Акаций цветущих город...

Валерий Хистной
                Беня  говорит  мало,  но  он  говорит смачно.
                И.Э.Бабель.   
               
       Итак,  год  1965,...  да... да...  прошлый  век,  господа,  но  зато  какой  век?!...Таки  да,...имеем  что  вспомнить,  если  имеем  чем  вспомнить,  а  пока  имеем  чем,  будем  вспоминать... «Скоро  осень,  на  улице  август»...  за  эту  песню  ещё  народ  ничего  не  знал,  но  появилась  песня  из  жизни ,  однозначно,  число  второе,  в  смысле  2-е  августа,  время  около  десяти  вечера.  Я  сошёл,  нет  друзья  мои,  не  с  ума  -  это  ещё  впереди,  сошёл  с  поезда:  Баку – Одесса,  который  прибыл  в  Одессу  по  рассписанию.  Что  я  делал  в  Баку,  спросите  Вы,  так  я  ничего  там  не  делал,  потому  как  не  бывал  в  этом,  несомненно,  прекрасном  столичном  городе,  храни  Аллах,  всех  его  жителей!  Я  подсел  в  этот  поезд,  когда  он  остановился,  на  две  минуты  в  городе  Днепродзержинске,  дабы  проследовать  до  Одессы,  куда  меня  влекло  желание:  стать  артистом...Не  надо,  не  надо  ухмыляться...что  в  этом  плохого?...никто  не  запрещал  мечтать,  и  мечтать  совсем  не  вредно.   Мечтали  же,  что  «... и  на  Марсе  будут   яблони  цвести...»,  а  получилось,  жизни  на  красной  планете,  тоже  нет,  как  и  в  той  Великой  Державе,  откуда  мы  родом,  хотя  вопрос  спорный,   многие  жили,  живут  и  будут  жить...  «Каждому  своё.»,  как  написал  один  незнакомец,  на  одних  воротах... .   Одесский  железнодорожный  вокзал,  да,  конечно  большой,  конечно  шумный,  со  специфическим  запахом,  как  и  другие  вокзалы,  крупных  городов  Страны  Советов.  И  тут  же... нет,  не  такой,  как  все...особый,  всё  таки,  какой  то...чем  особый?...а  не  знаю,  особый  и  всё  тут!  Я  помню  ещё  золотых  рыбок,  и  кучу  разно – всяких  монет,  в  воде  фонтана,  вокзального,  стоящего  в  центре  зала  ожидания.  У  этого  знаменитого  фонтана  встречались  все  потерявшиеся  в  суматохе...  «Мальчик  Валера,  потерявший  родителей,  подойди  к  фонтану  с  рыбками,  там  тебя  ждут  папа  и  мама!»,   надо  же,  мальчик  родителей  потерял!  Или  «Увага,  увага,  затерялася  дитына,  приметы  таки:  не  брита,  з  пивлитрою,  иде  матюгается»,  или  «Внимание!  Граждане  пассажиры  поезд  номер...трррр...прррр....срррр...повторяю,  горячие  пирожки!».  Разве  сие  можно  забыть?!  Да,  никогда,  это  мы  прожили,  это  наше  родное,  это  больше  никогда  не  повториться,  но...  и  никогда  не  забудется.  Я  помню,  хочу  это  помнить,  хочу  чтобы  внуки  мои  дорогие,  в  свой  век  нанотехнологий,  не  становились  «роботами»,  а  оставались  человеками,  с  душами,  с  чувствами:  запаха  ветра,  моря,  красоты  природы,  с  ощущением   восторга  от  бесконечности  горизонта  и  с  прочими  человеческими  слабостями,  столь  необходимыми  по  жизни.   Вообще-то,  я  должен  был,  сразу  с  поезда  сесть  в  такси  и  отправиться  к  фронтовому  другу,  своего  Отца,  товарищу   Филевскому   Аркадию,  где  меня  ждали.  Но...мне  уже  18-лет...я  же  совсем  взрослый...могу  принимать  самостоятельные  решения...товарищ  Гайдар  командовал  полком  в  16  лет.  Вот  и  я  решил,  «обстучаться»  в  вокзальной  суете  города  Одессы,  а  утром,  на  трамвайчике,  обожаю  этот  вид  городского  транспорта,  отправиться  к  друзьям.  А   денежки,  оставшиеся  не  воспользоваными  на  такси,  можно   про...    