На югах

Сергей Режский
          Звёзды  горят, как хирургические  лампы, раскалённые  таврийские  звёзды.
          Вода  ловит  назойливый  этот  свет  и  прячет  на  дно.  Раскинув  глаза  и  руки,  я лежу  в  остывающем  море.  Проглядываются  выси.  Каждая мелочь  видна  в  них, простая  и  нетаинственная,  и  летящие  туманности  замерли,  точно  камни  в  лесу.  Мрак  стоит  над  водой.  Худые,  как  кошки,  зарницы  рвут  его  на  куски.
          Звёзды  мешают  мне.  Я  налегаю  на  воду  и  медленно  плыву  к  берегу.
          Тишина  сходит  с  холмов,  с  волейбольных  площадок,  уставших  от  мяча,  летит  к  морю;  змеистые  ветерки  играют  на  ступенях  приморских  спусков.
           Безлюдье  и  откипевший  за  день  котёл  —  вот  за  чем  каждые  сумерки  я прихожу  сюда.
           Сонная  тишина  летит  с  холмов.  Кто-то  начинает  и  враз  обрывает  песню.
          —  Николай,  вы?  —  раздаётся  унылый  тенорок,  сигаретка  почти  утыкается  в меня.
          —  Ищу  по  всему  санаторию..,    жене  сегодня  звонил,   —  говорит  силуэт,  облитый мертвенно-желтым  светом,  скованный  крепким  очарованием  южной  ласковой ночи. —  Как  будто  поговорили..,   с  мерзавкой...

           Этот  человек  преследует  меня.  Десять  дней  он  неотступно  кружит  за  мной. Вдруг  из-за  чьей-нибудь  спины  вылезет  косой  его  взгляд,  и  он  бочком подбирается ко  мне.
          —  Николай,  вы  умеете  слушать,  —  сказал  он  в  первый  наш  вечер.  Тогда  я только  начал  примериваться  к  югу,  разглядев  в  нём  бесовское  наваждение, рыхлый  и  влажный  уют,  услыхав  мощное,  скотское  мычание  судов  на  голубых водных  дорогах.
           У бесцветной  воды,  купавшей  щепки  и  рваные  бумажки,  он  стал  моим первым  приятелем.
           Мы  бродим  по  берегу.  Его  рассказ  лёгок  и  занятен,  как  тысячи  подобных. Десять  вечеров  мы  таскаем  по берегу  страдания  этого  человека.  Его  жена вертит  с  другим.  Он  здесь,  а  она  с  другим   —  молодым,  красивым  “виртуозом”. Что ж, и он не  рассиживается.  Два  взгляда,  три  слова,  —  он  нашёл  подругу. Выяснилось  —  оба  вне  брака.  Он  рад,  будет  слать  письма  жене  и,  как  и  она, описывать  свои  похождения.  Письма  жены  от  прошлых  лет  он хранит.  И  даже возит  с  собой.  Он  очень  любит  жену…
         —  Присядем,  —  трогаю  я  его  за  рукав.



         Пальцы,  взятые  в  замок,  засаленный  крючковатый  нос,  повисший  над сухим  тысячелетним  песком,  мой  пристальный,  копающийся  взгляд   —   вот наши  беседы.
         —  И  что  же  будет?  —  говорю  я  на  этот  раз.
         —  Что  будет,  то  и  будет…  Любвеобильна,  красива,  мужа,  естественно,  за борт.  Всю  жизнь  нашу  испоганила,  мерзавка.
         Сигарета  сгорает,  короткая  и  дымная,  как  наша  тема.  Всё  самое  худшее  в ней,  горькое  и  саднящее  сердце,  легко  западает  в  меня.
          Не  разбирая  дороги,  я  старательно  влезаю  на  холмы,  к  лунному  одеялу, спать.
          —  Завтра,   —  несётся  из  темноты,  —  приходите  завтра  к  фонтану.  Я  буду  не один.



