Тобиас Крисп. Христос - Глава Церкви

Инквизитор Эйзенхорн 2
ХРИСТОС - ГЛАВА ЦЕРКВИ
Тобиас Крисп
http://gracetruthministries.com/tcrispheadofchurch.html

И Он есть Глава Тела, Церкви, которого является началом
Кол.1.18

Апостол, надписав и направив это послание, в котором он упоминает о своем поручении для осуществления своего апостольского служения, приходит с апостольским благословением, начинает с того, что дает отчет о причинах написания этого послания, а именно: он получил некие сведения от Епафродита, служителя Евангелия, что потрудился среди колоссян, об их вере и братолюбии. Это было радостной новостью для апостола, и потому он говорит им, что он не забывает их, но воздает благодарность и хвалу Господу за хорошо начатое в них, и за радость, которую он получил от этого, а также молится за них, вспоминая о том, чего он искал у Бога ради них, а именно, чтобы они были «наполнены познанием воли Его во всякой премудрости и разумении духовном». Он завершает благодарением (ст.13) Тому, Кто есть источник всей милости и доброты, полученной ими, из Которого таковые истекают и Который есть драгоценный Сын Божий. Очертив, таким образом, свой дальнейший путь упоминанием о возлюбленном Сыне, апостол имеет теперь подходящую возможность перейти к основному рассуждению этого послания, в котором его делом является затронуть два основных вопроса:
1.Явление Сына Божия как нашего основания.
2. Искупление Кровию Его и прощение грехов.
Теперь, приступая к работе, апостол начинает с фундамента, и то, о чем он говорит, изливает на все такой свет, что подобен солнцу и даже более славен в своей красоте: это Христос как основание всякой благодати, излитой на мир. Далее (1.15-16) Павел основательно учит о той великой работе, которую Христос поручил ему, а именно, как поклоннику имени Его завоевывать для Него людей; и в этом месте своего рассуждения апостол риторически рассуждает обо всем, что по самой природе наших стремлений так привлекает любовь людей ко Христу. Если люди ищут красоту и стремятся к ней, то он говорит нам, как прекрасен Христос, и нет подобного Ему, как говорит Церковь в Песни Песней: «Он лучше тысячи других»; но, созерцая Его красоту, он говорит: «Он есть образ Бога невидимого». В Евр. 1.3 об этом сказано более полно: «Он есть Образ Лика и сияние славы  Его». Вот лицо, которому для вас нет подобного, если вы очарованы Его красотой! Некоторые ищут красоты в благородном происхождении и великих домах, как вступают в брак благородные семьи; но апостол свидетельствует здесь: вот настоящая Красота и Благородство, ибо Он не только Образ ипостаси Бога, но Первородный от Бога (ст.15). Драгоценный Сын Божий есть самый высокий наш Родственник, Он есть Наследник славы, и мы сонаследники с Ним, если будем соответствовать чести и красоте Его великого дома. Да, но вы скажете, что, может быть, у Него нет такой власти и силы. Но Христос есть Тот, Чьему суверенитету повинуется весь мир, и если Он хочет, чтобы что-то было, это будет (ст.16). Все им сотворено, говорит апостол, «все небесное и земное, видимое и невидимое, начальства и власти, престолы и господства сотворены Им и для Него», и если все повинуется Ему, то пред Ним преклонится и всякое колено небесных, земных и преисподних (Фил.2). Скажи мне, кто имеет большую силу и власть, чем Он? Если же мы в Нем, то усвоим Его преимущества. Но некоторые скажут, что, может быть, у Него достаточно чести для Себя, но как Он может раздавать ее столь щедро и свободно?
Возлюбленные, апостол говорит нам, что во всем, что Он имеет, Он не только в чести, но и богат, ибо «в Нем обитает полнота Божества телесно» (Кол.2.10). Что это для меня, скажут некоторые? Он может иметь все это, но мы имеем лишь малую долю от того. Но нет, сказано, что мы имеем полноту в Нем. Он никогда не будет ничего держать для Себя, и Свидетель тому Он Сам; Он не оставляет себе ни кусочка, но сообщает нам все Свое, как нежная мать уделяет ребенку не немного от своего, но половину и больше. И потому сказано, что если Он полон благодати и истины, то от полноты Его мы приняли благодать на благодать (Иоан.1.14-16). Чего лучшего может желать жена от мужа, чем иметь при себе весь его кошелек? Он не скупится на дары, и Он не устанет, как мы, раздавать Свое сокровище, ибо Он есть открытый Источник для нас. Но чтобы прийти к нашей цели, мы рады сказать о двух служениях Святого Духа, Который не только приводит людей ко Христу, но и поощряет их черпать в Нем. Первое служение носит общий характер и связано с сотворением мира и попечением о нем, второе – особое и дано только Церкви, как сказано: Он есть Глава Тела, Церкви, и его начало.