нет  ребята ,  в  те  времена  прокушать,  а  не  то,  что  Вы  подумали,  или  не  подумали.  Погулял  я  по  вокзалу,  прикупил  всяко – разных  вкусностей,  и  отправился  в  сквер  напротив  вокзала.  В  сквере  стояли  лавочки,  на  лавочках  сидел  народ :  отдыхал  от  дневной  жары,  наслаждаясь  вечерней  прохладой,   люди  болтали  ни  о  чём,   смеялись,  кушали,  выпивали,  целовались...люди  просто  жили.  Присел  и  я  на  одну  из  лавочек,  чемоданчик  под  руку,  чтоб  ощущался,  и  желательно  до  утра.  Про  «жиганов»  одесских  был  наслышан,  знал  что  «ухи»  надо  держать  на  «стрёме»,  да  и  «приправа»  имелась,  на  всякий  случай,  что  такое  «приправа»?   Это  так  на  жаргоне  той  поры  называлась,  какая  либо  штуковина,  которая  может   отпугнуть   нехорошего  человека,  «редиску»  стало – быть,   намеревающегося  обидеть,    мирно  сидящего  в  скверике  на  лавочке  юношу.   «Приправой»  могли   быть:  нож,  кастет,  гирька,  что  было  нарушением  закона,  и  наказуемо.   А  вот,  перочинный  ножичек,  или  пару  гаечек,  которые  можно  было  одеть,  при  случае  на  пальчики,  или  цепочка  от  велосипеда,   или  телескопическая  и  очень  металическая,  дубинка,  это  совсем  круто,  являлись  спецштуками  для  самообороны,  или  «приправой»  тоже.  У  меня  же  в  чемоданчике  лежал  старый,  со  спиленным  бойком,  небольшой,   грамм  тристо,  весом,  женский  пистолетик...симпатичный  такой...но  пистолетик.   Серьёзным  людям  такая  «приправа»  до  «фени»,  у  серьёзных  людей  и  «приправы»  серьёзные... но  и  я,  мирно  жующий  свой  поздний  ужин,  18-летний  пацан,  сидящий  в  привокзальном ,  освещённом  скверике... серьёзным  людям  тоже  до  «фени».  Да  и  вся  «скверная»,  от  слова  сквер,  компания,  серьёзным  людям  уж  точно  до  «фени»,  у  серьёзных  людей  и  дела  серьёзные.  Но,  должен  Вам  заметить,  дорогие  мои  друзья,  моя  приправа  в  эту  ночь,  мне  пригодилась,  и  вот  почему.    Сижу,  жую  вкуснятину,  дышу  воздухом,  наслаждаюсь  «самостоятельностью»...жизни  радуюсь,  время  к  полуночи.  Подходит  к  лавочке,  на  которой  я  значится  сижу,  дядечка,  при  галстуке,  в  шляпе,  с  портфелем,  интиллегент  кубыть  и  вопрошает: «  А  шо  Вы  думаете,  молодой  человек,  если  я  присяду,  возле  Вас,  на  свободной  стороне?»   Мама  дорогая,  чего  намолол; «  Да,  канечно,  присаживайтесь,  места  много!»    Я  ещё  не  знал,  что  одесситы,  это  нация,  со  своим  языком ,  юмором,  менталитетом  и  понятиями  за  жизнь,  а  вольный,  и  это  так,  город  Одесса – южная  столица  Великой  державы,  ещё  со  времён  царицы  Екатерины.   Ещё  одно  окно  в  Европу,  но  уже – южное,  верная  тема,  надо  заметить.   Немного  помолчав,  видимо  чтобы  расположить,  что  он  разглядывает  меня  я  чувствовал,  сосед  по  лавочке  представился  и  «затарахтел»:  его  зовут  Сёма,  не  Семён,  а  именно  Сёма,  он  только  что  приехал,  вот  сел  передохнуть,  и  потом  на  трамвай,  и  домой,  правда  дома  у  него  ремонт,  и  не  убранно...но  есть  место,  где  я  смогу  провести  ночь,  как  нормальный,  человек,  а  не  в  сквере  на лавочке,  тем  более  к  утру  похолодает.  Да  и  денег  он  с   меня  не  возьмёт,  если  я  конечно,  буду  себя  хорошо  вести...и  покушать,  и  выпить,  чтобы  спалось  хорошо,  он  купит.... Всего  я  не  слушал,  не  к  чему,  мне  было  слушать,  но  последние  слова  насторожили,  тем  более,  что  Сёма,   подвинулся  ближе  и  попытался  пощщупать  меня...