Стихосложение. Цвет, звук, образ

Галина Кадетова 2
                Зачем люди пишут стихи?
 В первую очередь: ради интересной мысли, которую они хотят изложить в поэтической форме, что бы (со слов М.Ю. Лермонтова) «на мысли, дышащие силой, как жемчуг нанизать слова». Затем: ради баланса этой поэтической формы с идейным содержанием мысли, а это и трудно и интересно. Это как структурная, логическая игра для ума.

 И главное: с каждым стихотворением поэт совершенствует себя. Углубляется его видение мира. Он замечает более тонкие грани отношений между людьми, чувств, событий, которые пройдя через его осознание, память, воображение, логический анализ, обогащают его новой информацией. При этом оттачивается грамотность письма, накапливается опыт точного изложения материала. Кроме того, добиваясь ясности изложения мысли, поэт добивается и лучшего взаимопонимания с близкими по духу людьми. Думаю - вы согласитесь, стремление к духовному совершенству и комфортное общение с уважаемыми людьми - это не мало, это всегда приветствуется!

 Таким образом, действие, заключённое в словах - «писать стихи» - поднимает человека на новый виток личного развития и в первую очередь необходимо ему самому. А порой - если автор сумеет выразить в своих стихах не только собственные мысли, но и мысли определенного слоя людей или целого поколения - необходимо обществу.

 Часто мысль - ИДЕЯ! - стихотворения бывает превосходна. Но вся оригинальность замысла теряется из-за отсутствия техники написания стиха, хромающего ритма строк, неуместных банальных рифм, от невнимания к мелодии и целостности стиха, то есть к созданию поэтической формы стихотворения. К его структуре. Вам не приходит на ум мысль, что любой Мастер учится азам профессии раньше чем что-то создавать? Разве любая девочка выйдя на сцену без подготовки, сразу начнет исполнять танец умирающего лебедя - ничего не зная о тонкостях балетного дела, о хореографии? Нет! Нужен труд, репетиции, порой неудачи, годы ученичества. Неужели поэзия проще чем труд балерины, учителя,строителя?

 Иногда наблюдая в одиночестве (или в тесной компании) за падающим снегом, за громадами тающих облаков или за осенними листьями, что печально кружатся над садом, можно и без слов ощутить в душе сложную гамму чувств, мыслей, проникнуться определенным настроением. То есть можно записать в своей памяти зыбкое, неясное и невыразимо прекрасное стихотворение без слов! Пережив подобную минуту однажды, вы будете искать людей, которые подобно вам умеют писать и слушать стихи без слов. Но такое беззвучие будет говорить о многом лишь людям, пережившим это событие вместе с вами.
 
 Настоящая поэзия вызывает отклик в душе многих читателей на физиологическом уровне. Замедляется дыхание или учащается сердцебиение, являя печаль или восторг и вызывая вихри определённых чувств, эмоций. Часто, возносясь к совести, поэзия  вызывает слёзы. Гармоничное слияние формы стиха и его содержания,  утверждающее Идеи гуманизма, приносит людям духовное очищение - так называемый катарсис. Именно в этом и заключается высокое предназначение Поэзии. Не все люди способны понять сложность образного мира другого человека, особенно человека творческого, одержимого подчас странной мечтой. Поэтому поэзию любят не все люди. И это печальный факт.

 Прекрасные Идеи, рожденные поэтическим талантом одного человека, способны очистить души многих людей, вдохновить их и на труд и на подвиг. Необходимо только знать - в какой форме, как освятить эти прекрасные Идеи. И тут нужен не просто ремесленник. Нужен - ХУДОЖНИК. ПОЭТ. Такой труд - больше чем простое ремесло. Самого лучшего ремесленника зовут -  МАСТЕР ЗОЛОТЫЕ РУКИ. Хорошего  ХУДОЖНИКА - ТВОРЕЦ. Самым главным, великим ТВОРЦОМ называют люди Бога.

 Чтобы стихотворение заговорило со всеми людьми – нужен точный подбор слов, нужен навык обращения со словами. Кто то умеет делать это интуитивно. То есть обладает поэтическим талантом, вдохновением. А кому то приходится тяжело добывать конкретные знания и обладать огромным трудолюбием. Но в любом случае только изучив азы стихосложения (без которых невозможно браться за перо), поэт может создавать любые образы, любой стилевой настрой в своем произведение. То есть встать на путь истинного Творчества.

                Немного о звуках.
               
 Умеете ли вы чувствовать связь между звуком и настроением, которое таится в нём? В организме человека от рождения заложены физиологические реакции на звуки, цвета, запахи, вкусы, ощущения. А так как эти чувственные понятия тесно связаны между собой, то если явлено понятие «звук» в сознании слушателя ассоциативно возникают остальные чувственные понятия, которые взаимосвязаны с данным звуком.

 Именно благодаря этой взаимосвязи люди могут понимать друг друга. Общаться. Очевидность рождения в сознании людей определенных цветовых видений при смене звуков подтверждает цветомузыка. Связь запаха и формы хорошо прослеживается в мире цветов. Тонкие ароматы белых ландышей и сложноспиральной розы легко отличит парфюмер. Жаль, но сегодня наука ещё не может объяснить всю сложность этих процессов.

 Порой, пробуя пищу, человек непроизвольно закрывает глаза и сладострастно восклицает «О»! Его душа сливается с любимым вкусом. При этом он погружается в море радостных цветовых волн,приятных  запахов и ощущений. Именно сумма этих состояний, невидимо обволакивая его сознание, и создаёт атмосферу Бесспорного Удовольствия. Любой иностранец поймет смысл этого восклицания и этого состояние без переводчика.

 Но если к звуку «О» прибавить звук «Й» то чувственный настрой изменится. Он перелетит от чувства «Удовольствие» к чувству «Боль». То есть смысл нового звука «ОЙ» поведает миру о противоположной грани чувственного мира. И при звуковой волне, созданной звуком «ОЙ», человеку навряд ли привидятся приятные запахи и ощущения. Скорей всего наоборот! Информация, основанная на единстве чувственных проявлений, является результатом присущего людям животного совершенства. Такое единство позволяет при помощи «эмоциональных кирпичиков» строить Образные Миры.

 Поэты интуитивно схватывают энергетику СЛОВА. Они способны, сотворив образные картинки точными словами, переносить их в сознание других людей. И помогают им в этом звуки, чередование ударения в слогах, виды рифм, ритм и т.д.- то есть мелодия стиха, которая образует структуру стихотворения. Иными словами - образует  форму стиха. Форма стиха - словно кувшин для вина, который хранит само вино - будет хранит идею стихотворения.

 Художник чувствует, что за поверхностью предметов, таится содержание, таится душа картины. Архитектор знает, что единство и красота здания создаётся скрытой  конструкцией здания. Певец знает, что очарование его пению предаёт труд, бесконечные репетиции, то есть шлифовка природных способностей. Поэт понимает, что энергия, таящаяся в звуках, создаёт мелодию стиха. Передаёт основную ИДЕЮ стихотворения. Чем может подчеркнуть эту мелодию поэт? Звуком и только звуком! То есть частотой повтора нужных букв, большим или меньшим количеством слогов - увеличением духовной энергии звука. Как музыкант резким, сильным или слабым звуком, как художник - жирной или изящно-тонкой линией, как артист особенной интонацией голоса - так и поэт, создаёт образ - силой звука, его ритмом, рифмой, переливами мелодии.

 Своеобразными «кирпичиками» в творческой работе для художника становятся краски. Вернее цветовые пятна - колорит. Графики используют штрихи. Музыканта - ноты. У балерины - это пластичные движения тела. Артист использует голос и т. д. «Кирпичиками» философии - являются мудрые мысли. Творческие люди, владеющие всеми видами «кирпичиков», выходят на уровень бессмертной жизни - ведь их Идеи формирует Дух, просветлённый мудростью Любви. Только такое творчество будет соответствовать уровню бессмертия. Ибо Творчество и Злодейство не совместимые вещи.
 
 Все поэты дорожат первой строчкой. Ведь именно в ней скрыто смутное видение того о чем пойдет речь дальше. Последующее присоединение слогов, слов и новых предложений лишь уточняет и дополняет смысл стихотворения. Начиная строить здание необходимо изучить материалы - это знает любой инженер. Труд поэта тоже зависит от знания своего "строительного материала" - то есть букв, звуков, слов. Поэтому следует изучить их особенности, что бы ваше творение не напоминало плохо построенный дом.