В этой аллегории мы видим утверждение, что Он есть Глава Тела, и его истолкование, что Он его начало. Это значит, что: 1. Тот, Кто есть наш Глава, есть Образ Бога невидимого, Возлюбленный Сын Божий. 2. В служении Своего главенства Он есть Глава Церкви. 3. Его служение обращено ко всему Телу Церкви, и мы есть члены этого Тела, Христа. 
Я не буду использовать здесь иных выражений, кроме как у самого апостола. Итак, Христос есть Глава Церкви и ее Начало. Главу и тело можно рассматривать двояко; может быть государственное тело и соответственно его глава, но здесь речь идет о духовном Теле и его Главе. Христос есть Глава, и Церковь есть Тело, так  что это мистическое тело, которое не просто неполно и мертво без Главы, но составляет ее часть. Только с Главой Тело полно и реально. Иногда мы рассматриваем тело по частям, а иногда в целом. Говоря пока о частях, мы спросим: 1. Кто есть Глава? 2. Как Он связан с нами? 3. Какое надлежащее отношение есть у Главы и Тела? Далее, по возможности, мы опишем применение всего этого.      
I.О том, Кто есть Глава, мы не должны задаваться вопросом, ибо ясно, что это Христос; и все же для многих это остается более запутанной тайной, чем может показаться, и потому понимание Христа должно стать яснее, чем у нас есть; следовательно, я должен как можно более четко рассмотреть, каким образом Христос должен рассматриваться как Глава Своей Церкви или ее членов. Обратим внимание, что во Христе есть пять различных аспектов Его главенства, и все они, как мы увидим, едины в Нем как Главе Его Церкви.
1.  Во Христе есть Божественная природа, и Бог и есть Христос. Это заслуживает вашего рассмотрения, ибо умы людей часто склонны так различать между Богом и Христом, как если бы Бог был одно, а Христос другое; но поистине, нет другого Бога, кроме Того, что в самом Христе. «Господь мой и Бог мой», сказал Христу Фома. И в Кол.2.9 апостол говорит, что в Нем обитает вся полнота Божества телесно. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Богом. Христос есть Бог; Он един с Богом, и потому вы никогда не отделите Бога от Христа; взирая на Христа, вы взираете на Бога, и взирая на Бога, вы не иначе взираете на Него, как во Христе, ибо нет и не может быть такого Бога, что не во Христе. 
2. Есть также вечная, невыразимая Личность Христа, ибо Он есть Бог, и Он есть Сын, и в этом, хотя мы и не можем понять эту разницу, есть личностное различие между Отцом и Сыном. Есть только один Бог, как я уже сказал, но Три Лица: иное Отец, иное Сын и иное Святой Дух; «сии Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух, и Сии Три суть едино». Отец, Сын и Святой Дух не есть одна Личность, но Сын есть Сын, и Отец есть Отец, но Бог Отец и Сын едины, хотя и есть разница между Личностями Отца и Сына; и этот вопрос непосилен уму человека, но, как и все тайны Писания, является чистым предметом простой веры; нет ничего в человеке, что могло бы показать разницу между вечным Отцом и вечным Сыном.
3. Во Христе есть и конкретная человеческая природа, то есть Он Человек, отличный от любого другого, и в этой индивидуальной человеческой природе Он имеет личную душу и тело, будучи рожден от Девы Марии и пострадав на кресте, и тем Он отличен от наших индивидуальных душ и тел.
4.Во Христе есть невыразимое и непостижимое ипостасное единство Божественной природы Второго Лица Троицы и человеческой природы в одном Лице. Есть разница между бытием Бога и человека, рассматриваемыми отдельно, и сущностью Христа как Посредника; Божество Христа не просто посредник или нечто, скрытое под Его человечностью, но Он есть Бог и Человек в одном Лице и как таковой является Посредником.
5. Христос должен рассматриваться не только лично, поскольку Он является Богом и Человеком как одна конкретная Личность, но коллективно или соборно, то есть Он не только один Человек как таковой, но Он един со всеми избранными и они едины в Нем, составляя одно сообщество.      