в  районе  промежности...Нет,  где – то,  как – то,  шутили  про  «голубых»  и  «розовых»...но  чтобы  вот  так,  в  наглую...извините...выхватив  «приправу»,  приставил  её  к  Сёминому  пузу...и  таки  да,  что – то  сказал.. не  громко,   скорее  всего  шёпотом.. . Сёмы  не  стало,  Сёму  как  ветром  сдуло...  растворился  в  ночи,  осталась  лежать  шляпа... а  вдруг  вернётся...и  ментов  приведёт?  Нам  это  ни  к  чему,  лишнее,  вперёд  в  вокзал,  в  люди,  там  спокойнее,  да  и  действительно  прохладно  стало,  то  ли  от  ночи,  то  ли  от  Сёминой  попытки  совратить  «мальца».  Вот  она  Одесса – мама,  у  них  всё  можно,  что  не  запрещено,  а  не  запрещенно  у  них  видимо   всё,  таки  да.   Две  одесситки  ругаются:  - Ах  ты,  старая  курва!   - А  причём  тут  возраст?...   У  старого  еврея  спрашивают:  Как  Ваше  здоровье?  -  Не  дождётесь!... Больной!  Вы  не  должны  пить,  курить,  и  иметь  женщин.  – И  как  долго,  доктор?   - Если  повезёт,  то  не  долго... .     – Доктор,  помогите!  Сделайте  так,  чтобы  у  меня  были  дети.  Понимаете,  у  моего  дедушки  не  было  детей,  у  моего  папы  тоже  не  было  детей...  – Как  это  не  было?  А  Вы  откуда?    - Я,  а  я  из  Кишинёва!!!.... И  это  Одесса – мама,  вернее  так  шутят  её  вольные  «дети»,  чтоб  они  были  здоровы,  так  же,  как  и  шутят.  Утром  на  мой  вопрос  к  мадаме,  продающей  газеты: «  Скажите,  пожалуйста,  а  где  остановка  трамвая  № 5?»,  последовал  типа  ответ: « А  шо  мальчик  думает  я  должна  знать  где  останавливаются  трамваи?...Но  если  у  него  есть  20  копеек,  я  могу  вспомнить!»  И  это  тоже,  правильно,  в  жизни  за  всё  платить  надо,  и  привыкнуть,  что  в  Одессе  на  ваш  вопрос,  сначала  последует  тоже  вопрос,  а  будет  ли  ответ...зависит  опять  таки  от  Вас...,  задающего  вопрос.  Только  в  Одессе  на  вопрос:  « Скажите,  пожалуйста,  где  туалет?»,    «ответят»:  «  А  зачем  Вам  это  надо?»   
             
  Семья,  Аркадия   Филевского,  встретила  меня  очень  приветливо  и  гостеприимно.  Поселили  меня  во  флигельке,  во  дворе,  что  было  кстати,  я  же  должен  готовится  к  вступительным  экзаменам.  Куда?!  В  Театральное  училище  музкомедии  г.  Одесса,  вот  куда!  Опять  таки,  удивляться  не  надо.  Как  то  вечером,  по  телевизору,  мой  Отец  услышал  обьявление,  что  училище  дополнительно  набирает  студентов... «Валерка,  езжай,  у  тебя  получится!»   Он  знал,  что  говорил,  он  закончил  Днепропетровское   театральное  училище,  по  классу  вокала,  а  во  мне  были  папины  гены,  да  и  мамуля  тоже  хорошо  пела.   И  в  музыкалке,  наверное  не  зря  я  проучился  пять  лет,  изучая  аккордеон.   Поэтому,  я  в  Одессе,  и  мне  надо  готовиться  к  вступительным  экзаменам,  поэтому  хорошо,  что  я  буду  жить  отдельно,  а  питаются  все  за  одним  столом  во  дворе,  и  из  одного  холодильника.  Да,  друзья  мои,  один  небольшой,  но  должен  заметить,  очень  важный,  в  будущем  ньюанс – дочь  дяди  Аркаши   работала  в  библиотеке  училища,  куда  я  намеревался  поступать... .  Её  звали  Фира,  она   мне  сказала: « Пройдёшь,  Валера  три  положенных  тура,  считай,  что  поступил!»  Что  такое  три  тура,  обьясняю,  первый – надо  что  либо  прочитать  наизусть;   второй – спеть,  сыграть  на  музыкальном  инструменте,  можно  петь  играя,  станцевать;   третий – по  заданию,  сыграть  сцену  из  жизни.  