 Фактически каждая буква - это корень, слово - уже дерево, а речь человека - это сад. Есть мнение, что первая часть слова обозначает  «ЧТО» (или КТО) осуществляет действие. Средняя часть раскрывает «КАК», каким образом осуществляется это действие. Окончание слова  объясняет «ДЛЯ ЧЕГО», с какой целью совершается действие. Возможно это только предположение, но в любом случае поэт должен понять смысловую задачу каждого слова.

 Слова имеют многогранный смысл, порождающий в сознании слушателей различные многоплановые образы и ассоциации. Но порой слова теряют заложенный в них смысл - ибо люди не понимают его, не чувствуют образного ореола слов. Разрыв слов и возникающих над ними образов - это страшно! Ведь стихотворение живет за счёт тесной связи между словами, ассоциациями и образами.

 На сегодняшний день в русском языке осталось 33 буквы. Есть вероятность, что некоторым из них снова грозит опасность исчезновения (например, букве Ё). Хотя язык обязан меняться во времени, но необходимо делать это - вдумчиво, осторожно. Помня, что язык - это волшебное зеркало духовного мира людей. И даже потеря одного осколочка может уничтожить ценность всего зеркала.

 Гласных букв в сегодняшнем алфавите 10. Шесть основных Гласных букв - А, И, О, У, Э, Ы - состоят из одного Гласного звука, который соответствует названию буквы. И четыре составных буквы - Я ("ЙА"), Ю ("ЙУ"), Е ("ЙЭ"), Ё ("ЙО") - которые получены слиянием основных Гласных звуков со звуком буквы  "И краткое" - "Й".

 Согласных букв в русском алфавите 21 - Б, В, Г, Д, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ч, Щ, Ж, Ш, Ц, Й (эта буква считается сегодня согласной, но у меня есть своё мнение по этому поводу. Я думаю - он скорее особый гласно/согласный звук. Впрочем об этом позднее). Буквы могут иметь четкое твердое или четкое мягкое звучание, то есть иметь два варианта звучания.
Шесть основных гласных звуков и 37 согласных звуков (учитывая мягкость,  твердость или отсутствие звука, то есть особенности звучания) дарят русскому алфавиту 43 звука. Среди количества букв и их звуков нет равенства (21 Согласная буква, но 37 вариантов звуков). Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие состоят из шума и голоса, глухие - только из шума. Гласные буквы состоят только из голоса.

 Иногда  буквы вообще не имеют звука (Ъ и Ь) и не относятся ни к Согласным, ни к Гласным буквам. Они просто обозначают степень мягкости или твердости звука, производя корректировку звучания Согласной буквы, которая стоит рядом. В русском языке они обозначаются очень похоже. Разница - в наличии или отсутствии горизонтальной чёрточки. Этого своеобразного «определительного хвостика» звучания!  Мягкий знак - и хвостик летит в небо (и звук соединённой с ним буквы тоже летит, наполняя смысл всего слова духовным содержанием). Твёрдый знак не может дать легкости (приобщить к полёту). Хвостик распластался над грешной землёй. Он утяжеляет звук, соединенной с ним буквы. И являет тяжёлый смысл всего слова. Часто  смысл слова напрямую зависит от твёрдого или мягкого звучания буквы.

 Количество основных Гласных букв и гласных звуков тоже не совпадает (10 Гласных  букв, но 6 звуков). Даже если звук «Й» посчитать гласным звуком количественного равенства не возникает! Все Гласные буквы передаются 6 гласными звуками. Мы помним, что их называют основными - А, И, О, У, Э, Ы. Они несут в себе определённый вид энергии и поэтому над ними витает невидимый, но чувствуемый (энергетический) цветовой ореол - Глас. Остальные Гласные буквы - Я, Ю, Е, Ё - являются составными Гласными буквами. Они создаются слиянием звуков основных Гласных букв  с загадочным звуком "Й" -  "ЙА", "ЙУ", "ЙО", "ЙЭ".

 Наличие загадочной буквы Й влияет на цветовой тон (энергетический смысл) основных Гласных букв. Он меняется. Меняется на абсолютно противоположный по  восприятию смысл. Если буква "А" являла символ появления, то буква "ЙА" то есть буква "Я" говорит об ином действии (яма, ящик). Если буква "У" символизирует бесконечное, принудительное действо похожее на  волчий вой (символ ужаса и тоски), то за буквой "Ю" то есть"ЙУ" скрыты моменты невесомые, утонченные, доброжелательные. И в них нет ничего ужасного. Они выражают безопасную суть. Например слова - тюрьма(устранение опасности, временное жилище), тюль, тюлень, парашют, слюда, фелюги и т.д.

 Звук "Э" - эхо, эра, этаж, эль (легкое пиво) - настроение летит и воплощает пространство света и радости. А за  буквой "Е" скрыты жизненные процессы (тело, зверь, клерк, деревня, медь, ель, крендель и т.д.). Невесомая буква "Ё" ("ЙО") тоже таит символ глубоко противоречивый букве "О". Полновесная, повторяющая значимость буквы "О" (корова, кровь,кость, болото, борода, мост) сменяется  мгновенно-легкомысленной сущностью - флёр,позёр,блёклое,телёнок и т.д.)

 Гласные Буквы создают основной окрас слова и всей речи в целом. Они  выделяются в слоге - ведь на них всегда падает ударение, которым подчеркивается смысл слова. То есть ударение дополнительно подчеркивает  энергию божественного ГЛАСА, который явлен ГЛАСной буквой. У каждого Гласного звука своя задача, возможности, свои свойства (энергия цветовой волны), то есть своя степень психологического воздействия на слушателя.

 В русском языке именно Гласный Звук выражает Идею, заложенную в чувственной основе слова. Согласные Звуки только уточняют и раскрывают полнее данную Идею. Они дарят основному Гласному звуку свою информацию, полностью  СОГЛАСНЫЕ  с первоначальной идеей ГЛАСного звука.  Слог являет информацию через энергетическое слияние  Гласного звука с Согласным звуком. Смысл слогов, сливаясь и вбирая значение всех букв, образует подлинный смысл слова, предложений, речи в целом. Звуковая информация фразы распускается подобно бутону цветка.

 Гласный базовый звук дает словам энергию тяжести или полета, пронзительность или глушь, вязкость, напевность, утонченность, тоску, скорбь, радость, страсть, гнев и т.д. Он выступает в роли чувственного ядра слога, объединяя вокруг себя  СОГЛАСНЫЕ с его ИДЕЕЙ буквы. Ударение в слове дополнительно усиливает первоначальную значимость ГЛАСной буквы.

 В отличие от Согласных Гласные звуки возникают без участия шума, без звуковой неясности - то есть без звукового колебания. В них нет сомнения в своей силе. Нет ДУХОВНОГО НЕСОВЕРШЕНСТВА! Их цельность и четкость (сила энергии чистого звука!) так велика, что дает им возможность, подчинив себе Согласные буквы, образовывать слоги, слова - то есть создавать  новые смысловые цепи. При этом сохраняя в новых образованиях свой энергетический тон. Надеюсь вы помните, что только встреча со звуком «Й» может его изменить.

 Участвуя в формировании четырех сложных Гласных звуков, буква "И краткое" тесно сливается с ними при звучании и становится частью сложных, составных ГЛАСНЫХ звуков - "ЙА", "ЙУ", "ЙЭ", "ЙО". Поэтому она просто обязана называться Гласным звуком! Ведь часть целого всегда похоже на целое! Без помощи этой ЧАСТИ не было бы самого ЦЕЛОГО! Не было бы самых утонченных ГЛАСНЫХ букв в русском языке - красивейших букв - Я,Ю,Е,Ё! Разве не логично назвать этот звук "И краткое" СЕДЬМЫМ основным ГЛАСНЫМ звуком, седьмой гласной буквой. Как можно называть его за эту миссию (сотворение сложных Гласных звуков) Согласным звуком? Не верю учебникам! Тем более, что этот абсолютно НЕ СОГЛАСНЫЙ звук сливаясь с Гласным звуком, резко меняет смысловое содержание полученное этим слиянием на противоположное по смыслу. Как и за базовыми Гласными звуками перед ним стояла определённая задача - явить новую ИДЕЮ. И этот особый, самостоятельный звук  чётко выполняет её. Воистину - этот упрямый звук загадочен и бесценен!

 Надеюсь, вы помните как смысл чувственной информации звуков «О» и «ОЙ» изменился на противоположный при появлении звука «Й»? Как чувство Удовольствия сменилось чувством Боли. Думаю, что так же важно где находится буква"Й" - спереди или сзади. Но об этом у меня пока нет материала.