Короче говоря, во Христе есть союз с Божественной Троицей, делающий Отца и Сына едиными, личностный союз Божественной и человеческой природы, и мистический союз, что делает Христа Посредника, Бога и Человека, единым со всеми Его членами. В последнем отношении Христос, взятый коллективно, состоит из Его собственной Личности как Главы и всех избранных в качестве Его членов, так что в некотором смысле Он как Глава не может быть отделен от них, но они всегда связаны с Ним; обезглавленное тело или голова без тела одинаково несовершенны; если Церковь мысленно отделить от Христа или Христа от Церкви, будут несовершенными и тот и другая. В нашем тексте апостол, говоря о Христе, понимает Его в последнем смысле, а именно: как Бог Сын объединился с человеческой природой или, скорее, усвоил эту природу Себе, так эти два естества в одном Лице объединены с Церковью и членами Христа, коим Христос Глава. Правда, иногда у нас есть выражения о Самом Христе как подчиненном: «Отец Мой более Меня», и Я пришел творить не волю Мою, но волю пославшего Меня Отца»; но они должны быть правильно поняты, ибо некоторые думают на этом основании, что Бог отличен от Христа, ибо Сам Христос считает Отца большим, чем Он Сам; но если я сказал, что нет Бога, кроме как во Христе, то Христос никогда не утверждал, что главенство Бога Отца больше, чем Его собственное, ибо Отец и Сын едины в Боге, и потому, когда Он говорит здесь о Боге, это касается Божественной природы, объединенной в Нем с Его человечеством, а не о самой природе Бога в Себе, и если нет иного Бога, кроме Того, что стал Человеком и назван Христом, вы никогда не сможете смотреть на Христа иначе как на полноту Божества.
Для чего все это рассуждение, спросите вы? Я отвечаю: вы должны иметь Христа, как мы Его описали, или вы никогда не сможете достичь Его. Он есть Глава, и потому рассмотрение Его в этом качестве прояснит последующее, то есть то, что Он есть Начало, или исток и корень бытия всех вещей. Отметим здесь, что либо апостол говорит ложь, говоря, что Он есть Начало, либо надо рассматривать Христа как Бога, вне Которого нет иного. Весь мир есть потому, что Бог есть Начало всех вещей, поэтому если любая вещь имеет начало своего бытия помимо Христа, Он не может быть Началом всех вещей; поэтому, если прерогатива Христа в том, что Он есть Начало и исток всех вещей, Он всегда должен рассматриваться как Бог. Если нам сказано, что Христос есть первое Начало всего бытия, то это значит, что Он есть Начало бытия в целом, и без Него ничего не было сотворено, что было сотворено (Иоан.1.3), или, как здесь: все небесное и земное, видимое и невидимое, начальства и власти, престолы и господства сотворены Им и для Него.   
1.Главное утверждение апостола здесь в том, что Христос есть Начало Церкви, то есть всех Его членов: каждый член Церкви Христовой получил от Него свою первосущность. Каждое начало даже в самой вечности, если оно может быть правильно таковым названо, имеет свое бытие от Самого Христа. Отметим слова апостола в Еф.1.3-4:    "Благословен Бог, Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас всяким духовным благословением в небесах во Христе, как Он избрал нас в Нем прежде создания мира". Это выражение может показаться некоторым содержащим разницу между Богом и Христом, как если бы Христос есть Тот, в Ком Бог избирает; но, возлюбленные, нет такого понятия, как Христос, отличный от Бога, так как если нет Бога, кроме как Бог во Христе, то Сам Христос как Бог творит все; поэтому, если мы правильно поймем это выражение, то увидим, что Сам Христос избрал нас. Эти слова имеют двойное отношение, к Богу и ко Христу, и во втором отношении Христос рассматривается как Субъект и Источник, в Котором мы избраны, и более точно это значит, что Бог избрал нас в Нем, то есть избрание совершается в Сыне Отцом, и тем не менее Отец и Сын являются одним Богом.
