Воскрешающий крест. Часть 5

Довнар Виктор
начало:  1 -  http://www.proza.ru/2013/02/03/1909
         2 -  http://www.proza.ru/2013/02/06/168
         3 -  http://www.proza.ru/2013/02/06/173
         4 -  http://www.proza.ru/2013/02/06/186

                На пороге Нового Завета.

     Источником жизни, веры и творческого вдохновения для иудеев все же
становятся не духи, не боги, но Тот Единый, кто Сам вызвал на диалог человека,
Кто заключил с ним Свой Завет.
 
     Этот Завет был сформулирован через слово. «Бог не только творит мир и
человека - пишет протоиерей Александр Сорокин,- но и желает общаться с ним,
беседовать с ним… Слово – это неотъемлемый элемент, точнее, необходимое
средство общения, например, диалога. Слово предполагает участие как минимум
 двух собеседников, где оба – и говорящие, и слушатели… Можно сказать,
что мир возник, потому что Бог создал ситуацию диалога вне Себя.
Он заговорил вовне – произнес Слово, - и мир появился. Потом Он сотворил
 достойного Себе собеседника в этом диалоге – человека, чье богоподобие
заключалось в том числе и в способности мыслить и изрекать слово – прежде
всего как ответ на первичное Слово Творца». ( 41 с 14)
 
     Грехопадение первого человека нарушило этот доверительный диалог,
Адам скрылся от лица Господа и, как следствие, появился суд Божий.
 Изгнание из рая – это лишение человечества  «возможности быть в непрестанном
диалоге с Богом, слушании Его Слова». (41 с 15) Но Бог не оставил Своего
желания общаться с человеком, только это общение принимает другую форму.
После грехопадения человечество все больше удалялось от Бога, избегало общения
с Ним. В своем отступлении человечество как бы само приговаривает себя
к наказанию.
     После Всемирного потопа все человечество в лице Ноя и его сородичей
получает шанс выжить и размножиться на земле, но только при одном условии –
без греха. «И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и
размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею» (Быт. 9:1).
И опять человечество не оправдало доверие Бога, захотело быть
единоличным хозяином на земле. Строительство Вавилонской башни
привело к рассеянию. Страшно жить в таком огромном мире без помощи,
без поддержки, без закона. Человеком стали управлять законы дикой природы,
а вместо любви насаждался страх.  Но и тогда Господь не оставил Своей
опеки над людьми. Каждый народ взывал к богам о помощи, но не любой 
народ Бог избирал себе в собеседники. Избранничества удостаивался тот,
кто помнил, кто верил, кто не только слышал слова Господа, но и исполнял их
(несмотря даже на то, что не всегда был понятен для них смысл и значение услышанного).
 
     Из среды человечества Бог избрал лучшего, яркую личность-праведника –
Авраама. «И сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего и
из дома отца твоего (и иди) в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу
от тебя великий народ» (Быт. 12:1). Бог охранял жизнь избранного Им и обещал
увеличить его потомство верующего Ему до конца. Но, такие близкие отношения
налагали на Авраама огромную ответственность, которая не имела себе равных.
Испытание веры у Авраама кажется современному человеку невероятным.
     Полное доверие Богу Авраам показал в готовности жертвовать даже своим
первенцем. Любовь и вера – вот, что определяло избранничество.
«И благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12: 3), - таково решение Бога,
таков Завет-союз. В лице Авраама человечество сделало еще один шаг на пути веры
в единого истинного Бога. В лице Авраама, Исаака, Иакова и их потомков родилось
 новое сообщество верующих во Единого Бога. Бог Авраама, верный Себе,
Своему слову, Единый Личный Бог стал Богом единому верному народу.
(41 с 166)
     Но началом рождения Израиля как народа Божия принято считать
Исход евреев из Египта, заключение с ними Завета и дарования Закона
на горе Синай.  Праздник воспоминания об Исходе из Египта с тех пор
для Израиля становиться Великим праздником. Почему же христиане назвали
день Воскресения Господня тоже Пасхой?
     В Египте, в конце истории рабства еврейского народа, Ангел смерти 
не переступил порог дома тех, кто поверил словам Бога. Смерть не коснулась
избранных. Народ Божий был выведен из рабства. Был мертв, а стал жить.
Со времени Исхода еврейский народ становиться свободным, с ним Господь
заключает Завет. В Новозаветной истории, со времени Воскресения Христа,
все человечество получило возможность спастись от рабства смерти.
«Как для Священной истории Ветхого Завета праздником ее начала была Пасха,
- пишет о. Александр Сорокин, - так и для новозаветной истории точкой отсчета
тоже является Пасха – праздник Воскресения Христова». ( 41 с 21)
 
     Но народу Божьему, Израилю, что бы выполнить свою миссию в земной истории,
в истории взаимоотношения человека и Бога, нужно было еще много пройти искушений
и испытаний. Здесь уместно еще раз подчеркнуть, что несмотря на грехопадение
и постоянное нарушение Завета Израилем, Бог не оставляет Своей заботы о нем.
 Бог желает спасти свой избранный народ, свое творение. И на помощь опять
приходили избранные – пророки.
   
