Остаться живым или 10 шагов защиты от стресса

Вадим Егоров
               

                Вступление

     Уважаемый читатель! Хочу поделиться опытом выживания в сложной стрессовой ситуации. Событие, а в нем участвовал  и мой приятель , произошло при выполнении служебных обязанностей  30 лет назад. После него Николай умер, а у меня остался рубец на сердце от перенесенного на ногах инфаркта. Выручила  определенная последовательность действий – шагов. Они основаны на известных методах психотерапии,  западной и восточной медицины.

 
    Предыстория события. Шла пятилетка качества. Мы в то время боролись с чем – то, за что – то: урожай, трезвость. А тут – за надежность машин, их безопасное применение. Нередко наши не выдерживали конкуренции с  зарубежными  и мы – разработчики  были обязаны проводить при государственных испытаниях их сравнительную оценку. Разумно, однако, имели место, так называемые, приписки, то – есть  на бумаге отечественные были не хуже зарубежных аналогов. Для борьбы с такими фактами вышло Постановление правительства, карающее за подобное деяние наказанием: до 10 лет лишения свободы. Казалось, все просто: не парься, делай объективную оценку, устраняй недостатки, однако, не получишь премии. Машина – то – с изъяном! Тогда премия, особенно для руководства составляла значительную долю заработка. К тому же,  перестройка  сопровождалась сокращением штатов. Грозила и эта мера.


    Ситуация тупиковая и весьма напряженная – вынужденный выбор их двух зол. Как поступить? Особенно рядовым членам  комиссии, создавшим машину. Я отвечал за эргономику – условия труда и достоверность показателей  качества, а мой друг, главный инженер завода – изготовление машины. Конечно, я знал о результатах испытаний – они были не в пользу отечественного образца, но какие значения показателей в Акте, представляемом на комиссию, мог только догадываться. Итак, как развивалась ситуация.

               
                Накануне

    Во вторник звонит секретарь: » Завтра приезжает Сергеев (начальник Главка), в 10 – заседание, не опаздывайте!» «Ничего себе, - удивился я, - всегда же предупреждали за несколько дней, надо успеть подготовиться». Связываюсь с приятелем: » Коля, знаешь о комиссии, видел Приложение к Акту, какие там цифры?» «Ой, Вадим, не видел, сам ошарашен спешкой, еще и не готов Протокол ОТК!»


    Я задумался, надо сосредоточиться, составить план действий. Однако, эмоциональное напряжение всколыхнуло, как бы подняло на поверхность, прежние переживания. Да, предстоит еще один экзамен. Когда учился – результат зависел от меня. А сейчас? Ничего, выдержу. С такими мыслями вышел на свежий воздух и лесной дорогой неспешно направился домой.


    Был конец февраля. Сложное время неустойчивости в природе. Наступала пора весны, но зима не торопилась уходить. Тяжелые свинцовые тучи, обгоняя друг друга, бежали с севера. Надрывно гудели мачтовые сосны. Обычно любимый лес  меня успокаивал, сейчас  как – бы подчеркивал гнетущее состояние. Мысли невольно возвращали в действительность. Хотелось понять, осмыслить, с  чем связаны переживания.  Какие причины? Внутренний голос – мой оппонент вступал в диалог: « А тебе, что, впервые приходится бывать в такой ситуации? Помнишь, как был обязан привезти, тоже на испытаниях, положительное заключение санврача по условиям труда, а в институте, да и в санэпидстанции не было приборов  для оценки вибрации.  Не сделаешь – отодвинут очередь на квартиру, да и  повышение по службе? А как ходил к батюшке: пройти обряд крещения, но сначала надо было покаяться. Говорил, а  может быть, спрашивал про лукавство на работе, а он, потупивши взор, отвечал,  мол, это есть «ложь во спасение души». » Какой души, чьей души?», - кричало тогда во мне. Батюшка,  конечно, тоже понимал безысходность ситуации. Тогда мы нередко были вынуждены принимать желаемое за действительность.

    Так, рассуждая, не заметил, как подошел к деревянному дому. Где жил с мамой – учительницей.

