Хансерд Ноллис. Христос, прославленный в спасенных

Инквизитор Эйзенхорн 2
ХРИСТОС, ПРОСЛАВЛЕННЫЙ В СПАСЕННЫХ ГРЕШНИКАХ:
НАРОД БОЖИЙ – СВЯТОЙ НАРОД

Хансерд Ноллис (1646)
http://www.mountzionpbc.org/books/Hanserd.htm

 Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви
Еф.1.4

В этой главе мы должны обратить внимание, во-первых, на надписание послания (ст.1), где Павел назван апостолом Иисуса Христа по воле Божией, а также те, к кому оно написано – верующие в Иисуса Христа, которые находятся в Ефесе.
Во-вторых, здесь есть приветствие (ст.2), и в нем пожелание благодати и мира приветствуемым, а именно святым, от Того, от Кого исходит благодать и мир: от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа.
В-третьих, это поздравление (ст.3), и пожелание духовных благ от Благословившего нас всеми духовными благами; и здесь апостол имеет в виду то, о чем говорит в следующих стихах, а именно избрание, предопределение и усыновление. В ст.4 апостол Павел говорит, что, во-первых, есть избрание Божие, во-вторых, что избранные избраны во Христе, в-третьих, что об избрании говорит Слово и, в-четвертых, что избранные Божии должны быть святы и непорочны пред Ним в любви.
Таким образом, вы видите, что главное в этом тексте – это доктрина избрания, то есть, что у Бога есть народ, и он должен быть святым народом. Это учение само по себе не нуждается ни в каких объяснениях, и поскольку с этой истиной согласны все исповедующие ее, я укажу здесь лишь на одно место Писания, согласное с ней: «Воля Божия есть освящение ваше» (1 Фес.4.3). Оно явно говорит о том, что святость есть воля Бога:
Во-первых, потому, что Он избрал нас к ней (Еф.1.4), то есть мы должны быть святы.
Во-вторых, Бог призывает не к нечистоте, но к святости (1 Фес.4.7).
В-третьих, Бог дал каждому верующему Святого Духа для освящения (Рим.15.16), чтобы мы были освящены Им.
В-четвертых, Бог дает нам Свое святое Слово как средство освящения: «Освяти их истиною Твоею, ибо Слово Твое есть истина» (Иоан.17.17). Когда святые грешат против Бога, Он будет наказывать их, чтобы они были причастны Его святости (Евр.10.10), ибо Он желает, чтобы Его народ был святым.   
Причина 1.  Бог желает, чтобы Его люди были святыми, поскольку Он оправдывает нечестивых (Рим.3.26) и только Он может оправдать нечестивых (Рим.4.5). Бог оправдывает нечестивых, когда Он находит мужчин и женщин в крови грехов их (Иез.16.6-8). В Своей любви Он прощает им все грехи, покрывает их наготу праведностью Христовой и дарует им жизнь, и это совершается, когда Он вступает в завет с ними и отныне они принадлежат Ему. Бог оправдывает их, хотя Он и находит их нечестивыми, неверующими, нераскаянными и чуждыми Ему. Но, простив им грехи их, Он не оставляет их нечестивыми, чтобы они и дальше ходили по злым путям, но Он дает им Своего Святого Духа, Который изменяет их сердца, обновляет их дух и ум, освящает их волю любовью и производит в них плоды Духа (Гал. 5.22-23), чтобы они становились святы во всех делах своих (1 Пет.1.15-16). И именно поэтому апостол говорит (Еф.1.4-6), что мы должны быть святы в похвалу славы благодати Его. И хотя Бог оправдывает нечестивых, Он делает их святыми (Иуд.1).
