Баги и штампы 2. О русском штыке

Генадий Леонов
 

            В середине пятидесятых годов прошлого века в моих руках очутился невесть откуда взявшийся ржавый трехгранный штык, по малолетству воспринятый мною  как штык «нашей» трехлинейки. 

            С тех пор минуло более полувека, и, рассказывая об отдельных эпизодах детства, выяснил, что находкой мог быть только штык, снятый с вооружения задолго до рождения трехлинейки. Какой именно? Об этом и о самой находке более подробно  в публикации «Штык... финка... кинжал...»  (http://www.proza.ru/2009/07/11/716 ). 

            Работая над указанной публикацией, невольно обогатился определенными знаниями из истории русского штыка… 

            Итак! 

            Век русского трехгранного штыка закончился в 1870 году, когда был принят на вооружение новый четырехгранный штык. Штык был принят на вооружение одновременно с пехотной винтовкой системы Бердана № 2 с продольно-скользящим затвором, которым она и отличалась от стрелковой винтовки №1 образца 1868 года с откидным затвором. 

            С незначительным изменением (в основном коснувшимся шейки) этим штыком оснащалась с 1891 года известная всем трехлинейная винтовка системы С.И. Мосина. Изменениям подверглась и крепежная трубчатая втулка, так как пятизарядная мосинская винтовка калибром 3 русские линии (3 х 1/10 дюйма или 7,62 мм) заменила в русской армии однозарядные «берданки» калибром 4,2 русской линии (10,67 мм). 

            Но клинок штыка остался прежним - прямым, четырехгранным, с долами для облегчения. Острие клинка было срезано в виде отвертки, что дало повод считать штык также и отверткой для разборки винтовки. Хотя наряду с другими принадлежностями трехлинейная винтовка укомплектовывалась и универсальной отверткой с широким и узким лезвием и специальными вырезами для регулировки бойка затвора. 

            Казалось бы, вопрос закрыт. Наличие четырех граней у трехлинейной винтовки  - аксиома. 

            Но все чаще и чаще встречаемые в публикациях о Великой отечественной войне  такие сочетания слов, как «русский трехгранный штык» мотивировали  попытку разобраться в корнях столь устойчивого стереотипа. Причем стереотипа – в корне неверного! 

            Убедиться в его наличии может каждый, набрав в поисковике Яндекса или Google условие поиска – «трехгранный русский штык» и дабы  сузить поиск - условие «проза трехгранный русский штык». 

            В первом варианте поисковики выдадут более десятка тысяч ссылок, а во втором, более приближенном к писательским творениям – не менее полутора тысяч! 

            Среди авторов, употребляющих данный штамп, мною были замечены как писатели-любители - «…отомкнул от винтовки трехгранный штык и засунул его за голенище сапога» и др., так и стихотворцы - «На постаменте три штыка Трехгранного металла …». Одна из ссылок вывела меня на творение члена Союза писателей России - «Трехгранный штык русской винтовки долго вообще не поддавался молоту. По нему опять били. Ни в какую».   

            И даже известнейший русский писатель-прозаик, журналист и сценарист Юрий Маркович Нагибин не смог противостоять этому стереотипу*) :   

            «23 марта 1942 г…..Вчера по улице пронесся грузовик с высоким бортом. В нем стоял немолодой боец в ватнике и с трехгранным штыком». 

            Естественно возник извечный вопрос, кто виноват? Кем, когда и зачем запущен этот писательский штамп? Откуда же взялся столь стойкий стереотип? Кочующих ошибок тьма, найти «крайнего» практически невозможно…   

            Но в литературе я смог найти вероятно одного из первых, кто упомянул о «трехгранном штыке». Это…Виссарион Белинский**)! 

            «И неужели жерла пушек, изрыгающие огонь и смерть тысячам, неужели дула ружей, посылающие издалека верную смерть, неужели трехгранный штык, стальною стеною низлагающий сомкнутые ряды, - неужели все это имеет в себе менее поэзии, чем кольчуги, щиты, стрелы и копья древности?..» 

