Невесёлая история

Амина Укбасова
   Лера все десять лет школьной жизни сидела за первой партой на втором ряду. Она была cреднего роста, плотная, с круглыми щёчками, которые хотелось ущипнуть. Пухлые маленькие руки, две заплетённые густые чёрные косы, карие глаза. Не было учебного предмета, которого она не знала, но более всего любила точные науки: математику, физику, черчение. В завершении ко всему Лера училась в музыкальной школе по классу фортепиано, а зимой каталась на зависть всем в настоящих белых фигурных коньках, привезённых родственниками из Москвы.


   В семье Лера была последышем, две сестры и два брата уже жили своими домами. Старшая Анита с сыном Никитой вышла второй раз замуж, жила в Австрии. Другая Сима – в Волгоград за военным в отставке, воспитывали сына Юру. У Сергея жена умерла после родов, оставив мальчика Витю. Брат Алексей имел в браке дочь Галю.


Родители Леры дядя Коля и тётя Оля долгие годы работали в геологоразведочных кампаниях, переезжали с места на место. Наконец, поселились в посёлке городского типа, построив крепкий красивый дом, с голубятней, скотным двором, гаражом. Но гордился хозяин подвалом,глубоким  и цементированным с металлической крышкой.


   В спальне у дяди Коли стоял книжный шкаф, в нём были собраны более двухсот словарей по всевозможным отраслям и профилям: энциклопедический, толковый, иностранных слов, сельскохозяйственный, устаревших слов, философский, орфографический.


   Для дяди Коли как ветерана войны День Победы – святой праздник, поэтому 9 Мая вся многочисленная родня собиралась у деда на праздничный обед. Эта традиция нарушалась только тогда, когда дядя Коля лечился в госпитале. В доме всё подчинялось заведённым порядкам и требованиям хозяина. Отец гордился Лерой, радовался её учебным и музыкальным достижениям, надеялся, что дочь станет инженером, поступив в строительный институт.


   Студенческая жизнь в общежитии для восемнадцатилетней девушки оказалась нелёгким испытанием. Та паинька, которая воспитывалась дома, в городе оказалась никому не нужной.


   На очередном дне рождение соседки-однокурсницы Лера увидела кареглазого высокого стройного Тайшета из Узбекистана с автодорожного факультета.
-Интересная ты, девочка, не куришь, не пьёшь, - сказал юноша.
-Не хочу.
-Никто дружить не будет
-Не надо.
-Любить никто не будет.
-А ты будешь?
-Составь компанию.


   Первая рюмка, откуда-то взявшегося разведённого спирта и следом выкуренная сигарета на утро разлились неприятной горечью и головной болью. Как из-под земли появившийся Тайшет повёл знакомиться к друзьям, угостил там водкой. Лера, жадно и быстро, затягивалась сигаретой и старалась понять, что будет делать дальше юноша. Он, молча, перебирал косички, пристально смотрел в карие глаза девушки и без конца гладил мягкую нежную свободную ладошку левой руки.
 До встречи, девочка.
-Пока.


   Тайшет ушёл и больше не приходил. Лера видела его в институте, столовой, но в гости в общежитии он не заходил. Она томилась в ожидании, какого-то чуда.Подруги с друзьями шепчутся, плачутся, ссорятся, мирятся, а Лера одна.


  Детские воспоминания остались грустными и приятными. После школьного вечера пошёл провожать одноклассник Боря, весёлый, разбитной и обаятельный подросток. Подойдя к калитке дома, ребята остановились.
- Лера, ты мне давно нравишься, - начал Боря.
Спутница, не зная, что ответить, молчала.
- Я буду всегда любить тебя.
- Не надо, ещё буду учиться. До свидания.


   Прошло более года. На осенние праздники в одной компании Лера увидела Тайшета. Он флиртовал с молоденькой девушкой. Каково же было его удивление, когда бывшая знакомая подошла с гранёным стаканом вина и, затягиваясь сигаретой.
-Ба, знакомые всё лица, - сказала Лера.
-Привет. Это ты?
-Меня полюбишь?
-Хочешь?
-До конца жизни.
-Не обещаю. Как получится.