Причина 2.  У Бога есть Свой народ, который должен быть святым в честь и славу Сына Его Иисуса Христа, Которого Он дал этому народу. «Все Мое Твое», говорит Христос в Своей молитве к Отцу (Иоан.17.1,10), «и Твое Мое, и Я прославлюсь в них»; и «Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною» (Иоан.17.19). Христос прославлен во святых Своих, особенно в Его Царстве: «Святы и истинны пути Твои, Царь святых… Кто не убоится Тебя и не прославит имя Твое, Господи, ибо Ты един свят» (Откр.15.3-4). И хотя в нынешнее время Христос и Его бедные святые презираемы людьми, однако еще Енох, седьмой от Адама, пророчествовал: «се, идет Господь со тьмами святых и ангелов Своих» (Иуд.14), чтобы прославиться во святых Своих (2 Фес.1.7-10). И в тот день явится на весь мир великая слава Иисуса Христа, ибо Отец дал Ему тьмы тем святых, чтобы они были Его подданными, а Он был их Царем (Ис.33.37).
Причина 3.  Бог делает Свой народ святым, чтобы он мог пользоваться духовным общением с Ним в этой жизни, и вечным общением с Ним в раю. Святые наслаждаются духовным общением с Богом уже в этой жизни (1 Иоан.1.3). Наше общение – с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом, и Святым Духом (Фил.2.1). И святые будут иметь вечное общение с Богом на небесах, когда они получат Царство, уготованное им (Мтф.25.34). Но этого общения с Богом никто не может достичь без святости (Евр.12.14). Поэтому Бог делает Свой народ святым.
Использование 1. Есть ли у Бога народ, чтобы он был святым? Для нас полезно прежде всего знать, что такое святость и как Бог делает Свой народ святым (1 Фес.4.3-7). Святость или освящение – это реальное изменение всего человека от загрязнения грехом к чистоте образа Христа. «Но теперь, когда вы освободились от греха и стали рабами Бога, то будете иметь плоды святости» (Рим.6.22 KJV). Это подлинное изменение от загрязнения грехом: «Но все мы открытым лицом, как в зеркале, преображаемся по образу Его» (2 Кор.3.18).  Это суть реального изменения в святых – то, что они обретают чистоту образа Христова. Ибо, как люди в их естественном состоянии несут образ земного первого человека Адама, так люди в своем духовном состоянии несут образ Небесного второго Человека Христа (1 Кор.15.47-49). Эта святость или освящение, исходящее от его Автора и действенной Причины, называется освящением от Духа (2 Фес.2.13, 1 Пет.2.1), делом Божиим и восстановлением ума (Еф.4.23, Рим.12.2). Делами же и плодами святости в верующих являются вера, любовь, страдание, воздержание и многое другое, чего корень и источник есть святость (Гал.5.22).  Священное Писание говорит: «Христос есть освящение ваше» (1 Кор.1.30). Таким образом, вы слышали, что есть святость. Теперь, Бог делает святых таковыми Своим Духом и Словом, Которым Он убеждает их, когда они еще без Христа (Еф.2.12), открывает им, как они нуждаются в Нем, и предлагает им войти в Его завет благодати, изменяя их сердца во образ Христов (2 Кор.3.18) и даруя им веру во Христа, покаяние в мертвых делах и любовь ко всем святым. И потому «Сам Бог мира» освящает Свой народ (1 Фес.5.23). Об этом сказано достаточно.
Использование 2.   Что есть Божий народ как народ святой? Давайте спросим об этом, чтобы узнать, кто Его народ, а кто нет. Те люди, что являются нечестивыми и неосвященными, не есть народ Божий, они могут хвастаться своим оправданием, но они обманывают себя, ибо Бог не оправдывает человека, не освящая его (1 Кор.6.9-11). Они могут говорить о благодати Божией, явленной в них, и о том, что они пришли ко спасению, но они заблуждаются, ибо спасительная благодать Божия научает отвергать нечестие и жить благочестиво (Тит 2.11-12).
Ныне есть три вида исповедующих людей, которые считаются народом Божиим, но они не святые, не освящены Святым Духом и, следовательно, не есть люди Господа в Его завете. Во-первых, это люди, которые не рождены от Духа, и Слово Божие не убедило их в их грехе (Иоан.16.8). Их совесть может быть жестоко ранена (Притч.18.14), они несколько изменили свою жизнь и речь, слушая благочестивых, как Ирод (Мк.6.20), но при этом стремятся поставить свою праведность и исполнять свои обязанности законнически, тогда как их сердца так и не изменились, и они не освящены, ибо Отец не дал их Христу. Апостол говорит таковым среди галатов: «Так ли вы глупы, что, начав Духом, теперь оканчиваете плотью? Сколько вы претерпели без пользы? О, если бы только без пользы!».  Те, кто действительно избраны во Христе, должны быть святыми, ибо Он Духом и Словом убеждает их в том, что они нуждаются в Его праведности, ибо их собственная праведность как запачканная одежда. Те, кто не разумеют праведности Божией, стремятся поставить свою собственную, но если вы во Христе, у вас нет собственной праведности от закона, но только праведность веры от Христа, праведность Божия, которая по вере (Фил.3.9). 