    ШАГ № 1. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ  РАЗВИТИЯ СОБЫТИЙ, ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОГО РЕШЕНИЯ

    Внутренний голос – мой помощник, как поводырь, повел меня дальше»: «Все, Вадим, отбрось эмоции, возьми себя в руки. Поужинай винегретом, выпей чай и …за рабочий стол. Оцени варианты достойного выхода. Конечно, подписывать Акт или нет – будет ясно из доклада главного конструктора. Подпишу с хорошими показателями – буду жить под страхом тюрьмы, как мой дядя в 38 – м году, не подпишу – уволят, да еще и не по собственному желанию. Остается немедля уходить в другую организацию. Но куда? В Москву, отраслевой институт, давно звал Павел, коллега по работе. Придется тратить на дорогу 3 часа и отвечать за отрасль. Есть еще варианты, но этот – лучший.
    Я сел в кресло, выпил настойку пустырника и, успокоившись, стал готовиться ко сну.

                Перед заседанием

ШАГ № 2.ПОДГОТОВКА К ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАГРУЗКЕ. Среда. Раннее утро. «Что – то нет звонка, - беспокойная мысль заставила потянуться к будильнику, - так, еще нет 7 – ми». Но спать не хотелось, шли наплывом тревожные картины предстоящего дня. «Вадим, вставай на зарядку, ты всегда делаешь оздоровительный комплекс  и  сегодня  обязан быть в форме», - как бы наставляя, подсказывал кто - то свыше.

    Заглянул в окно, оценил погоду, оделся и трусцой побежал к школьному стадиону. Недалеко – привычная лесная опушка. Но там пока темно, снега по колено, а здесь - готовая дорожка и спортивные снаряды. В конце занятий – бодрость, хорошее настроение. Уточнил, что взять с собой, как адекватно реагировать при развитии ситуации.

    Пришел домой и... в ванную. Привычные обливания, обтирания. Спокойствие и уверенность окончательно вернулись ко мне. Съел приготовленные  куриные котлеты с овощами, выпил кофе с цикорием. Переложил из аптечки – всегда в портфеле -  в карман брюк валидол и пузырек с нашатырным спиртом.  Одел  белую сорочку с  галстуком, костюм и подошел к зеркалу. «Ну, что, готов к бою?» - спросило мое отражение. Да, готов. «Ну, вот и хорошо»,  – окончательно успокоил внутренний голос.  Я взял портфель с документами и направился в институт.

                Заседание

    Без пяти 10 вошел в кабинет директора и сел рядом с главным инженером. Николай нервно теребил папку в кожаном переплете. Каждый был занят своими мыслями и каждый осознавал личную ответственность. Заметил, как директор института обменивается с начальником Главка многозначительными взглядами.  Последний  с тревогой и надеждой изредка поглядывал на сидящих членов комиссии.

   - Ну, что  - ж, начнем, все в сборе», - председательствующий уверенно огласил регламент и дал слово главному конструктору машины. После него должны выступать специалисты, включая и меня.


    ШАГ № 3. КОНТРОЛЬ СОСТОЯНИЯ. СКОРАЯ МЕДИЦИНСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ.

    Еще в середине доклада – картина с положительной оценкой машины стала проясняться – почувствовал сильное сердцебиение. Незаметно положил под язык таблетку валидола и  под столом сложил определенным образом пальцы (использовал прием  из  «йоги пальцев: подушечка фаланги указательного пальца касается основания большого пальца,подушечки среднего, безымянного и большого приходят в соприкосновение, а мизинец чуть отводится в сторону).При этом замыкаются каналы перикарда  –  поддерживается деятельность сердечно - сосудистой системы. Успокаиваю  себя: » Все нормально, я – под контролем. Принимаю окончательное решение: не подписывать. Ну, что же, буду ездить в Москву». Продумываю, под каким предлогом выйти из кабинета и дальнейшие действия.


