Переломный цикл

Нина Веселова
***
Перелом зимы и лета.
Половодье. Ледоход.
Вешним солнышком согрета,
Принимаю твой уход.
Отпускаю… Понимаю,
Что не кончился мой век
И черёмуховым маем
ПрИдет новый человек  -


Как и ты, небес посланник,
Но – инакий, но – другой.
На лесной трескучий стланик
Ступит он своей ногой
Вслед за мною. И, как дети,
Мы пойдём рука в руке,
И дальнейший путь осветит
Нам Господь на облаке…


***
Пустынно на душе и стыло -
Давно погас последний луч,
И тихо набежала с тыла
Гряда тяжёлых мокрых туч.
Ни голоса. И ни намёка
На жизнь в затерянной глуши.
Лишь вездесущая сорока
Хозяйски крыльями шуршит
И смотрит на меня с вопросом,
Не видя повода к тоске,
И подбирает клювом просо,
Рассыпанное на песке,
Где я когда-то написала
Строку о гаснущем луче,
Не видя, как меня спасала
Ладонь рассвета на плече…

***
Пустынно на душе и стыло –
Наверно, я вчера простыла,
И чудится кругом беда.
Или несвежая еда
Нарушила работу тела
И мной нахально овладела,
Засев в извилинах души,
И просит: строчку напиши
Об этом памятном моменте,
Чтоб было всё, как в киноленте,
И – положительный итог…

Как я устала, видит Бог,
Но даже он помочь не в силах.
Я все-то ноженьки сносила
И истомила крепкий нрав,
Но, как и прежде, нету прав
И предпосылок к восхожденью.
Живя привычно без движенья,
Летаю мыслью в небесах
И понимаю, что краса
Исконно не на нашей ниве,
Хоть мы и вымолили ливень,
И к солнцу тянется трава.
О чём мечтать, когда дрова
Зимой сгорели подчистую,
Ну, а доходы всё бастуют,
Да и душа полна  тоски?

И не случайно так близки
Отчаянные стали мысли,
И хочется за коромысло
Из радуги схватившись, вверх
Взлететь и позабыть про всех,
Кто окружал меня в долине,
Любовно угощал  малиной
Или обманывал,  бранил,
Кто ненароком уронил
Дарованное чудо жизни
И кто на предстоящей тризне
Не ощутит в глазах слезу…
Везу, безропотно везу
Свой старый воз путём горбатым,
Где догнивают сёла, хаты,
Где мается  в лесах сохатый,
Где страшно в майскую грозу, -
Не смея поднимать бузу,
Свой воз безропотно везу
По бездорожью под уклон
В надежде, что неправ закон
И Наверху – не как внизу.
Не как внизу!!


***
Звезда мерцавшая тащилась
За нашим поездом всю ночь,
Как будто непременно тщилась
Мою тревогу превозмочь.
Но всё растаяло с рассветом,
И потерялась та звезда.
Лишь где-то, где-то, где-то, где-то
О бывшем пели поезда.


***
Невозвратимы, как мгновенья,
Не сочинённые стихи:
Как будто временнЫе звенья,
Они пространны и тихи,
И в них качаются былинки
Не как вчера, не как вчера,
И в тающем луче пылинки
Провозглашают вечера…
Осветит небо день грядущий –
И никому не предсказать,
Дождётся ли награды ждущий,
И будут ли тебя лобзать,
Кому пошлётся откровенье,
И горе в чьи дома войдёт,
И где моё стихотворенье
Меня, беспутую, найдёт.


***
Соединяла горе и беду
Заплатами
и плакала немало…
Зато теперь у Бога на виду
Лоскутное цветное одеяло.
Оно согреет жаждущих тепла,
Напоминая, что все люди – братья,
И то, что жизнь напрасно протекла,
Уж не посмею с горечью сказать я.


***
Пусть каждый держит свой ответ
Пред Богом и людьми,
А у меня сомнений нет,
Что в прошлом ни возьми.
Не лебезила, не лгала,
Не нарушала прав,
Душа открыта и гола,
И нестроптив мой нрав.
Зачем бояться впереди
Высокого суда?
Девиз мой был – «Не навреди!»,
И  это навсегда.



