Шкаф. ч. 3

Геннадий Шалюгин
    Задрав хобот, московский слон смотрит на петербургского гипсового Чехова, который появился в доме после знакомства с Михаилом Константиновичем Аникушиным.  На тыльной стороне бюста (точнее, головы) автор начертал  две  буквы:  "М.А."  Не  помню - не ногтем ли?  Снимая натеки с гипсовой отливки твердой, как кость, ногтевой пластиной, он любил приговаривать: "Вот мой главный инструмент!"
Швы не трогал - швы от формы, словно шрамы на лице бойца, были чем-то дороги.
Чеховское лицо с нависающими на лоб волосами  вытянуто вперед ¬так чутко насторожена охотничья собака, предвкушая дичь. Чехов то ли вслушивается в себя, то ли прислушивается к голосу ранней птахи,  и губы на узком, изможденном лице складываются то ли в слабую улыбку, то ли в ироническую усмешку. Аникушин понимал сложность личности Чехова - и лепил эту сложность, уж неведомо, как лепил. Я, к примеру, постичь этого не могу, хоть убей. Что-то, исходящее из глубин самой природы - не природы искусства,  а самой матери-природы, которая из наплывов, нагромождений камней и скал создала в Коктебеле лик Волошина (Кок-Кая) и Пушкина (Сюрю-Кая). Природа ваяет потоками лавы, резцами ветров, зубилами землетрясений и обвалов.
Скульптор - та же творящая природная стихия.
При всей серьезности официального положения -  Аникушин заседал там и сям, представительствовал, руководил, общался на самых верхах, - в нем жил озорной и частенько обидчивый ребенок. Как личную обиду он воспринимал недомыслие реставраторов, которым в свое время поручили привести в порядок Бронзового всадника. В объемистом брюхе державного коня за десятилетия накопилась вода - реставраторы пытались вычерпать ее через голову. С усмешкой он рассказывал, как к трудягам обратился простой прохожий и сказал: "Просверлите дырку в брюхе - вода  вытечет сама". Чтобы заглянуть внутрь, реставраторы задумали высверлить и выпилить квадратный лючок. Тут уж не выдержал сам Аникушин: ребята, посмотрите как следует, Фальконе такую необходимость наверняка предусмотрел.
И точно: люк нашелся.
Нужно было видеть,  как головастая его фигурка  стремительно мель¬кала по мастерской среди гипсовых джунглей. Он горестно бормотал под нос, изредка всплескивая руками; ламентации его внезапно переходили в приступы праведного гнева: он распекал учеников и помощников, негодовал на кота,  который угорело носился по головам полководцев, героев труда и прочих замечательных людей;  потом так же внезапно переходил на минор и рассказывал любимый анекдот о НИИ по переработке дерьма в масло.
НИИ якобы достиг больших успехов, и я с сомнением спрашивал:
 - Что, уже есть можно?
 - Есть еще нельзя, но уже мажется,- лукаво отвечал Аникушин.
Его детскость  заражала;  как-то в минуту озорства я приваял к худой ноге Чехова - он лепил его всю жизнь!- приваял кусок сизой глины. Аникушин с изумлением посмотрел на меня и сказал:
 - Вот нахал! Будешь потом  хвастаться, что - соавтор!
Как-то он  приподнял мокрую тряпицу и показал фигуру бегущего человека. Эдакая подтянутая, целеустремленная фигура.
- Куц, наверное,- сказал я. Собственно, на этой фамилии мои познания в легкой атлетике кончались.
- Ну, что ты,- застенчиво проговорил Михаил Константинович,- это Ленин. Он в Шушенском любил бегать...
Сомнение очень уж явно проступило на моем лице, и Аникушин молча накинул на бегуна тряпицу.
Стремление подчеркнуть интеллектуальное, духовное начало у него выливалось в неожиданной форме:  он как бы "истончал" плоть персонажа, делал его менее земным - и более спиритуальным. Чехов, человек утонченной культуры, стал у него просто тонким. "Балетные ноги Чехова"  - сказала Галина Уланова. Последний бронзовый Чехов аникушинской работы, установленный в Камергерском переулке - типичный образчик  этого "балетного" искусства. В кабинете у меня висит рисунок М.К.Аникушина. Мастер набросал его на обороте обычной открытки.  Это,  конечно, тот же истонченный Чехов: непричесанный, худой, с клочковатой бородой, в пенсне, косо посаженном на носу. Чуть ниже авторской подписи - дата: 29.V1.87.
К этому времени относятся встречи со скульптором в Ленинграде. Собственно, знакомство состоялось по производственной причине: мы замыслили заменить в Ялтинском музее мраморный бюст Чехова. Мрамор от благодатного курортного  климата  стал  пропадать:  выкрашивался как гипс. Кроме того,  озорная молодежь  приспособилась мазать лицо писателя то губной помадой, то черным маркером, и Чехов иногда превращался в раскрашенного рейнджера. С женой Марией Тимофеевной, тоже известным скульптором,  Аникушин приезжал в Крым, жил в гостевом домике у моря посреди благоуханных рощ Никитского ботанического сада.  Ходили мы к ялтинскому начальству, но горячего отклика не нашли.
 - Хотят отдать заказ своим,- понимающе говорил скульптор.
И действительно, пришлось обратиться к здешнему ваятелю Олегу Цветкову. Тот вылепил Чехова в длинном пальто, ковбойской шляпе и с лицом актера Евгения Киндинова. Тонированную фигуру из гипса для прикидки поставили напротив  здания литературной экспозиции.  Чехову довелось постоять недолго:  ночной хулиган испытал на нем приемы  карате.  От удара ногой гипсовый классик рассыпался в прах. На память осталось проволочное пенсне.
Я пытался его примерить и оцарапал нос.
Гипсовой голове - подарку Аникушина - повезло больше. Я попросил отлить несколько копий: одна из них, тонированная под бронзу с патиной, хранится в фонде Чеховского музея. Другая царит в моем шкафу.