После  - сочинение,  можно  на  вольную  тему,  как  сама  Одесса - мама.      ...- Моня  женился  на   Риве.  В  первую  брачную  ночь  он  убедился,  его  Рива  уже  не  девушка.        «Так  ты  уже  с  кем – то  была  до  меня?»  возмутился  Моня.       «Моня,  мы  живём  в  Одессе,  а  не  в  пустыне  Сахара,  здесь  были  люди  и  всегда  будут  люди!»,  спокойно  ответила  Рива... .   Сдав  подобающие  документы,  получив  экзаменнационный  лист,  решил  проявить  интерес  к  абитуриентам,  послушать:  где,  что,  когда,  зачем  и  почём.  Любопытство  -  не  порок,  любопытство  -  стремление  к  знаниям,  если  в  пределах  разумного.  Народ,  надо  заметить,  сплошь   и  рядом  был,  ну  очень  симпатичный, в  театралку  кубыть  поступают.  А  девушки,  а  девушки...ни  в  сказке  сказать,  ни  пером  описать...свою  ориентацию,  не  смотря  на  попытку   первого  одесского  «знакомого»  Сёмы – я  не  поменял,  поэтому  и  подошёл  к  приглянувшимся,  двум  девушкам.  Завязался  разговор,  абитуриенты  имели  за  што  поговорить,  как  говорят  в  Одессе.  Девушки,  одна  жгучая  брюнетка,  другая – блондинка,  с  очаровательными,  ямочками  на  розовых,  от   молодости  щёчках,  оказались   из  города  Кривой – Рог,  это  Украина,  друзья  мои,   и   обе  девушки  звались  Людмилами.  А  когда  я  представился,  они  весело  рассмеялись:  «Так,  второй  Валера,  это  судьба:  две  Людмилы,  два  Валеры!»  Оказалось  у  них  уже  есть  один  знакомый,  по  имени  Валера,  сейчас  подойдёт,  обещал  угостить  мороженым.  И  он  подошёл,  кстати  брюнет,  мы  познакомились,  он  из  города   Луцка,  вот  так  и  легла   фишка,  моя  Люда – блондинка,  с  русым  волосом(на  головушке),  а  тёзкина   Люда  - брюнетка.  Нет,  так  ещё  никто  не  рассуждал,  вслух,  никто  не  молвил  «моя – твоя»,  но  внутренний  голос,  каждому,   из  вновь  познакомившихся,   уже   нашёптывал,  кто  есть   кому  кто.  Как  мыслите,  химия  или  любовь  с  первого  взгляда?  Так,  мыслить  времени  нет,  да  и  зачем,  всё  будет  хорошо.  Подружились  мы  настолько  крепко,  что  сняли  сообща  комнату,   рубль  в  сутки  с  каждого,  у  одной  бабульки,  недалеко  от  училища,  дабы  вместе  готовится  к  экзаменам.  Ну  и  конечно –же,  чтобы  быть  ближе  друг  к  другу,  не  расставаться,  возможно,  что  и  всю  оставшуюся  жизнь...а  что,  в  жизни  всё  бывает....  Наша  бабулька,  поразительно  напоминала  персонаж  из  «Пиковая  дама»,  Саши  Пушкина...чепчик,  нос  крючком,  и  никогда  не  закрывающиеся  глаза...всегда  в  качающемся  кресле...всегда  начеку...  «драсти...до  свиданя»,  это  всё,  что  мы  слышали,  от  своей   хозяйки.  Соседи,  отзывались  о  бабуле,  покручивая  пальцем  у  виска.  Наши  рубли  она  превращала  в  свои,  вмиг  смахивая,  трясущейся  рукой,  их  со  стола,  при  расчёте.  Расчёт  производился  каждый  вечер,  перед  сном.   Нас  это  устраивало,  девушки  спали  в  комнате,  на  диване,  мальчики  на  балконе  на  топчане...конечно – же...это  сначала,  сразу...потом  попозже:  я  с  Люсей,  так  её  звали  дома,  близкие,  на  балконе,  а  тёзки  наши  в  комнате.  Нам  ближе  был  свежий  воздух,  а  тёзки  наши  больше  любили  помещение,  теплее  им  казалось  в  нём. " Мы  у  любви  во  власти,  десятки  тысяч  лет...но  все  же  лучше  страсти  на  свете  чувства  нет."

