2. Анализ деятельности педагога ч2

Владислав Логинов
             ВОСПИТЫВАЮЩАЯ функция обусловливает необходимость знаний по теории и методике воспитания, возрастной и педагогической психологии, однако решающим фактором здесь оказывается личность самого воспитателя. «В воспитании должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается из живого источника человеческой личности» - писал К.Д. Ушинский. И далее он высказывался по этому поводу еще более определенно: «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно обосновать характер».
             Реализация воспитывающей функции требует от педагога комплекса значимых качеств, к которым относятся такие свойства, как идейная убежденность, долг, гражданственность, коллективизм, ответственность и социальный оптимизм. Формирование социально-значимых качеств происходит вследствие принятия личностью целей, ценностей и норм поведения педагогической интеллигенции. 
             Эффективность воспитательного воздействия во многом определяется волевыми свойствами педагога, его требовательностью к себе и коллективу учащихся, инициативностью, целеустремленностью, самостоятельностью.  Наряду с этими «векторными» свойствами ему важно обладать выдержкой, дисциплинированностью, гибкостью поведения, способностью предвидеть реакцию учащихся при изменении педагогической ситуации, готовностью к перестройке способов воздействия и многими другими качествами.
             Управление учебно-воспитательным процессом требует от педагога интереса к общественной работе, организованности, профессиональной доминантности, способности отражать психологический настрой учебной группы, установки на достижение успеха, особой чувствительности к межличностным отношениям, требовательности, самокритичности, ответственности.
             РАЗВИВАЮЩАЯ функция состоит в психическом развитии личности учащихся, их сенсомоторной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. Значение этой функции обусловливается необходимостью формирования у будущих специалистов профессионально важных свойств и качеств личности.
             Успешность выполнения развивающей функции непосредственно связана с уровнем активности студентов в работе над собой, в четком понимании ее важности и настоятельной необходимости для будущей профессиональной деятельности. Если студент никогда не ставил перед собой проблему изменения нежелательных черт своего характера или усиления желательных качеств своей личности, и не научился сам, или с помощью педагогов, добиваться поставленной перед собой цели, он никогда не сможет глубоко осознать этот сложнейший, а иногда даже мучительный процесс личностного роста, а значит и  помочь в этом другому человеку – своему будущему ученику.
            Ясно, что компетентное выполнение педагогом развивающей функции, возможно только при наличии у него фундаментальных психологических знаний, педагогических и психологических умений диагностики личности учащегося.
            Одной из самых важных в деятельности педагога является МОТИВИРУЮЩАЯ функция. Она связана с формированием внутренней потребностно-мотивационной сферы личности учащегося. Продуктивность всего образовательного процесса определяется степенью сформированности педагогом эмоционально-положительного отношения к учебе у учащегося. Основные составляющие мотивирующей функции преподавателя – формирование потребности в  труде, профессиональных ценностных ориентаций, психологической готовности к трудностям адаптации в современном, очень сложном обществе.
            Учебно-профессиональная деятельность не перейдет на уровень профессиональной деятельности, если внутри нее не произойдет формирование, целенаправленное или стихийное, адекватных профессиональной деятельности мотивов. Процесс формирования профессиональной деятельности должен совпадать – не только теоретически с формированием собственно профессиональной мотивации. Для этого необходимо умелое создание педагогом для каждого своего ученика особой и очень важной, как для самого ученика, так и  для успеха его обучения, ситуации контролируемого развития личности.
            Важность учебной мотивации не требует особых доказательств, ведь появление новых знаний и умений у обучаемого, определяется не столько их доступностью, сколько его желанием этим доступом воспользоваться. Как гласит известная английская пословица «Лошадь можно подвести к воде, но еще никто не смог заставить ее пить». Примером этого может служить ограниченность словарного запаса студентов вузов Харькова, Симферополя, Ялты и других городов Украины, неправильность их речи, которая отнюдь не является следствием отсутствия у них доступа к художественной литературе, словарям и грамматическим справочникам.

                Продолжение следует.