            Но он писал в 1843 (!!!) году…   

            Ищем дальше. 

            Федор Николаевич Глинка, адъютант генерала М.А. Милорадовича, боевой офицер, участник битвы при Аустерлице, блестящий литератор в 1854 году, в разгар Крымской войны 1853-1856 г.г. напечатал патриотическое стихотворение «Ура!» ***): 

            "Ура!.. На трех ударим разом 
            Недаром наш трехгранный штык!
            Ура отгрянет над Кавказом, 
            В Европу грянет тот же клик!" 

            Чуть позже, в 1855 году    Лев Николаевич Толстой в «Севастопольских рассказах» напишет: 

            «Дай только добраться, тогда попробуешь штыка  трехгранного  русского,  проклятый!»            

            Видимо, можно еще найти подобные упоминания тех лет о трехгранном русском штыке.   

            Но о чем же ином они тогда могли писать! Ведь тогда на вооружении русской армии и армий других стран были именно трехгранные штыки! Свою трехлинейную винтовку С.И. Мосин изобретет без малого через полвека и с самого начала оснастит ее штыком с четырьмя гранями. И в таком варианте винтовка будет на вооружении русской, а затем и советской армии до середины 50-х годов 20 века!             

            Конечно, очень похвально явление, когда современные авторы читают русскую классику и внимательно относятся к работам известнейших русских критиков… 

            Но это, скорее всего, из области научной и ненаучной фантастики… И скорее всего, они повторяют только то, что слышат и ошибки кочуют из одной публикации в другую. А зачастую и видят! 

            Да, да! Именно видят! По всей территории бывшего СССР установлены многочисленные обелиски в виде нацеленных в небо штыков. Большие или маленькие, все они по замыслу своих создателей символизируют русский штык… 

            Вот только все они - это памятники победам красноармейцев и советских воинов в советский же период времени, а на некоторых из них  возведены  в виде ТРЁХГРАННЫХ штыков! Если в качестве символа мужества воинов в Великой отечественной  войне выбрано оружие времен Отечественной войны 1812 года, то почему тогда забыто широко распространенное оружие тех лет – рогатина.!? Или обыкновенный плотничный топор, которым русские мужики с успехом крушили супостата.!?   

            Перенесемся на родину легендарной «мосинки» - в город-герой Тулу. 

            Здесь  установлен памятник С.И. Мосину, на котором присутствуют четыре его знаменитые винтовки. Сам я  в Туле был только проездом, дальше станции нога моя не ступала по тульской земле, а фото, имеющиеся в сети, не позволяют четко определить, сколько же граней в штыке отобразили в 1958 году скульптор В.И. Мухина и архитектор А.А. Заварзин.   

            Хотя нет! Сниму сомнения - все-таки нашел достаточно крупное фото, на котором четко различимы 4 (четыре!!!) грани штыка. Особый респект создателям памятника! 

            Но что же пишет в журнале «Знамя» №1  за 2004 год журналист тульской областной газеты, проживший в Туле более сорока лет? А пишет он в связи со случаем вандализма над памятником (воровство штыков) следующее: 

            «Памятник Мосину декорирован трехлинейными винтовками со штыком, так знакомыми нам по художественным фильмам. И вот какой-то негодяй, — чтобы не омрачить моего эссе более точным словцом, — повадился отрывать у этих винтовок бронзовые штыки. Отломит, гадина, и унесет в свой частный дом на улице Штыковой. Тульские скульпторы предпринимают титанический кропотливый труд, воссоздавая точную копию трехгранного штыка легендарной винтовки, знакомой нам всем по учебникам истории, формуют, отливают, приваривают... А он снова отламывает…». 

            По всей вероятности, журналист создавал свое эссе в тот момент, когда штыки на памятнике были отломаны… И, поддавшись влиянию раскрученного стереотипа, убрал «лишнюю» грань… 

            Но возможен и другой вариант. Возможно, что он, как и атаман из сказки «Али-Баба и сорок разбойников», просто-напросто пересчитал грани штыков на другом памятнике – памятнике защитникам Тулы, установленном на главной магистрали города. А он включает в себя «три обелиска – штыка высотой 51, 41, 31 м, имеющих ТРЁХГРАННУЮ форму и облицованных листами нержавеющего металла по стальному каркасу».    

