Корень времени

Евгений Габелев
Где лежит начало времен? Стоит ли исследовать мотивы своих поступков? Не преувеличиваем ли мы роль первого шага в дальнейшем ходе событий? Есть ли у всего происходящего с нами некая исходная точка? И так ли уж полезно искать ее?


Кого защищает прошлое?


Жизнь наша весьма многообразна, но имеет один из года в год повторяющийся мотив. Куда ни глянь, и с кем ни заговори, повсюду встретишь людей, озабоченных поиском причин. Словно им не достаточно событий, уже произошедших, но требуется еще найти некое обоснование. Почему он так со мной поступил, почему она так разговаривает, почему я сам среагировал так, и наконец, почему жизнь вдруг повернулась ко мне именно этой своей стороной, а не той, на которую я был в полном праве рассчитывать?


Иной раз складывается впечатление, будто часть человечества живет, не покидая прошлого, и при всякой удобной возможности в него возвращается. Да и сами мы регулярно проделываем подобные кульбиты во времени. Безусловно, во всем происходящем хочется найти смысл. То есть, ответить на вопрос, почему люди постоянно так делают. В чем суть столь настойчивой тяги к тому, что невозможно ни изменить, ни исправить? И нет ли здесь подвоха, оставшегося без нашего пристального внимания?


Первый приходящий в голову ответ до банальности очевиден. Исследуя прошлое, мы извлекаем из него уроки. Учимся на своих ошибках, находим закономерности в поражениях и победах, анализируя их и составляя стратегии на будущее. Не знающий прошлого, и не интересующийся им, обречен на повторение ошибок и череду поражений. Точно так же, как и исследующий его без должной внимательности. Так что, наш интерес к нему, и настойчивый поиск причин, это инстинкт самосохранения и здравый смысл.


Проблема однако в том, что это совершенно не так. Поскольку многие люди, посещающие свое прошлое в поисках ответов, не только не извлекают из него уроков, но и повторяют на протяжении жизни одни и те же трагические ошибки. К тому же, при внимательном наблюдении, мы заметим, что никаких причин эти люди на самом деле не ищут. Им не интересно знать, почему дела пошли именно так. Им хочется, что бы они пошли по-другому. Они мечтают вернуться в прошлое, и изменить его.


Однако, не имея такой возможности, они прячутся за свой вопрос, вновь и вновь повторяя его, в неосознаваемой надежде, что это повторение магическим способом изменит ход событий. Лучшим доказательством является тот факт, что люди как правило не задаются вопросами, когда получают то, что хотят. То есть, не анализируют побед и достижений. Но всегда убегают в прошлое, когда настоящее их подводит. И былое принимает их, словно материнская колыбель, и убаюкивает в тихих объятьях.


Прошлое это мать, из которой мы вышли. И всякий раз, когда жизнь несправедлива и трудна, мы, словно ее несмышленые дети, прибегаем к ней за утешением. Мы редко ищем в минувшем новых знаний и опыта. Но обретаем там спокойствие, силу и защиту. Прошлое дает нам огромную власть, надо лишь уметь ей распорядиться. И среди нас всегда найдутся те, кто мечтает о такой власти. В результате история становится объектом политической борьбы. Потому что тот, кто правит прошлым, управляет будущим.


Откуда течет время?


Однако, не все озабочены поиском причин. Несмотря на то, что цивилизация построена людьми, движущимися из прошлого в будущее, и во всяком деле предпочитающими опираться на прочное основание, это не единственный вариант. Есть разные возможности существовать во времени, не совместимые друг с другом, но существующие на равных правах. В соответствии со способом, которым мы выбираем точку отсчета и выстраиваем причинно-следственные связи, нас можно разделить на три типа.


Первые – это описанные выше «аналитики». Люди, ориентированные на прошлое, и во всем старающиеся отыскать причину. В прошлом они видят и источник проблем, и рецепты правильных решений. Это защитники устоев, верные установленному порядку. В каждом деле они проявляют себя сторонниками давно проверенных и доказавших свою эффективность подходов. Обычно они ценят и сохраняют традиции, полагая прошлое мерилом всего и источником ответов на всякий возможный случай.


Аналитику свойственно преувеличивать вклад прошлого в сегодняшние реалии. Прошлое для него бесконечно важнее, поскольку обладает властью над современностью. Он помещает в минувшем и утраченный золотой век, и самые лучшие надежды. Характерным воплощением ориентированных на прошлое взглядов стал психоанализ, нацеленный на воспоминания и розыски причин того, что происходит сейчас. Но прошлое не подвластно изменению, так что поиск причин не всегда может изменить настоящее.


