Воскрешающий крест. Часть 2

Довнар Виктор
начало здесь: http://www.proza.ru/2013/02/03/1909            

  О росписи храмов посвященных
        «Воскресению Христову».         

     Иконография – искусство сакраментальное, в котором видимое открывает
невидимое. Ведь православная церковь верит, что изображенные святые
действительно присутствуют в храме, они – духовная реальность,
а не просто символ, поэтому и обращается через икону к ним за
советом,  за помощью и так высоко почитает изображения святых,
поклоняется им.
     Опыт христианского искусства, времена его расцвета и упадка
подсказывают нам путь и уберегают от ошибок. В искусстве иконописи
упадок обычно состоял в ослаблении и ущербе целого под влиянием
разрастающихся деталей. Так в византийской и в русской иконе
первоначальная целостность заменялась интересом к искусно выписанным
подробностям. Как только церковное сознание и православное богословие
стало пленяться красотами мира, восхищаться техникой изображения
самого прекрасного создания на земле, поклоняться западной системе
образования - в иконописи стали отдавать предпочтение «благочестивым»
и сентиментальным "картинам".
     Такой «изобразительный символизм,  - 
по точному  замечанию протоиерея Александра Шмемана, -  остается
уделом поверхностной, парадной, рутинной церковности. Но живой,
подлинной вере все это не нужно, ибо живет она не любопытством,
а жаждой...  Как много лет назад, так и сейчас «простой» верующий
идет в храм для того, прежде всего, чтобы действительно «прикоснуться
мирам иным». Его душа жаждет света, радости, утешения Царства Божия,
«радости, мира и праведности в Духе Святом...».
 
     Искусство иконописи имеет свои правила, или «канон», особый метод
и технику письма, которые вырабатывались веками для более точного
выражения преображенной действительности. Нам, иконописцам приходится
постоянно изучать технику письма древних мастеров, их стиль.
Ведь художественный язык иконы это не просто стилизация, упрощение
или неумение видеть и передавать на плоскости объем или свет. Нет.
Скорее это глубокое изучение натуры и богословское осмысление изображаемого.

     Подготавливая основную концепцию росписи храма «Воскресения» в
городе Белостоке, куда нас пригласили в 2001 году, мы, прежде всего,
руководствовались традицией и каноном православной церкви, символикой
каждой архитектурной части храма, опирались на последовательность
евангельских событий.
     Архитектура храма имеет отличительную особенность – снаружи храм
выглядит совсем иначе, чем внутри. Купол внутреннего восьмиугольного
пространства покоится на огромных лучах четырехконечного креста.
Эти «лучи» как бы спускаются с небес и просвещают все четыре части света.
На этих снисходящих лучах мы постарались расположить одни из самых главных
событий евангельской истории и предания Церкви – «Преображение»,
«Второе пришествие Христа», «Вознесение», и, конечно, на самом главном месте –
«Сошествие в ад» т.е. «Воскресение Христово». Как возвещает Церковь
на Литургии Василия Великого: - «…и сошед Крестом во ад, да исполнит
Собою вся, разреши болезни смертныя: и воскрес в третий день и путь
сотворив всякой плоти к воскресению еже из мертвых». (31: 201).
Поэтому мы дополнили традиционную иконографию «Сошествия в ад»
восстанием из гробов не только Адама и Евы, пророков и праведников,
но и  других умерших. Ведь главный смысл Воскресения Христова –
освобождение рода человеческого от греха и смерти.

