Homo revolutionaries кто он?

Георгий Захарченко
             Давайте  наконец внимательно посмотрим  вокруг себя и перестанем, если не хотим оставаться глупенькими жертвами обмана и самообмана, слушать пошлую досужую болтовню о преимуществах эволюционного постепенного обновления мира. 
            Утверждаю: в очеловеченной части природы и тем более в ее социальной  сфере к великому сожалению нет эволюции как отдельного, самостоятельного способа изменения реальности! Ее придумали со страху перед революционными бурями еще в  XIX веке Конт и Спенсер.
            На самом деле эволюция лишь частный случай революции, эпизод замедления ее хода в процессе раскрытия качественной определенности достигнутого. По большому счету эволюция есть лишь этап накопления революционного материала, противоречий, новых качеств в частностях для их истинной реализации в революции.
             В общественной жизни видимость эволюционности возникает иногда на периферии революционного процесса, как его частное, маргинальное проявление возможное лишь потому, что где-то революционный акт состоялся в полном объеме. Онтология социального определяется именно революционной парадигмой , а эволюция в ней лишь угадывается.
            В свою очередь единственным творческим субъектом ее  является человек революционный (Homo revolutionaries). Именно с его появлением стихийный катастрофизм природы сменяется руководимой разумом деятельностью .
            Понятие "человек революционный " может быть использовано для характеристики его важнейших свойств по крайней мере в двух значениях.
Во - первых это основное родовое качество человека как существа наделенного разумом. Обретение им этого свойства не только дало ему новое качество в восприятии природы, самого себя и других людей, но и стало универсальной , родовой основой присутствия его в мире. Ибо быть разумным означает одновременно и автоматически быть революционным то есть меняющим действительность в соответствии с разумным ее восприятием. Иными словами разум заставляет человека начать бесконечную борьбу за опредмечивание своего родового и видового господства на планете.
Во - вторых это характеристика людей принадлежащих к конкретной социальной системе в чувствах, эмоциях, образах, мифах, верованиях, рассудке и разуме которых оформились в идеях, теориях , текстах конкретные задачи принципиального изменения современной им социокультурной действительности. Более того, это желание перемен универсально для всех социальных групп и переживается как массами , так и отдельными людьми столь сильно, что никакие частные обновления обреченной на слом системы уже нереальны.
          Человек не  отражает некий внешний для него, приносимый из мира внечеловеческой объективности  «дух революции» как что-то внешнее по отношению к автономной воле индивидуального «Я». Его креативная воля реализующая сама себя и  из себя и  есть революционная воля человека революционного  как естественная изначальная духовная суть человека.
Революция как действие и революционность как свойство представляются мне началом человеческого духа, духовности как способа существования, которое выступает в качестве организатора его материальной сущности. Иными словами, его разумная креативность в собственном  бытии и бытие в революционности – это две стороны равноподобные мышлению и существованию, дуально определяющие нашу внутренне противоречивую природу. Я мыслю , следовательно я революционен, я революционен , следовательно я существую. То есть вечно реализую бесконечно создаваемый и разрушаемый своей волей  мир меня самого , моего духа и моей биологической и социальной плоти.
Революция это не результат поведенческого выбора человека по отношению к внешней природе или социальности. Это своего рода изначальная, в какой то степени даже предсознательная «духовная программа», в соответствии с которой строятся фундаментальные основы взаимодействия человека с природой, миром, другими людьми и самим собой.
Более того, бытие человека есть революционное бытие, революционного человека в обстоятельствах революции. А сознание есть прежде всего самоосознание  себя как человека революционного, направляемого и управляемого самим собой как субъектом своей  революционной воли.
Человек сам для себя и сам в себе и есть революция, тотально разрушающая и созидающая реальность на основе его собственной  воли и деятельности. Реализуя себя, человек революционный сокрушил монополию биологического начала и основал социальное, выжил и утвердил свое господство, разрушил дикую, вне его воздействия существовавшую природу и отчасти уже создал свою, организованную своей волей и господством. Не воля к жизни или воля к власти есть основа человеческого существования. Воля к революции - вот альфа и омега, сущность и явление человека и человечества. 