            Всё  шло  своим  чередом,  мы  сдавали  экзамены,  готовились  к  следующим,  вечерами  прогуливались  по  городу,   иногда,  при  наличии  «кеша»,  это  не  попугай,  нет,  это  наличные  с  американского  сленга,  позволяли  себе  посидеть  в  кафе...попить...покушать...вкусно.   Как –то  в  выходной  день,  все  жильцы  одесского  дворика,  а  они  были  дома  потому  как  отдыхали,  «высыпали»  на  улицу,  а  кто  не  мог  на  улицу,  пооткрывали  окна  и...слушали...Это  запела  Люся...она  могла  себе  это  позволить,  поверьте  мне...потом  в  будущем  страна  называла  её  голос  «хрустальным»...и  это  было  так.  А  сейчас,  Люся  просто  готовилась  к  экзаменам,  и  просто   пела,   просто  песню,  под  названием  « Оренбургский  пуховый  платок».  Эту  песню  она  пела  и  на  вступительных  экзаменах,  и  была  принята  в  училище...но  потом ,  в  будущем,  на  коцертах  своих.  песню  эту  не  пела.  Эта   песня  была  не  Люсина,  её  исполняла  другая  певица,  и  песня  эта  принадлежала  только  ей,  и  её  тоже  звали  Людмила,  но  она  пела,  лично  для  генсека,  и  её  песни,  были  только  её  песнями,   в  этом  заключалась  суть  советской  эстрады,  богу   богово,  а  кесарю - кесарево.  Но  Люсе,  всё  это  было  по  барабану,  сегодня  она  пела  для  себя,  и  для  всех  кто  слушал...а  народ  слушал,  рукоплескал,  просил  повторить.... С  этого  дня  Люся  пела,  по  желанию  нашего  двора,  и  его  окрестностей,  всё  что  могла  петь,  сидя  на  окошке,  на  втором  этаже... в  маленьком  одесском  дворике,  зарождалась...  певица,  актрисса,  любимая  и  почитаемая  в  будущем  всей  страной.   И  моя  душа,  тоже  пела,  под  ритмы  учащённо  бьющегося  сердца,  когда  мне  позволялось,  ласкать  и  целовать,  милые  ямочки,  на  розовых  от  молодости  щёчках...и  всё   остальное... тоже  очень  милое,  вкусное,  желаемое,  что  принадлежало...щёчкам  с  ямочками...и  мне...на  тот  период.  Потихоньку  я  начинал  сходить  с  ума,  явление,  скорее  всего  очевидное,  чем  невероятное...оно  и  понятно...восемнадцать  лет...
         
 Как  и  у  всех,  порядочных  абитуриентов,  денежек  на  все  земные  блага,  бывало  не  хватало.   Любовь  она  ведь  как,  она  приходит  и  уходит,  а  вот  кушать  хочется  всегда.  Да  конечно,  один  звонок  родителям,   сигнал  « SOS»...и  мы  спасены...но  надо  переждать  день  два  до  прихода  помощи.  Обьяснять  молодым   желудкам,  что  надо  потерпеть,  в  стране  строящей  коммунизм,  в  стране  изобилия,  в  стране,  где  молодым   везде  дорога – явление  невероятное,  однозначно.  Вагоны  можно  разгружать,  можно,  но  в  крайнем  случае,  а  случай  ещё  совсем  не  крайний.  Мы  с  тёзкой  пошли  другим  путём,  и  он  нам  понравился,  будующие  артисты   должны  и  в  жизни  ими  быть,  тем  более  вся  жизнь – театр!

         Часов  в  шесть  утра  мужчины,  как  истинные  «охотники»  тихо  подымались,  дабы  не  потревожить  своих  возлюбленных,  и  под   «фейсконтролем»  бабули,  выскальзывали  на  улицу.  Конечно  голодные,  в  смысле  без  завтрака,  но  голодный  «охотник»  вдвойне  добудет,  голод  не  тётка,  а  почему  не  дядька?...я  без  понятия...а  Вы,  друзья  мои?...Ладно  проехали,  а  мы  в  трамвай  и  вперед...поехали!!!   Куда?...Да  на   «Привоз»,  куда  ещё...Что  такое  одесский   «Привоз»  обьяснить  в  двух  словах – явление  невероятное,  или  надо  писать  повесть,  под  названием  « Привоз»  и  пусть  её  читают,  все  кто  пожелает.  Или  надо  приехать  в  город  Одессу,  и  таки  да  пойти  посетить  эту  достопремечательность,   уверен  Вы  будете  в  восторге,  а  заодно  можно  искупаться  в  Чёрном  море,  если  появится  желание.   ...На  одесском  рынке:         - Сколько  весит  ваша  лошадь?    - Какая  лошадь?  Я  продаю  кроликов!  Куда  вы  смотрите!?  - Я  смотрю  на  цены.       Там  же:  - Продавец,  а  у  вас  рыба  свежая?  - Конечно!  Только  шо  из  моря. – Да?  А  шо  это  она  закрыла  глаза?  - Так  она  спит.  – Спит?!...А  шо  она  так  воняет?             - Мадам, а  вы  когда  спите,  можете  себя  контролировать?    По  пути,  мы  с  Валериком  «зарабатываем»  немного  денег,  нет  мы  не  поём,  не  танцуем  в  трамвае,  не  попрошайничаем.  Мы  берём  сдачи,  возможно  маленько  нечестный  способ  «заработка»,  потому  и  в  кавычках,  возможно  даже  Остап  Бендер  не  одобрил  бы  наш  способ,  но  мы  хотели  кушать.  В  те  годы  трамваи  ездили   без  кондуктора,  народ  «обилечивался»  самостоятельно,  помните?...  «Граждане,  вошли  сразу  «обилечиваемся»,  водитель  на  остановках  разменяет  купюры  на  мелочь».   Смачное  слово,  не  правда – ли,  а  всё  потому,  что  народное,  вышли  мы  все  из  народа.  Итак,  заходишь  в  трамвай,  суёшь  палец  в  отверстие  кассы,  можно  два  пальца,  больше  не  рекомендуется,  народ  может  заметить,  несмотря  на  «забитый»,  в  смысле  полный,  трамвай.  Тоже  народное  слово,  прикинь:  трамвай  «забитый»...  Отрываешь  себе  билетик   и...  смастерив,  серьёзно -  наглую  рожицу,  главное,  не  слишком  наглую,  народ  этого  не  любит,  собираешь  «сдачу»,  причитающуюся  тебе  с  20-ти  копеек, якобы  опущенных   тобой  в  кассу.  Нарушен  закон?!...ни  в  коем  разе,  господа,  да  на  душе  немного  неспокойно,  народ –то  свой,...но...голод,  голод   господа,  своим  присутствием   всю  совесть  глушит... Неоднократно  хотелось   стать  человеком,  но  люди  не  давали.  Итак,  по  паре  рублей  мы  «заработали»!   