   Разве могла она в свои двадцать лет предположить, что её жизнь с того момента, это пропасть и падение только вниз?


   Через несколько месяцев Лера поняла, что беременна. Тайшет, молча, выслушал и сообщил, что не отказывается, но жениться, не намерен. Отец, узнав о положении дочери, категорически заявил:
- Мне такие внуки не нужны.
  Врач шокировал Леру известием о двойне: мальчик и девочка. Тайшет предложил родить детей, но сам появлялся всё реже и реже, а однажды заявил:
- Я не готов к отцовству.



   Лера родила в положенный срок: сначала на свет явилась девочка, через несколько минут мальчик. Дело двигалось к выписке, Лера мучительно думала о дальнейшей судьбе детей. В день выписки, получив детей, поехала в детский дом и отказалась от них.


Учёба в голову не шла, Лера долго и внимательно смотрела вслед проходящим малышам. Тайшет закончил учёбу и уезжал домой.
- Ты знаешь, что твои дети в детдоме? – спросила Лера.
- Ну?
- Ты будешь проклят богом.
- А какая ты мать?
- Куда я с ними? Возьми нас с собой.
  Почти трёхлетних детей забрали из детдома.


   Семья мужа сразу не приняла ни строптивую сноху, ни свалившихся как снег на голову внуков. Лера вернулась к родителям в Россию. С детьми. Самолюбие отца было задето. Граница пребывания внуков была определена территориально: спальня, детская. Но если малыши пока это принимали за игру, то в отношении дочери отец определил наказание: где была, там оставайся, не успела до 21 часа – входная дверь на замке. Детское пособие – копейки. Год-два Лера осталась без работы. Страна разваливалась, распадалась, строили капиталистический строй, но пока везде был рынок. Муж сестры Симы Лев,живший в Волгограде, возил вещи из Москвы. Продажа в выходные дни была плохая. Лев оправлялся в пятницу вечером к тёще, ночевал, субботу торговал и после обеда уезжал домой. Уставшая от безделья, Лера, предложила свою помощь на рынке. Иногда, Лев и Лера, засиживались на кухне  до полуночи за бутылочкой водки.


   Приезда зятя и дяди ждали все: детвора радовалась гостинцам, Лера – возможности отвести душу за водкой и сигаретами.
-Что тебе надо для счастья?- спрашивала Лера.
-Жену и сына Юру.
-А покой?
-Да, дом.
-Душа не болит?
-Нет.
-Значит, ещё не жил,- философски констатировала Лера.


  Однажды, приняв каждый по литру водки, уснули на одной кровати. Утром зашедшая будить зятя тёща, всплеснула руками и с тех пор отказала ему от дома. Ни доводы Льва, ни оправдания Леры – не могли переубедить мать. Отец, догадывавшийся и не любивший посиделки двух ему родных людей, угрюмо и сердито поглядывал на Леру. Сима не звонила и не спрашивала о случившемся. Лишь спустя полгода, сообщила, что развелась с мужем и жаловалась на сына Юру, который отбился от рук. Узнав об открытии колледжа, после окончания  девятого класса, отправила Юру учиться.

 
  Семья, стареющих супругов, пополнилась ещё одним внуком. Но новый жилец грубил,дерзил, поэтому был отправлен к матери.


  С самого рождения с дедом жил внук Витя, у которого мама умерла после родов, отец Сергей женился и воспитывал двоих детей. Витя видел, что неладно и не так, но, ни он, никто уже ничего не могли изменить.