***
Не зови меня, не кликай,
Умоляю – подожди.
Пусть над родиной великой
Отполощутся дожди,
Пусть снежинки отлетают
И метели отметут.
Чтоб сродниться с птичьей стаей –
Нужно несколько минут.

Час придёт, и под крылами
Проплывёт воскресший сад,
И кресты над куполами,
И резных домов фасад,
И рассветов огнеликих
Полоса за полосой,
И мерцающие блики,
И туман, и дождь косой,
И игривый хвост русалки,
Приглашённой на постой…
Ничего не будет жалко!

А пока – постой. Постой!!
Дай – досыта,
Дай – по горло.
Дай – взахлёб
И – до конца,
До Твоих отрогов горных,
До прощального венца,
До деревни невеликой,
Где полощутся дожди…
Не зови меня, не кликай,
Умоляю – подожди!


***
Я, как мышка, гнёздышко совью
И улягусь на душистых листьях.
Сделаюсь подругой соловью,
И в норе позавтракаю лисьей.
Разделю с медведем пополам
Сладкую медовую колоду.
По болотам, рекам и полям
Я пройду, не признавая броду.

В диком мире всё мне по плечу,
И всему я матерь и наследник.
Отчего ж так плачу, так кричу,
На лицо накинувши передник?!

Любят предо мной стелиться ниц
Травы, и кустарник, и берёзы,
И в  моих объятьях стаи птиц
Могут коротать грозы угрозы.
Если непременно захочу
Разогнать докучливую скуку,
Тёплому весеннему лучу
Протяну я добродушно руку.
Или пару тучек запрягу
И промчусь Ильёй по небосводу,
Чтобы знали все, что я могу
Покорить и небеса, и воды.

Но всё чаще, горше и лютей
Ранит моё сердце мир людей!


***
А трагедии нету ни в чём.
Там, где поле сейчас колосится,
Завтра будут бураны носиться
И вода говорливым ручьём
Звонко в наши ладони проситься.

Где от леса остались пеньки,
Проглотившие рыжие слёзы,
Вновь проклюнутся к небу берёзы,
И над ягодным морем стрекозы
Полетят в золотые деньки.

А в озёрной ладони вода
Обратится в хмельное болото,
Где живёт вековечное что-то
И где ягод – ну просто беда!

***
А трагедии нету ни в чём.
Там, где поле сейчас колосится,
Завтра будут бураны носиться
И вода говорливым ручьём
Звонко в наши ладони проситься.

Где от леса остались пеньки,
Проглотившие рыжие слёзы,
Вновь проклюнутся к небу берёзы,
И над ягодным морем стрекозы
Полетят в золотые деньки.

А в озёрной ладони вода
Обратится в хмельное болото,
Где живёт вековечное что-то
И где ягод – ну просто беда!

Из истлевших красавицы глаз
И из губ, позабывших лобзанья,
Жизнь, согласно восточным сказаньям,
Исполняя небесный наказ,
Возродится в бесчисленный раз
И забьёт благодатным ключом…
Нет, трагедии нету ни в чём!


***
Варю по воскресеньям щи
И манник затворяю…
Ищи меня, скорей ищи,
Пока я отворяю
Свою калитку хоть на день
В потоке сером будней.
Ведь с каждым часом гуще тень
И сон мой беспробудней.
Чем дольше – тем плотнее мхом
Мою скрывает душу.
Взойди на мой печальный холм,
Присядь меня послушать.

Я так отчаянно бегу
Всю жизнь тебе навстречу,
Чтоб на последнем берегу
Твои услышать речи!
Уже мерцают угольки
В голодной пасти печки.
Приди ко мне, обволоки,
Устройся на крылечке,
Как будто век ты здесь живал
И знал меня с пелёнок.
Приди, пока ещё жива
И достаёт силёнок
Увидеть свет во мраке дня
И распознать, что ты – родня.