 На  привозе,  каждый  по  отдельности,  что  либо  покупает,  овощи,  фрукты,  колбаску,  домашнюю...творожок,  тоже  домашний,  и  конечно – же  тюлечку...цены -  курортные,  но  цены  написаны  на  киллограммы.  А  мне  лично  киллограм  не  сьесть,  смотря  чего   конечно,  мне  надо  всего  по  четыре  штуки  овоща,  да  и  фрукта  тоже.   А  народ  в  те  прекрасные  времена  был  очень  добрый,  если  с  ним,  с  народом  по  хорошему,  и  народ  с  тобой  тоже  по  хорошему.  Просишь  у  женщины-продавщицы,  взвесить  четыре  помидора,  смотришь  на  неё,  жалостливо  так,  с  сыновьей,  как – бы  любовью,  достаёшь  мелочь,  начинаешь  «мусолить»  монеты...  Она  же  в  это  время  думает  о  своём,  родном  сыне,  вдруг  и её  дитя,  вот  так  же,  где – то... и  отдаёт  тебе  эти  помидоры,  просто  так,  безплатно  по  матерински...да  ещё  благословит,  перекрестив  вслед,  после  твоих  слов  истинной  благодарности.    Да,  конечно  бывает  по  разному,  могут  сразу  послать  куда – либо,  ну  не  на  ту  ногу  встал  человек,..   не  его  вина,  но  базар  большой,  и  людей  хороших,  на  большом  базаре,  всё  одно  больше.   Через  минут  30 – 40,  мы  с  Валериком  встречаемся  у  выхода,   в  наших  «авоськах»  проглядывается  неплохой  натюрморт,  из  всяко – разных  продуктов:  творога,  колбаски,  трошечки  сала,  без  него  никак,  овощей  и  фруктов...живём!  Да  «авоська» - кто  не  в  курсе,  советская  ёмкость  для  шоппинга,  или  просто  сетка.  А  сетка  ещё  проще – пригорошня  дырок,  связаных  между  собой,  не  сложно,  правда?!...Шоппинг,  слово  иностранное,  но  постараюсь  разьяснить,  это  типа  болячка  такая,  вирус,  преследует  в  основном  имущих  женщин,  которые  всегда  при  деньгах,  и  неограничены  в  свободном  времени.  Женщины  среднего  достатка,  не  так  часто,  подвержены  этому  вирусу,  потому  как:...почему  худая  такая?...бо  не  ем...     А   почему?  бо  нема...Нема  на  что  болеть.  Нас  с  Валериком  это  не  касается,  с  бо  нема,  вопрос  решён,  с  «Бони  М»,  (классная  была  группа),  в  процессе  решения.   Итак,  что  осталось,  в  смысле  прикупить,  чтобы  наши  девочки,  отблагодарили  «охотников»...вечерком.  « Сайка»,  булочка,  за  шесть  копеек   штука, кефир...просто  кефир...не  жирный,  жирный  вреден  молодому  организму,  9  копеек.  Плюс  бутылка,  15  копеек,  но  бутылку  потом  сдадим  и  опять,  или  снова,  как  угодно,  купим  тот  же  кефир.   Булочек  берём  восемь...так  надёжней,  мало  ли  что,  кефира  два,  для  дам  сердец,  наших  с  Валериком,  всего  96  копеек...А  ведь  жили  уже  почти  в  коммунизме...не  замечали...как  молоды  мы  были...Кстати,  «охотники»  голод  притупили  ещё  на  привозе...на  рынке,  прежде  чем,  что  либо  купить,  необходимо  отпробовать,  что  покупаешь...а  рынок  большой.  ...  Самолёт  потерпел  крушение,  над  пустыней.  В  живых  остались  грузин  и  еврей.  У  грузина  два  апельсина,  у  еврея  две  золотые  монеты.  Жара...жажда...голод...Еврей  предлагает  сыграть  в  базар... « Апелсын,  апелсын,  покупай,  денги  давай!»,  запел  грузин.  Еврей: «Кацо,  дорогой,  почём  апельсин?»  Грузин: «Два  золотой  одын  апелсын!»   Еврей:  «А  зачем  так  дорого,  кацо?»  Грузин:  «Дорого,  нэ  покупай,  базар  болшой,  ходы,  выбырай!»  Се  ля  ви!