     Отличительной чертой иудейского общества в последнем столетии 
Ветхозаветной истории было не только все возрастающее мессианская
надежда, но и проводимая в жизнь с большим фанатизмом идея важности
исполнения законов. Исходным пунктом послужила деятельность пророка Ездры.
«Если бы Бог не дал Моисею закон, говорили раввины, то его получил бы Ездра»
(Цит. по кн.41 с 395)

      Ездра, будучи прямым потомком Аарона находился при дворе
персидского царя Артаксеркса, где пользовался, благодаря своей учености,
 большим уважением. По поручению царя он объехал всю иудею и посетил Иерусалим.
Город находился в плачевном состоянии. Закон Божий был забыт, всюду царствовали
 бесчестие и разврат. Ездра смело вступил в борьбу с этим злом, обвиняя грешников
и требуя публичного покаяния. Он желал в полной силе восстановить Законы Моисея.
     Всю свою волю он направил на борьбу за чистоту веры, стараясь привести
жизнь иудеев в строжайшее соответствие с «Законом Бога небесного» как с
государственным законом. В V в. до Рождества Христова священники во главе
с Ездой объединили в одно целое книги Священной истории с Книгой Второзакония
 и вместе они составили Пятикнижие Моисея или Закон. Ездре приписывается написание
1 книги Ездры, книг Паралипоменон и Неемии. (54-1 с 847)
     «Деятельность, описанную в Неем. 8-10, можно считать важной вехой в
истории Израиля: это рождение иудаизма. Единство зиждется не вокруг Храма,
но на общественном месте. Это не принесение жертв, но чтение Закона и молитва.
Так родился синагогальный культ». (41 с 394)

     Деятельность Ездры за восстановление Закона Моисея продолжилась в
среде «ревнителей закона», ученых книжников. Среди них важное историческое
значение получило противоположение фарисеев и саддукеев.

     Саддукеи, в качестве священнической аристократии, распоряжались
общественно-политическими делами в общине. Писаный закон для них представлял
 безусловный авторитет, но в практической жизни все их стремления были
направлены на процветание могущественного государства. Саддукеи накапливали
огромные сокровища и мечтали восстановить царство Давида силой оружия.
По утверждению Иосифа Флавия, они не верили в бессмертие души и в загробное
 воздаяние. Об отрицании ими воскресения мертвых свидетельствуют так же
 многие места из Нового Завета. «В тот день приступили к Нему саддукеи,
которые говорят, что нет воскресения…» (Мф. 22:23) «Ибо саддукеи говорят,
что нет воскресения, ни Ангела, ни духа; а фарисеи признают и то и другое»
(Деян. 23:8).

     Для фарисеев, все, что не касалось закона - не имело никакой цены.
Они ненавидели как чужеземное владычество, так и стремление иудейской
аристократии к власти и почету, а так же и царскую власть, которая,
по их мнению, оставляла в тени их собственный первосвященнический авторитет.
Для них имело ценность только то, что было религиозно, при этом для фарисеев
важен был не писаный закон, а некая идея закона. Праведность при таких
условиях оставалась уделом немногих, а закон сделался невыносимым бременем.
Хотя фарисеи верили в бессмертие души, воскресение мертвых и будущее воздаяние,
однако в их веровании не было учения о воскресении тел в христианском смысле,
а, скорее, - что души благочестивых соединятся с телами другими, более чистыми,
и будут жить в царстве Мессии.

