Парень с задатками

Валерий Акимов
Двое едут в автомобиле по пустынному шоссе.

- Ты собирался сегодня побриться.
- Приедем – побреюсь.
- А бритву ты взял?
- А там нет?
- Мне откуда знать?
- Ты же у нас все знаешь: как ломать, как строить... как пьесы писать...
- А ты дописал?
- Что? А... Нет, пока нет. Дел много, все руки не дойдут...
- Какие у тебя дела?
- Разные.
- Нет у тебя никаких дел. Ты просто лентяй.
- Начинается... Хочешь поговорить о лени? Я тут как раз размышлял над этим вопросом. Тебе интересно? Могу поделиться.
- Лучше бы закончил начатое.
- Не будь моей мамой. Так тебе интересно?
- Сейчас дождь пойдет.
- Ну так слушай. Я поведаю тебе кое-что о лени, мой друг. Лень – это самое естественное, что есть на свете. Лень – это само естество, врубаешься?
- Не люблю мокрую дорогу.
- Смотри: лень может проявляться только у человека, так ведь? Животные не ленятся, птицы, рыбы, насекомые, бактерии – они все не знают, что такое забить на что-то, отложить на завтра, нет, они все делают ровно в тот момент, когда в этом возникает необходимость. А человек ленью называет нежелание что-либо делать, но при этом, когда мне надо в сортир, я иду в сортир, когда меня клонит в сон, я ложусь спать, когда желудок просит еды, я ем, и лень тому не помеха. Отсюда вывод: когда мы ленимся, мы максимально приближаемся к естественному положению дел. Мы не вставляем свое «Я» в замысел природы. Мы не мешаем эволюции спокойно делать свое дело, как это происходило миллиарды лет.
- Сам до этого допёр, гений?
- Кстати о гениях. Это тоже интересный вопрос. Заметь, все великие произведения искусства – плоды лени. Гениальность и лень – родные сестры.
- А гений и злодейство тогда - родные братья.
- Вот Чехов, к примеру, был тот еще лентяй. Он сам писал об этом. Лень как бы высвобождает гениальность. Если бы не лень, ее бы зажало в тиски нашего убогого сознания, и Чехов стал бы очередным заурядным врачом, но не написал бы ни единой толковой строчки. Ему не позволил бы его собственный мозг. А лень расслабляет мозг, высвобождая энергию космоса, которая у гения проходит прямиком ОТТУДА на бумагу.
- Значит Чехов лентяй, да? А все эти книги? Как он их написал?
- В смысле?
- Я просто знаю одного лентяя, он уже лет 10 тужится, и все никак. А Чехов вон сколько настрочил.
- А, ну так это самое интересное.
- Я так и думал.
- Гений может быть лентяем только в глазах окружающих и в своих глазах, если они настроены, как у окружающих. То есть если он смотрит на себя со стороны. На самом же деле великие люди выше всего этого. Обычные человеческие черты к ним неприменимы. Ты смотришь на него и видишь лодыря, а он идет домой и выдает один том за другим. Выходит, ты ошибся? Нет. Ты действительно видел лодыря, но ты не понял, что это только инструмент. Художественный метод. Он взломал этот код.
- Что за код?
- Код природы. Он обманул ее. Он использовал ее в своих целях. Взял все лучшее от лени и приспособил для того, чтобы творить, писать, рисовать, сочинять мелодии. Он ленится вынести мусор или побриться, но это дает ему возможность гениально мыслить. То есть он как бы и ленится и не ленится одновременно. А ты смотришь на него со стороны и видишь лодыря. И так со всем. Эгоизм, например. Ты помнишь, как я ныл, что мне не заплатили за сдачу тромбоцитов?
- Как забыть...
- Блин, да это мучительная процедура. Два часа из тебя качают и заливают обратно кровь. Ты весь превращаешься в гидравлический насос. Тупая боль в руке - как будто вагон разгрузил. Мышцы перестают тебя слушаться. Аппарат показывает, что нужно поработать эспандером - а для тебя это как разорвать пасть аллигатору. И что я получаю взамен? Орешки, сухофрукты, от которых я потом не слезаю с толчка полдня, гранатовый сок и шоколад, который мне нельзя. Да уж лучше бы палку колбасы.
- От колбасы какая польза организму?
- Она вкусная! Это благотворно влияет на мою нервную систему. Ну так вот, я не о том… Ты слушаешь это мое нытье и тебе кажется это слегка эгоистичным…
- Ну что ты...
- Да-да! Это реально чертов эгоизм, который я ненавижу. Эгоизм – это что? Это выгода. Ты хочешь выгоды для себя в первую очередь, не думая ни о ком другом. Но ты был у меня дома, видел, как я живу, какая к черту выгода?? И к тому же я все равно пойду сдавать эту кровь еще не раз, потому что она спасает или продлевает жизни детям, больным раком. Я буду терпеть эту боль, получать за этот пакетик кураги, жрать ее, дристать как проклятый, а потом снова приду сдать кровь. Выходит, я не эгоист, но рассуждаю эгоистично. Так расценит это любой здравомыслящий, но не тот, кто разбирается в природе гения.
- Так ты у нас гений, выходит?
- А что? У меня есть задатки. Это пока еще не установленный факт, но какие-то признаки уже есть.
- Какие, например?
- Ты вообще меня слушал? Я же объяснил, как все устроено.
- Приехали.
- И здесь он живет?
- Да.
- Видать, тоже парень не без задатков.
- Был. Глушитель не забудь.