 
 Можно о многом сказать вглядываясь в написание букв. Энергетика букв чувствуется в характере линий. Например - вот две похожих по графике буквы - Л и А. Две прямые (волевые!)линии выходят из одной точки верхнего пространства (духовного) и опускаются до нижнего пространства (низменного), образуя расходящиеся  лучи. Но соединительная перекладина буквы А, словно ограничивает сферу влияния этих лучей. Буква Л не имеет такого ограничения. Для меня за буквой А стоят биологические свойства человека. Они ограничены и  физиологией и материальными возможностями, и территориальными, и временными пределами. За буквой Л - сквозят возможности Любви, самого  мудрейшего человеческого чувства и эти возможности ничем не ограничены.

 За прямыми линиями букв скрыт волевой смысл звука - его твердая, духовная сущность, которая соответствует энергетике Гласного  звука или принципу примыкания Согласных звуков - добровольному или принудительному. При этом ВЕРТИКАЛЬ является символом стремления к высоким духовным Истинам. А ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ ЛИНИИ говорят о чувственном диапазоне явления. О душевных исканиях. Звуки в словах суетливо мечутся между этими направлениями. Плавные линии говорят о безволие, выражают идею нетвёрдости духа, который таится в покорном контуре буквы. Мягкость, подчинение, женское начало - вот суть плавных линий.
                О буквах и звуках.
               
 Святой Кирилл первой в русском алфавите назвал  букву «Аз». На ней, как на фундаменте, стоит вся азбука. «Аз» - «первой буквой явлена и дана от Бога роду славянскому, чтобы открыть для знания учащих уста. Возглашается она широко раздвигая губы, а другие буквы возглашаются и произносятся с малым раздвиганием губ.” (Черноризец Храбър «О письменах»).

 * После этих слов как-то сразу верится, что буква «А» - буква главнейшая! И что она... КРАСНОГО цвета! В этой букве - страсть, желание быть, чувствовать! Жить и действовать! Она первый крик младенца, буря чувств - их непобедимая энергия жизни! «А-А-А!» - факт рождения, явления. И цвет этого крика - огненный! Яростный! Страстный! За ним встаёт весь чувственный мир - кипение крови, бунт желаний и опьянение страстью! Земная Любовь и Непримиримость! Своевольный Каприз!

 - «Выткался над озером алый цвет зари!» - словно из черноты нутряного звука «Ы»  льётся Красный цвет рождения - звук «А». Перемешивая одухотворённую синеву звука «И» и жизненную энергию буквы «Е», поэт вышивает рождение зари на ваших глазах, рисует в вашей душе
- «зАпАд» - это слово пронизано агрессивной энергией Красного цвета, который дважды вспыхивает в слове. И в ауре этого слова зажигается воинственный, страстный дух западных народов - их чувственная, кипящая суть.

 Красный цвет страстного высокого звука «А» может погасить только один звук - звук контрастный ему по свойствам и самый низкий по звучанию. Звук "У". Эти звуки контрастны и по сути настроения - один олицетворение  Страсти, другой Скуки Покоя. Только монотонность и тоскливая скука Зеленой волны способны оборвать полёт высокого звука «А» - обвить его, поглотить.

 Именно борьба Страстного Движения и Неподвижного (безвольного!)Покоя обеспечивает вечное Рождение новых состояний Бытия, явлений, предметов и образов. В этом бесспорном контрасте непримиримость двух начал! Неугомонность этой борьбы - основа жизни.

 При возникновении звука "А" губы двигаются по ВЕРТИКАЛИ - это самый высокий звук, высшая точка страсти! - и застывают, сжимаясь в скучную трубочку - при появлении звука «У» (низшая точка). В эзотерики такое вертикальное движение (верх, низ)- показатель духовного развития.

 «А - У!» - разделительная черточка этих звуков вместила все грани существования человека на Земле - радость победителя и страх обывателя.  В этих противоречивых звуках чудятся красно-зеленые всполохи единой Цветовой волны жизни. В колебаниях летящего Звука «А-А-А» и низкого гудения Звука «У-У-У» сладкий Вкус Победы и горький Вкус Разочарования, ликующий запах Розы и скорбный запах Полыни.
О, это вечное «АУ!» в трепещущем лесу Жизни.

 ** Печальная, связанная, однообразная тоска гласного звука «У» создает монотонность и печаль в любой строчке стихотворения. Мы физически чувствуем глухую мрачность звука «У-У-У». Он полон густым Зеленым цветом вечной тоски, уныния и равнодушия. Звук летит ровно, его низкая вибрация по сравнению с дрожанием других звуков страшна своей неизменной обязательностью. Словно выполняя чью - то волю, звук «У» покорно тоскует (тоска зелёная!). Он не в силах сбросить неумолимый гнёт тяжелого чувственного рабства. У него нет на это права. Поэтому человеку так страшно вслушиваться в волчий вой.

 Вплетаясь в слова, звук "У" обволакивает, заражает каждый слившийся с ним слог, своей монотонной тоской.  Помните у Некрасова:
 - «идёт, гУдёт тяжелый шУм, весенний шУм, зеленый шУм». Образ шумящего леса встаёт перед глазами как живой благодаря монотонности звука «У». То есть звуковое колебание цветовой волны заставило ваше сознание мгновенно нарисовать - УВИДЕТЬ ДУХОВНЫМ ЗРЕНИЕМ - энергетическую суть буквы "У"! Сумма колебаний всех звуковых волн названных букв позволило явиться ОБРАЗУ ЗЕЛЕНОГО ШУМА.

 Такое духовное видение - результат работы внутреннего мира человека. Что бы ТАК ПИСАТЬ и ТАК ЧИТАТЬ надо создать (сотворить!)этот сложный внутренний мир внутри себя самого. Другого пути - нет. Именно богатством внутреннего мира отличаются люди - есть убогие и есть богачи. ДУХОВНОЕ  БОГАТСТВО собственно и есть Человек.
Каждое слово вами изреченное укажет окружающим людям золотыми монетами духовного состояния или нищими медяками владеете вы.

 ** Физиологическое влияние цвета на сознание человека очевидно. В живописи два цвета - Красный цвет и Зеленый - составляют главную контрастную пару цветов - этот контраст широко используют в искусстве.

  Красный колорит, выражая определенную страсть, повышает давление, поднимает температуру тела человека, вносит напряжение и беспокойство в его сознание.
Зелёный же цвет наоборот дарит спокойствие, умиротворение, расслабление и покой. Он снимает инфарктную агрессию Красной волны, которая перегружает сознание человека. Колорит зеленых тонов и нюансов дарит желанный отдых человеческому организму. Именно Зеленый Цвет Природы постоянно успокаивает наше сознание, пронизанное жаждой страстей и амбиций. Без этой гармоничной пары взаимодополняющих цветов нет жизни на Земле.

 Символическая Энергия цветовых волн Красного и Зеленого цвета совпадает с символикой звуковых волн Букв "А" и "У". Бесспорно - существует и гармоничное единство запаха, вкуса и тактильных ощущений, но это тема не нашего разговора.

 ** Энергия звука «О» сияет ликующим Жёлтым цветом! Это щедрая, постоянно изливающаяся в мир энергия радостного обновления, дарящая разбрасывающий солнечный цвет обновления, перемен, цвет истинной жизни - суть изменчивого радостного Бытия! Звук «О» - повторяющийся и полновесный, оптимистичный, реально-будничный, хранящий поток жизни. В нём сияет ИДЕЯ МУДРОСТИ - отдай, пожертвуй, подари. Это танец изменчивых  мгновений бытия. Это вечная вера в Перемену к лучшему, более совершенному. Почему то желтые цветы - символ измены в любви, решили люди. Забыв что это путь вечной эволюции, обновления, к которому стремится  только ли мужская душа?

 Обычно, слова, построенные с использованием этой буквы, рисуют мир привычный, благожелательный. В звуке «О» живёт круговорот постоянного повторения жизненных моментов, их долговечность. Вдумайтесь,  как спокойны и полновесны слова и строки со звуком «О»:
- «Сонно в осинниках квохчут дрозды».
- «Стоит и медлит, робко входит в зал».
- «Море ровной полосой множит голубой покой».
- «Восток». Разве не пронизано это слово изливающей энергией солнечного жара? Лени. Точно передавая изменчивое, текучее состояние беспечной души - живой и радостной и в тоже время неторопливо-важной - это слово  является символом территории, людей и обычаев долговечных и значимых.