  То ли старость одолела, то ли желание приструнить непутёвую дочь, но все наказания и строгости доставались растущим внукам. Девочка, названная Леной, смышленая и хозяйственная, оказалась незаменимой помощницей дома. Мальчик Артур, непоседа и шалун, всегда попадал в неприятные истории: то ногу поломает, катаясь на крашеном полу, то сахар-песок рассыплет, то принесёт висящую на соседском заборе садовую лейку. Бабушка, молча и тихо, поощряла несмышлёныша, а когда во дворе набиралась железа килограмм на пять, отправляла его сдавать лом. Посчитав деньги, принесённые внуком, бабушка гладила по головке, давала ему мелочь, остальное оставляла себе.
 
   Теперь мальчуган знал, как можно досыта и вкусно покушать. В ход пошли соседские кастрюли, сковородки, чугунки, бидоны. Сначала хотелось конфет, других сладостей, а потом попробовал спиртное – проспал целый день в переулке на траве. Не понравилось. Но деньги легко заработанные, толкали на подвиги. Милиция уже прописалась в доме деда и дожидалась возраста, когда можно отправить Артура в колонию.


   Для Леры жизнь разделилась на две половинки: в доме и за забором. Здесь гнёт и давление родителей, там друзья и подружки. Хотя много уже не надо было: одну-две рюмки, бестолковые разговоры, интимные связи, синие собутыльники с трясущимися руками и тайными надеждами: друг угостит.


  Лера, опустошённая и разбитая, стала давно ко всему безучастна, равнодушна. Уходила, искала утешение в спиртном. Женское счастье как солнце на закате заглянуло к ней. Нашёлся мужчина Семён, с которым постаралась создать семью. Сын был рядом. Его любила больше, чем дочь, за беззащитность, доброту, открытость характера, вечные болезни и весёлые  веснушки как у неё. Всё было бы хорошо, но часто оба супруга засиживались за бутылкой водки. Однажды Семён уехал на заработки и пропал. Погоревав, Лера с сыном вернулась домой.
   Дети росли, денег не хватало. Лера выходила к пассажирским поездам, иногда с товарками ехала до очередной большой станции, возвращалась другим обратным составом. Ресторанные работники ненавидели свободную торговлю, иногда девчат высаживали на первой станции, где приходилось ждать сутками поезд, заработанное съедалось, пропивалось для обогрева. Сколько раз приходилось оставаться ни с чем, недовольный проводник мог отобрать  продуктовую сумку и выкинуть на улицу. Ни еды, ни денег.


   Ранней весной Лера поехала в Харабали на плантации. Жизнь в палатках около теплиц до глубокой осени. Деньги, полученные за работу, тратились на продукты, а по ночам сторож продавал самогон. Лера, решившая не пить, машинально тянулась за стаканом, давая себе слово начать новую жизнь по приезду домой.


   Зима дома показалась долгой и вечной. Как только начали появляться первые весенние проталины, Лера поехала в гости к брату Сергею, который поругался с женой и жил один. Неуютно, пусто было у брата.
- Что приехала воспитывать?- спросил хозяин.
- Зачем? Ты сам понимаешь.
- Как живёшь сама?!
- На себя посмотри. Плохо мне. Есть выпить.


   На столе оказалась чекушка самогона. Взаимные упрёки перешли в дружеское застолье. Сергей сбегал куда-то и через некоторое время сосед принёс ещё литр спиртного. Время было за полночь, когда Лера уснула. Последнее, что она помнит – потянулась за стаканом.
Утром Леру разбудил участковый милиционер.
-Просыпайтесь.
-Вы кто? Что надо?
-Ваш брат Сергей убит.
-Что?
-Кто ещё был с вами?
-Никого. Мы вдвоём.
-Вы подозреваетесь в убийстве.
-Это не я.
-Где орудие преступления?
-Какое?
-Его ударили топором по голове.


  У Леры засосало под ложечкой, помутилось в голове. Она упала в обморок. Следствие шло положенным чередом. Сергея нашли в кровати с разбитым черепом. Топор был найден в дровяном сарае.


   Лере дали пять лет. Через два года умер отец. Артур, вернувшийся из колонии, снова украл и уже был осуждён по статье. Лена вышла замуж и уехала из дома.