     Позже в нашем родном городе Минске мы были приглашены
расписывать храм на улице Гамарника. Этот храм тоже был посвящен
Воскресению. Мы начали роспись с алтарной части.
     В конхе апсиды алтарной части принято писать образ Богоматери
и Младенца Христа. Издавна образ Богородицы символизирует «вместилище
Премудрости Божией», «одушевленный храм»,  всю земную Церковь.
Поэтому мы написали Богородицу с молитвенно поднятыми руками и
со Христом. Христос всегда пребывает в Церкви, а Церковь призвана
возносить свои молитвы в высь, благодарить Господа. «Горе имеем сердца…»,
- возвещает священник на литургии. Для христиан весь путь спасения есть
благодать Христова. Поэтому младенец Христос написан у нас с жестом
благословляющим. Он благословляет и  освящает, собравшихся в храме.
     Его любовь, Его благодать возносит нас к Отцу и соединяет с
Его любовью. Эта любовь Отца изливает на нас Духа Святого – новую,
вечную жизнь. И этому реальному событию есть свидетели – ангелы и
архангелы небесные, которые служат на небесах небесную службу.
Вспомним, когда  на литургии, во время так называемого «малого входа»
священник входит в алтарь, то это же реальное вступление во Святая Святых.
Это же место присутствия Божия, место, где готовится для нас стол Господень.
В этот момент хор поет песнь ангелов: «Святый Боже, Святый Крепкий,
Святый Бессмертный, помилуй нас». Поэтому мы решили написать  ангелов
по сторонам от Христа и Богородицы. 

     Традиция писать образ Богородицы в алтаре  существовала в Византии и на Руси.
А  вот сюжет «Тайной Вечери» не всегда можно увидеть в древней церкви. 
Это скорее зависит от размера алтарной части храма.
     Но на наш выбор повлияло одно необычное обстоятельство.
Обсуждая будущий проект росписи храма, настоятель Воскресенской церкви,
отец Владимир Стукач показал нам открытку с изображением Богородицы и
Тайной Вечери, которую подарил ему наш  Митрополит Филарет. На фотографии
мы увидели прекрасную древнегреческую фреску, на которой были изображены
Богородица со Христом и Тайная Вечеря.  Отец Владимир принял этот подарок
от владыки как благословение на роспись храма. В этом, на первый взгляд,
простом событии, мы увидели промысел свыше, тем более что это изображение
соответствовало стилю письма нашей творческой группы. Это фотография
и дала толчок в поиске художественного решения и определила стиль нашей
будущей работы.

     В иконописи фон имеет символическое значение. Светлый фон вокруг Богородицы
говорит о божественном свете, синий фон у святителей показывает глубину и
непознаваемость мудрости Божией, лишь просвещенные божественной мудростью
святые отцы Церкви сияют на нем, как свечи в своих светлых одеждах.
Красный фон на фреске «Тайная вечеря» не только символ жертвы,  пролитой
крови, предательства, но и очищающего и просвещающего огня.
     Вспомните, ведь именно огонь сошел на апостолов во время освящения их, 
т.е. всей новозаветной Церкви, Духом Святым. А еще это наша попытка ярким пятном
привлечь внимание людей приходящих в храм. Ведь самое главное событие
для каждого человека это встреча с Богом, и такая возможность нам дарована
сегодня именно на Евхаристии. Пока человечество будет помнить о Тайной Вечери
Господней и совершать Таинство причащения - есть еще надежда на преображение
этого мира и на будущее воскресение.
     Тайная вечеря – Евхаристия для православных христиан  является
главнейшим Таинством Церкви.  Собственно на ней и основано все богослужение.
При богослужении Дух Святой совершает определенную перемену и преобразование
законов природы,  материи.  «Таинство Евхаристии есть Таинство Таинств,
- говорил протоиерей Александр Шмеман, - в котором Церковь видимая
преображается в Церковь – Тело Христово, новый народ Божий, храм
Духа Святого. Это совершается жертвенной и евхаристической трапезой,
установленной самим Христом, на которой вся Церковь приносит Богу,
во имя Христа, Жертву Хваления, вспоминая Смерть и Воскресение Господа.
И принимая пресуществление Хлеба и Вина, нашего приношения и воспоминания,
в Тело и Кровь Христовы, Церковь причащается Ими в совершенном единении с Ним».
(Запись с эфира. «Пасхальные беседы»).