        Отблагодарили,   нас  по  полной  программе,  а  мы -  Валерики,  так  нас  называли  наши  девушки,  стали  более  уважать,  каждый  себя,  друг  друга  уважали  со  дня  знакомства.   После  трёх  основных  туров,  нас  осталось  двое,  догадались?!...правильно...Люся  и  Валерик,  блондины...так  легла  фишка....  От  бабули  мы  ушли,  Люся  в  общагу,  нашлось  место,  я  к  своим  друзьям...встречаться  стали  реже...но  с  прежним  удовольствием,  иногда  во  флигеле,  иногда  в  комнате,  где  жила  Люся.  Готовились  к  сочинению,  последний  экзамен...Однажды  гуляли  по  городу,  что –то  обсуждали,  смеркалось...вижу  на  тратуаре  кошелёк...Лежит  или  валяется...это  не  важно...главное  кошелёк...представляете  мысли:...ух,  погуляем,  наедимся  вволю,  Люсе  куплю  подарок... Я  наступил  на  него  ногой  и  нагнулся  поднять... «...пусти  дурак  леску  порвёшь...»,  послышалось  из  кустов,  оба  на!,  одесские  хохмочки,  обидно  было,  да  не  за  державу,  за  себя.  В  связи  с  этим  пришла  мысль,  на  «степуху»  (деньги  выдаваемые  студенту,  за  то  что  он  советский  студент)  с  Люсей  будет  трудно,  надо  искать  способ  заработать  деньги.  Нам,  абитуриентам,  иногда  давали  типа  билеты,  дёшево,  на  спектакли  в  театре,  мы  с  удовольствием  посещали  их.  И  как – то  я  познакомился  с  осветителем,  человек   направляющий   свет  юпитера  на  сцену,  в  нужное  место  и  в  нужное  время.   Поговорили,  парень  тоже  подрабатывал,  и  ему  нужен  был  напарник,  работа  по  вечерам,  в  месяц  25 – 30  рублей.  А  что  такое,  да  мало,  но  на  дороге  не  найдешь,  не  валяются,  как  тот  кошелёк.   Договорились!  Опять  стал  уважать  сам  себя,  ещё  больше,  мужчиной  становился,  потихоньку  «слезал»  с  родительских  плеч.  Дай  им  Бог  здоровья,  и  родителям  и  плечам  родительским.    Пришло  время  писать  сочинение.  Как  никак  праздник,  белая  рубашечка,   почти  тоже  белые  брючата,  «шкарпетки»,  туфли  летние,  тоже  светлые,  картинка,  а  не  будущий  студент.  Числа  не  помню,  но  жизнь  огорчила  меня  в  тот,  ещё  летний,  но  уже  с  запахом  осени,  солнечный  день.  Нет  сочинение  я  написал,  правда  результата,  как  написал,  не  знаю  до  сих  пор,  не  к  чему  было... После  экзамена,  договорились  встретиться  с  Люсей,  «обмыть»  это   дело,  святое  же  дело  отметить  сдачу  экзаменов.  Подождав  в  условленном  для  встречи  месте,  пошёл  искать  свою  любовь,  она  слегка  задерживалась.   Вам  приходилось  по  жизни  оказываться...не  в  то  время...не  в  том  месте?  Мне  приходилось,  но  никогда  я  не  испытывал  чувство  радости  от  этой  ситуации...,  почему!?   А  радоваться  было  нечему...  Я  их  увидел  на  лестничной  клетке...они  видимо  прощались...он  наклонился,  она  стояла  ниже  на  ступеньку...обнял...и  поцеловал   её.  Она  потянувшись  к  нему...тоже  поцеловала  его.  Они  были  мне  знакомы...её  звали  Люся...я  целовал  её  вчера...проводив  к  общаге.  Его  звали  Олег...он  учился  на  последнем  курсе...  Большое  дело...нормальное  явление...многие  друзья,  просто  друзья...прощаясь  целуют  друг  друга.  Сейчас  согласен...тогда  не  мог...душа  не  соглашалась...ранили  душу...первый  раз.          «Валерик,  прошу  тебя,  без  истерик.  Пойми,  любовь,  любовью,  а  мне  надо  карьеру  делать!»               