    ШАГ № 4.ПОКИНУТЬ МЕСТО КОНФЛИКТА (по возможности)

    В ситуации конфликта (в его зоне) создается в виде сгустков энергии поле психо -эмоционального напряжения. При длительном воздействии возможно отрицательное влияние на организм и, в первую очередь,  на нервную систему. Поэтому – под благовидным предлогом или без него – покинуть зону напряжения, разорвать энергетическую связь с негативным полем.

    Я поднял руку, поймал взгляд директора: » Выйду на минутку»,- и покинул кабинет. Секретарю в приемной сказал: » Мне плохо с сердцем», - накинул пальто и вышел на улицу.


    ШАГ № 5. ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ – важнейший этап физиологической защиты. Снимаются блоки, зажимы, восстанавливается проход нервных импульсов. Улучшаются обменные процессы, активизируется работа головного мозга.

    Я ровным шагом, наладив полное (диафрагменное) дыхание, обошел с наружной стороны территорию института и завода (около 1,5 км). Сознание поддерживало меня: »Принято правильное решение. Возможно, не ты один  не подписал  Акт. Когда – то должна закончиться пора  обманов, унижения человеческого достоинства. Ничего страшного, пусть работа не рядом с домом, надо дотянуть до пенсии.


    ШАГ № 6. ВЫПОЛНЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ, СТРАХУЮЩИХ  НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ. Я, успокоившись, направился в поликлинику. Объяснил врачу свое состояние и получил бюллетень. Позвонил на работу заместителю и пошел к маме (жена была на работе).


    ШАГ № 7.КАТАРСИС или ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОЧИЩЕНИЕ, как средство «вытаскивания душевных заноз», избавление от отрицательных мыслей, чувств. Наиболее простым, доступным , а главное, естественным способом ослабления  напряжения является общение – разговор с человеком, который понимает твой внутренний мир,  разделяет твои мысли, убеждения.

    Я подробно, в красках описал картину заседания, снова пережил неприятные минуты. Она внимательно, с  пониманием  выслушала и одобрила мой поступок. Мама на время оказалась в роли донора, а я, по отношению к ней в тот момент – вампира, передав ей  часть отрицательной энергии.

    Другая форма выплескивания переживаний:  письменное изложение происшедшего на бумаге. Я часто использую этот прием очищения души от неприятных мыслей. Далеко не всегда есть рядом , кто способен на эмпатийное общение:  понимать эмоциональное  состояние другого, сопереживать, сочуствовать, а также  помогать пережить душевные страдания .


    ШАГ № 8. АУТОГИПНОЗ или ПРОЦЕДУРА САМОВНУШЕНИЯ – активный метод психотерапии. В состоянии гипноза сужается объем сознания, оно фокусируется на содержании самовнушения.

    Я сел в кресло напротив стены с фотообоями (изображено лесное озеро), включил спокойную, приятную мне музыку и минут 10 стал проговаривать: » Мне хорошо, спокойно, я рядом с любимым местом – лесной опушкой на берегу озера. Моя шея, лицо - расслаблены, мне тепло, мои руки - теплеют. Мой организм, мой мозг – здоров Я принял правильное решение на работе»


    ШАГ № 9. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАВИЛА ПИТАНИЯ: стараться не есть, а пить. Я выпил стакан виноградного сока спустя два часа после заседания. Нагрузка на желудок – лишняя нагрузка на работу сердца.


    ШАГ № 10.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ: ЗАМЕЩЕНИЯ, ВЫТЕСНЕНИЯ. Изгнание из сознания неприятных мыслей и замена другими путем  переключения на другую деятельность.  Я сел за стол и стал продумывать, составлять программу и методику работы на новом месте


                Эпилог

    Что же случилось с главным инженером? Как рассказали его жена и секретарь директора, заседание продолжалось еще 2 часа, все переругались, а Николай – он тоже не подписал - пришел домой и минут 40 сидел перед телевизором.  Супруга подошла, приглашая на обед, а он не отвечал – сидел неподвижно, завалившись на бок.

    В связи с трагическим финалом меня не уволили, а через месяц удалось переводом уйти туда, куда намечал перед заседанием.