2.Теперь скажем более конкретно: Христос есть Начало бытия всей твари, а значит, и бытия людей, которыми Он обладает. Рассмотрим Источник духовной жизни твари, которая имеет свое существенное начало от Самого Христа, как сказано: «Созданы во Христе Иисусе на добрые дела, в которых Бог предназначил нам ходить» (Еф.2.10). Вы созданы в Иисусе Христе на добрые дела, то есть Бог во Христе сотворил вас для этого. Сравним это с другой фразой апостола: «Бог во Христе примирил с Собою мир» (2 Кор.5.19). Дело в том, что если Богу было угодно объединить человеческую природу с Собой, и так возглавлять Церковь в личностном единстве этих двух природ, - а не таким образом, что Бог взял для Христа человеческую природу и отбросил Божественную, - то Второе Лицо Троицы, Бог во Христе, то есть весь Бог и Его Божественная природа, усвоившая Себе человеческую и так составившая Христа, во Христе примирил с Собою мир. Вы видите в другом месте, что начало жизни членов Христа вытекает из Него: «жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (Кол.3.3). Соединив эту фразу с предыдущей, мы убедимся, что Бог, став Человеком, соделался Христом, ибо вся разница между Богом и Христом – это разница между Богом, просто и совершенно рассматриваемым в Себе, и Богом, несказанно объединенным с человеческой природой; Бог Единый, таким образом, становится Христом, и в такой союз примирения мира с Собою Он принимает Церковь, которая является Его Телом. Апостол говорит нам дальше: уже не я живу, но, как он свидетельствует ныне, «живет во мне Христос. Христос есть душа Тела, и как тело без души мертво, человек без Христа мертв. 
Я не буду вступать здесь в ненужные споры философов, находится ли душа главным образом в голове или в сердце, но я уверен, что жизнь и душа Церкви в ее Главе: «Я есть Путь, Истина и Жизнь» (Иоан.14.6). Он есть жизнь души человека, и как тело без души мертво, то даже если можно представить себе такую вещь, как церковь без Христа, она будет мертва; она будет получать от Него лишь физическую жизнь, но всего остального будет лишена, ибо происхождение всей духовной жизни, все ее движения, действия и плоды получают бытие и начало только от Христа. Он вошел в завет, чтобы открыть глаза слепым (Ис.42.6-7), и все глаза слепы, пока Он не откроет их, как все тело получает зрение от главы. Глава дает нам также благоуханную мазь Христову, что делает нас любящим Его, ибо «приятно благоухание твое, потому девицы любят тебя». Этот благоуханный аромат, благословленный Господом, есть дело единственно Самого Христа, как и дарованный нам от Бога, духовный вкус, настолько прекрасный, чтобы мы могли насладиться сладостью духовного вина и возрасти в Духе силою Христа и за счет Его жизни, так чтобы все наши духовные чувства ощутили утешение и невыразимую славную радость, и все это от Христа, Который открывает наши глаза, помазует наши уши и дает ощутить благоухание Свое.
Вы скажете: это работа Духа, почему же вы говорите, что это дело Христово? Отметим, что сказано: «Он (Дух) прославит Меня, ибо возьмет от Моего и возвестит вам» (Иоан.16). Сам Дух приходит к членам Христа в силу того, что Он сообщает их с Ним. Так Он становится каналом, через который нам передается полнота Источника, идущая далее к каждому члену Его. Дух подобен венам и нервам в естественном теле. Кровь имеет свой источник в печени, но вены несут ее во все части тела, и как естественный глаз не может видеть, как через нервы душа управляет телом, так не может никакой глаз видеть тайны Господа, сокрытые во Христе, как Его благодарность Своему Отцу, то, что Он открывает младенцам и скрывает от мудрых мира сего, и питает членов Своих Духом Своим. Как сам глаз не видит себя, так и Дух, приходя от Главы, обращает наш взор на Него, а не на Себя. Посмотрите в книгу Божию и убедитесь, что нет никакого действия, исходящего только от Духа, но Христос есть Глава всему; и когда Он ушел из мира, Он действует в сердцах Своих людей Своей силой, укрепляя их навеки: «Не бойся и не смущайся, ибо Я укреплю тебя и буду поддерживать тебя». У Него нет недостатка в силе, ибо Христос пришел во всей Своей силе и мощи, чтобы поддержать нас. Поэтому, когда Павел призывает тех, для кого он пишет, творить дела Господа, он дает им совет: «будьте сильны в Господе, укрепляясь могуществом силы Его», и снова: «облекитесь во всеоружие Божие». 