     Осенью 2005 года нашу творческую группу пригласили для разработки
иконографической программы росписи нового храма  г. Семятичи, так же
посвященного Христову Воскресению.
     Разрабатывая план росписи, мы решили идти по пути, подсказанному
нам самой церковной жизнью. Именно годовая последовательность церковных
богослужений как нельзя лучше подходила к составлению программы росписи
 Воскресенского храма, помогала понять сегодняшнюю значимость евангельских
событий и притч. Церковь вспоминает всю свою историю через систематизацию
праздников и постов, и современные прихожане переживают ее так же, как и
предшествующие поколения, а значит - вместе с ними. Понять символический
смысл каждого исторического события, отмечаемого Церковью, помогли нам
проповеди замечательного проповедника современности
митрополита Антония Сурожского. (36, 124)

     Прежде чем отмечать праздник Воскресения церковь установила пройти
путь подготовки, путь Великого поста. Мы стали следовать в наших
планах создания иконографической программы росписи храма
Триоди постной, Пасхальным событиям и Цветной триоди.
     Архитектура храма Воскресения позволяла показать все
события евангельской истории, начиная с северной его части. В  восточной,
центральной части необходимо было отразить главное событие, которому посвящен
храм,  а в южном крыле написать сюжеты в соответствии с Триодью цветной
до Вознесения.

     В начале Постной триоди церковь вспоминает притчу о мытаре и фарисее.
Даже к посту церковь рекомендует подготовиться и в этой притче показывает
пример покаяния.  Мытарь не решается войти в храм, в эту святую Божественную
область, которой был храм, которой является современная церковь. И, вступая
в церковь с чувством трепетного благоговения, мы должны вести себя в церкви,
как люди находящиеся в присутствии Бога с сердцем, полным покаяния.   
"Милостив Бог, - говорит Ерма, - Он не оставит тебя, доколе не сокрушит
сердце твое или костей твоих..."  Вспомним слова митрополита Антония
Сурожского: "Милостив, потому что перед лицом окаменелости нашей,
перед лицом ожесточения и слепоты наших должно войти в нашу жизнь
просвещающее чудо; а поскольку мы недостаточно чутки, чтобы пережить
тихое веяние благодати, оно часто бурей входит в нашу судьбу... 
Пути Божии - пути строгие".

     Затем в церкви звучит притча о блудном сыне.
     Когда нам тяжело, когда мы впадаем в отчаяние - всегда ли мы
вспоминаем, что отвернулись от Бога? И когда мы осознаем это, значит,
настало время возвращаться домой, к тому, кто питал нас щедро, к Источнику
всех благ. Современность и вечность притчи о блудном сыне всегда будет
поражать любое поколение.  Человек не может всю жизнь жить, лишь принимая
дары, жизнь возможна только во взаимоотношении с Богом и людьми, как бы в
непрерывном взаимообмене, когда мы столько же податели, сколько и
приниматели щедрости людской и Божией.

     В неделю мясопустную церковь вспоминает притчу о Страшном суде.
Никто не может любить невидимого Бога, если не научился любить конкретного
человека.  Все мы встанем пред Богом, который есть сама Красота, и обнаружим,
как мы изуродовали в себе Его образ. Тогда мы должны понять, как мало мы дали
любви Ему и ближнему, как мучителен будет наш суд над самим собой, сознание,
что мы могли ответить взаимностью и обрадовать любящего нас - и не сделали этого.
     Притча о Страшном суде говорит нам об этом так ясно, и это можно выразить
одним словом: если вы были человечны, тогда вы принадлежите Царству.

     Далее церковь вспоминает Адамово изгнание. Первое воскресение
Великого поста церковь называет "Торжество православия" и вспоминает
события связанные с восстановлением иконопочитания.
Позиция некоторых иконоборцев  опиралась на запрет в ветхом завете
изображения всякого образа человека, животного, птицы и т.д.,
и отождествляла Святой образ с древними идолами. Правда, если быть
точным, то Священное Писание, запрещая образ конкретный, разрешает
делать образы символические, какими являлись предметы, находящиеся
в Храме. Но ведь Древняя Церковь и не знала конкретного воплощенного
образа и поэтому оправдан запрет. 
     А вот христианство  Нового Завета
есть Откровение не только Слова Божия, но и Образа Божия, явленного
Богочеловеком Иисусом Христом. Иоанн Дамаскин в своих замечательных 
"Словах в защиту святых икон", написанным в ответ иконоборцам раскрыл
смысл ветхозаветного запрета. Он доказал, что христианский образ не
только не противоречит библейскому запрету, а является его завершением,
так как исходит из самой сущности христианства.
       Православная Церковь утверждает и учит, что священный образ
есть следствие Боговоплощения. Он присущ самой сущности христианства,
от которого он неотделим.