Второй вид таких людей – это формально исповедующие христиане, которые имеют вид религиозных (Иак.1.26) или, имея образ благочестия, силы его отверглись (2 Тим.3.5). Они будут говорить вам, что они серьезно относятся к своим обязанностям, не доверяют своей праведности, более смиренны, чем законники, что грех ранит их совесть, что они получили утешение, радость и мир и могут приложить к себе некоторые обетования Евангелия; но рассмотрим, прошу вас, притчу о каменистой почве. Камень, на который упало семя – это те, кто услышали Слово с радостью, но не имеют корня, а потому некоторое время верят, а во время испытаний отпадают (Лук.8.13). Некоторые души вспаханы, но не достаточно глубоко, чтобы принять в себя доброе семя; они получили немного радости, но у них нет корня, Слово для них убедительно и утешительно, и даже ранит, но Христос, Который назван корнем (Кол.2.6-7), не оживотворил, не обновил и не освятил их. И поэтому они временно верят, и отпадают в искушениях, и, что бывает у формально исповедующих, они получают утешение в обетованиях, но не получают в них Христа и Его утешающего Духа. Да услышат такие люди то, что Господь говорит им через Своего пророка: «Вы, что возжигаете огонь, идите в пламень огня вашего и стрел, раскаленных вами! Это будет вам от руки Моей: в мучении умрете» (Ис.50.11).
В-третьих, есть формально исповедующие люди, которые говорят, что они народ Божий, имеют общую веру (Тит.1.4) с верой избранных Божиих (Тит.1.1) и считают, что имеют то же спасение (Иуд.3), общее для всякого верующего, еврея или язычника (Рим.1.16). Но, несмотря на все это исповедание искупления, они рабы тления (2 Пет.2.19), ибо они принимают свободу, чтобы жить во грехе, и ходить по плоти, исполняя похоти и обращая благодать Бога в повод к распутству, и тем отвергая Бога и Господа нашего Иисуса Христа (Иуд.4). От них давно ушла вера, которую они когда-то, как им казалось, исповедовали (1 Тим.4.1), и они готовы спросить: является ли Писание Словом Божиим? Христос есть ли Сын Божий? Есть ли первый день недели суббота Божия?  И так они отступают от жизни благочестия и хождения по пути святости, и оставляют все святые обязанности; они воздерживаются от молитвы, они не читают Слово Божие, ни сами, ни в своих семьях, не принимают участия в установлениях Бога и поклонении Ему. Что же касается грехов, они смеются над этим, а некоторые из них говорят, что Бог не дает им знания своих грехов, и они ничуть не беспокоятся об этом; другие вообще утверждают, что в них нет греха, и если они приняты Богом, то они не могут грешить, а некоторые другие дерзки настолько, что они могут сказать, что раз они оправданы, то все их слова и дела угодны Богу. Но эти плотские верующие не святые и они не являются народом Божиим. Это может потребовать от некоторых исследовать свои сердца, с Богом ли они, о чем апостолы дали наставление (Деян.8.22).   
Использование 3. Так есть ли мы Божий святой народ? Этот вопрос – повод для глубокого смирения и печали ради Бога у верующих из-за их нечистоты и греховности в сердце и жизни. Возлюбленные, сколько вы и я общаемся со своими сердцами, столько видим в них неверия, ханжества, самоправедности, формализма и нечестия, и если мы будем честны, то увидим, сколько всего этого остается в нас! Несмотря на все переживания, которые Бог даровал нам со Своей неизменной верностью и вечной любовью в Иисусе Христе, как же мы склонны к злому сердцу и неверию, уводящему нас от Бога! Сколько греховных мыслей в наших душах! Сколько похотей! Как сосредоточены наши сердца на удобствах мира сего, и как наши чувства по-прежнему ставят эти вещи над Христом и Богом! Сколько идолов создается в наших сердцах! Сколько в нас себялюбия, своекорыстия, самоуверенности и самодостаточности! Какое высокое мнение у нас о самих себе, о наших дарах благодати, нашем опыте и наших делах! Конечно, все это способно вызвать, если Бог милостиво пробудит в нас печаль ради Него, только горький стыд и плач о себе ради Бога, и жажду оплакивать мерзость в наших сердцах. Но, братья мои, давайте рассмотрим нашу жизнь и опробуем наши пути, понаблюдаем и познаем, что мы говорим, что слышим и что делаем. 
Возлюбленные, сколько всего тщетного, плотского и полного греха исходит из наших уст, говорящих о благодати! Сколько пустых слов мы говорим! Сколько среди нас бесполезных речей, сомнительных и не приправленных солью правды и святости! Даже когда мы встречаемся вместе и говорим друг другу о религии, мы склонны говорить слегка, опрометчиво, формально, бесцеремонно, а не скромно, смиренно и любезно, как подобает святым. Наши встречи слишком быстро превращаются в тщетные и неназидательные споры, в которых мы стремимся победить или отстоять собственное мнение больше, чем стремимся к истине. Но кроме этого, сколько нечестия в наших делах! Хотя Бог упреждает нас благодатью Своей от явно злых и нечестивых дел, таких, как пьянство или нечистота, но при этом мы часто неправильно относимся и к законным вещам. Отцы семейств, будучи посланниками Христа, ради своей блажи огорчают детей и причиняют такую же горечь женам. Как дурно мы следуем своему призванию даже в вещах, где мы в особенности должны являть силу благочестия! Если бы мы имели более нежные сердца и по-настоящему видели свои грехи и убожество, мы не смогли бы даже говорить обо всем этом без слез печали ради Бога. Можно ли посчитать, сколько лет мы обладаем Евангелием, как долго мы пользуемся проповедуемым словом и как мало мы возрастаем год от года в благодати и познании Иисуса Христа, и остаемся так и не затронуты чувством нашей никчемности и преградами в общении с Ним. Но я надеюсь, что Бог даст нам покаяние ко спасению, чтобы мы, наконец, оставили всю нашу неправедность.
Использование 4. Так есть ли мы Божий святой народ? Пусть же будет полезно для утешения каждого истинного верующего, особенно для таких, как мы, стонущим ныне под тиранической властью и мучающихся от рабства своему растлению, и воздыхающих пред Богом и Христом в жажде благодати, слабых в помыслах и чувствах, послушать свою бедную измученную душу и рассмотреть, чем можно утешить ее, и исследовать Писания, верно все сказанное о нас или нет.   
Знайте, что, во-первых, вечная цель Бога по отношению к вам, то есть ко всем истинно верующим, при избрании во Христе – то, чтобы вы были святыми (Еф.1.4, Рим.8.30). Я определил это, говорит Бог, и Я сделаю это (Ис.46.11).
Во-вторых, Бог сотворил с вами Свой вечный завет благодати и святости, в котором Он дал вам многие великие и драгоценные обетования, чтобы простить грехи, покорить беззаконие и вложить Свой закон в ваш ум, и записать его в сердцах (Иер.31.34, 32.40, Евр.8.10-12, Мих.7.18-20, 2 Пет.2.3-4).
В-третьих, Христос молится Отцу о вас, чтобы вы были освящены (Иоан.17.1,20).
В-четвертых, Христос освятил вас Сам, так что вы можете быть освящены (Иоан.17.19-20).
В-пятых, Бог даровал вам Духа Сына Своего (Гал.4.6), Который есть Дух Утешитель и Освятитель (Иоан.14.16-18), и Он освящает весь народ Божий (1 Фес.5.23).