***
Позёмка. Старенький забор.
И дом не крепче.
Опять веду я разговор,
Присев у печи.
Сомненья, против или за
Мечу мятежно,
А если вынырнет слеза,
Смахну небрежно.
Моим речам внимает кот,
Потом и кошка,
И оба приоткрыли рот,
Следя за ложкой.
А мне совсем не до неё,
Не до скотинки.
Я про своё житьё-бытьё
Пишу картинки,
Решаю, быть или не быть
В раскладе новом,
И так мне хочется завыть,
И так хреново!

Понятно, что самой себе
Вещать негоже.
Но Ты же знаешь –
Я Тебе, всевластный Боже!



***
Дремлет кот на печке без забот и горя.
А во мне печали расплескалось море.
Чем её насытить? Как её утешить?
Не пристало людям сразу носа вешать.
Столько в мире ветхом выдумано счастья,
Что без боли можно выносить ненастье, -
С радостью под дождик попадать в дороге,
Застывать с надеждой на чужом пороге,
И шагать навстречу всем ветрам и стужам,
И мочить обувку по весенним лужам.
Высохнет одёжка, и расчистит небо.
Было бы в достатке всем любви и хлеба
И наивной веры в то, что всё проходит.
Где ж она, родная, по потёмкам бродит?

От печали жгучей и седых сугробов
Спрячусь я на печку -  к мамушке в утробу,
Под котову песню подремлю забито,
Про своё гнилое позабыв корыто.
А проснувшись утром, затворю я тесто
И навстречу солнцу выйду, как невеста.


***
Да, я оттуда, из глуши,
Хоть горожанка.
Там, по-за печкою, в тиши,
Моя лежанка.
Там, по-за домом, до лесов, -
Не хватит взгляда, -
Катится солнце колесом
В мои усады,
И шает небо до утра
Немым кострищем,
И в мелководье детвора
С сетями рыщет.
Барашков белые стада
Выносит в небо,
И я плыву вослед – туда,
Где смертный не был,
От горькой нашей маяты
Открывши средство,
Лечу туда, где я и ты,
Где наше детство,
Где есть мужицкое плечо,
Где лёгки беды,
Туда, где любят горячо,
Где наши деды,
Закрывши двери без ключей,
Хлеба косили,
Где пахло супом из печей
По всей России.


***
Как хорошо, что есть зима –
И будет лето,
Как хорошо, что на вопрос –
Дают ответы,
Как верно, что на всякий чёт
Найдётся нечет
И что не может быть разлук –
Без встречи.
Всему, что названо вокруг,
Есть отрицанье,
И темноту пронзает вдруг
Небес мерцанье,
И там, где силы вперехлёст, -
Сквозит усталость,
А тем, кто ненавидим был,
Любовь досталась.

Но безрассудно на земле
искать покоя,
Чужие беды разводить
Своей рукою.
Нет привилегий и чинов
И всяких кланов
Для утверждённых наверху
Господних планов.
Пускай!
От жизни мы
С её
злой круговертью
Вослед обманутым до нас
Спасёмся смертью!


***
Мося, ласковая Мосень!
Вот и осень, снова осень.
Будем время коротать,
Тряпки старые латать.
Не затем, что нет одёжки,
А для виду, понарошку,
Будто – целый дом детей,
Будто радостных вестей
Полон наш почтовый ящик,
Будто счастье – настояще.

Да и впрямь – роптать нам грех,
Ведь не надо нам утех
И доплаты к подаянью.
Правда, нужно бы вниманье
От простых, не высших сил,
Только – всяк о том просил,
Что уж нам копить обиду!
Респектабельные с виду,
Мы пойдём с тобой в село,
Пока путь не замело,
Наберём рожков да рыбы –
Будь богаче, то бы мы бы…

Впрочем, хорошо и так.
Прохудился наш чердак,
Но зато горячи печи,
А платочек я на плечи
Не от холода, отнюдь, -
Чтоб кручину обмануть.
Пахнет жареной картошкой,
Плачут от любви в кино.
Что зеваешь под окошком?
Ты накормлена давно!
И не бей хвостом приветно,
Знаешь – в избу не пущу!
Как тебе всегда заметно,
Что грущу?