Напрасно мы будем думать об этом как о деле наших рук помимо силы, что правит ими; Саул считал Давида слишком малым ростом, чтобы сразиться с Голиафом, хотя и возложил на него хорошую броню, и то, что сделал Давид, относится ко всякому всеоружию Господа, так что люди сильны лишь в Господе и Его могуществом. И потому, когда Павел был в опасности, он просил силы еще и еще раз, и у него не было ответа, пока Бог не сказал ему: Моей благодати для тебя достаточно, ибо сила Моя совершается в немощи. Все мы слабы, но имеем силу во Христе; в нас нет никакой силы, кроме как Его и Того, Кто послал Его. Умоляю вас, поймите, что имеющие Христа Главой имеют бесконечное преимущество над сильнейшим лицемером в мире, который никогда не получит того, что они; все, что он делает, исходит от слабого принципа, но те, кто во Христе, творят не своей силой, но силой Того, Чья полнота обитает в них. Святой Дух говорит нам:  Он полон благодати и истины, и, в нем обитает полнота Божества телесно, ибо было благоугодно Отцу, чтобы обитала в Нем всякая полнота».
Таким образом, вы можете ясно видеть, что проповедь о Христе как Главе, а также о всей Его славе не есть проповедь распущенности. Христос, Который побеждает душу, являющуюся Его истинным членом от Главы, пересаживает ее из бесплодной скалистой почвы в богатую, которую Он сделал обильной и плодотворной. И конечно же, возлюбленные, ее плодотворность будет более обильной, если душа познает истинную веру в то, что она есть часть Главы, ибо имея общение с Главой, душа выходит за свои границы. Любовь Христова объемлет нас, говорит Павел, и он знает, что Христос, делая его членом Своего тела, прокладывает Себе путь в нем и, таким образом, изменяет его.
Скажем еще раз, что то, что Христос есть Начало всего нашего бытия, дает Церкви все прерогативы и привилегии, которые она имеет, ибо у нее нет никаких иных привилегий, и прежде всего ее оправдание происходит от Христа. Может быть, вы возразите на это, что текст говорит, что Бог оправдывает нечестивого; как же царствующий Христос оправдывает Церковь? Я говорю по-прежнему, что все, что Бог делает, Он делает во Христе, и вне Христа Он не делает ничего. Отец не делает ничего без Сына; Он и не судит никого, но весь суд отдал Сыну. Смысл этого таков, что Бог, каков Он просто в Себе по Своей сущности, Сам в Своем разуме не судит и не правит ни одной вещью, но отдал Царство Сыну, Который стал Человеком. Так всякий оправданный оправдан Христом, и тот, кто пришел к познанию своего оправдания, достигает его во Христе: «Мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, так что мы можем знать, что даровано нам от Бога» (1 Кор.2.12). 
Поскольку этот Дух есть Дух Христов, то знание, дарованное нам от Бога, исходит от Духа. Ничто не может сообщить душе познание и удовлетворенность ее долей во Христе и тем, что она является членом Его, но только Дух Христов, Который решает всякое дело. Все без Него молчит, и даже Слово Божие и Слово благодати, без Него остается немым, но когда Дух говорит в нем, оно становится нашей любовью; без Христа же мы столкнемся с великим злом, как Дух говорит: «отказались от Источника живой воды и высекли себе водоемы разбитые, которые воды не держат» (Иер.2.13). Имея Христа как Источник воды живой, мы можем иметь в Нем все, но мы не во Христе, если мы черпаем из творения как начала.   
Вы скажете: мы верим во Христа как Начало всего. Но Кем Он должен быть для нас, и как мы можем обрести веру и получить привязанность к Нему в нашем сердце? Как Он может стать важнее всего для нас? В Кол.1.18 Христос назван Главой Церкви, Который «имеет превосходство во всем». Почему люди тогда обращаются к другим вещам и превозносят их, а о Христе не говорят такого слова? Они боятся произнести его, опасаясь дать свободу для греха, и отвращают других, чтобы весть о Христе и Его благодати не слушали как опасную доктрину, и потому так редко решаются говорить о Его всепревосходстве, дивной благодати и преимуществах, как и о свободе, которая дана нам, и все это идет мимо нас. Почему? Считается, что это позволит людям работать всякой распущенности и нечестию, и потому свободу во Христе следует давить, ее надо бояться, и в то же время многие другие вещи должны быть поставлены выше Христа: раскаяние и самоуничижение, дар слез, якобы смывающий грех, и наше добросовестное хождение перед Богом до последнего дня, как взращивающее нашу праведность, хотя бы все это по ближайшем рассмотрении оказалось лишь риторикой. Возлюбленные, дай Бог, чтобы ваше красноречие касалось того, что является самым важным, и отводило всему остальному свое место, ибо ничто не может стоять выше превосходства Христа, Который есть Глава и Начало всех вещей, чтобы народ Божий шел к источникам спасения и черпал из них  воду жизни, а не припадал к грязным лужам. Ревность о Господе Христе и о богатстве благодати Его должна снедать вас и поднимать ваши души против всего, что пытается возвысить себя над Ним. Если Христос не Начало, а начало что-то другое, то пусть оно имеет превосходство, но если Он Начало, то да не будет! Илия сказал однажды идолопоклонникам-израильтянам, которые отступили от Господа и создали своими руками идолов, поклоняясь им, а не Ему: если Ваал бог, то поклоняйтесь ему, но если Бог есть Бог, и Он Начало всего, то превознесите Его в своих сердцах и мыслях выше всего остального, сделайте Его своим убежищем и плачьте пред Ним; почему же вы оставили Его в своих сердцах? Может быть, в тебе полно повреждений от греха; не бойтесь, ибо не достаточно ли Источника, чтобы обновить тебя, и дать тебе сил против греха? Станет ли сатана позволять вам преодолеть свои искушения, если он как рыкающий лев готов пожрать вас? Но Христос попрал сатану под ногами Своими. 
