Пожар

Амина Укбасова
    Кирпичная одноэтажная дугообразная средняя школа уютно расположилась на асфальтированной улице. Маленький входной коридор. Широкие светлые коридоры с большими окнами. Вдоль них учебные кабинеты.


    В конце второго урока в кабинет математики заглянула секретарь школы Яна Васильевна и сказала: «Ирина Никоновна, зайдите к директору». После звонка на перемену учитель поспешила в кабинет директора школы Елене Исаевне.


- Здравствуйте!
- Проходите. Ваша родительница Юшакова Анна приходила, звонила.
- Что случилось?
- Её дочь Тина ушла из дома.
- Куда?
- К бабушке.
-Это чья мама?
- Мамы.
-Может, она в гостях.
- Сходите, разберитесь.
-Хорошо.


   После обеда Ирина Никоновна  отправилась по адресу, где проживала бабушка Тины. Это было через две улицы, необходимый дом оказался в районе элеватора в пятнадцати минутах ходьбы.


   Конец сентября был тёплый и солнечный. Деревья стояли ещё с зелёной листвой. В их тени набегал осенний ветерок. Поёживаясь от пробегавшего по всему телу неприятному холодку, Ирина Никоновна спешила выйти из –  под укрытия вязов и клёнов.Аккуратный невысокий деревянный дом на двух хозяев смотрел на улицу четырьмя окнами. Открыв дверь в палисадник, учительница постучала в первое окно. Где- то в глубине двора за высоким забором залаяла собака, были слышны, чьи - то шаги. Калитка открылась, Ирина Никоновна увидела Тину. Асфальтированный тротуар к крыльцу дома от времени ушёл в землю, лишь маленькие остатки щебёнки скрипели под туфлями.


- К вам можно? – спросила Ирина Никоновна.
- Конечно.
- А кто дома?
- Все: бабушка, дедушка, тётя Оля.
-Хорошо.


   Порог начинался с невысоких двух широких ступенек. Маленький обувной коридор был затемнён. Следующая комната - связующий мостик между домом и кухней. Тина пригласила учительницу в гостевую – зал. Ирина Никоновна увидела в боковой спаленке лежащего дедушку.


   Девочка предложила мягкий стул, а сама села на застеленную кровать. На жёлтой дубовой тумбочке с большой внизу дверцей стоял цветной телевизор. Вдоль белой боковой бывшей печной стены – платяной шкаф. Через окна лился яркий солнечный свет.


- Как поживаете? Чем занимаетесь?
- Сегодня пирожки лепим.
-Это вкусное дело. А кто лепит?
-Я и тётя Оля.
-И бабушка?
-Она плохо видит, хотя очки носит. Отказываемся от её помощи, чтобы ничего не испортила. Вот она.


   Вошла худенькая, чуть сутулая, в очках с сильно увеличенными стёклами семидесятилетняя бабушка.


-Здравствуй, дочка!
-Здравствуйте!
-Тину пришла ругать. Хотя Аня моя дочь, но пока ноги меня носят, внучка будет жить здесь.
- А зачем она ходит и звонит в школу? Можно прийти и поговорить с дочерью.
- Она так видно не считает. Я старый человек, устаю от всего. Прости, дочка. Пойду к больному деду.
- Да, конечно.
- Тина, почему мама к тебе не придёт? Это её родители.
- Она не слушает никого. Сюда не хочет идти. Дедушка с бабушкой будут её ругать.
- За что?
- Что живёт не так, делает что хочет. За детьми не смотрит.
- Не поняла?
- Мама родила меня в первом браке, затем с отчимом ещё дочь Маржан.
-Это хорошо.
-Я стала вечной нянькой.
-Ты сестра.
-Она больная, у неё эпилепcические приступы. Надо успеть оказать помощь, а то – захлебнётся.
-Так получилось, никто не хотел такого ребёнка.
-С самого её рождения – стираю, кормлю, укладываю спать.
- Спасибо тебе.
- Сестрёнка не разговаривает.
- Мама скажет.
 Она занята своей жизнью.
- Работа, дом.
- Да дежурят с отчимом на элеваторе сутками, потом дома устраивают праздники. Он пьёт, она с ним. Ещё друзья придут.
- Выпивку, еду, откуда берут?
- Самогон в долг дают. А еду? Продукты первой необходимости покупают. Один год целую ногу лошади взяли. Я не ем мясо конины. Думаете, обо мне вспомнили. Отчиму всё равно, он – тряпка, безвольный. Маме никто не нужен. Ни дом, семья, дети.