Вспомни свой собачий праздник.
Вон, ещё не минул год,
А соседский пёс-проказник
Караулит у ворот.
Будет он тебя любить,
Мне ж  – опять щенков топить,
Потому собачья сладость
Мне не в радость.
Но и зависть, если честно,
В этом есть, хоть неуместна…

Вот таков наш скромный быт.
День за днём – и год убит.
Не убить бы так и век!
Жаль, что ты – не человек,
Моя ласковая псина,
А не то, глядишь, трясина
Будней не была б страшна,
И набитая мошна
Тяжелила бы карманы,
И не ждали бы мы манны,
Как привычно ждём теперь,
Открывая в утро дверь.



***
Ты – только мой,
А я – твоя, и только.
Как странно,
Что на Млечном на пути,
Где столько звёзд
И где галактик столько,
Нам никого роднее не найти!
И как когда-то в русском захолустье
Шагнули мы навстречу, чуть дыша, -
Через века, как будто речка - к устью,
Опять к душе потянется душа.

И закружится в вихре мирозданье,
И звёзды начертают нам салют,
И на другой планете в новом зданье
Мы сотворим божественный уют.
Мы позабудем прежнее обличье
И обретём иные голоса.
Одна Любовь останется в наличье,
И ею сотворятся чудеса.

Обрящут воду мёртвые планеты,
Задышит полной грудью небосвод,
И, зеленью наивною одеты,
Светила встанут с нами в хоровод.
Воскреснувшие вечные собратья
Вольются в межпланетный звонкий хор…

А я, в эфирно-лёгком млечном платье,
Поправлю по-земному твой вихор.
И вспомнятся твой шёпот на рассвете,
И пальцев узловатый перебор,
И та звезда, что всем под утро светит,
Пока не зашумит сосновый бор.

Конечно, есть места и покрасивей
В просторной безграничности миров,
Но мы опять бы Бога попросили
Попасть туда, где был наш нищий кров,
Где мы шагнули, затаив дыханье,
Судьбе навстречу и слились в одно,
И огненным сердечным полыханьем
В морском просторе высветилось дно.



***
В осенний месяц у причала,
Где чайки, сопки и луна,
Всю ночь баюкала-качала
Меня байкальская волна.

Казалось, что открыта дверца
В мирские тайны.
И сквозь сон
Моё, я чувствовала, сердце
С байкальским бьётся в унисон.

И неразменною монетой
Светилась в небесах звезда,
И долго среди сопок где-то
Стучали мерно поезда…

Мы все потом в далёкой дали
Застынем, обнаружив вновь,
Что сердце наше – на Байкале,
А с ним – и счастье, и любовь.


***
У нас повыпали снега
На мёрзлу землю.

Вхожу в родные берега
И всё приемлю,
Плыву от устья, не спеша,
К своим началам,
И улыбается душа
Былым причалам,
И поднимается со дна
Лавина мути,
И снова, глупая, одна
Взываю к сути,
И вновь меня сбивает с ног
Поток могучий…

Но так же восседает Бог
Вдали над кручей.
А с Ним не боязны в пути
Реки пороги,
И так легко назад пройти
Свои дороги,
И так забавны и смешны
Все перекаты,
И так светлы и не грешны
Любви закаты.

Там, у истока, и река –
Ручей игривый,
Подвижна и неглубока,
Мотает гривой
И забывает до поры
Про всё на свете.

Такие же в пылу игры
Бывают дети:
Ещё не знавшие беды,
Нежны душою,
Не посторонятся воды
Водой большою
И поплывут вперегонки
К её стремнине,
Тела их, гибки и тонки,
Мелькают в тине,
Покуда всех не опахнёт
Бедою близкой…

А за прилукой – поворот,
И солнце низко,
И нимбом от его огня
Звенит округа.
И все приветствуют меня…
А мне из круга
Унылых маленьких хлопот -
Скорей бы к устью,
Где подберут меня на борт
С улыбкой грусти
И совершат перерасчёт –
Всё честь по чести…
Пусть мудрости мои – не в счёт,
Но я – на месте.