Вторые – ориентированные на сегодняшний день «прагматики». Для них не важны причины, лежащие в прошлом. Нет смысла копаться в том, что мы не в силах изменить. Есть только вечное здесь и сейчас. Для них настоящее, это главное и единственное из времен. А любимый вопрос – не «Почему?», но «Как нам это сделать?». Эти люди хотят воспринимать мир и поступать современно, в соответствии с потребностями дня. И причиной действовать и отправной точкой для них является лишь настоящее.


В подобных представлениях лежат корни распространенных сегодня популярных психологических теорий. И даже известная среди духовных искателей концепция просветления. Вневременного бытия здесь-и-сейчас, исполненного счастья, и лишенного тревог, рождаемых мыслью о ходе времен. Однако, какие бы теории не выдвигали их сторонники, это лишь один из возможных способов жить. К тому же, он ничуть не лучше прочих. Хотя каждый считает свой способ единственно верным.


Третьи – это живущие в будущем «синтетики». Ни прошлое, ни настоящее, но лишь не наступившее и воображаемое будущее является для них реально существующим временем. В мечтах о нем они черпают мотивы, эмоции и причины для собственных поступков, планов и идей. Ушедшее прошлое, и существующее сейчас настоящее для них миражи, изменчивые зыбкие тени, отбрасываемые наступающим завтрашним днем. Сегодняшний миг, это только инструмент достижения будущего.


Любимое их занятие, это непрерывный мысленный эксперимент «А что будет, если?». Они лучшие сторонники идей прогресса. Эволюция для них обязана иметь цель, под которую природа послушно подбирает орудия. В силу смелости мышления, эти люди часто намечают задачи, путь к которым предстоит прокладывать работящим прагматикам и системно мыслящим аналитикам. Из них выходят хорошие руководители, исследователи и творцы. Но прекрасная мечта мертва без практического воплощения.


Где прячется вечность?


Различия между этими категориями людей столь существенны, что можно говорить о трех человечествах, соседствующих на одной планете. Имея практически идентичный внешний вид, и обладая единообразно устроенным мозгом, они существуют в практически не пересекающихся временных потоках. Аналитики живут из прошлого в будущее, синтетики мчат им навстречу из будущего в прошлое, прагматики же существуют поперек привычного времени, пребывая в непрерывном сейчас.


История происхождения этих отличий весьма спорна и загадочна. Впрочем, сама природа времени суть материя до крайности темная, и несмотря на многократные исследования, от окончательного понимания ускользающая. Оставив метафизические стороны дела философам, следует заметить, что ген, ответственный за чувство времени, все еще не найден, хотя в будущем положение может измениться. Однако, пока у нас есть основания судить лишь о психологических отличиях между людьми.


И различия эти столь глубоки, и в то же время так редко осознаются, что это приводит к самым неожиданным парадоксам и неувязкам. Людям, по разному ориентированным во времени, бывает сложно находить общий язык. Это часто ведет к непониманию, обидам и конфликтам. Что ничуть не удивительно. Потому что если вы ищите причину, а вас внезапно спрашивают о цели, или начинают давать точные практические рекомендации, это весьма раздражает. В равной мере задевает и обратная ситуация.


Часто подобные коллизии разворачиваются во время деловых переговоров и на производственных совещаниях. Подчиненные-прагматики тщетно пытаются уловить в словах руководителя-синтетика понятную им логику, и отчаявшись, действуют на свой страх и риск. Впоследствии выясняется, что руководитель ставил им совсем другую задачу, но уже ничего не исправишь. А подчиненный-синтетик напрасно тратит время, пытаясь объяснить начальнику-аналитику суть своих нетривиальных предложений.


Подобные вещи случаются и внутри собственного сознания человека, если он в силу общественного давления пытается поступать вопреки своей природе. Часто то, что кажется неорганизованностью и ленью, есть прямые следствия этого. Тщетно мотивировать себя тем, что не соответствует нашим подлинным интересам. К примеру, бессмысленно искушать прагматика обещанием будущих выгод, или вдохновлять синтетика легендами о героическом прошлом. От напрасной борьбы с собой их охватывает усталость.


Однако, люди могут достичь выдающихся результатов, будучи собраны в организованную команду. Главное лишь верно распределить роли, и наладить процесс перевода. Так, известная технология мозгового штурма основана на подключении и синтезе трех способов воспринимать мир. И если создать условия, когда всякий делает то, что отвечает его склонностям, не мешая другим, то возникает прорыв в иное измерение. Три времени соединяются, открывая нам нечто, доселе не существовавшее в мире. Возможно, в этом есть ключ к пониманию вечности. Или что-то очень на него похожее.