            Если такое стало возможным в Туле, где родилась и долгие годы производилась знаменитая трехлинейка с ЧЕТЫРЁХГРАННЫМ штыком, то, что же можно встретить в других городах.!? 

            Смотрим. 

            Обелиск защитникам Орска в 1918 году на Кумакских высотах (на месте сражения красноармейцев с белоказаками) выполнен в виде ТРЕХГРАННОГО штыка. 
             

            В Витебске в канун 65-летия Победы состоялось торжественное открытие  площади Победы. В центре ее высится обелиск из трех ТРЁХГРАННЫХ штыков. 

            Мемориальный комплекс «Штыки»  -  памятник Защитникам Москвы, 40-й километр Ленинградского шоссе, у въезда в город Зеленоград представляет собой стилизованное изображение трех ТРЁХГРАННЫХ штыков. 

            Город Усть-Илимск. Обелиск Победы выполнен в виде штыка красноармейца. Этот штык красноармейца, символизирующий Победу, имеет ТРИ грани. 
             

            По масштабам и монументальности всех «перещеголяла» Москва. 

            На Поклонной горе высится творение Лужкова-Церетели - монумент высотой 141,8 метров (высота символизирует 1418 дней и ночей войны). Выполнен он в виде ТРЁХГРАННОГО штыка… И это – перед Центральным музеем Великой Отечественной войны! 
            
            Но не все создатели памятников, равно как и авторы-прозаики, так вольно обращались и обращаются с символом русского штыка. 

            Ярким примером разумности является мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой». 

            Один из элементов мемориала  - стометровый обелиск выполнен в форме ЧЕТЫРЁХГРАННОГО  штыка трёхлинейной русской винтовки системы  Мосина.
 
            Здравый смысл не покинул и устроителей площади Победы в Смоленске. «Штык» (автор – архитектор Д.П. Коваленко, 1969 г.) – 19-метровый обелиск в форме стального штыка русской винтовки полностью соответствует своему прообразу -  ЧЕТЫРЁХГРАННОМУ штыку. 
            
            В слове «Памятник» изначально заложено понятие «память». Цель и задача любого памятника – сохранять память о том или ином важнейшем событии в жизни народа. На мой взгляд, подобные искажения являются миной замедленного действия. Вначале искажается и вольно трактуется внешний вид памятника, затем - история, и, как следствие - рушится страна… 

            Ничем не отличаются от подобных создателей эрзац-памятников и многие из пишущей братии. Бездумное повторение избитых штампов и стереотипов… К чему это приведет в будущем? Как смогут разобраться в будущем наши потомки среди интернетовского мусора? Смогут ли они отделить зёрна истины от плевел лжи, щедро разбрасываемых неутомимыми тружениками пера  и клавиатуры..?   

            И на вновь возникающий исконно русский вопрос «Что делать?» ответ должен дать каждый из нас… 



            Для публикации использовано:

            *) Ю.М. Нагибин, «Дневник», LITMIR.net - Электронная Библиотека (http://www.litmir.net/br/?b=110485&p=9 ) 

            **) В.Г. Белинский,«Сочинения Александра Пушкина»    )
         
            ***) Ф.Глинка, «Ура» )

            Ссылки на фото:

            Тула:
          
            
            
          

            Орск:
            
            
            Витебск:
            http://www.evitebsk.com/w/images/2/23/16-et-pobedy-pl.jpg
            

            Зеленоград:
            
            Усть-Илимск:
            

            Москва:
            http://www.openmoscow.ru/poklonnaya/14big.jpg
            http://www.openmoscow.ru/poklonnaya/17big.jpg

            Брест:
            http://www.brest.by/ct/p/22.jpg 
            http://www.brest-sv.com/images/foto/brest/krepost/1/1.jpg
            

            Смоленск:
            http://prorossiu.ru/str/1292/01.jpg