***
Моей напарницей в пути –
луна нагая.
В ночи по Млечному пути
бреду-шагаю.
А снег скрипит, а снег поёт
простую песню
О том, что всё вокруг умрёт
и всё воскреснет.
И станет шумною водой
немая льдина,
И снова будет молодой
искать седины,
И обратится верный друг
врагом заклятым,
И старым вылечит недуг
огонь заката.
По сторонам зубчатый лес
вздыхает мудро,
И сыплется в лицо с небес
и тает пудра.
И тихо саночки скользят
по узкой тропке,
И на себе ловлю я взгляд
собаки робкий.
Опять от дома – да за мной,
опять по следу!
Не бойся, друг мой неземной,
я не уеду.
Куда от этих мне полей
в морозном платье,
От пуха старых тополей,
от дома сватьев
И от всего, что приросло
навеки к коже?
Такое, брат мой, ремесло.
И нет дороже.



***
Ещё не вызрела зима,
И вдруг капели
На наши взобрались дома
И полетели
С истошным звоном
Сверху вниз,
Забыв опасность.
И углядел вдали карниз
На небе ясность…

Но как же так –
Без холодов и без метелей?
Без долгих праведных трудов
И неги в теле,
Когда расслабленно глядишь
На ящик теле?

А вы бы вечной мерзлоты
Себе хотели?
Попробуй угодить на вас
Начальник неба!
По вам бы рос и ананас,
И много хлеба
Рожала бы сыра-земля
Без проволочек!
А вы извольте предъявить
На то квиточек.
В реестре есть ли обо всём
Об  этом строчка?
Не знали вы? Тогда, увы,
На этом точка!

И пусть не вызрела зима,
Но вновь капели
На наши взобрались дома
И полетели…


***
Очередной анабиоз…
Опять перед крушеньем?
Глаза, опухшие от слёз,
И скорби прегрешенье.

Не учат ничему года
И книжек горы!
И снова хочется туда -
Забиться в нору
Или забыться на руках
У доброй мамы,
А рядом пусть течёт река,
Бурля упрямо,
И детство с криками бежит
По горным кручам…

Как хорошо, что эта жизнь
Совсем не учит,
Что бьётся сердце малыша
Во дряхлой плоти,
И если нету ни гроша,
То мы – не против!


***
Отпали детские коросты
У бедной дочечки вчера…

Она теперь такого роста,
Что не достанет детвора.
Она теперь ума такого,
Что мне бы впору помолчать.
Она сословия иного,
И на лице её - печать
Далёких неземных мучений,
Что нам совсем не по плечу…
И пред её предназначеньем
Склоняюсь низко и молчу.

Когда-то пухленькие ножки
Я целовала ей с утра,
И мы стояли у окошка,
Смотря на то, как детвора
Играет во дворе с мячами,
Не зная, что она грустит, -
Ведь доктора ей назначали
Неделю дома провести…
Когда-то вместе мы бродили
По тихим залам галерей…
Когда-то вместе народили
Толпу заоблачных идей…
Когда-то было всё так просто,
Как в первом классе дважды два…

И вдруг она - такого роста!
И горделива голова,
И просто царская осанка,
И долгий и глубокий взгляд…

И никогда уже на санках
Не увезти её назад,
В те годы общего застоя
И общих радужных надежд,
Когда хватало всем покоев,
Продуктов разных и одежд.
Хотя не в том, конечно, дело,
Что изменились времена,
Что толпы честных поредели
И разворована страна;
До нас ведь тоже жили тяжко,
Однако – веря и любя…
Я только добрые мультяшки
Всегда включала для тебя.
А что теперь дарю в наследство,
Без всяческих на то бумаг?
Враждебное вокруг соседство?
Разрушенный универмаг?
Насмешку надо всем высоким?
И мрак без света впереди?