- «Спокойно голову отсёк ». Чувствуете, как взлетел звук «Ё», который состоит из суммы звуков «Й» и «О»? Как он мгновенно изменил информационный фон на противоположный? Явился иной смысл, чем в букве «О» (спокойное повторение привычного)- появляется аура нервного напряжения мгновенного действа. Вы тонули в покое звука «О» и вдруг этот мгновенный взмах - «Ё!» - блеснувший звук клинка над покойными ритмами «О», над скучной монотонностью низкого звука «У», который словно дверь закрыл меняющий Желтый Цвет и звук «Ё» резко и решительно погасил спокойность буквы "О". Убрал суть информации, что исходила от звука «О» и явил напряжение и быстроту утонченно-внезапной атмосферы нереальности. Словно из одного колорита(колорита покоя) вас перенесли в колорит  тревожно-опасный. По-моему, эти строки И.А.Бунина гениальны с позиций цветозвуковой образности.

 Движение наружу (летящее движение в пространстве) - суть звука «О-О-О». Губы   сложены в трубочку. Ровно изливающийся звук  льётся через неё легко и спокойно. Энергия Жёлтого Цвета формирует слова вечные, как природа. Они характеризуют материю обитающую во внешнем мире, напоминая об истечение щедрой  Я-Личности в окружающее пространство. Отдам, поделюсь - вот символ этой буквы, этого звука.

 Желтому расширяющемуся сиянию звука буквы «О» противостоит лишь втягивающаяся энергия Синего цвета, идущая от звука буквы «И». Наружу (энергия буквы "О") и Внутрь (энергия звука, идущая от буквы "И") - эти два движения лежат в основе дыхания. Два действия, встающие за буквами "К" (графика этой буквы базируется на разлетающихся из вертикали  лучиках - вдаль, от себя!) и "В" (лучики, разлетаясь, вновь вливаются в вертикаль, в себя) создают ритм жизни на земле.

 **Синий цвет (звук «И») и Желтый цвет (звук «О») можно считать второй парой контрастных взаимодополняющих цветов и звуков. Физиологически они несут идею сжимающего и  расширяющего тела, характеризуя пульсирующие движения внутрь и наружу. При возникновении звука "И" губы двигаются по горизонтали: «И-И-И». В эзотерики ГОРИЗОНТАЛЬ символ земного времени и пространства, где царствует чувственное или размышляющее Начала. Это левая и правая полушария мозга. У древних славян царство рассудительной богини Лады и чувственного бездумно- веселого песенника и балагура Леля. Звук "И" заставляет сконцентрировать внимания, уйти в глубины своего"Я". Собирающий звук долгого выдоха «И - И - И» ведёт к твердости духа, к встрече с самим собой. Будьте твёрдыми духом! Будьте сами собой! Не впускайте в себя чуждое вам по духу -  призывали египетские жрецы своих учеников. Обретение твердости духа - духовная грань, которая была завершающим при обучении в храме. И не случайно именно сине-желтые полосы украшали головные уборы фараонов.

 Одухотворенная символика гласной буквы «И» вибрирует тайной. Она задумчива и  беспечна одновременно, как сам человек. Олицетворяя движение по горизонтали,  слова с этим звуком говорят о единстве  двух  миров - духовном внутреннем и чувственно внешнем (физическом). Эта двойственная энергия является символом сложной и противоречивой Души человека - чей мир обозначен тонкой перекладиной низменных и возвышенных свойств. Сложные явления и понятия - вот что стоит за словами, где есть буква «И», являющаяся символом разумного и чувственного мира  в человеке.
- «Вижу синий цвет, сиянье в синеве их глаз». Здесь синева реально ощутима. Она просто льется  через звук «И».
 "И мигают в глубине мириады милых грёз". Много сложных духовных понятий спрятано в этой фразе.

 Попробуйте произнести  звуки «О» и «И» поменяв дыхание. Тяжело? Не комфортно? Эти звуки четко ориентированы на действие «"О" вдох - "И" выдох». На «собираю/отдаю». На - «размышляю/сжимаюсь», то есть ухожу от мира в себя. И «чувствую/расширяюсь», то есть соединяюсь с миром меня окружающим. Эти звуки связаны с движение зрачка - анализирую/сжимаюсь и расширяюсь/чувствую. В них - суть дыхания, суть жизни на земле.

 **Звук  «Э» - в нём сбалансированное сияние всех цветов спектра, то есть появление  Белого света. Он их сумма, их опыт, знание, мудрость. Светлая, воздушная, чистая энергия этой буквы, словно эхо, отражает гармонию Вселенной - справедливость и радость Бытия, множит их. В ней информация всех древнейших культур. Энергия суммы всех Цветов, заполняет собой Чёрную пустоту Смерти, дарит словам с этой буквой Идеи Вечной Жизни. 

- «Этот мир сотворен для веселья!» Звук «Э» летит, сияет, множится в пространстве, забирая под крыло светлой первой буквы все последующие Звуки. Или ещё:
- «Эхо скачет по полям» - все тайны радостного бытия (спектр Белого цвета) переливаются в этой строке - и щедрость солнца (О) и чувственная активность дня (Е, А)!

 ** Совсем другая энергетика в тяжёлом звуке основной Гласной буквы «Ы» - мрачная, нутряная, плотская суть. В нём энергия Черного Цвета. Царство смерти и беззвучия. Звук не имеет  цветового окраса - он мёртв, холоден и пуст. Смысл слов с этим звуком полон невероятных физических и духовных усилий души или плоти. Он рвётся из абсолютной пустоты. Тьмы небытия. В нем телесное, внутреннее напряжение и черный тяжелый цвет мертвой, не одухотворенной материи.
 Например: стыл - был - рыл - грыз - порыв - крыл - стыл – отмыл
 - «дым за дымом, бездна дыма».
 - «ты был». Здесь вибрация первого ударного звука «Ы», пытаясь высказаться до конца, до донышка - говорит о напряжении невероятном, внутреннем.
 
 Две пары этих контрастных Цветов и Звуков, опираясь на самые важные для человека понятия - на Движение/Покой (цвета красный/зелёный) и на Вдох/Выдох (цвета синий/жёлтый) - создают психологическую растяжку для разнообразных состояний души человека, которая возникает в третьей паре, как палитра Жизни и Смерти на земле - как белый и черный цвет.

 Вполне вероятно, что дыхание, ритмический пульс и его  связь со звуком и цветом действительно лежат в основе Вселенского языка, о котором страстно мечтал поэт В. Хлебников. И, видимо, мысль поэта, что Вселенная говорит цветомузыкой звука и цвета - вовсе не бред!

            Вывод:

 Базовые гласные звуки так же как и цвета в живописи имеют соответствующие им контрастные звуки. Для меня логично выстраивается следующая зависимость контрастирующих Звуков и Цветов - основы цветомузыки Вселенной.

 Первая пара  объединяет  цвета Красный/Зелёный  и  звуки  А/У   по принципу "любовь/равнодушие", то есть ДВИЖЕНИЕ/ПОКОЙ.
       
 Вторая пара  объединяет  цвета  Жёлтый/Синий   и звуки  И/О   по принципу "вдох/выдох", то есть дыхание, РАСШИРЕНИЕ/СЖАТИЕ.   
         
 Третья пара  объединяет  цвета  Белый/Черный  и звуки  Э/Ы  по принципу    "слияние  и  отпадение", то есть ЖИЗНЬ/СМЕРТЬ.

 Первая пара информирует о появлении движений в какой то неподвижной среде. Вторая пара говорит о характере этих движений - в себя или от себя, об умении объединять эти движения, что ложится в основу дыхания, основу пульса, то есть говорит - о появлении  живого в мертвом. Это наличие дыхания.
Третья пара широко освещает тему "Жизнь-Смерть", объединив цепочки всех пар. Информация о Белом Цвете, как о равноправном Существовании всех цветов спектра (звук «Э») и контрастном ему Черном Цвете (звук "Ы"), как об Уничтожении всех цветов  - самая сложная информация. Поэтому  говорить о ней можно лишь поняв суть первых двух контрастных пар.
                ***
           Восприятие составных Гласных звуков.

 Звуки Я(ЙА), Ю(ЙУ), Е(ЙЭ), Ё(ЙО) растекаются в слуховом пространстве медленнее чем основные Гласные звуки. Они воспринимаются более мягко, словно отуманивая сознание. Их смысл выступает постепенно, медленно приближаясь. Сознание не сразу воспринимает сложный звук. Чутко вслушивается, впитывая информацию, и только через определенное время наполняется ей. В этих звуках тайна и волшебство. Смысловую сложность звука рождает более сложный цветовой окрас. Именно эта звуковая сложность создаёт тонкую смысловую фактуру слова. Составная энергия звука - то есть отсутствие звукового монолита звуков - позволяет смыслу обретать новые ауры и легко меняться.

 Волшебный эвук «Й» - этакий цветозвуковой ластик! - присоединяясь к основным Гласным звукам, мгновенно убирает энергию, как бы начисто стирая Базовый Цвет и наделяя  звук новым противоположным смыслом. Звук "Й" никогда не сливается со звуком «Ы» - ибо, нет возможности победить Черную Пустоту. Можно только растворится в ней.  Он не пытается слиться с уходящим в себя, долго сжимающим  звуком «И- И-И». Ведь по сути он и является этим звуком только его самым кратким, жестким  вариантом - кратким И - (Й). Стереть себя он не может. Из шести базовых Гласных звуков "Й" сливается только с четырьмя - А, У, Э, О. При помощи этих звуков в русском языке передаётся информация о самых сложных состояниях материи - ибо  цветовая аура составных Гласных звуков имеет большее количество нюансов и тонов цветовой волны, чем основные монолитные Гласные звуки.

 Учебники утверждают, что согласная буква Й произносится твёрдо и кратко (ЙИ) в отличие от долгого, мягкого звука «И-И-И». То есть имеет только один звуковой вариант - твёрдый и краткий. Значит это буква с твердой позицией и у неё сильное энергетическое поле. Но ведь сильной энергией обладают только Гласные звуки? Именно они несут конкретную Идею, символически выраженную цветом. Несут собственную Цветовую силу, которая сквозит в них. А всё, что обладает СИЛОЙ и ВЛАСТЬЮ способно создавать свои Законы. Поэтому сильный, краткий (решительный) звук "ЙИ" представляется мне самостоятельным ГЛАСным звуком с особенной Идеей (Гласом!)- убирать цветовую энергию всех прочих Гласных звуков.

 ** Буква «Я» - сложный звук «ЙА» - слова с этим сложным звуком «Я» чаще противоположны по смыслу словам со звуком «А». Слово «ад» - место, куда попадают мертвые души, вариант «Рождение внутри неизменности». И слово «яд» - неизменность поглотило живое, не родилось снаружи. Яд - внешнее понятие, ад - внутреннее понятие. Как меняется цвет? Слово со звуком «Я» теряет ярость рождающегося Красного звука «А» и поэтому в слове «Яд» - только отдалённый намёк на него. Слово Рад полно эмоциональной силы, пылает энергией Красного цвета. А слово Ряд - спокойно и равнодушно-монотонно. И явно не содержит огненной страсти.

 ** Буква «Ю» - сложный звук «ЙУ» - создаёт богатейшие тоновые переливы, тонкую, нервную, влажную символику хрупкости. Тоска звука «У» утончена до невесомости, до бессилия. Здесь нет конкретного зеленого цвета звука "У" - его аура призрачна и бесцветна. Щепетильность и изысканность сквозит в двухсложном гласном звуке - «Ю». Это царство дымки, зыбких образов: «вьюн», «глюки», «вьюги холод», «и тюль гардин и люстр стеклянный блеск».
 
 ** Буква «Е» выражена сложным звуком «ЙЭ». Противоречие белоснежного, сияющего звука «Э» лежит в основе образования данного звука. Энергия звука "Е" выражает изменчивые и не простые понятия жизни, в которых нет ликования Белого цвета.  Звук "Е" становится бесцветной дымкой энергии над жизненными понятиями, которые присущи живому. Можете подумать на досуге над словами – «мечта» и «мачта». Разные буквы «Е» и «А». То, что переносит духовный груз человека(мЕчта) и то, что перевозит материальный груз (мАчта). Многие слова по-новому заиграют, когда вы начнете думать о них: «ДОверие», «решетка», «ель», «шмель» и т.д.

 ** Буква «Ё» состоит из звуков «ЙО». Вариант энергии желтого звука «О». Но слова с буквой «Ё» - тоньше по смыслу и более трепетны: грозы - грёзы.
 - «упрёк», «берёза», «намёк», «плётка» и т.д. Они сообщают о многоплановых явлениях и вещах. Можно подумать над разницей слов: грёзы - грозы, намок - намёк и т.д. Подумать - как изменился смысл слов от замены одной буквы.
                ***               
 О соответствии звука и цветовых видений глаза говорили многие поэты - Маллармэ, Бодлер, Набоков и т. д. Многие размышляли о смысле букв - В.Хлебников, В. Маяковский, А. Крученых, Брюсов. Великий поэт А.С.Пушкин, С. Есенин, И. Бунин, М. Цветаева, А. Блок (и другие) не размышляли - они просто родились в гармонии с миром букв, звуков! Родились и жили, купаясь в звуковых волнах слов, постоянно чувствуя их гармонию и рождая её каждой строчкой. Родившись в душе поэта, звуковая вибрация оказывает чувственное воздействие на сознание читателя. Словно камертон на подсознательном уровне энергия звука настраивает волны чувств и образов (в пространстве наших душ) на свою волну, которая соответствует настроению поэта.

 Стихотворение Хлебникова «Бо-бэ-о-би» - чуть ли не первый опыт поэтической «звукописи» в русской поэзии.  Движение губ, повторяющих эти звуки, словно выплывает из абстрактного пространства небытия. За внешней артикуляцией звуков скрыт цвет. Он таится в гласных звуках - «О», «Э», «И». На читателя обрушивается поток цветовой информации, которая буквально льётся с губ. Сначала щедрый золотой цвет, солнечно-радостный - БО! Затем ослепительно белый, который снова заливает солнечная радость звука «Э» и наконец - волнующая синева звука «И». Это стихотворение воистину написано «звукописью»! Образ солнечного дня и прекрасного лица с его изменчивой мимикой, образ счастливого настроения под синевой небес так и рвется из этого волшебного «Бо-бэ-о-би»!

 Если вы и в дальнейшем будите вслушиваться в вибрацию звуков - вы найдете много различий между ними. Но большая их часть останется личной, субъективной трактовкой звуков - ведь единого мнения по этим вопросам нет. Пока нет...

                ***
                О согласных звуках. 

 Согласные звуки не имеют цветовой энергии как гласные звуки. Они символизируют конкретные грани Бытия, выражая многообразие земных действий, событий. Подхватывая заданную Гласной буквой цветовую Идею, они дополняя её символику конкретикой, волнуя души своей реальной сутью, помогают до конца раскрыть смысл слога, слова, предложения.

 Согласные буквы, сливаясь с Гласными, создают тяжесть или лёгкость, мягкость или твёрдость явленного звука, придавая нужный смысл данному слогу и слову в целом. Именно шумовая неопределённость Согласного звука - возможность двойного смысла - позволяет фантазировать над словом. Являясь не ясной (в духовном плане) энергией они окрашивают Гласные звуки ореолом тайны, не нарушая основной цветовой Идеи.

 Русский  поэт В. Хлебников (Маяковский считал его гениальным поэтом и глубоко скорбел о его ранней смерти) считал, что Согласные буквы имеют определённый цвет. И что этот цвет может спорить с  цветом Гласного звука. Но мне кажется, что это не так. Лишь Гласные буквы несут ГЛАС - Духовную Энергию, то есть Цвет. Удел Согласных букв отражен в самом названии этих букв - соГЛАСие! Хотя определенной магией прямого воздействия на человека у Согласных букв не отнять. Если долго повторять  звук "Р-Р-Р-Р" появится чувство силы и агрессии. Звук "З" вызовет суетливое трепетание, суетливое состояние. Буква "Г" будет звать вас вперёд, создавая чувство пути, дороги. Но это не энергетическое влияние, а скорее физиологическое. То есть влияние определенного действа, состояния и т.д.

 15 согласных букв - Б, В, Г, Д, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х образуют по 2 звука каждая: есть твёрдый звуковой вариант [Б, В, Г и т. д.] и мягкий вариант произношения этих букв [Бь, Вь, Гь и т.д.]. То есть 15 согласных букв могут быть выражены 30 согласными звуками. Например: банка - банька, мол - моль. Согласные буквы Ч, Щ - имеют только мягкий вариант звука - ЧЬ, ЩЬ. Согласные буквы Ж, Ш, Ц - образуют лишь твёрдые звуки.

 * Вибрация звука «Б» - настойчивая, постоянная словно капель. Графически буква "Б" растекается в нижнем пространстве(то есть в мире чувственном, в мире веры, а не знаний - вспомним слово "БОГ") и замирает,замыкаясь на личной духовной вертикали,  вызывая видения над словами и образы - чаще с описательной ноткой.
- «баранов гонят на базар», «город бедный, город бледный », «благословенные богами молчат холодные поля», «болот бегущие огни».
- «вон чайка села в бухточке скалистой», «над лесом облако и звон».
- «окрест него дремучий бор».

 * Особый энергетический смысл таится в словах, где есть звук «Г». Он говорит о направление пути, о движении или о неподвижности полнейшей. В нём  ясные ритмы, событийность и повторение - гость, град, гроза, грусть, горы.
 
 * За «Н» - устойчивость действий, понятий и определённость - ночь, ночлег, норов, настрой, новость.
- «небес ночных непостоянство», «и тишиной заполнен день».
- «и новых дней меняя свод».

 * Тяжелая фактура слов проявляется при использование тяжёлых Согласных звуков - Ж, Ш, Ц - и при твердом произнесении букв Б, Д, К, М, П, Т, Х. Эти Согласные звуки цементируют своим назначением Гласные звуки, придавая слову тяжелую ауру конкретного действия и времени. Твердые звуки основательны сами по себе. Вот почувствуйте как Гласная буква У, переплетаясь с Согласными буквами Ш, Ж рождает звуковой монолит тяжести: - «чугунный стон, шум глухой от жерновов, гул шагов,  жесть сухой листвы, шутка царя, табунщик был груб». Оттенок пугающего шума сохраняется и при слиянии твердых звуков Согласных букв со звуками Гласных букв - А, У, О:
- «там шалаш, в шалаше прокаженный» или «пощади, свежесть душ молодых, ждут твой  плач палачи, ты идёшь, твёрже стали шаги».
- «страшно воздухом этим тлетворным молодому дышать». Даже не зная всего стихотворения И.А.Бунина, вы легко уловите его тоскливый смысл по этим мрачно-тяжелым слоговым нюансам.

 * Своеобразен и интересен звук «Ф». Он дает ряд легчайших русских слов! Влажно-нутряная, задумчиво-синяя аура слова - «флюиды». Утонченные слова - филе, филигрань, финифть. Неуловимые, трепетные - фокус, фонарь, фокстрот. Синевато-влажное слово - «филюги» (рыбацкие лодки). При этом звуке часто проскальзывает презрительный оттенок - фраер, суфлёр, красотка-конфетка, фи-фи или фу-фу!

 Основательный Тютчев, почти не использовал звук «Ф». Редко встречается он у А.С. Пушкина. А поэтические куражи Игоря Северянина полны этого звука - фиоли, фиалки, фиалы, фланели, фарфоры, буфеты, рифмы и т.д.

 * Резкая, сильная, пронзительная символика у согласных звуков - «С», «Ц», «В», «З». Особенно в сочетании со звуком «Ы» они являют усилия плоти и души :
- Цып-цып. Быр-быр. Зыркнул глазом одноглазый атаман. Со звуком «А»  (цап - царапнул кот мышонка и унёс его к котёнку, заря-зарница властная девица).  Пронзительны и цепляющи звуки «З» и «Ц». ими можно быстро создать резкое (и чаще) неприятное движение. В них скрыты визг, лязг, завируха позёмок, злость мороза,  зависть злыдня, любой зигзаг. Самые острые моменты жизни - въедливость экзаменаторов и царская озабоченность цапли.
Например, у поэта Крученых - «жил-был злодей, жена  его злючка и дети - злодёныши!»
- «солнце зычно цыкнуло», «за изгибом изгиб», «сабля взвизгнула» - (В.Маяковский).

 Пристрастие к звуковому ряду З-З-Ц-Ц-С часто использовали символисты прошлого века. Много их у М.Ю.Лермонтова - «О, свежесть и младость, краса и веселье!», «Земля взяла своё  земное», «уж синие своды блистали в звёздах; сровнялись воды». Любил эти нервные звуки и А.С.Пушкин:"Смешон и юноша степенный", "как царь-отец рассказывает сказки" и т.д.

 * звук «Р» - являет силу. Бог Ра у египтян. Графика буквы говорит о замкнутости высшего(небесного)духовного пространства на себе самом. У буквы "Б" были в подчинении нижние миры, то есть чувственный мир плоти. Духовный человек живет силой своего разума. Бог Ра у египтян - символ силы Разума, солнца. Этот звук несёт борьбу, неизбежность победы, умственное напряжение!
- рык (духовное напряжение сливается с внутренним напряжением тела и вырываются наружу - РЫК!), река, рука, работа, радость, дрожь, гроза, расстояние и т.д.

 * Звуки - Ч, Щ, Ж - твердые, ползучие, тяжелые, пугающие, неясные.  Хлебников присваивал им клубящиеся глухие коричнево - черные - лиловые цвета:
- «черный шмель прожужжал», «шумела буря», «и тучи жарким дышат зноем»

 Каждый поэт поклонник определённого звука. Великий Пушкин построен на многозвучии Гласных и Согласных букв! Поэтому он так колоритен! Бунин - это все Гласные и мягкое звучание Согласных. Маяковский одержим звуками - «З»-«Ж»-«Р»-«Щ»-«Г» - режь, рушь, жги, зги, зыркнул и т.д. Печальный Блок в своих стихах часто использует меланхолию звука «И» - «Е».

 Опыт великих поэтов убеждает в том, что повторение звуков влияет на ритм и музыку стиха, на его силу. Поэтому возникает чрезвычайно важный вопрос о числе нарочитых повторений слогов или звуков в слове. Слово «жуть» - выражает сильную эмоцию, потрясение. А повторение слога «жу-жу» - являет малое, ласкательное слово. Поэтому не забывайте, что накопление звука не всегда усиливает его смысловое значение, первоначальную суть звука. Так обычно случается с твердым звучанием Согласных букв - "пара барабанов" - очень решительный образ. А вот «черен, черен горизонт», «черной, черной крышкой гроба», «та-ра-тараканище», «о, рассмейтесь усмеянно смеюнчики, смехачи», "среди большой, большой воды" - уже не несёт силы. Здесь скорее шуточный вариант.  Словосочетание  «очарован жгучей негой» - рождает в подсознании что-то страстное, глухое. А вот повторение «чок-чек»  означает ласкательное - дурачек, мужичок, простачок, и др.

                Созвучие слов - Рифма.
               
При помощи рифмованных строк стихотворение разбивается на куплеты (строфы). Рифмовать строки - значит ставить в конце строчек очень похожие по звучанию слова, то есть делать окончания слов созвучными по звучанию (а не написанию). Эти рифмованные слова обычно имеют одинаковое количество слогов. Например: рама - дама, гром - бром и т.д. Два таких созвучных слова и называются - рифмой. Хотя порой поэты очень грамотно используют и не созвучие.

Например:. «Ярке - Татарке», «Думы - Угрюмый», «Пене - Тюлени» (Бунин). Неопытному поэту с ними следует обращаться аккуратно. Рифма, соединяя две строчки в куплете (строфе), хорошо запоминается читателем. И стихи учатся так легко!

Существует ряд рифм избитых, неинтересных - их следует избегать. Ищите собственные рифмы. Старайтесь не использовать и глагольные рифмы. Например, «придет - найдет», «читать - знать». Они требуют минимум авторских усилий. Поэтому злоупотреблять ими не стоит. Глагольные рифмы хороши в пародиях - там это уместно.

Откажитесь от неточных, приблизительных рифм, диссонансов (несовпадение согласных звуков в окончаниях слов) и несовпадения гласных звуков. Рифма в каждом стихотворении должна быть уникальной, а не бежать из одного произведения в другое. Старайтесь создавать свои рифмы, свою технику написания стиха. Но не переусердствуйте. Помните - все гениальное просто!

Если не получается найти гармоничное созвучие гласных и согласных звуков, стройте фразу иначе. Пишите строфу (куплет) заново, меняйте строки местами. Думайте, ищете - в этом суть творчества! Звуки и рифмы найдутся сами собой только в минуты Вдохновения - не теряйте эти минуты.

В творчестве нет предела совершенству - вновь и вновь пробуя свои силы в стихосложении, вы обязательно овладеете стилистическим богатством языка и научитесь применять его в своих произведениях. В любом стихотворение кроме рифмы очень важен ритм и метр.

                Ритм.               
Ритм – это упорядоченное чередование имеющихся ударных и безударных слогов в строке. Меняя количество слогов и ударение можно варьировать, создавать новый ритм для стихотворения. Очень важно найти точный ритм для каждого стихотворения. То есть своеобразный МЕТРИЧЕСКИЙ эталон - структурный эталон стиха. Или как говорят поэты - поэтический размер!

Сантиметр (портновская лента) позволяет портному точно измерить фигуру клиента и создать точную копию в костюме. Если бы он не пользовался сантиметром размеры фигуры и костюма не совпали бы. И труд портного был бы напрасен! Метрический эталон позволяет поэту как сантиметром, проверять ритмическую структуру (ритм) всего произведения. И выстраивать его в нужном эмоциональном ключе, создавая единую мелодию стиха. Именно метр делает стих мелодичным. Для того чтобы у вас получались хорошие (как говорят часто - гладкие) стихи, нужно соблюдать метрические условия, которые опираются на два правила - на точно выдержанный стихотворный размер и чёткую структуру построения строф (куплетов).

Чередование ударных и безударных звуков в первой строфе стихотворения  и после-дующее повторение этого чередования (ритма) во всём стихотворении очень важно. То есть - определив стихотворный размер, вы должны придерживаться его до конца стихотворения, не сбиваться с его ритма, чтоб не нарушить мелодию и тем самым создать структуру стиха. Лишь чётко соблюдая подобие в построении всех куплетов (строф) вы добьётесь этого!

Но как строить эту структуру? Как определить её метрический ритм? - спросите вы. Обычно это подсказывает содержание, сюжет, идея стихотворения. Вы не будете писать о веселом событии плавно и скучно. Захочется плясового ритма для звуков. Вспомните мелодию  вальса: раз-два-три! раз-два-три! Или у Штрауса: ля - ля, ля - ля, ля - лям - пам - пам!

Важно почувствовать, какие эмоции в душах рождает определенное повторение звуков – скуку, радость, печаль? Какие вы хотите вызвать? Ритм первой строфы – суть души стихотворения. Это как первая ударная буква, указывающая смысловой окрас стихотворения.

В стихотворных размерах бал задает ударный звук - его резкость, мощь, нежность, долго-та его звучания или затухания. Здесь важно – падает ли ударение сразу, оглушая вас или вы постепенно пробираетесь к нему. Простые слова всегда резки, отрывисты. В музыкальном смысле они гораздо тяжелее многосложных. Смысл простых слов ясен сразу. Он оглушает, давит сознание. Например: - «Мама мыла раму» - строчка состав-лена из простых слов. Она читается отрывисто. Её смысл ясен и понятен сразу.

Многосложные слова растекаются в слуховом пространстве - «блистательна, полувоздушна летит Истомина». Или - «блеснувши глянцем стёкол мёрзлых» - эти слова воспринимаются более мягко, они словно обволакивают вас. Их смысл приближается, плывёт. Сознание не сразу воспринимает образ, а словно лепит его из звуков. Такие стихи требуют внимания, опыта размышления над стихами.

Итак, мысль, выраженная словом, составленным из двух слогов, воспринимается сразу, хотя и кажется порой простоватой - например: баня. Но если эту мысль выразить четырёх слоговым словом или двумя самостоятельными словами (по два слога в каждом слове), то мысль покажется более витиеватой. Баня - Помывочная. Или ещё один вариант: Баня - Место для мытья. Смысл остаётся всё тот же, хотя растянутость слов (и как следствие увеличение количества слогов и ударений в них) делает мысль расплывчатой.

Что выберите вы - простой ритм коротких фраз или витиеватые ритмические переливы сложно составленных предложений? Выбор, решение и ляжет в основу вашей поэтической речи, вашего творчества! Сделает узнаваемыми ваши стихи! Выработает ваш стиль и почерк.

Что бы правильно выбрать ритм строки нужно знать основные виды ритмов, которые широко используются с давних пор. Хотя стихотворных размеров, как и стилей в искусстве, довольно много вы должны понимать - что они такое. И ещё - сумеет ли данный стихотворный размер выразить вашу мысль? Автору для достижения цели достаточно освоить несколько размеров, которыми он сумеет выражать свои мысли, идеи. Чаще всего в бытовых описательных стихах используется ритм, который называют ямб.
                Основные виды стихотворных ритмов. Ямб.

Стихотворный размер, состоящий из двух слогов: Во-да. Два слога называются - стопа (иногда стопа может состоять из трёх слогов или из четырёх, пяти).
Под ударением в этом размере обязательно находится гласный звук второго слога: во-дА, ку-дА. Гласная в первом слоге - безударная.
Ритм ямба как бы ползет, а потом с силой падает. И опять ползет и падает. Движение обрывается ударом. Резко и внезапно. Такое чередование гласных звуков делает стих основательным, тяжелым на подъем. Приземленным. Таким ритмом идёт наша жизнь, если нет праздника, нет любви, потрясений.
Например: ля-лЯ ля-лЯ ля-лЯ ля-лЯ. Словно идёт хромой старик.
Это схема состоит из 8 слогов. Здесь 4 стопы по два слога. В каждой стопе ударение на 2 слоге.
Подставим в эту абстрактную схему любые слова согласно ударению. Получим, предположим, фразу: - «моЯ зимА опЯть белА». В ней 4 стопы. Ритм ударного слога повторяется на протяжении одной строки четыре раза - это означает, что данная строка написана четырёхстопным ямбом. У Пушкина - «моЙ/ дядЯ / самЫх / честнЫх/ правИл/» - это пятистопный ямб. В одной строке пять стоп. Такой ритм хорошо описывает бытовые сцены романа. В нем нет романтики полета, страсти или напевной задушевности. Он сух и реалистичен.

                Хорей.
Тоже состоит из двух слогов. То есть имеет 2 гласных звука, но под ударением находится гласный звук первого слога. Это дает строчке сильный энергетический импульс сразу, сходу и последующее затухание в пространстве. Веселье захватывает читателя с первой строчки. Ритм сильный, веселый, пляшущий, чувственный и спонтанный. Он летит на крыльях чувств.
Например, «нАша/ тАня/ грОмко/ плАчет/» - четырёхстопный хорей. Он отличается от ямба только ударением - оно как бы оглушает сразу и, чуть помедлив, снова оглушает. Хореем говорит душа страстная и живая.

                Дактиль.
Это уже трёхсложная стопа. Трёх слоговый стихотворный размер, в котором под ударением находится каждый первый гласный звук. Например в словах – пАдали, рЕяли, вЫмерли.
Или в строке «бЫло ли, чУдилось мОжет приснИлось». Мы видим, что эта строка написана трехстопным дактилем. Её ритм активен и упрям. Он как бы страстно вырывается и долго растекается по поверхности, собираясь с силами.

                Амфибрахий.
Это тоже трезвучный стихотворный размер, но под ударением в нём находится каждый второй гласный звук. Например, слова - далЁко, сорОка, горОшек и т.д.
Или - «кудА же /умчАлась/ собА кА/ моЯ». В строке четыре повторения ритма, один из которых неполный - но это допустимо (и в дактиле тоже). Значит это четырёхстопный амфибрахий. Этот метрический размер спокоен до однообразия, он скучен, повествователен. Трудно этим размером описать весёлый праздник.

                Анапест.
Стихотворный размер,который состоит из трёх слогов. Под ударением находится каждый третий гласный звук. Например, «натопИ ты мне бАньку по-бЕломУ...». Это четырехстопный анапест. Он медленно и важно повествует о чем-то. Размер очень напевен.

Поэт может выбрать любой из этих размеров. Но, выбрав его, должен придерживаться нужного ритма во всей структуре стихотворения. Иногда допускается смена размера, но не в строке, а во всём куплете. При условии, что этого требует смысл стихотворения. Выбор размера всегда зависит от содержания стихотворения, от смены настроения внутри него. Смысловая логика построения стихотворения должна четко соответствовать выбранному размеру.

                Строфа.                Часть стихотворения, состоящая из определённого числа строк, зарифмованных в том или ином порядке и точно повторяющаяся – называется строфа - это своего рода стихотворный куплет.

Наиболее простые и наиболее распространённые строфы – перекрёстная, параллельная, кольцевая. Обычно строфа состоит из четырёх строк (но может быть и 5 и 6 строчек – это решает автор).

В строфе с перекрёстной рифмой рифмуются первая строчка с третьей, а вторая - с четвёртой; в параллельной - первая со второй, а третья с четвёртой. В кольцевой – первая и четвёртой, вторая с третьей. Вы можете придумать для своих строк свой вид рифмовки! Главное потом повторить его во всех куплетах стихотворения.

Пример перекрёстной строфы: АВАВ

И другую можно целовать
Пить вино и весело смеяться.
Можно ничего не обещать -
Встать, уйти и вновь не возвращаться.

Пример параллельной рифмы:

Глаза козюли, медленно ползущей
К своей норе ночною сонной пущей,
Горят как угли. Сумрачная мгла
Стоит в кустах. И вот она зажгла

В строфе с кольцевой рифмой схема будет такой - АВВА. Она будет повторяться до конца стихотворения:

И я скажу – нужна отвага,
Что бы открыть... хоть ваш журнал
(он мне уж руки обломал):
Во-первых, серая бумага,

Она быть может и чиста,
Да как то страшно без перчаток…
Читаешь - сотни опечаток!
Стихи – такая пустота.

Иногда в стихе, согласно содержанию, необходимо менять ритмику и структуру строфы. Но это должно быть обосновано. Внезапная смена ритма или способа рифмовки, выбиваясь из мелодии, обычно вскоре снова выравнивается, возвращая основную мелодию.

Вариантов стихотворных строф много - это сонеты, октавы, терцины и т.д. Они помогают описывать определенные моменты жизни – то торжественные (оды), то раздумчивые (сонеты), то шуточные (частушки). Есть ламерики, газели и т.д. При желании вы найдете много материала на эту тему в интернете. Всё о чём мы говорили, помогает поэту создать композицию стихотворения.
               
                Композиция               
Древние греки считали, что, только опираясь на требования композиции можно создавать красивые вещи, стихи, бытовые отношения, то есть создавать нужный  мир вокруг себя. Современный человек часто создает новые  миры вокруг себя - меняет интерьер, выбирает букет, поздравительные открытки. Иногда выбор становится затруднительным. Почему? Что нужно знать при выборе новой вещи или при её создании? Основы композиции? Зачем? Что бы получить нужный результат!

Всё в мире имеет свойство влиять на окружающих. И вещи, и стихи, и наш внешний вид. Решив написать стихотворение, то есть сотворить нужное настроение словами - вы мечтаете получит прекрасное произведение! Но что есть красота? Как создать её? Не плохо бы поверить древним грекам - ведь они знали толк в КРАСОТЕ!
 
*
Первым требованием этой древнейшей науки - композиции - является четкое обоснование задачи. Что создаётся? Зачем? Каким образом? Продумав идею создания и уяснив содержание, начинайте с построения формы для этого содержания. Мы уже говорили в самом начале о связи содержания и формы. Говорили какие рифмы, стихотворные размеры обязывает выбирать та или иная форма. Выполнив эти условия, вы выполните и первое композиционное требование - то есть поработаете над первой категорией композиции - создание структуры своего творения. И не важно будут ли это шутливые стихи для соседки или сложный по конструкции букет, выбранный для начальницы или  акварельные этюды ваших друзей, композицию которых вам предстоит оценить.

*
Второе требование - создание определенного ритма, мелодии стихотворения. Ритмичность, музыкальность стиха обязаны соотноситься с содержанием стихотворения и с выбранной вами формой. Если смысл стиха стал грустным - ритм тоже становится медленным и однообразным. Если содержание наполнилось радостью - то и его звуки, стихотворный размер и вид рифмовки должны передавать эту радость! Нужного ритма добиваются, постоянно контролируя смысл и форму стихотворения. Живое стихотворение - это переливающая ритмика мелодии, которая точно следует за оригинальной формой и глубоким содержанием стиха.

Многим поэтам не нужно контролировать этот процесс - стихи льются сами собой. Поэтический настрой души без усилий творит форму стихотворения, ведя мелодию и интуитивно помня о смысле стихотворения! А если это не так? Есть сведения и о других методах творчества. Брюсов, например, жестко и ежесекундно держал процесс создания стиха под контролем разума. Не важно - сердцем или умом будут создаваться ваши стихи - это сугубо личное дело! Поэт зависим от своего голоса и горла - говорит истина. Помните, что стихи - зеркало вашего внутреннего мира.
Интересен ли он кому то? Вот что важно.

 *
Третье условие композиции особенно важно в живописи (или в творениях дизайнеров, стилистов, визажистов, кондитеров и прочих творцов быта) - цвет! Там оно явлено в зримых красках, нюансах, оттенках. Стихи Есенина невидимо(но бесспорно!) тоже  рождают цветовое чудо в душах слушателей! Мы уже разбирали связь звука и цветового ореола в словах. Ореола, который витает, скрывается за начертанием букв. Решая вопросы цвета, древние греки работали над цветовым соподчинением. При решении этой категории поэту особенно важно чувствовать цветовую фактуру звука. Стих должен дышать, вспыхивать цветом, дразнить запахом, очаровывать вкусом. Он должен тревожить душу читателей чувствами! Именно цвет (как великолепно поняли это импрессионисты!) и создаёт настроение - создаёт живую мелодию стихотворения.

*
Четвертая категория композиции - пластика стихотворения. Конечно, когда балерина создает образ умирающего лебедя, то именно это свойство композиции становится доминирующим. Но это не значит, что при создании Образа словом нет необходимости говорить о пластики. Вспомните о коротких и длинных словах, о твердых и мягких звуках, о тайнах структуры стиха. Резкие и грубые звуки, слоги, слова и строки не создадут образ трепетной и хрупкой птицы. Вам потребуется много таланта и труда, чтобы найти в море слов те извивающие, мягкие и точные, «лебединые» звуки,слова, строчки! Однозначно, что вы отбросив тяжеловесные рифмы и стихотворные размеры, подберете воздушную конструкцию стиха. Насколько точен будет образ лебедя - определит мера вашего таланта, мера вашей одержимости этой темой, степень вашего горения и, конечно, пластика ваших строк!

*
Пятая категория - единство, гармоничность или как её ещё называют - «целостность композиции» возникает сама собой, если поэту удалось выполнить задачи всех категорий и не нарушить их единство. Поэтому, прорабатывая одну категорию - сверяйтесь с другими категориями. Помните - все категории работают на создание одного Образа, одного настроения. Они помогают друг другу выполнить одну задачу! Но если все категории в композиции решены ярко и оригинально, то возможна перегрузка Образа. Поэтому только одна категория прорабатывается сильнее других. Прочие категории подчинены ей.

Нельзя разграничить моменты создания композиции. Ведь создавая ритм, рифмы и решая форму стихотворения, вы одновременно думаете о цветовой ауре звуков, пластичности строк и т.д. Множество факторов необходимо увязать в одно целое, создавая единое по форме и содержанию творение! И помогут вам в этом два враждующих Принципа, два противоречивых Начала  - Гармония и Контраст. Задача поэта - уметь ими пользоваться, что бы  создать задуманный Образ и вызвать у читателя нужное настроение.

Как и в любом виде искусства именно композиционное решение стихотворения создает его стиль. Оно «строит» здание стихотворения. Сначала «фундамент» - это форма, структура стиха. Затем «стены» - их возводят категории ритмичность и пластичность. И завершает «здание» - подходящая и уместная отделка, декор (цветовой колорит звуков).

Можно представить «Образ» в роли сурового директора. Тогда «Стиль» - его помощник, главный инженер. А «категории» - работники производственного отдела, которые командуют рабочими - всеми пятью чувствами поэта!

Древние греки говорили, что композиция - это сочинение нового, прекрасного произведения. Что только она помогает создать непротиворечивый, гармоничный Образ - прекрасный и совершенный. Других путей для создания красоты - нет.

Хочу напомнить, что техника стихонаписания (которая хоть и имеет большое значение), всё же не способна заменить данный богом Талант. Талантливый поэт рано или поздно овладеет техникой стихосложения. Но бездушный глупец, изучив все правила, не сумеет создать, ни одного произведения, которое напомнит о его душе потомкам или разъяснит близким, друзьям, соседям её глубину.

У каждого поэта свое видение слова, свои способы его использования. Особенность вашего склада ума, состояние вашей души и её глубина помогут и вам найти свой стиль, выработать свой поэтический язык.

Повторение - мать ученья. Поиск - отец творчества. Вечный костёр творчества постоянно требует новых запасов топлива. И порой его собирают в душе всю жизнь!

Обрадуюсь,  если  вас эти строчки заставят задуматься  - а почему вы пишите стихи?