           Именно ее он реализовывал и реализует на всех возможных уровнях своей активности :
теологическом  -  никогда не  удовлетворяясь  верой , терзаясь вечными поисками и сомнениями , разрушая и созидая духовные смыслы миропонимания;
предметно – практическом - решительно и беспощадно преобразуя  саму биологическую сферу своей жизни,
социальном и политическом - совершая то, что и принято до настоящего времени называть собственно революциями.
          Человек своим духом и разумом  творит социальность  одновременно он творит революцию как универсальный и  единственный способ ее   существования.  Ведь суть человеческого  состоит прежде всего в бесконечном желании и  способности ломать, менять преобразовывать  окружающий его мир.  Превратив себя в господствующий на планете  биологический вид   он  и ведет себя соответственно уровню господства  преобразуя, революционализируя  все,  к чему он прикасается.
          Само появление человека стало величайшим революционным актом   (кстати стоившим  многочисленных жертв  естественной прародине его – окружающей природной среде )  соответственно революция  как  внутренняя имманентная его сущность  проявление воли , желания , цели  и средства жизни  раскрывает  истинное человеческое  начало.
           Революция аккумулирует в себе  множество противоречивых родовых свойств  человеческих индивидов , личностей   , разнообразных социальных и этнических групп.   
           Революция это все о человеке революционном   проявляющееся во всем  к чему  он причастен.
           В революции  -  суть состоявшейся человеческой  истории  и одновременно ее итог   как  для человека ассоциированного , так и для частного живущего своей малой судьбой    в малом мире . Человек желает революции  и не просто желает , а постоянно ощущает в себе  некую потенцию силы  и способности   раскрыть ее в поступках и действиях. Способы реализации этой силы  зависят в каждый конкретный момент от того  в каком отношении  с окружающей действительностью  находится человек. 
          Если  воздействие не  достигает некоей   меры , то человек реализуется  внутри себя  или сложившейся вокруг него микросистемы  вещей, действий, поступков    революционизируя  в ходе  самореализации  лишь  свой  личный опыт.
          Если эта сила  становится   реально деспотической  ,  то есть  полностью  без остатка подчиняющей  себе человека и оставляющей ему лишь право физического выживания , то  революционизируется  лишь  способ выживания  и  приспособления.
          Если же  силы внешние по отношению к человеку  осуществляют  неожиданное  непредсказуемое  резкое силовое воздействие отличающееся хаотичностью и бессистемностью  то  в качестве противодействия  зарождается и   укрепляется практическая   ВОЛЯ К РЕВОЛЮЦИИ.
        Она  постепенно оформляется в тотальное отрицание  всех существующих ценностей  в стремление и желание преобразовать отношения с  пространством и временем  в то, что Макс Штирнер  называл самоопределением , собственностью и мощью единственного и универсального человеческого  Я.
         Воля порождающая революционное  Я и  есть революционная воля человека революционного, то есть то , что актуализирует , приводит в активное  движение изначальный, практически  революционный  дух  суть которого в его внутреннем самообновлении и самосотворении.
         Самовыявление   Я из глубин индивидуального, превращение  революционного Я  в   Я  творящее  и есть  замена внешнего креационизма обстоятельст бытия ( или, если угодно, Бога)  внутренним антропогенным креационизмом .
         Образно говоря Человек не  убивает Бога ,как абсолютную внешнюю силу,   не сводит с ним счеты,  он свергает  своего создателя  осознавая собственное совершеннолетие  и искренне предполагая что  сможет заменить его  созидающую волю своей
         Именно   ВОЛЮ К РЕВОЛЮЦИИ фактически имел в виду Ницше, когда говорил о    ВОЛЕ  К ВЛАСТИ, отчасти инстинктивно опасаясь ее всеохватной тотальности и пытаясь свести к чему-то более ограниченному и понятному для европейца.
         Именно своим ограниченным пониманием всеобщей и универсальной человеческой революционности он и породил - то всего лишь  Сверхчеловека  по меткому выражению   Н.Ф.  Федорова  «дядьку»  приставленного к вечно несовершеннолетнему человечеству.