     Была еще одна группа в иудейской среде. Они называли себя Ессеи
(возможно от арамейско-сирийского hassayya - «благочестивые»).
И хотя ессеи соблюдали в своих общинах строго аскетический образ жизни,
общность всего имущества, они были отнюдь не просто безобидными моралистами.
Их воззрения заключали в себе некий вызов власти, воспринимаемой ими как безбожная.
 Ессеи уверяли, что мир все равно погибнет. Бог, утверждали они, когда явится на
землю, уничтожит все грешное нечестивое племя – сынов тьмы (неевреев,
язычников, грешников). Возможно, желая быть названными сынами света
(обычай одеваться с головы до ног в белые одежды), они отреклись от всех
житейских благ и организовали прочно сплоченную общину. Она напоминала
замкнутый полумонашеский орден.
     Ессеи верили в приход «Царства Божьего»,
т.е. в торжество суверенитета Бога над всякой иной силой, в обновление мира
и воскресение мучеников. Действительно, согласно книге Премудрости Соломона
души праведников не умирают – они находятся в руке Божьей, и только в глазах
неразумных они кажутся умершими (Ср. Прем. 3:1). Но ессеи не подразумевали
воскресение и бессмертие всего человека. По их мнению, только души бессмертны
и только они достигают блаженного царства, так что физическая смерть тела не
являлась важным фактором.
     «Загадочно то обстоятельство, что ессеи ни разу не упомянуты в Евангелиях,
хотя упоминание фарисеев и саддукеев там весьма часты. Между ессеями и
христианами существует большая близость в составе основных  религиозных
 и этических понятий, в культовом обиходе; сообщение, согласно которому
христианская община в Иерусалиме в апостольские времена соблюдала строгую
общность имущества (Деян. 2:44-5), так же заставляет вспомнить о примере ессеев.
     Однако,  наряду с этим обнаруживается резкое различие, например, в
отношении к ветхозаветным обрядовым запретам, которое было у ессеев еще
 более педантическим, чем у фарисеев; стремление ессеев закрепить
обособленность «избранного народа» и самим обособиться внутри последнего,
 да еще так, что даже прикосновение ессея низшей ступени оскверняет ессея
высшей ступени, несовместимо с христианским универсализмом...
Проблематичность многих аспектов соотношения между ессеями и ранними
христианами связано с нерешенными проблемами в границах понятия «ессеи»,
в связи с существованием разнородных религиозных групп в иудействе I в. н. э.
 объединенных, однако, апокалиптическим настроением («чающим утешения Израиля»,
см. Лк.2:25), аскетическим образом жизни и обрядностью, связанной с сакральным
омовением (ср. христианское крещение). Не вполне ясно, как ессеи прекратили
свое существование, хотя, несомненно, их влияние на некоторые мотивы
иудейско-христианского гностицизма» - писал Сергей Аверинцев. (21 с 197).

       Иудейские пророчества.

     В Ветхом Завете можно проследить два видения освобождения из шеола:
это продолжение общинной жизни израильского народа и индивидуальное избавление.
Идея общего выживания существовала на протяжении многих веков. Весь народ
Израиля с его неизменным образом жизни, с его традициями понимался как единый
живой организм. Новое поколение должно было хранить память предков и строго
соблюдать традиции. В «Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова» говорится:
«…в семени их пребывает доброе наследство; потомки их - в заветах; семя их
будет твердо, и дело их – ради них; семя их пребудет до века и слава их не
истребится; тела их будут погребены в мире, и имена их живут в роды; народы
 будут рассказывать о их мудрости, а церковь будет возвещать им хвалу».
( Сир 43 с 10-14).
     Идея же индивидуального спасения появляется позже. В книге пророка Исаии
(Ис. 24:27) мы находим такие слова: «Оживут мертвецы Твои, восстанут
мертвые тела!». Народ Израиля помнил слова Священного Писания:
«Бог созда человека в нетление и во образ подобия Своего сотвори его» (Прем. 2:23).

     И пророк Даниил говорит о воскресении так: «И многие из спящих в прахе
земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление».
(Дан. 12:2). Во 2-ой книге Маккавейской, когда нечестивый царь принуждал семь
еврейских братьев с их матерью преступить закон и съесть свиное мясо, отроки
отказались и были преданы на мучение. Истязание было жестоким, им отрубали
 руки и ноги и бросали на раскаленные сковороды. Отроки же держались стойко
выкрикивая: «…Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для вечной жизни».
( 2 Мак 7: 9).
     И Анна, мать Самуила говорила в молитве своей о воскресении: «Господь
умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит» (1 Цар. 2:6),
 «ибо Господь есть Бог ведения и дела у Него взвешены» (1 Цар. 2: 3).


     Итак, в первые века христианства, когда апостолы начинали свою проповедь
 о Воскресшем Христе, в иудаизме существовало несколько религиозных течений и
два основных толкования индивидуального спасения. Одни понимали воскресение в 
прямом, физическом смысле, другим же была известна и более духовная
концепция воскресения. Однако в иудейской литературе мы нигде не находим
подобного рассказа как евангельское повествование о распятии, воскресении
Христа и Его прославлении.


  продолжение:
6 -  http://www.proza.ru/2013/02/07/66
7 -  http://www.proza.ru/2013/02/07/112
8 -  http://www.proza.ru/2013/02/07/144