В-шестых, верный Бог, Который назвал вас по имени, продолжит совершать в вас Свою работу (1 Фес.5.24).  Он призвал вас к святости (1 Фес.4.7), и Он сделает вас святыми. Он сказал: будьте святы (Лев.11.44-45, 19.2), и вы станете святы, как это подчеркивает перевод 70 толковников, а также Таргум и Иероним также в 1 Пет.1.16). И потому дерзай, грешник, ибо грехи твои прощены тебе (Мтф.9.2) и грех не будет властвовать над тобой (Рим.16.14). Благодать Христа достаточна для тебя (2 Кор.12.9), ибо Он полон благодати (Иоан.1.16). От Его Божественной силы нам дано все потребное для жизни и благочестия (2 Пет.1.3).
Использование 5.   Есть ли у Бога святой народ? Позвольте мне в заключение этого призыва к святости сказать: «По примеру Призвавшего вас Святого, будьте святы во всех делах своих» (1 Пет.1.15). У Бога есть святой народ во все времена, во всех отношениях и при любых условиях. 
Поэтому я прошу вас, братья, и умоляю в Господе и ради Него, чтобы  вы были святы во всех ваших поступках, как святые по своему великому призванию, святыми в ваших семьях, в ваших  делах, на всех ваших путях и во всем, что имеет отношение к благочестию, чтобы получить обетование и в этой жизни, и в будущей. Благочестие обладает величием; это даст вам добрую совесть и влияние на других людей, так что они не решатся грешить в вашем присутствии. Святость является украшением вашего призвания, ваших семей, мест, где вы живете. Чем больше святые похожи на Отца своего Небесного, тем более доволен Он ими, и чем больше вы украшены учением Христовым, тем ближе ваше общение с Богом и Христом. «Имея такие обетования, возлюбленные, давайте очистим себя от всякой  скверны плоти и духа, совершенствуясь в святости в страхе Божием» ( 2 Кор.7.1,4 KJV). Я столь усерден в этом призыве к вам, ибо хочу, чтобы вы были богаты плодами святости, и смогли призвать к тому же ваших родителей по плоти, родственников и друзей. Вы должны были бы обратить их, и с этой целью молитесь за них, плачьте о них, ибо, может быть, они будут стоить вам многих воздыханий и многих слез, но пока они живут на земле, есть надежда.   
Святые не могут не желать исполнить свое призвание (1 Кор.7.16-17). И если их слов не послушают, они могут приобрести других людей и без слов (1 Пет.3.1). И если они явят тем самым любовь к истине, они заградят всякие уста, и никто ничего не скажет против них. Разве не прекрасно, когда  отец будет обращен таким образом  благочестивым сыном или дочерью? Возможно, он не захочет, чтобы его дети так часто слушали проповеди, молились и постились, но он заметит, что если они исповедуют свою веру, молятся и читают Писание, они станут гораздо почтительнее по отношению к нему, чем раньше, и более прилежны в своем призвании. Вот плоды свободы Евангелия. Я могу сказать и другое: если родители по плоти или друзья есть причина ваших трудностей в хождении с Богом, это бесчестие для Евангелия.
В заключение я повторю слова апостола в Фил. 4.8-9. «Наконец, братия, обо всем, что истинно, что справедливо, честно, любезно, достославно, что добродетель и похвала, о том помышляйте, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши». Но на одно возражение необходимо ответить, прежде чем я совсем закончу. Некоторые говорят, что мы призваны к святости, но, по словам апостола, «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим.3.12). Как мы можем одновременно выстоять против гонений?
Я отвечу: во-первых, мы должны молиться Богу, чтобы среди страданий Он даровал нам милость (Кол.1.9-11). Во-вторых, мы можем усилить свой интерес ко Христу и Его обетованиям, ибо чем больше страданий за Христа, тем больше и утешения во Христе (2 Кор.1.5). Чем больше страданий – тем больше святости (Евр.12.10). Чем больше страданий, тем больше вечного счастья (1 Пет.4.14). Если кто страдает не как злодей, а как христианин, Христос страдает вместе с ним. Он разделил с вами ваше страдание (Деян.9.4-5), и вы разделите Его славу (Рим.8.17). Но вы должны быть святы в страданиях, а также молиться за гонителей, как учил и практиковал Христос, а также первый мученик Стефан (Деян.7.60). И потому давайте молиться и за тех, кто сейчас преследует нас.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn