Молитва

Александр Ноговицын
Первый снег едва припорошил опавшие листья.  Кленовая аллея выглядела совсем обнаженной. По тропинке вдоль древней монастырской стены шли двое: молодой монах и его духовник.  Как молодость следует по жизни в направлении проложенной старшими, так и молодой монах шел с некоторым отставанием от своего наставника.  Древний монастырь много повидал на своем веку: были времена и расцвета и опустошения. Тут была и тюрьма, и больница, и музей, а теперь, вновь в который раз, кельи начали заселяться монахами.  В который раз время вернуло духовную жизнь в некую исходную точку, как будто ушедшие поколения делали что-то не так, повторяя одну и туже ошибку.  Ошибку, не дающую возможности дальнейшего развития.  И эти двое пришли к монашеству, один раньше, другой позже, чтобы пройдя дорогой других, попытаться найти и свой путь и себя на этом пути.
После часового молчания молодой монах продолжил некогда прерванный разговор:
- Почему так получается, что молитва к Богородице вызывает мгновенный живой отклик в душе у молящегося.  В то время как молитва к Господу нашему, да, очищает душу, да, возвышает ее, но действие ее всегда какое-то отстраненно удаленное. Ну, как отголосок далекого эха.
- А что думаешь ты?  Что об этом говорит тебе твоя душа? – посмотрев вдаль, сказал старец.
- Говорят, что Богородица молится за нас, находясь на земле, среди людей, и поэтому молитва к ней, так действенна.  Еще есть легенда, что Дева Мария была родом с Руси, и от того всегда особо отвечает на русскую молитву, и от того, так почитается…  Все это тяжело объяснить.
- Продолжай.
- Еще я думаю, что отклик в молитве зависит от ее силы и глубины. Впрочем, об этом говорят все, но дело не только в этом. И далеко не в этом.  Молится можно горячо или формально, тут вовлекается лишь личная душевная сила молящегося.  А отклик, ответ – это воля Бога и Богородицы.  Их помощь.  Их сила. Их слава.
- Аминь.
- Я все чаще прихожу к мысли о том, что раз все мы рождены женщинами, то и помощи мы прежде всегда просим у Матери.  Она наш ближний круг, опора и помощь, и в жизни, и в молитве. Отец же, земной или небесный, он –  наш внешний круг.  Потому и более удален.
- Это одна из граней нашего бытия. Но почему ты считаешь Бога удаленным от нас?  Кто удалил Его так далеко?
- Так получается по отклику на молитву.
- Так получается по отклику на нашу молитву.  Хорошо…  Достаточно слов. Сотвори молитву Богородице.
- Богородице Дево, радуйся.  Благодатная Марие, Господь с Тобою; Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.
- Благо творишь.  Видишь, и солнце из-за туч выглянуло.  Теперь, сотвори молитву Богу.
- Отче нашь, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.  Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Яко Твое есть Царство и Сила и Слава, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
- Что ты чувствуешь теперь, душа моя?
- Очищение и надежду.
-Надежду!  Надежду на будущее, которое мы создаем себе сами. Надежду на то, что не хотим получить сиюминутно, но лишь потом.
- Я не понимаю.
- Мы сами вводим элемент времени, начиная просить о том, что уже является таковым и в наличии, вокруг нас и везде.
Богородице Дева, радуйся;  – сейчас!  Благодатная Мария Господь с тобою;  – сейчас!  Благословенна ты в женах – сейчас! Благословен плод чрева твоего – сейчас!  И, результат этого –  прямо сейчас!
Отче наш, сущий на небесах!  Да святится имя Твое; да придет Царство Твое; да будет воля Твоя, на земле как и на небе – в будущем!  Хлеб наш насущный дай нам на сей день; - в будущем!   И прости нам долги наши, как  и мы прощаем  должникам нашим;  – в будущем!  И не введи нас в искушение, но избавь нас от всякого зла – в будущем!  Хотя было, и есть, и будет: Ибо Твое есть Царство и Сила и Слава, теперь, всегда и вечно. Аминь.
Только мы виноваты в Его отклике на эти слова.  Все что мы создали, -  мы создали вчера, начав прямо сейчас.  Поэтому сегодня мы пользуемся результатами и благами вчерашних трудов.  По сути, сегодняшнее дано нам уже прежде нашей сегодняшней молитвы.  Будущее – это то, что есть уже сейчас.  Завтра, Время передвинет сегодняшнее сейчас во вчера, и мы получим результат – благо сейчас.
 Солнце клонилось к закату. Тени становились длиннее. Два монаха молча шли по тропинке вдоль древней монастырской стены.  И трещины в стене как будто стали шире.