Ты выросла такой высокой!
И сладко на твоей груди
В минуты горестные эти
Пригреться да и задремать,
И позабыть про всё на свете,
Про то, что я всё так же мать.
Но роль всесильного атланта
Давно уж мне не по нутру!
Мне б лучше крошку провианта
И - на болото поутру.
Там нет ни радио, ни теле,
Ни компа с ямой Интернет,
Но есть истома в старом теле,
И есть в душе желанный свет,
Который наполняет смыслом
Земные скромные труды,
И радуга - как коромысло,
И небо - полное воды.


***
Я вдруг нашла в заснеженном лесу…
Налившиеся ягоды малины!
А путь назад поскольку был недлинный,
Подумала: домой их принесу.
Не сознавая этот сон, обман
И торопясь даров набраться на год,
Я стала их пихать в пакет, в карман,
И руки застудила кровью ягод.

А поутру, свершивши дел черёд
И у окна присевши на минутку,
Я поняла, что то была не шутка.
И много-много дней моих вперёд
Болели пальцы, шелушась порошей,
А в сердце, тонкой веточкой проросший,
Малиновый тянулся к жизни куст,
Чтоб мир не оказался завтра пуст.
Расти, расти, не бойся, мой хороший!


***
Зачистить сусеки.
Помыться. Прибраться.
И, смеживши веки:
«Увидимся, братцы,
В краях, где ни злата,
Ни горя, ни боли!»
Чего нам и надо,
Нажившимся, боле?


***
И я покинула тот дом,
Сражённая его проказой,
И, искушаема, с трудом
Не оглянулась ни разу.
Пускай цветут его цветы,
Пускай поют на ветках птицы,
Но да избегнешь его ты,
И мне пускай он не приснится.

Мой путь лежал в иной приют,
В ту даль под звёздными очами,
Где неимущим – подают,
Где страх не мучает ночами,
Где нет сомнений о былом,
Где видно вдаль без окуляра,
Где не пугает ночью гром
И нету смерти от удара…

И я иду…
И я иду,
Сносивши обувь,
Сбивши ноги.
И я найду вас,
Я найду,
Мои правители
И боги!


***
Зажала прошлое в горстИ,
Как маленькую рыбку,
И говорю ему: «Прости
За то, что было зыбко,
Когда, до имени «вчера»,
Ты «завтра» называлось,
За то, что впереди дыра
Теперь образовалась,
А в ней – ни капельки воды,
Лишь высохшая Лета,
И время съело неводы,
И даль не обогрета…».

Ты бьёшь хвостом,
Ты хочешь быть,
И я тебя ласкаю,
И не хочу тебя забыть,
Но, плача, отпускаю…


***
А весна неизбежна –
Как любовный экстаз,
Как безумные всхлипы
На вершине томленья,
И как сладкое право
Исполнить приказ,
От которого нет
У тебя избавленья.

И любовь неизбежна,
Как весенний экстаз…
Ну, ещё бы один,
Распоследнейший раз…


***
Закрою душу на ревизию
и удалюсь в свои леса.
Опять – ни денег, ни провизии,
опять плохая полоса.
Куда бежать от неизбежного,
кому свою поведать боль?

Болоту нашему безбрежному,
в котором нынче гоноболь
Туманом сизым поразвесилась
из края сумрачного в край,
И солнце на суку повесилось,
лесной обогревая рай.
Ни ветерка, ни злого облака,
готового греметь грозой…

Но чуем мы с тобою оба, как
дрожит над миром мезозой,
И, опьянённы сладким маревом,
ползут лианы  к небесам,
И для других готовым варевом
пичуги скачут по лесам,
Как всё гудит, поёт и мечется,
земных не ведая путей…
И как болотом нынче лечится
любая рана без затей.


***
Это – я?!
Не понимаю,
Что имею, что храню.
Неродного - обнимаю,
А любимого - браню.
Это – я?!
Без всякой дрожи
Все разрушила мосты…

Как же, милостивый Боже,
Жить меня оставил Ты?!
Это я –
Во всём  виновна!
Всё забыла, что Сказал!
Пожалел меня?
Дословно: наказал!