Портрет Главы государства

Леонид Наумович
             
     Иногда я мысленно задаю себе вопрос: стоит ли мне тратить своё время на написание мемуаров? И если стоит, то для кого я их пишу? Иногда мне кажется, что я пишу их, исключительно, для себя.

Просто захотелось вспомнить какие-то эпизоды прошедшей жизни,пусть даже незначительные,вспомнить годы, которые так быстро пробежали и памятны заботой и любовью родителей. И это интересно только мне одному. И не стоит обижаться, что другим не интересно.Когда человек поднимается в гору он часто смотрит назад,чтобы увидеть,как много он прошёл и оставил позади. Когда опускается вниз, пройдя перевал, опять оглядывается,чтобы напомнить себе,что вершина ему покорилась.

  Иногда мне кажется,что пишу для дочери и внуков.Если,вдруг,они будут в преклонном возрасте мыслящими,цивилизованными людьми, то неминуемо захотят узнать подробнее о своих предках, побыть с ними, узнать их мысли,мнения и оценки тех исторических событий,которые они (то есть мы)пережили. Лично мне это не хватает сегодня.Как оказалось теперь, я о многом не расспросил родителей в своё время,а теперь спросить ни у кого. Думаю,когда поставлю последнюю точку, перепишу все свои "сказания" на CD и вручу каждому из потомков.

    Завершив свою учёбу в школе и получив "Аттестат зрелости",я навсегда покинул своих родителей и отправился в "самостоятельное плаванье". Безусловно, мы ещё много лет общались, много раз встречались,но это была уже не постоянная совместная жизнь,хотя их заботу и любовь я ощущал и во взрослой жизни.

   Последние месяцы учёбы в школе отчётливо сохранились в моей памяти. Они были не простыми для меня лично и для нашей семьи.

   Есть в западной Белоруссии город Лида. Туда мы перебрались в конце 1960 года.Городишко мне сразу же не понравился.Настроение моё было подавлено. Меня оторвали от привычной среды, школьных друзей, уважительного отношения со стороны учителей.Мне предстояло через полгода, на новом месте, в чужой школе, незнакомым учителям сдавать выпускные экзамены . Я понимал, что с этим надо смириться, поскольку отец получил в местном военном госпитале новое назначение на более высокую должность с повышением звания.

            Моя бывшая школа, в которой я проучился с первого по десятый класс, отличалась высоким уровнем преподавания по всем предметам,требовательностью к ученикам и большим процентом успешно поступающих в ВУЗы. Не менее сложно стало здесь вживаться и привыкать родителям.

Бытовые проблемы и неустроенность с жильём, а также неудачи в трудоустройстве мамы, поначалу создавали огромные напряжения в семье.Это были типичные трудности семей военнослужащих.

Забегая вперёд, стоит справедливо отметить, что в этой самой неприглядной Лиде, оказалось, жила самая красивая девушка на свете,по имени Вера, которую я встретил в сентябре 1962 года, а через четыре года, то есть в октябре 1966 года, уговорил(одолел своей настойчивостью)выйти за меня замуж. И вот до сих пор мы вместе.А с нами дочь и двое внуков. Но об этом стоит поговорить отдельно. А пока,что я не закончил ещё 10 классов.

В новой школе,куда я поступил, почти все учителя, с первых же дней,как ни странно, стали оценивать мои знания  много выше ,чем я имел до этого. К концу учебного года все, включая директора, пророчили мне Золотую медаль. Такого я и сам не ожидал. В классе меня тоже дружелюбно приняли, появилось много новых друзей. Всё шло отлично. Мама и папа перестали беспокоиться за меня,нахваливали и гордились.

Но моя репутация, совсем неожиданно, со знака  „+ „ , обрела знак  „ – „. Случилось непредвиденное.Просто какое-то недоразумение.

    1-го мая, День международной солидарности трудящихся, отмечался, как всегда, праздничной демонстрацией. Все школы в городе имели собственные колонны и соревновались между собой по красочности и идеологическому содержанию транспорантов. Нашу колонну поручили возглавить лучшему ученику школы, коим назначили меня. Такой чести я не ожидал, тем более , я участвовал в демонстрациях такого рода первый раз в жизни (он же оказался и последним). Секретарь партийной организации школы  ( учительница истории в младших классах) отвечала за всё это мероприятие. Она подвела меня к портрету нашего тогдашнего руководителя СССР – Никиты Хрущёва, и поручила снять его со стены ,прибить к раме палку и стать с ним во главе наших рядов.

