1. Анализ деятельности педагога ч1

Владислав Логинов
          
            Любая трудовая деятельность имеет свою структуру и, в зависимости от целей, объекта и орудий труда, предъявляет человеку определенные требования к качествам его личности, объему знаний, уровню сформированности и разнообразию навыков и умений, полученных в процессе профессиональной подготовки.
            Для выявления состава профессионально важных характеристик специалиста необходимо исследовать развитие профессиональной деятельности и ее субъекта. Из этого вытекают  требования к содержанию и организации учебного процесса, выбор наиболее современных и эффективных методов обучения.
            На основе анализа работ К.А. Абульхановой-Славской, Ю.Н. Кулюткина, Н.В.Кузьминой, Э.Ф. Зеера, Н.С.Глуханюк и др. можно выделить следующие структурные составляющие педагогической деятельности:
- педагогическая, направляемая стратегическими целями и мотивами;
- педагогическое воздействие, направляемое тактическими целями;
- способы осуществления педагогического взаимодействия в конкретных условиях профессиональной деятельности и оценка его результативности.
             Смысл и значение любой деятельности можно понять, лишь рассматривая ее сквозь призму объективно данных общественных функций. «Поскольку индивидуальная деятельность есть лишь составная часть деятельности общества, - указывал Б.Ф. Ломов, - ясно, что и анализ ее должен начинаться … с изучения функций этой индивидуальной деятельности в системе общественной жизни …». Отсюда значимость функционального анализа деятельности для понимания ее социальной обусловленности.
             Исследования, проведенные сотрудниками НИИ профтехобразования Украины, позволили им выделить четыре основных группы профессиональных функций педагога:
1. Обучающая, воспитывающая, развивающая, мотивирующая.
2. Конструктивная и исследовательская.
3. Организационная и коммуникативная.
4. Самосовершенствования.
            Следует отметить, что совокупность рассматриваемых функций представляет собой целостную единую систему, в которой каждая функция является элементом, взаимосвязанным с другими, а их реализация обусловливает достижение цели деятельности. Ясно, что каждая из перечисленных групп функций разворачивается, при ее реализации, в широкий список знаний, навыков, умений и качеств личности педагога, обеспечивающих эффективность  профессиональной деятельности и, даже, принципиальную ее осуществимость.
             Реализация ОБУЧАЮЩЕЙ функции требует от педагога разносторонней компетентности: общей культуры, общественно-политической осведомленности, глубоких знаний и умений, углубленной подготовки по психологии и педагогике. Выполнение обучающей функции осуществимо только при наличии глубокого осознания учебного материала и свободного владения им, умении применять на практике разнообразный методический инструментарий и современные средства обучения для обеспечения оптимальной точности и полноты передачи знаний. 
             Педагог должен уметь логически и диалогически мыслить, рассуждать, доказывать, объективно оценивать учебно-воспитательный процесс, прогнозировать результаты педагогического воздействия, обладать педагогической рефлексией, потребностью в самосовершенствовании.
             Реализация обучающей функции требует от педагога склонности делиться своими знаниями, умениями, опытом, способности передавать их другим, рассуждать, доказывать. Педагог должен уметь анализировать, отбирать научно-техническую информацию и структурировать ее в учебный материал, диагностировать возможные познавательные затруднения учащихся, проектировать и создавать проблемные ситуации, конструировать стратегические и тактические цели обучения.
             Вооружение учащихся системой знаний, навыков и умений требует от педагога развитого мышления, пространственного воображения, эффективно работающей памяти, педагогических способностей. Эти свойства объединяются одним интегральным качеством – педагогическим интеллектом.
             Оперативное и качественное отражение вероятностных событий педагогической деятельности, направленной на профессиональную подготовку личности учащегося – это  результат профессионально-педагогического мышления. Его особенностью является интеграция педагогического компонентов мышления, эвристичность и прогностическая направленность.
Эффективность развития учащихся во многом зависит от творческой направленности личности педагога: склонности к творчеству, рационализаторству в учебном процессе, педагогическому воображению; умению диагностировать и прогнозировать стадии становления личности. Эти свойства характеризуют креативность личности.
    Эффективное профессиональное обучение учащихся, формирование личности будущих специалистов 21 века, возможны лишь при глубокой и разносторонней психолого-педагогической подготовке педагогических кадров, постоянном совершенствовании их мастерства. Немалую роль в этой подготовке должны играть знания психологии, которая изучает психические состояния и свойства человека на разных этапах его развития, закономерности формирования личности и, самое главное, отработанные навыки применения этих знаний преподавателями  в сложных, а, иногда, и стрессовых ситуациях учебно-воспитательного процесса.
            К знаниям первой необходимости относятся, например, психологические закономерности формирования и функционирования неформальных молодежных объединений, возникновения, сущности и разрешения противоречий между старшим и младшим поколениями, психология ученического самоуправления, отношения между старшими и младшими учащимися в рамках одного учебного заведения, психология духовной и материальной заинтересованности подрастающего поколения в труде и т.д. В числе основных проблем, требующих дальнейшей и глубокой разносторонней разработки, - формирование мировоззрения у подрастающего поколения.

                Продолжение следует.