          Ночь  вертит  своим  покрывалом,  жарким  и  плотным.  Тёмные  пятна  пачкают фиолетовую  листву,  пепел  молчащих  стен,  лимоны  прогулочных  дорожек.  Злые, колючие  огоньки  вспыхивают  и  гаснут  на  влажном  холсте  величественного санаторного  пейзажа.  В  двух  шагах  от  меня  проплывает  силуэт,  по-прежнему вылитый  из  тёплого  лунного  света.
          Короткий  шорох  проносится  над  землёй.  Не  в  силах  унять  дрожь,  я  бегу аллеями.
          Незнакомая  девушка  стоит,  прижавшись  к  стене.  Вид  яркого,  как  золотой брусок,  голого тела  ударяет  мне  в  голову.  Секунду  длится  наше  молчание, наша  робость.  Тень  пальмы  легонько  полирует  девушкины  ноги.
        — Пришёл,   —  вдруг  шепчет  она  на  весь  мир;  глаза  её  медленно  гаснут,  губы,  тёплые  и  мягкие,  как  свеча,  облепляют  мои.  Сердце  враз  заполняется  силой,  юное  сердце  моё  забывает  о  стихах,  одиночестве,  сердце  приказывает.  Я  двигаюсь  вдоль  пламенеющей  кожи,  вдоль  жёстких  и  острых  волос.  Я  целую  клокочущие  груди.  Ставшие  дикими, пальцы  тяжело  бороздят  извивы  этого  сильного  растения,  пришедшего  впервые…
         —   Мой,  —  шепчет  она  на  всю  вселенную,   —  ты  мой,  мой,  мой,  мой…
         Рвутся  пружины,  и  мы  бежим.  Руки  горят,  как  фонари,  стволы  прыгают  по-заячьи,  ночь  рвёт  из-под  ног  своё  покрывало.  Рвутся  пружины,  мы  давно  простились  с  землёй  и  падаем  в  изумрудное  ничто,  водянистое,  мягкое;  мы  катимся  и  тонем  в  ослепительно-огненной  меже,  два  золотых,  вымокших  тела…



        И  вот  всё поставлено  вверх  дном.
        Поутру  в  келью  мою,  каморку  снов  влетает  чемодан.  Он  шуршит  десятков  кулёчков  и  опоражнивается  прямо  на  стол.  Хозяин  его  бросается  к  постели.  Опрятная  как  девочка,  она  вскрикивает  под  навалившимся  телом.  Человек  машет  новыми  сандалетами.
        —  Стал  слезать  я  это  с  автобуса,  —  говорит  он,  —  чёрт  знает куда  ногу  отсабачил,  ремешек  и  лопнул.
        Он  колупается  с  застёжкой.  Толстые  его  пальцы  выделывают  фиги, горячий  пот  стоит  на  лице  озёрами.  Терпеливой  бабой  стонет  кровать.
        —  Пришлось  купить  этих  крокодилов,  — он  встаёт  и  ходит.  —  На танцы  пойдём,  —  говорит  он  нараспев,  выглядывая  в  окно,  —  будут  танцы?
        —  Будут,  —  говорю  я.  Я  тихо  сижу  на  кровати.  Утро  суёт  свои  лучи,  острые,  как  осколки  стекла.  Товарищ  ходит,  трогает  предметы,  знакомясь  с  комнатой.  Дырчатые  сандалеты  напряглись, белое,  ласковое  мясо  так  и  прёт  наружу.
        В  сумраке,  за  окном  говорят  беспечно,  белые  полотенца  уплывают  к  морю.
        Сосед  меняет  рубашку  и  уходит.  Я  тихо  сижу  на  кровати.
        Сон  вспоминается  мне.  Возлюбленная  покинула  меня.  Сны  редко  повторяются. Гадкие  мысли  тяжелят  голову.
       Дверь  распахивается, и  огромный,  весёлый  арбуз  ложится  под  нож.
       —  Я,  Николаша,  на юг-то  худеть  приехал,  —  говорит,  смеясь, сосед. —  Не  будь  я  Зайцыв.  Вот  нам  вместо  завтрака.
        Сосед  дорожит  каждой  секундой.  Арбуз  ест  быстро.  Кусок прыгает  у  рта, как  губная  гармошка.  Он  ест  и  меняет  брюки  на  старенькое трико.
        —  К  морю,  к  морю,  —  поминутно  зовёт  он.
        Булькая  животами,  мы  почти  бежим,  мы  пробираемся самой  короткой  дорогой.
        — Работа  моя  на  заднице,  к  ляху  её,  —  задыхается  сосед,  —  забыл  всё  на свете.  Этого  прими,  того  отправь,  четвёртому  вагон  найди…  Тю-тю-тю,  дю-дю- дю,  и  так  каждый  день.
         Море  шипит  и   брызгает  во  все  стороны,  влезающим  и вылезающим  нет  конца.  Расслабляющий  душу  шум  стоит  под  палящим солнцем.  Мы  заходим  за  мол.  Подняв  головы  и  спустив  животы,  люди  здесь загорают  стоя.  Сосед  теснит  щуплого  мужчину  с  хохолком   мокрых  волос  и привязывает  штанишки  к  решётке.
          Ветер  играет  у  него  в  голове,  он  поводит  плечами  и раздувает  рот.  Море  шумно  целует  бетонные  плиты  и  нехотя  отваливает  назад.
           —  Хорошо!  —  кричит  сосед,  —  поглядим,  что  за  море  за такое!  —  Не  разбегаясь,  он  падает  в  волны.  Брызги  пугают  окружающих.
           —  Хреново  прыгнул,  —  замечает  хохлатый,  —  пузом.
           Он пристально  следит  за  соседом.  Тот  энергично  уплывает  за  буйки  и  долго  лежит там,  раскинув  руки;  два  раза  его  строго  предупреждают  с  берега.
           Мы  плаваем   вместе,  закусываем  шашлыком,  сушимся.  У соседа  редкие  плавки  —  выцветшие, на  верёвочках.  На больших,  голых  бёдрах  в такт походке  покачиваются  бантики.  Пах  его  изрядно  прищемлён  и  потому заметен.
           —  Вот  так,  Николаша,  — говорит  он.  —  Всё  в  режиме,  и даже  загорание.  На  второе  —  обед,  на  третье  —  сон.  А  вечером  мы  двинем  на…
           Он  смолкает.  Навстречу  нам  идёт  киноактриса  Н.  Мол сжигает  её,  женщина  идёт  как-бы  танцуя.  Пышные  её  формы,  как  мячи, бьются  на  теле.  Киноактриса  глядит  направо  и  налево.  Грубое,  откровенное движение  поднимается  вокруг.  Н.  ловко  глядит  на  нас,  и  оба  мы,  старый  и малый,  замерзаем  на  месте.  Грудь  актрисы  —  средоточие  наших  взглядов.
           Пройдя  мол,  Н.  спархивает  в  воду.  Стайка  мужчин  теснится  на  краю.
           —  Видал  миндал?  —  кричит  сосед,  —  Экземпляр,  лакомый кусочек,  м-ма …  Ерихонская  блудница,  какие  титива,  а?
           Я  закрываю  глаза.  Я  вновь  оглажен  чуткой  рукой,  в мои  глаза  заглядывают  другие,  полные  ласки,  бесконечно  милые…
           —  Ладно,  —  орёт  мне  в  ухо  сосед,  —  пошли,  Николаша,  у  нас  всё  по  режиму,  не  будь  я  Зайцыв.