         Воля к революции порождает не избранных, она реализует максимальное    ассоциирование революционных индивидов . Интересно, что на него указывал даже тот,  на кого до сих пор вешают ярлыки  крайнего индивидуализма -  Макс Штирнер  интерпретируя человечество как  союз эгоистов.   
          Воля к революции  ассоциированного революционного человечества  проявляется в судьбах  государств, народов , сословий и классов  в  их безудержных стремлениях испытать свою судьбу и доказать всем  смысл собственного существования. В подобных своих проявлениях революция по настоящему, в античном смысле трагична. Трагедия состоит в том, что революционный человек пытается осуществлять реально все образы и идеи альтернативной социальности родившиеся в его разуме. Но далеко не все из них применимы к реальной человеческой жизни, жизни бытового маленького человека.
           Воля к революции  отдельного, маленького человека проявляется уже не в высокой трагедии, а в драме его  существования  внутри  большого мира,  в его невыразимых,     дословных  стремлениях как бы  со стороны   посмотреть на  возможную свою роль в   завораживающих социальных катаклизмах.
          Человек жаждет раскрытия  и  самораскрытия,  признания и самопризнания. Именно  поэтому   с незапамятных времен  столь интересны людям  разнообразные описания  социальных альтернатив, утопий, фаланстеров, коммун и тому подобного.
         Частному маленькому человеку   кажется очень занимательным   читать  в книгах, созерцать  на театральной сцене кино и теле  экранах   обстоятельства подлинных или  мнимых  общественных катаклизмов и катастроф . А еще занимательнее   в собственных  фантазиях   или  играх разума  создавать симулякры  личного в них участия.
        Первый шаг: практика непосредственного революционного действия (стихийный бунт доведенных до грани выживания людей, восстание) деконструируется и превращается в «текст» (точнее в некое множество текстов) – революционную утопию, теорию, партийную программу стратегию и тактику революции.
        Далее Революционное действие как "текст" превращается  в символ, знак  -"изм" - марксизм, анархизм, сионизм и т.п. О характере революционного действия начинают судить  по принятому знаку.
        Текст становится контекстом  и предполагает уже не  смысл и содержание зависящие от действия и его результатов, а ожидаемую в революционном действии реакцию  определяемую принадлежностью к конкретному "изму".
        Возникает ситуация когда  соответствие  знаку - важнее результата, когда можно проиграть все , погибнуть , но не оказаться от  символической самоидентификации.  Примеров подобных действий множество в практике революций ХХ века.  На их основе возникает своеобразное симулятивное ответвление в революционном действии человека революционного.
        Оно представлено в наши дни совокупностью так называемых "цветных"  и "цветочных" революций. Они отличаются от реальных тем, что изначально их цели и средства носят условный, игровой , симулятивный характер. В них все ненастоящее и не имеет практического основания . Это революции лейблов, лозунгов театрализованных действий. Суть их в том, что стоящие за ними и организующие их силы прилагают все усилия к тому, чтобы не допустить соединения симулятивных акций с реальным социальным протестом, опошлить, кастрировать революционное действие заменить реального борца за дело народа  дешевым клоуном готовым за деньги разыграпть что угодно. НО!
        Героика реально преобразующего  катастрофизма  притягательна . Воля к революции  интерпретированная  индивидуальным человеческим "Я"  толкает его к конкретным практическим действиям .  Эти действия     (особенно в последнее время) оказываются все более и более  ориентированными извне на создание  симулятивной действительности.
       Но если речь не идет о "чистой" симуляции нанятых клакеров. Если реальность перекрывает символические рамки и приводит к практическим задачам осознанной необходимости, то разворачивается попытка  реализация в повседневной жизни фантастического и неведомого.  Возникает эффект карнавала, театрального действия  созерцая которое вы вдруг поражаетесь ужасающей реальности  условных персонажей        воплощающих свои сценические  проблемы и страсти. Вам становится жутко , вам уже  хочется домой в такой привычный и уютный мир  где висящие на стене отравленные стрелы снабжены  предупредительными бирками , где достаточно захлопнуть книгу и  все страсти и страхи уходят. Но поздно, воля к революции перешагнула грань  между реальным и фантастическим , все смешалось, практическими законами жизни стали  страсти   совсем недавно казавшиеся возможными лишь на сцене.