Возлюбленные, будете ли вы голодать в магазине повара? Есть много людей во Христе, умирающих от духовного голода. Вы ответите: может быть, вы близки к Нему и готовы отдать Ему все свое сердце, но не смеете; вдруг Он отвергнет вас, приходящих к Нему? Возлюбленные, придите ко Христу, и Он никогда не отвергнет вас. Придите к Нему, и Бог мира наполнит вас миром и радостью веры. Может быть, в вас есть непокорное беззаконие? Приходите к Нему, и грех не будет господствовать над вами, ибо, как говорит апостол, вы не под законом, но под благодатью, ибо благодать Божия, спасающая от греха, а также от гнева, научит вас отвергать нечестие и мирские похоти. Нет лучшего мотива, чтобы поощрить начинания человека, чем то, что Христос усвоит его Себе и поведет его. В то же время позвольте мне дать вам одно предупреждение. Христос, будучи Главой, Началом и Творцом всех вещей, относящихся к жизни и благочестию, и если есть кто-то сейчас или когда-либо, кто действительно сделает из всего слышанного ложный вывод, что он может продолжать грешить и ходить в неправде, то пусть они грешат сколько хотят – тогда Христос умер не за них, их грех не покрыт смертью Христа! И любой человек, который извлечет такую ложь из любого служения и будет собирать такие богохульства, называя их Евангелием, пусть знает, что Бог либо даст таковым понять, какую великую глупость и гадость они делают, и они постыдятся самих себя, либо они получат свою заслуженную долю в глубинах ада. Я смею смело сказать, что нет людей, которые больше позорят Евангелие Христово и без трепета сердечного делают его камнем преткновения, как те, кто охотно соглашается с благодатью Божией во Христе, но дают свободу греху, чтобы умножилась благодать,  и тем вводят Евангелие в поношение и скандал, думая, что это закон свободы. Возлюбленные, подражайте Святому, призвавшему вас, и сами будьте святы во всех делах своих, и пусть Призвавший вас сделает вас святыми, ибо Он свят.      
1.Таким образом, если Христос есть Глава и Начало всего, будем искать Его, прилепляться к Нему и извлекать из полноты Его, и пусть ничто не отвлечет нас от этого.
2. Вот главное утешение для всех членов Христа: пока Глава имеет жизнь в Себе, Тело никогда не утратит ее. Главенство Христа таково, что мы имеем полноту в Нем, и Его источник никогда не иссякнет. Ручьи обильны весной и пересыхают летом, но Его природа столь дивна, что в сердцах, которые Он усваивает Себе, царит вечная весна. Так говорит Он: тот кто будет пить воду, которую Я дам ему, не будет жаждать вовек, но вода в нем потечет в жизнь вечную. Знай и будь уверен, что Бог должен перестать быть Богом, чтобы оскудел Его дар для вас. Христос есть Глава и как таковой Он есть Бог и Человек; Сам Бог есть Источник неиссякаемый, и то, чего мы жаждем, в Нем не исчезнет. Пусть же сатана и мир восстают против нас; у нас никогда не будет оснований сказать, что источники иссякли, и нет больше надежды, ибо несомненно, что Господь продолжит то, что Он начал: «Я Бог, Я не изменяюсь; потому вы, сына Иакова, не уничтожились».

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn