Ветеран

Борис Аверин
   В актовом зале школы заканчивалось методическое занятие с учителями.
– Приближается 23 февраля. Классным руководителям необходимо организовать встречи учеников  с ветеранами, с теми, кто был или сейчас является защитниками Отечества, - объявила завуч по воспитательной работе.

 - Почему это должны делать учителя? Где можно  найти нужного гостя? - возмутились присутствующие.  На что  услышали резкий ответ, что об этом думать должны те, кому поставлена задача. Возвращаясь из школы,  я обдумывала указание завуча.
 
- В соседнем подъезде дома живёт ветеран. Он крепкий, не смотря на возраст, видела неоднократно его по утрам в спортивном костюме возвращающимся из парка. Он, говорят, ежедневно ходит на утреннюю зарядку. Приглашу его, – обрадовалась я своей находке.

Не откладывая проблему в долгий ящик, узнала номер его квартиры и вечером встретилась с ним.
Он не проявил заинтересованности к моей просьбе. Напротив, отказывался от моего предложения. Объяснял мне, что он не умеет выступать, что он не герой, рассказывать о себе нечего. Я настаивала, что он участник тех грозных, тяжёлых событий и детям будет полезна встреча с ним  для изучения истории страны. Убедила его. Он согласился.

В назначенный час  встретила его в фойе школы. Мы направились в класс. Учащиеся, стоя, аплодисментами приветствовали ветерана. Когда он снял пальто, то я с удивлением увидела, что пиджак пожилого человека не украшали ордена и медали. На лацкане костюма одиноко висел знак участника Великой Отечественной войны.

После моего короткого вступления ветеран встал. Он молча внимательно рассматривал учеников, обводя взглядом каждого. Необычное поведение гостя привлекло внимание детей. В классе воцарилась звенящая тишина.
Я заволновалась: он же предупреждал о неумении выступать перед аудиторией.

Его выступление началось с неожиданной темы, далёкой от той, ради которой я организовала мероприятие.
- Вчера вечером в новостях я увидел сюжет о том, как ученики школы били своего одноклассника ногами. Сбив сверстника с ног, пинали ого. Четверо избивали одного. Это было жутко! – сказал ветеран.
 
Помолчав, он продолжил неторопливую речь. Отметил, что одной из составляющих причину нашей победы над врагом была дружба в воинских коллективах.
- Пословица «Сам погибай, а товарища выручай!»  была лозунгом фронтовиков, – заключил гость.

Говорил о том, что такое отношение воинов друг к другу воспитывали командиры.
 
Защитник Отечества вспоминал, что после окончания средней школы, за год до начала войны, учился в военной школе лётчиков. Поступив в ту школу, каждый из будущих военных пилотов представлял, что сразу приступит к обучению полётам. Но, к всеобщему их удивлению, учёба началась с изучения воинских уставов, занятий строевой подготовкой, стрельб из винтовки и физкультуры.

Как же в ходе того учебного процесса можно было воспитывать чувство заботы о товарищах, учить  дружбе? Он понял позже: не случайно в каждое из воскресений проводились необыкновенные кроссы. Нужно было пробежать дистанцию в солдатской походной экипировке: в повседневном обмундировании  с шинелью в скатке через плечо, противогазом на боку, с винтовкой и сапёрной лопаткой.

Вначале бегали три километра, потом - пять и позже - десять. Время в зачёт определялось по последнему бегущему. Не все воины были в хорошей физической форме. Чтобы уложиться в норматив, наиболее подготовленные  забирали у слабых  винтовку, скатку и бежали, помогая отстающим.

Кроме того вспоминал он, как командир назначал хорошо успевающих курсантов для помощи отстающим в учёбе. За результаты строго спрашивал с обоих. Таким образом, укреплялась дружба в воинском коллективе. Пропадало безразличие к неудачам товарища. Успех одного курсанта был радостью для всех. Постепенно коллектив становился крепким, монолитным.

- Мы научились заботиться друг о друге. Курсанты, возвращавшиеся из увольнения, знали, что пропустив ужин, не будут голодными. На тумбочке ждал хлеб, масло, сахар и кусочек мяса - продукты, принесённые товарищами с ужина, – рассказывал фронтовик.
Забота проявлялась не только в этом. Ветеран рассказал о случае укрывательства от командиров проступка курсанта, за который он мог быть отчислен из школы: употребление спиртных напитков.