Ирина Никоновна чувствовала, что ей плохо, душно, скверно от роли адвоката. Сейчас она ненавидела женщину Анну, которая носила святое имя – мама.


- Но она, же заботится, помнит о вас.
- Зачем мы ей. Однажды они с отчимом угощали такую же пьющую парочку. Все уснули. Кто – то не потушил сигарету. Под утро дом загорелся. Взрослые выбежали на улицу, а я от страха залезла под кровать. Видно надышалась угарного газа, голова чумная ничего не понимаю, глаза ест едкий дым, дышать не могу. Отчим нашёл меня, подтащил к окну и выкинул во двор. Сестрёнку тоже спас.
- Ужас!
- Никто не подошёл, не пожалел, не спросил о состоянии. Построили новый дом, но всё по – старому. Пьянки, друзья, работа. Сестрёнка со мной. Часто не ходила в школу, не с кем её оставить.
-До двенадцати лет молчала, а теперь совсем ушла.
- Устала быть никем.
-Перед уходом разговаривала с мамой.
- Нет, она никогда не слышала меня.
- Надо было попробовать.
-Пусть сам сюда придёт.
-Ты готова к встрече?
-Вы зря надеетесь. В родительский дом она не приходит.
- Тогда, что ты решила?
-Буду жить с бабушкой, дедушкой. Они любят меня. Я их не подведу. Буду хорошо учиться, работать. Сейчас помогаю по дому: стираю, готовлю, корову дою, баран пасу. Сама. Никто не заставляет.
-Они люди пожилые. Смогут тебе помочь?
- Ласковое слово. Одобрительная поддержка. Взаимное уважение. Для меня это счастье. Ещё бабушка с тётей Олей собирают деньги мне на глазную операцию. Вижу плохо.
- Тебе здесь хорошо. Ты получила самое главное -  внимание. А как Маржан?
- Это их дочь. Пусть сами за ней смотрят. Наверное, закрывают, когда уходят. Меня отправите к маме?
- Ты сама сделала выбор, и никто не сможет тебя заставить сделать по – другому.
- Не хочу к маме.
- Только не ругайся с ней, не скандаль, когда увидишь её на улице.
- Два месяца не живу с ней, она не вспомнила обо мне, не звонила, не приходила.
- Прости её. Маму не изменить. Не держи обиду.
- Пока не могу.
- Я пойду.
- Провожу Вас.
- Дедушка болеет.
- У него был инсульт. Выписали из больницы. Теперь дома.
- Пусть выздоравливает.
- Я боюсь только одного.
-Чего?
- Быть похожей на маму.
- Если ты знаешь, что это плохо, значит, не будешь так жить. До свидания.
- Спасибо. До свидания.


На следующий день утром Ирина Никоновна зашла к Елене Исаевне.
- Уже сходили?- спросила директор школы.
- Да. Пусть Юшакова не надеется на возвращение дочери. Мама пьёт с мужем, вторая дочь – инвалид. За ней уход нужен. Весёлые компании собираются в доме. Тине у бабушке лучше.
-Хорошо. Поняла. Носит же земля таких мам.


Ирина Никоновна пошла на урок, класс её приветствовал стоя. Она посмотрела на Тину и вдруг, проглотив комок в горле, поняла, что девочка не получила самого главного на этом свете – материнской любви.