евреи, которые давали обет воздерживаться от вина,
не стричь волос, избегать всякого осквернения. Назареями были Самсон и Самуил.
 Считают, что Иоанн Креститель и Иисус Христос были назареями. Обет назорейства
имевший огромное религиозно-нравственное значение, является прототипом иночества.

     Назарянин – так называли иудеи Христа, желая подчеркнуть Его происхождение
из презираемого, незначительного городка. (54-2 с 1614)

     Надпись, сделанная на трех языках - по-римски, по-гречески и по-еврейски
(Ср. Ин. 19:20), дает намек на нечто высшее. Она показывает, как пишет
Блаженный Фиофилакт, что Господь есть Царь любомудрия деятельного, так
как власть римская была самая мужественная и деятельная в военном деле;
любомудрия естественного, так как греки занимались изучением природы; и
любомудрия богословского, ибо евреям вверено было богопознание. « Итак,
слава Тому, Кто через крест явил Себя имеющим такое царство, Кто и мир
победил, и нашу деятельность укрепил, и познание природы подает и вводит
через оное во внутренние завесы, в собственное знание и созерцание, то есть богословие».
 (50-2 с 300) 
     Не случайно в Евангелии упоминается тканый, из цельного куска хитон Иисуса,
 и его переход «по жребию» к языческому солдату (Ин. 19:23-24).
Это напоминает нам о ризе иудейского первосвященника из пурпурной и
голубой шерсти, и о неизбежном исполнении Писания: «делят ризы между
собою и об одежде моей бросают жребий» (Пс. 21:19). Хитон иудейского
Первосвященника переходит к язычникам, которым, иудеи уступают место.
Время Ветхого Завета окончилось.
     Но с Ветхозаветным прошлым связывает Иисуса и Его Мать.
Епископ Кассиан поясняет, что Матери Иисуса, удостоившейся боговоплощения
под сенью Ветхого Завета, уготовано место Матери в новом доме возлюбленного
 ученика: «Жено! (Женщина! –прим. ред.) Се сын Твой. Потом говорит ученику:
 се Матерь твоя!» (Ио. 19: 26, 27).  В православной традиции возлюбленный
 ученик представляет собой образ идеального христианина, а мать Христа
Мария – это новая Ева (Женщина), духовная мать всех верующих.
Как пишет  профессор Веселин Кесич: «Таким образом, с креста
возглашается понимание Церкви как Матери и сыновство верующих».
(27 с 58,39) ( О Ветхозав. Пасхе: 41 с 52)

     Слово Церковь означает собрание или общество. На Руси значение
этого слова всегда имело чисто религиозный смысл, обязательно связанный
со Христом.

     Есть мнение, по которому слово «церковь» славянского происхождения,
точный перевод греческого ekklesia. По этому мнению kal`eo, от которого
 происходит ekkles`ia, синоним славянским и русским словам кликать,
крик, кричать (ср. болг. цркати), т.е. созывать, собирать.
(10 с74)

     Православная Церковь называет Церковью Христовой общество всех
разумных существ, ангелов и людей. Они веруют во Христа Спасителя и
соединяются с Ним, как со своим Главой. Так учил о Церкви еще с самых
древних времен св. Иоанн Златоуст: Церковь это «…место ангелов, место
архангелов, Царство Божие, само небо». «Она – образ святой Троицы,
здание и тело. Как Святая Троица одновременно одно и три, так и Церковь
одновременно единство и множество. И в ней полнота целого, где каждая часть
обладает той же полнотой, что и целое. И потому она единая, святая соборная
и апостольская», - говорит протоиерей Владимир Башкиров. (Цит. по 10 с 74).
     Человек в Церкви находится в соборном единстве с другими людьми и со
всем человечеством. В Таинстве Евхаристии таинственным образом происходит
процесс обожествления верующих и потому они все вместе становятся собственным
 Телом и Кровью Христа.  «Для того Он смесил Себя с нами, - говорил св.
Иоанн Златоуст, - и растворил Тело Свое в нас, чтобы мы составляли нечто
единое, как тело, соединенное с Главою». А в Боге все мы живы:
«Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22:23).
      Потому и еще не родившиеся, и уже умершие тоже живы в вечности Божией.

     продолжение:
7 -  http://www.proza.ru/2013/02/07/112
8 -  http://www.proza.ru/2013/02/07/144