Оригинальный Кант

Валерий Сергеев Орловский
 "Закон, живущий в нас, называется совестью".
Иммануил Кант

Наш земляк Иммануил Кант был не только великим Кенигсбергским мыслителем и философом Х1Х века, говорившим: «Умей пользоваться своим умом…», всей своей жизнью он доказал, что именно характер определяет судьбу каждой личности. Интересно, что сам Кант имел характер весьма незаурядный и даже курьезный…
Из его биографии следует, что в детстве он был болезненным мальчиком «с нежным и слабым телосложением, застенчивым и забывчивым, но страстным к учению». Рано потеряв мать и отца, Кант влачил нищенское существование. Он зарабатывал на жизнь чем только мог: от репетиторства - до игр на бильярде и в карты. Однако мало примеров среди великих людей, чья бы жизнь прошла так мирно и прямолинейно. Он не испытал в своей жизни ни сильных страстей, ни страданий, наоборот, его внутренний мир всегда находился в состоянии полного душевного равновесия.
По значимости своих идей, многие исследователи справедливо приравнивают Канта к Сократу. Даже далеким от философии людям известно его знаменитое изречение: "Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благословением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, - звездное небо надо мной и моральный закон во мне". Читая труды Иммануила Канта, обнаруживаешь, что многие проблемы, бывшие важными в прошлые столетия, стали еще более значимыми в наше время. Кант сумел, глубже, чем кто-либо иной, проникнуть в глубины человеческой природы, отделив главное от второстепенного и основное от случайного, докопавшись до «чистой сущности». Он предполагал существование не одного, а многих миров и вселенных, разработал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из гигантской первоначальной газовой туманности. Он же утверждал, что не существует доказательств «бытия Божия»…
Учение Канта соответствовало всей его жизни: идеи и практика, убеждения и поступки слились в одно целое. Благодаря упорному труду и бережливости, граничащей со скупостью, он стал зажиточным человеком, а, будучи от природы слабосильным и болезненным, сумел дожить до глубокой старости.
Кант берег свое тело, как инструмент для достижения возвышенных целей. Его точность следования распорядку стала притчей во языцех даже среди педантичных немцев. Однако в юности он вовсе не был обязательным человеком и весьма вольно трактовал само понятие "пунктуальность". К скрупулезной точности будущего мыслителя приучил английский купец Грин. Однажды друзья договорились о совместном катании в восемь часов вечера. С первым ударом часов Грин сел в коляску и отправился в путь, но на дороге встретил запыхавшегося Канта, который опоздал всего на две минуты. Но Грин не остановился: это было против его правил и их уговора.
Биограф Канта также сообщает: «Каждый день после обеда Кант приходил к Грину, находил его спящим в кресле, садился рядом с ним, предавался мыслям и также засыпал. Затем приходил директор банка Руфман и поступал таким же образом. Все трое спали, пока слуга не будил спящее общество, которое потом занималось интересными разговорами».
На сорок седьмом году жизни Кант стал профессором Кенигсбергского университета. Он вставал в пять утра: пил чай, выкуривал трубку и отправлялся читать лекции. Его аудитория всегда была полна слушателей. Кант имел дар легкой, непринужденной речи, большое воображение, тонкий вкус, богатую фантазию и необычайное остроумие.
Великий философ был сколь мудр, столь и чудаковат… Рассказывают, что во время занятий, Кант привык смотреть на одного студента, сидевшего обычно в первом ряду. Однажды тот пришел в сюртуке с оторванной пуговицей. Это так отвлекло и расстроило ученого, что чуть не провалило все мероприятие.
Обедать он любил в окружении друзей, после чего отдыхал и отправлялся на прогулку. Жители Кенигсберга сверяли часы, когда задумчивый и сутулый старик, шаркая тяжелыми ботинками, проходил по улицам города. Кант всегда был очень озабочен состоянием собственного здоровья: предпочитал гулять в одиночестве, чтобы не разговаривать на открытом воздухе, а, работая, клал свой носовой платок на дальний столик, чтобы периодически вставать и разминаться. Размышляя, он обычно устремлял свой взор на башню, стоящую напротив своего окна. Но когда подросшие деревья стали заслонять ее, он настоял на том, чтобы сосед срубил их верхушки.
Кант любил женское общество, но все же предпочел остаться старым холостяком. Своим молодым друзьям он советовал жениться на особах, имеющих богатое приданое, чтобы тем самым обеспечить себе материальную независимость. Своим родственникам он всегда помогал деньгами, но близок с ними никогда не был.
Вы, возможно, удивитесь, но с января 1757 г. по июль 1762 г. Кант был российским подданным. Во время войны Пруссии с Францией, Австрией и Россией Кенигсберг был захвачен русскими войсками и присягнул на верность российской императрице Елизавете Петровне. В те годы Кант даже читал для российских офицеров курс фортификации и пиротехники.
Как принято сейчас говорить, Кант являлся гражданином мира: ни национальность, ни вероисповедание, ни положение в обществе данного лица не имели для него значения. Достаточно было являться вдумчивым человеком, чтобы заслужить право философа на внимательное к себе отношение. Зато лицемерие или малейшая рисовка сразу же вызывали в нем негодование и презрение.
Когда ученый скончался, Кенигсберг был охвачен трауром. Достаточно сказать, что гражданская церемония прощания с ним длилась вместо положенных трех дней почти две недели. В день похорон Иммануила Канта февральское небо было на редкость безоблачным. Только в вышине плыло одно-единственное облачко. Тогда кто-то из горожан громко сказал: «Смотрите, это душа Канта летит к небу!»