            Охваченные  тяжёлым  сумраком,  мы  сидим  за пиршьим  столом.  Вечерний  бриз,  как  щенок,  путается  в  наших  ногах.   Мы гудим,  болтаем  чушь,  жар  качает  наши  тела.  Бутылка  рыбного  и  размякший арбуз  на  исходе.
            —  У  вас  есть  жена,  — неожиданно  громко  спрашиваю  я,  —  Сан  Саныч?
            Цикады  смелеют  за  окном,  почуяв  сумрак.  Рядом слышны  усталые  голоса,  люди  возвращаются  к  насесту.
            —  Есть  у  меня  жена,  Николай,  —  говорит  сосед.  —  И  я должен  тебе  сказать,  она  больная  женщина.  Ноги  отнялись.  Вот  уже  десять  лет, представь.
            Он  подходит  к  окну.
            —  Она  меня  собирала  в  дорогу.… Сама  в  постели,  а мельтешит  по  кулёчкам  всё…  Ты,  говорит,  Саша  и  за  меня  там  отдохни,  на юге-то.  Наберись  силёнок,  устал  ты  со  мной,  страшный  стал.
            За  окном  простудно  чихают  и смеются.
            —  Тогда  тайная  страсть,  —  развязно  говорю  я, — любовница,  должен  же  быть  кто-нибудь?
            —  Нет,  Николаша,  нет,  даже  в  мыслях  нет, — вскидывается  он.  Глаза  его  пухнут  и  уползают  в  стороны.  —  Я  несу  крест, понимаешь,  тяжеленный  крест,  не  до любовниц,  друг.  Магазин,  и  помыть,  и сварить… Тут  вот  один  сейчас  на  танцах  был,  чёрт  знает  какой.  Такой маленький,  носастый.  Баба  его  ещё  вишней  кормила.  Положит  это  она  ему ягодку  в  пасть,  и  оба  озираются.  Вот  такие  не  могут  и  часа  обойтись. Счастливой  былью  живут,  погань  собачья… Жена  слегла,  и  я  тоже,  считай, кончился,  я  с  тех  пор  домосед.
            Он  укладывается.  Где-то  над морем  осатанело  прохаркивается  гром.  Тогда  в  деревья  взбешённым  входит ливень.  Холодная,  влажная  марля  стягивает  мне  лицо.
            Сосед  спит,  храпя  и  дёргая  ногой;  комната  кренится и  уползает  в  ночь.  Множество  лиц,  мокрых  и  острых,  как  напильники, скапливаются  высоко-высоко  у  мелкого  оконца  и  давятся  друг  другом.  “ Носастый “  среди  них,  и  он  натужно  хрипит  мне:  “ пойдём,  поговорим,  пойдём к  морю…”  С  острой  гримаской  он  исчезает.
            Я  сплю  и  во  сне  через  шум  прибоя,  крики  людей слышу   мерное  тиканье  часов.


           Прошло  много  лет.  Лицо  Зайцева  я  забыл.  Лицо“носастого”,  корявое  и  загадочное,  помню  по  сей  день.
           И  если  ревёт  непогода,  ломаются  мои  дороги,  если холодно  и  неуютно  в  иной  час   —   я  охотно  вспоминаю  это  лицо.