Как я стал пчеловодом

Виктор Свист

                Медоносные пчёлы - единственные  полезные насекомые, которых  человек давно  приблизил к своему дому. А я вообще никогда не интересовлся ими, и ни чего не знал о них до 1983 года. Да и как-то даже не замечал их. Наверное, были  другие увлечения.

 Но всё изменилось после одного разговора с Борисом - мужем сестры, тоесь с зятем. А дело было  так. Однажды, зимним вечером, мы играли с ним в шахматы. После третьей рюмки, он мне говорит: - «Когда я лежал в больнице, то там познакомился с пчеловодом.

 Он мне рассказал такие чудесные истории, связанные с пчёлами. А сколько пользы от них. Вот я и подумал, может тебе то же заняться пчёлами, ты любишь природу, у тебя есть машина, да и пенсия на носу. Этот разговор мне запомнился. Я набрал литературы по пчеловодству и всю зиму читал её.

 И  так увлёкся ими, что кажется знаком с ними всю жизнь. С нетерпением стал ждать весну. И вот она пришла, ранняя, бурная, не обыкновенная. Мы, это я и Борис едем в Алексеевку покупать пчёл. Пчеловодов в то время, в Алексеевке Хвалынского  района было много, чуть ли ни в каждом дворе.

 Пчёл уже вынесли из омшаников, и они носились в воздухе, наполняя его весенним жужжанием. Зашли к первому пчеловоду, старику лет  семидесяти.
--- Дед, пчёл продашь?

--- Нет, мужики, я их внуку отдал, пусть занимается, а вы зайдите к Марии, у неё старик больной, она точно продаст. А живёт она по улице Дзержинской, второй дом. Идём к Марии. Стучим в серо-зеленую, покосившуюся калитку. Выходит бабуля не определённого  возраста.

--- Вам чего, сынки?
--- Бабушка, пчёл продашь, спрашиваю я?
--- Да я бы продала, только, кто их купит, больные они, вон ползают по земле, клещ сожрал их. Действительно, по земле, по ульям в большом количестве ползали больные пчёлы.
 
--- А кто тут может продать?
--- Олег Павлович, в конце улицы живёт. Едем в конец улицы Дзержинской, находим Олега Павловича.  Мужик  в огороде работает с пчёлами. Пчёлы с шумом кружатся в воздухе. Вокруг ульи и разбросанные корпуса с пчелиными сотами, обращаюсь к нему.

--- Вы, Олег Павлович?
--- Да, а в чём дело?
--- Мы хотим купить пчёл, и нам подсказали, что вы продаёте.
--- Правильно подсказали, продаю.
--- Ну, тогда давайте знакомится, Виктор, Борис. Олег оказался нашим ровесником, он быстренько перевернул корпуса, сделав из них сиденья и пригласил нас присесть. Обговорив о цене и количестве покупаемых пчёл, мы вернулись в город. Нам нужно было найти ульи, а за тем вернуться за пчёлами.


 Ульи мы нашли быстро, у старого пчеловода. Да надо заметить, что ульи у Олега многокорпусные и нам нужно было искать такие же. В следующею субботу поехали снова в Алексеевку, уже за пчёлами. Купили две семьи, увязали их и привезли на дачный участок.

 Май месяц в том году был тёплым, солнечным и пчёлы хорошо развивались. Я каждый вечер, после работы, ездил на дачу и осматривал пчёл. Это было так интересно, так увлекательно, что покрасневшие и опухшие руки от ужаливания, сущий пустяк. И вот  зацвела малина.


 Её на дачных участках, как известно, очень много. Пчёлы как сбесились. Я стоял и ничего не мог понять, что происходит. Они как пули из автомата, вылетали из улья, и так же возвращались. Над участком стоял гул. На другой день, на работе, я об этом рассказал опытному пчеловоду.


 Он мне объяснил, что малина очень сильный медонос и на пасеке идёт взяток. Через три дня я открыл улей и увидел соты, наполненные прозрачным ароматным мёдом. Душа моя пела и ликовала, ведь это был уже мой мёд. Так длилось  дней десять, ульи наполнились мёдом и расплодом, пришлось ставить второй корпус. По неопытности  я расплод поставил во второй корпус, а мёд оставил в низу, хотя нужно всё на оборот.


             Субботу и воскресенье шёл сильный дождь, на дачу я поехал в понедельник. Ужасную картину увидели мои глаза. Крышки ульев валялись на земле, пчёлы с шумом кружились над ульями. Горелое ватное одеяло, лежало на земле, втоптанное в грязь. Рядом валялись соты.


 Негодяй, решивший поживится мёдом, видно получил порцию пчелиного яда, после чего бежал, прихватив инвентарь и другие вещи из дачного домика. Я сел на крыльцо и задумался, что делать, ведь он может снова придти. Негодование и злоба  душили меня. В этот же день я поехал в Алексеевку к Олегу.


 Он встретил меня как старого знакомого. Рассказав ему о своём горе, он предложил мне привезти пчёл к нему в огород. Я так и сделал. Вечером, когда пчёлы все сели, мы вдвоём с Людмилой - женой, кое- как загрузили ульи в машину и повезли в Алексеевку. При разгрузке ульев Олег мне говорит: - Ты, что мёд-то не откачал, тяжело носить-то их.

 А я знаю, как это делать, да и мёдогонки у меня нет, ответил я. На другой день мы откачали мёд и  я получил свои первые двадцать киллограм мёда. Этот мёд я конечно раздал всем своим родным, всех угостил, чтобы знали, что у них в родне появился П ч е л о в д.

 Летом кочевали на подсолнух, с помощью Олега сделал два отводка, и вот подошла осень. Обработав пчёл от клеща, щавелевой кислотой, я поставил ульи к стенке сарая, причём отводки поместил вторым корпусом на основную семью. Закутал их плёнкой и оставил зимовать. Зимой приезжал и закидал их снегом, сделал им братскую могилу.


           Пришла весна, Март месяц, еду в Алексеевку откапывать пчёл. Откапал, снял плёнку, слушаю, тишина. Снимаю крышку с улья, убираю холстик, и вижу в улье сплошную глыбу льда. Все рамки с пчёлами просто вмёрзли в лёд.

 Открываю второй улей, та же картина, но кто- то шевелится. Горсть пчёл с маткой пересадил в чистый улей и увёз в село Натальино, там, у шурина был свой дом. Апрель и Май месяцы, пчёлы развивались хорошо, и вышли на два корпуса.

 За тем я увёз их обратно в район Алексеевки, и всё лето кочевал с одним дедом, с которым познакомился ещё в прошлом году. Звали его Константин Яковлевич,  впоследствии я купил дом у него в Алексеевке. И в это лето с одного улья взял двадцать пять киллограм мёда. Осенью отвёз его в Натальино, поставил в огороде на стол, который там стоял и оставил до весны.

 Думал: - если погибнет, то всё ровно весной покупать буду. И вот пришла весна 1986года. В один солнечный день марта, еду в Натальино, и подхожу к улью. Душа волнуется, живы или нет мои пчёлки, мне казалось, что я их оставил на погибель.

 Но каково же было моё удивление, когда я увидел своих пчёл, кружащихся возле улья. В апреле, у Олега купил ещё четыре семьи и с пятью семьями выехал в лес, в район деревни Куликовка. Так начался мой пчеловодно- полевой  роман. Осенью того же года, купил домик в посёлке Алексеевка, где и проживаю по сей день. И любовь к пчёлам оказалась на столько сильной, что увлекла меня на всю жизнь.          
 
  15 мая 2011 г.    ВиСвист.