С некоторыми трудностями, я всё же снял огромный портрет, явно, не приспособленный для демонстративных передвижений по улицам и площадям, прибил к нему гвоздями черенок от лопаты и вынес на школьный двор, где строились дружные ряды школьников и учителей. Но задняя сторона портрета была опутана густой сетью паутины, которая вместе с пылью пачкала мне белую рубашку, лезла в рот и лицо, вызывала чих и кашель. Нужно было срочно протереть портрет мокрой щёткой или веником, отмыть рукава , умыться. Где всё это можно было сделать? Конечно, в туалете или рядом с ним. Туалеты  были не в самой школе, а во дворе, старого, выгребного типа, но с умывальником и водой. Оставив портрет снаружи, прислонив его к кирпичной стене, я вошёл в туалет, чтобы намочить тряпку. Вдруг, неожиданно, налетел порыв майского ветра и я услышал только скрип и грохот снаружи. Через секунду, когда я выбежал, то чуть ни стал заикой на всю оставшуюся жизнь, настолько был поражён увиденным. В центре огромной лужи, перед туалетом, плавало, погоняемое ветром,  круглое лицо «дорогого Никиты Сергеевича». Всё это случилось на глазах у собравшихся.
Я, нехотя, полез в лужу в своих лучших, начищенных ботинках , поймал портрет за черенок и, под гогот  смеющейся толпы, стал отмывать его от грязи.

Секретарь партийной ячейки подбежала ко мне , давай что-то орать про Советскую власть, но я её не слушал. Портрет я вытер своей рубашкой, ощущая дрожь всего тела. Никита стал блестеть от чистоты и глянца. А вредная тётка всё орала и орала.

Я терпеть её больше не мог, ещё немного и я бы проткнул портрет её головой, но сдержался, сам не знаю,как. Затем вручил ей транспорант и , до колен мокрый и грязный, медленно пошёл домой. Первомайская демонстрация состоялась без меня.

Родители ничего не знали о случившемся. После праздников меня вызвал к себе директор школы и очень дружелюбно попросил объяснить, почему портрет, который мне поручили нести, оказался в луже. Он сам всё видел, но не мог понять, причину моего поступка. Я ему сказал, что сам очень сожалею, что так всё получилось, объяснил, что хотел ,как лучше, но получилось, как получилось. Мне показалось, что директор вошёл в моё положение и посочувствовал. Я вернулся в свой класс и одноклассники сказали, что я их очень повеселил. Но мне было не до смеха. Партейная дама прибежала в класс и обрушилась на меня с угрозами развенчать в моём лице идейного врага и вредителя. Будто бы я специально бросил портрет руководителя партии в лужу, а перед этим запачкал его в клозете. Что я против советской власти и не достоин оставаться в комсомоле.

Через два месяца я сдал успешно все экзамены, получив  отличные оценки по всем предметам, кроме сочинения по литературе. Якобы не поставил одну запятую или,наоборот, поставил лишнюю запятую. Я попросил, чтобы мне показали, но ответили,что это не положено. Я рассказал об этом папе . Он объяснил, что надо смириться.

Оказывается, о моём «политически незрелом проступке» отцу стало своевременно известно через партком госпиталя. Отец встречался с директором школы и тот ему, без навешивания ярлыков, рассказал как всё случилось. Сказал, что партийная баба требовала моего наказания, но учителя все стали на мою защиту. А вот, чтобы не возникло шума, решили не награждать меня медалью.Отец меня не ругал ,а мама сказала со всей прямотой:

"Сынуля,ты ведь выходишь в самостоятельную жизнь,надо каждый свой предстоящий шаг обдумывать.Это же не простая вещь"Портрет Главы государства".
Это же символ Державы ,как икона,ему не место рядом с туалетом или в грязной луже.Если бы такое произошло с портретом Сталина, всего несколько лет назад, мы все - ты и я с папой оказались бы "во глубине сибирских руд" на долгие годы."

Я был счастлив, что школьная жизнь со всеми её трудностями, детским бесправием и несправедливостью осталась позади. Получив Аттестат зрелости,  на следующий же день уехал в Москву готовиться к поступлению в ВУЗ. В те годы ни Золотые ни Серебрянные медали не давали никаких преимуществ при поступлении. Вскоре всё забылось. Детство кончилось.Я начинал самостоятельную жизнь.



 P.S.  Прошло более пятидесяти лет с той поры, а мне памятны слова мамы . Актуальны ли они сегодня? Если подумать хорошенько, что изменилось в наши дни, то трудно сказать однозначно.
       Что случится, если мой внук нечаянно уронит в лужу портрет САМОГО В.Путина ? или А.Меркель? или Б.Нетаньяху? или ,не дай бог,Б.Обамы?

       Страшно подумать...