     Затем идет неделя, посвященная святителю Григорию Паламе.
Сердцевина учения  святителя Григория Паламы заключается в том,
что благодать не есть какой-то тварный дар, который Бог дает нам,
вместе с тем оставаясь Сам иным. Опыт церкви нам говорит, что благодать
- это сам Бог, Себя нам отдающий, и что, принимая благодать, мы делаемся,
по приобщению, участниками Божественной природы. И когда на стенах храма
под рукой иконописца будут возникать образы святых, нужно помнить, что они
не только люди, которые были озарены умом, очищены в сердце, а что это люди,
которые приняли Бога в себя.
     Евангельский рассказ об исцелении расслабленного говорит нам о том,
что когда мы заступаемся молитвенно за человека, мы должны быть готовы
стать образом Христовым и понести то, что Христово заступление повлекло
за собой для Него. Тогда наша вера будет соединяющей силой, потому что
она будет покоиться на той любви, которая делает человека способным
забыть себя до конца ради того, кто ему дорог.
     Потом - крестопоклонная. Нам, христианам XXI века и всем тем,
кто хочет следовать за Христом, Он дает одну совершенно ясную заповедь
в Евангелии на Крестопоклонное воскресение: Если кто хочет за Мной идти,
пусть отвержется от себя, возьмет свой крест и следует за Мной. Так как же 
отвернуться от себя, где найти тот путь в Царство небесное? Наша задача
как раз и заключается в том, что мы должны, раскрывая глубинный смысл
евангельских событий и показывая высоту жизни и подвигов святых,
указать этот путь, раскрыть реальную возможность каждого христианина
достичь обещанного Царства. Этому учат нас и труды св. Иоанна Лествичника.


     После этого церковь показывает пример преображения души через жизнь
преподобной Марии Египетской.
     Последние же дни перед Воскресением Иисуса Христа церковь
вспоминает вход Господень в Иерусалим, Тайную Вечерю, переживает
предательство и мученическую смерть на кресте Спасителя. Это, пожалуй,
самые страшные и позорные дни, но о них человечество не должно забывать.
Так хотелось следовать по порядку до Страстной седмицы и с чувством
сострадания  и ужаса передавать события связанные с предательством и
казнью Того, о Ком мечтали многие народы и Кого не признали «свои».

     И вот наступают самые трагические и радостные часы, когда сошел
Христос Своей душой в ту бездну Богооставленности, в ад. Когда Он вошел в
эту страшную область, Он Собой, Своим Божеством, Светом, Жизнью вечной
заполнил все. И смерть навсегда была упразднена. И теперь мы верим,
что когда умираем, мы уходим не в бездну отчаяния и Богооставленности,
а к Богу, возлюбившего нас так, что Он Сына Своего единородного,
единственного, возлюбленного дал, чтобы мы поверили в Его любовь!
Поэтому и принято изображать в православной иконографии Сошествие
Господа нашего Иисуса Христа в ад и называть такое изображение
"Воскресением".

     Вспоминает святая церковь евангельские события на каждой литургии,
но воспоминание это не является для нее простым повторением, оно есть,-
по выражению протоиерея Александра Шмемана,- «явление, дар, опыт в этом мире».
И поэтому наша фреска должна стать не столько частью проповеди, сколько реальным
 свидетельством тех дальних событий, явлением этих событий в нашем сегодняшнем мире.

продолжение:
3 -  http://www.proza.ru/2013/02/06/173
4 -  http://www.proza.ru/2013/02/06/186
5 -  http://www.proza.ru/2013/02/06/202
6 -  http://www.proza.ru/2013/02/07/66
7 -  http://www.proza.ru/2013/02/07/112
8 -  http://www.proza.ru/2013/02/07/144