       Вы сами,  ваши близкие  вдруг  превращаетесь в массовку, фон  обезумевшей действительности   ставшей в один миг враждебной и непредсказуемой.  Режиссерские находки  становятся декретами и приказами   а изысканно-безобразные декорации  - предметами реальности, где уже  и небо вовсе не небо, а заменившая его  иногда на долгие и страшные годы завшивленная шинель гражданской  войны.   
      Воля к революции  порождает  острое противоречие между дословными стремлениями  к совершенному миру и лишь невыразимо ощущаемой человеком, его  словесными симуляциями    практикой  предметной реализации  проектов подлинной социальной альтернативности.   
       Возникает  несоответствие жизни и текста, идеи  и социальной реальности. Люди стремятся преодолеть этот гибельный разрыв  но  так как сами в себе , несут  волю к революции  то чаще всего предпочитают  идеальное – реальному ,  фантастическое и недоступное- близкому и понятному .  Человек , вопреки обыденному здравому смыслу превративший   в  реальность  фантастику  настолько  проникается ею , что  предпочитает   разрешать  возникающие в  преобразованной повседневности проблемы  не отказываясь от фантастического , а развивая и усиливая его  . В своей борьбе с действительностью он  теряет  способность к возвращению  в утраченный мир  и все дальше и дальше  убегает  в субъективный радикализм  диктуемый волей к революции.
     Человек разламывает свою жизнь, совершает действия и поступки  которые в привычных обстоятельствах  не позволил бы себе никогда . Однако мир перевернулся , материя и дух распадаются , царь и бог  убиты  - следовательно принцип  ВСЕ  ДОЗВОЛЕНО  становится экзистенциальной  основой человеческого бытия. Этическая проблема революции и ее субъекта человека революционного состоит в практической неопределенности нравственных оснований революционного действия. Объективно - любая революция есть благо, но выявляется оно очень и очень непросто, далеко не в первую очередь и неочевидно. Субъективно революционный человек творящий альтернативную социальную реальность часто воспринимается как варвар, разрушитель,"взбунтовавшийся раб", "грядущий хам" реализующий в бунте свою рабскую сущность.
      В этом великая праксиологическая трагедия революции и человека революционного: они  утрачивают свою видимую философскую актуальность потому. что ее реализация упеирается в " первое отрицание", в отрицание прямого , непосредственного разрушения данности за которым идет не обретение нового качества, а реакция подспудно восстанавливающая разрушенный порядок ибо ничего качественного нового просто невозможно создать ни объективно на данной в опыте основе общественного бытия , ни субъективно в воле и желаниях человека революционного.
       В самом деле, можно запретить частную собственность, можно перевешать аристократов помещиков и буржуев , но что дальше? Какой именно технологией, строем укладом и человеческими качествами, каким индивидуальным и коллективным  умом и нравственностью реально должно обладать общество в котором все блага польются полным потоком?
       Об  этом можно лишь гадать, мечтать, грезить ,это невозможно даже предположить ибо просто не существует ничего имеющего в себе реально воспроизводимые практикой элементы столь альтернативно и принципиально нового.
       Но! Если человечество в ближайшие десятилетия не исчезнет в результате глобальной катастрофы, ядерной войны или чего-то еще, то оно просто обречено наконец осуществить революционный скачек на уровень второго отрицания. Создать из своей сегодняшней социальной механистичности , трехмерности и т.п.  четырехмерное. пятимерное или какое то в принципе непредсказуемое ассоциирование разумных людей ( а может и не людей, а каких-то принципиально новых существ наделенных разумом. ) Только так человечество создаст себе перспективу и сможет выйти из тупиков данности сегодняшнего дня.
       Штирнеровский единственный  в связи с этим есть, наверное, первая догадка ,модель, проект человека второго отрицания  в основе которого заложено "ничто" то есть реальное освобождение  от социальных традиций цивилизации, это не бог, не богочеловек, не человек ( кстати и не сверхчеловек тоже)  это единственный в своем непредсказуемом качестве переживший цивилизацию и ставший иным в ином созданным им мире.