Он вспомнил, что однажды один из его товарищей, Паша Уваров, возвращался из увольнения  нетвёрдой походкой. Курсанты увидели его. Остановили. Проявили находчивость и смекалку, чтобы дежурный по части не заметил подвыпившего курсанта. Но как это сделать, если увольняемые курсанты о своём прибытии  должны  докладывать ему?

Проявили хитрость и незаметно провели его в казарму. Спрятали в помещении, где хранилось обмундирование. Курсант, внешне похожий на Пашу, в парадной форме, с его документами, заменил нарушителя дисциплины. Раскрасневшийся от бега, за минуту до истекающего времени увольнения, не отдышавшись, он громко докладывал о прибытии. Офицер похвалил курсанта за то, что не опоздал.

Конечно, позже мы устроили головомойку виновнику вынужденного обмана офицера.
Начало войны было очень тяжёлым. Преимущество немецкой авиации было огромным. Многие лётчики, друзья ветерана, погибли.

Встретил он войну в одной подразделении с Павлом. Однажды командир эскадрильи поставил им боевую задачу, назначив Уварова ведущим пары. Два самолёта взлетели, пересекли линию фронта, выполнили задание и возвращались на свой аэродром.  В воздухе было спокойно, вражеских истребителей  не было видно.

Летели низко, чтобы затруднить противнику обстрел их самолётов с земли. Вдруг вокруг самолётов вспыхнули разрывы зенитных снарядов.

- Самолёт сильно качнуло, - вспоминал рассказчик, - в кабине появился запах гари и двигатель заглох.
 – Подбит! - промелькнула мысль. Ничего не оставалось делать, как только садиться прямо перед собой на «живот». Повезло, что впереди было большое поле. Раций на самолётах не было, доложить ведущему пары о случившемся  он не мог. Грубо приземлился.

- Скорее покинуть кабину, поджечь боевую машину, чтобы не досталась врагу!
Выскочив из самолёта, отбежал в сторону, достал пистолет и выстрелил несколько раз в топливный бак. Прогремел взрыв. Обломки частей аэроплана взлетели вверх, лётчика оглушило.
Нужно было срочно убегать от самолёта и,  прячась от противника, идти к линии фронта. Осмотрелся. Увидел, что к месту взрыва едет грузовик.
- Видимо,  группа захвата, - решил он.  Бросился бежать в сторону лесопосадки. Пробежав метров 20, увидел самолёт с выпущенными шасси. Он планировал на поле.
- Паша садится, что бы забрать меня! – обрадовался пилот.

Приземлившийся самолёт, подпрыгивая на кочках, быстро приближался к сбитому лётчику. С другой стороны к нему мчалась, поднимая столб пыли, фашистская автомашина.

Ветеран с волнением рассказывал, как бежал навстречу своему спасителю. В голове была мысль: «Успеть раньше немецкой машины!»

Самолёт остановился.   Лётчик вскочил на крыло, схватился за борт кабины. Мотор взревел. Крылатая машина начала разбег. Набрав скорость, оторвалась от земли. Воздушный поток срывал необычного пассажира с крыла. Автоматных выстрелов взлетевшие пилоты не слышали. Их заглушал громкий звук авиационного мотора.
Полёт завершился посадкой на своём аэродроме. Дружба, воспитанная в курсантские годы учёбы, спасла воину жизнь.

Дети с огромным вниманием слушали рассказ ветерана. Заканчивая выступление, он сказал, что страну от порабощения Германией спасло его поколение. Если России вновь потребуется защита от агрессора, то без уважения друг друга, без крепкой дружбы, врага не  победить.

 Одна из девочек спросила о наградах ветерана, заметив, что обычно у ветеранов бывает много орденов.
Вопрос смутил гостя. Он молчал, опустив голову. В классе была полная тишина. Ученики  замерли в ожидании его ответа.

- В один из боевых вылетов в последний год войны, - он продолжил рассказ, - я был сбит. Раненым попал в плен. После войны был лишён воинского звания и наград, отбывал срок в лагерях. Потом был реабилитирован. Награды мне возвратили, но я  их не надеваю.
Рассказ ветерана ошеломил учеников. Его выступление было для меня педагогическим уроком.

                Аверин Б.А.
                06.02.13.