  Спустя  годы,  я  понял,  как  она  была  права.   Друзьям  отца  я  сказал,  что  мне  срочно  надо  домой.   Отец  меня  понял,  не  одобрил,  но  понял,  и...  дома  меня  ждала  повестка  в  Советскую  Армию,  святое  дело  Родине  служить,  тем  паче  сыну  офицера.   Остались  у  меня  на  память  несколько  фотографий  и  маечка,  её  маечка,  мне  подаренная...фото  сожгла  моя  последняя  жена...маечка  канула  в  вечность... Я  же  подарил  часы...свои  часы...их  скорее  всего  тоже  нет...всё  некогда  было  спросить.  Но...память  осталась...её  не  сожжёшь...память  она  навсегда...до  конца  жизни.

     Мы  встречались  несколько  раз,  но  наедине  побыть  не  удалось.  Они,  певцы  советские,  приезжали  к  нам  в  Модавию  на  весенний,  музыкальный  праздник   «Марцишор»,  проходивший  с  1-го  по  10-е  марта,  отсюда  и  такое   ласковое  название.  Но  Люся  не  имела  возможности,  или  не  хотела  иметь,  возможность  эту,  её – Люсю,  всегда  курировали...то   всей  песни  комсомольской  «босс»...то  ещё  какой – либо  «барбос»...карьера  давалась  нелегко.

       В  1990  году  она  с  концертами  была  в  Тольятти,  я  в  служебной  командировке.  После  концерта  прошёл  за  кулисы,  там  Люсю  ждала  её  кузина  Валентина,  познакомились.  Вышла  Люся:  « Привет  ребята,  спасибо  за  цветы,  давйте  завтра  встретимся,  сегодня  устала  сил  нет,  да  и  приболела.  Вот  телефон,  звоните!»   Валя,  на  своей  машине,  подвезла  меня  к   гостиннице,  где  я  остановился,  мы  договорились  о  встрече...но  встреча  не  состоялась...Я  же  был  в  служебной  командировке,  лицо  подневольное...не  получилось.

        И  всё – таки...как  тесен  мир!  Много  раз  по  жизни  в  этом  убеждаюсь.  В  2009  году  судьба  вновь   пытается   встретить  нас  с  Люсей.  Америка,  штат  Вашингтон,  город  Сиэтл...к  нам  приезжает  с  концертом  Люся,  нет  не  лично  к  нам,  а  в  гости  к  русскому  комьюнити,  и  конечно  же  к  своему  сыну,  живёт  он  в  Штатах,  дай  Бог  ему  здоровья.  Оказывается,   жена  сына  берёт  уроки  танцев  у  моего  зятя,  он  профи.  И  моя  дочь,  ну  жена  моего  зятя,  знакома  с  сыном  и  его  женой.   Согласен,  чёрт  ногу  сломит,  не  напрягайтесь,  друзья  мои,  дышите  глубже.   Всё  дело  в  том,  что  снова,   не  получается  встретиться  с  Люсей,  моя  вина  в  этом.  Отпишу  по  секрету,  я  в  это  время  нахожусь  под  домашним  арестом,  есть  такая  мера  наказания  в  США,  для  расскаявшихся  водить  машину  под  хмельком.  Не  судьба... Пытаюсь  позвонить  через,  сына,  через  жену  сына...она  (Люся)  устала...оставьте  свой  телефон...оставляю.  Не  звонят...  по   сей  день,  зазнайство?...нет,  нет.  Слышал  краем  уха  не  хочет  Люся  «возвращаться»  в  Одессу  и  вспоминать  ту  пору.  В  своих  интервью, - она  начала  с  Ленинграда,  Одессы  в  интервью  нет...её  право,  право  Народной  артистки  России,  храни  её  Господь...

                Мне  интервью  не  грозит,  и  Одессу – город  герой,  и  «кузину»  Кишинёва,  забыть  не  можно,  правда  период  нынче  не  из  лёгких,  и  для  города,  и  для  людей,  живущих  в  нём.  Ничего  Одесса,  ещё  молода,  всего – то  220  лет  исполнится  в  2014  году,  всё  ещё  впереди,  и  станет  наша  Одесса - мама,  сродни  Риму - вечным  городом!               
         « Ах  Одесса,  жемчужина  у  моря,  ах  Одесса,  ты  знала  много  горя.   Ах  Одесса,  чудесный  южный  край!  Живи  Одесса  и  процветай!»
                25 января 2018 года Людмила Сенчина ушла из жизни...         В.Хистной.