А кому корова?

Владимир Герасимов
      
(народная забава в 4 картинах)

Деревенская завалинка. На  бревнах сидят бородатые  мужики в длинных белых рубахах, в штанах и лаптях.
1 мужик: - Кто расскажет самую забавную историю, тому подарю свою корову.
Все закричали, загалдели, кто кого переорет.
1 мужик: - По очереди, по очереди. Давай ты, Клим.
Клим: - Жил я в одной деревне у деда с бабой и был у них козел...

1 картина

Сцена показывает пасущегося мирно на лужайке козла. Рядом с ним баба и дед.
Дед: - Ну что проку нам от этого козла? Только сено зимой жрет. Да спать не дает своим блеяньем.
Баба: - Не скажи-ка дед, от козла молока не дождесси. Ну хоть бы какая была бы прибыль он него.
На сцену входят барыня с барчатами и обращается к бабе.
Барыня: - Любезная, мне бы свежего молочка вот от  этой козы. (Показывает на козла) Любые деньги заплачу.
Баба: - Сейчас, сейчас, вот только за подойником схожу.
Идет назад с ведерком.
Дед (тихонько ): - Ты чего, баба, с ума свихнулась?
Баба (тоже тихонько): - А я сюда старого коровьего налила. Чай не поймет?
Подошла к козлу, подсела под него. Ведро поставила, будто доит.
Баба: - Ой, како молоко свежайшее, вкусное!
Козел постоял, постоял, затем развернулся и пошел на бабу, выставя рога. Долго он ее гонял по сцене.
Досталось и деду. Односельчане хохотали и пальцем показывали.

Клим: - Отучил козел своих хозяев от вранья.
1 мужик: - Поучительная история, но на корову не тянет.  Кто следующий? Ты что ли, Степан?
Степан: - Да вот расскажу я о своем брате:




 
  2 картина
1 действие

Сцена показывает ярмарку. Прогуливается цыганка в ярком платье. Останавливает она мужика.
Цыганка: - Стой, драгоценный, стой, я тебе всю жизнь наперед скажу. А ты уж позолоти ручку.
Мужик: - Отстань от меня. Денег нет.
Цыганка: - Ты же товару всякого сейчас накупил?
Мужик: - Дак вот деньги и кончились.
Цыганка: - Товаром каким одари.
Мужик: - Да какой мне в этом прок? Не нужно мне твое гадание. Я и без него проживу.
Цыганка (сердито): - Ах так! Тогда горе тебе, драгоценный всю жизнь мыкать.

2 действие

Мужик с женой сидят у самовара пьют чай.
Жена: - Ну что там на ярмарке нового?
Мужик: - Да, вишь ты, привязалась ко мне там цыганка и нагадала всю жизнь горе мыкать.
Жена: - И ты веришь цыганке? Забудь, не думай.  На то они и гадалки, чтоб врать.
Мужик: - Да оно вроде так, а вроде и не так. В огород-то воры повадились. Скоко грядок опустошили? И в погребец заглянули. Неуж цыганкино гадание сбывается?
Жена: - А то раньше этого не бывало?
Мужик: - Все так. Но не оттого ли, что горемычный я.

    3 действие

Мужик вместе с соседом у реки копают землю.

Сосед: - Ой, поди-ка сюда!  Глянь, горшок с золотыми монетами.
Мужик (радостно): - Счастье-то какое! Это ж мы с тобой богатые теперь.
Сосед: - Не говори-ка. Давай делить.

Каждый сидит около своей кучки.
Мужик (мечтательно): - Это ж я теперь коров куплю, лошадей, дом справлю двухъятажный, батраков найму. Заживу, как кум короля
Сосед: - А я торговать пойду, купцом стану. Мне и горе нипочем.
Мужик (растерянно): - Ба, а я-то ведь забыл, мне ж цыганка нагадала горе всю жизнь мыкать.
Сосед: - Да отстань, слушай ты больше цыганок.
Мужик: - Нет-нет, чего-то тут не так. Какой-то тут подвох будет.  Кака-то беда тут сидит.
Собрал мужик свою долю, высыпал в мешок и бросил в реку, в самую быстрину.
Сосед: - Дурак ты, дурак, клад-то один раз в жизни в руки дается.
Мужик: - Ох и правда. Вот несчастье-то
Бегает по берегу, плачет, в реку ныряет.
Мужик: - Права цыганка, горемычный я!

4 действие

Мужик, жена и дочка сидят в избе. К ним пришли свататься.
Сваты: - Мы пришли от короля к вашей королевишне, чтоб отвезти ее в далекие края в хороший дом. Хороша ли ваша королевишна?
Жена: - Ох хороша, и рукодельница, и песенница, и красавица.
Сваты: - И наш король неплох, красив, высок, силен и деньги при нем.
Мужик: - А не на реке ли ваше село?
Сваты (удивленно): - На реке, а не все ли равно
Мужик: - Ну тогда вы нам не подходите. Вдруг половодье будет, все в реку смоет.
Сваты: - Дак, у нас село на высоком берегу.
Мужик: - Тогда совсем худо. Ветры сильные по верху ходят, ураганом все сметет.
Сваты, потоптавшись, в смятение уходят. Жена и дочка в слезы.
Дочка: - Тятенька, сколь уж было сватов, все тебе не подходят. То самовара у них нет, то деревня дальняя, то середи леса они.  Теперь плохо, что на реке. Скоро меня и сватать некому будет. За первого встречного замуж выскочу.
Мужик: - Таки уж мы дочка с тобой горемычные.




1 мужик: - Ну и что, брат твой так всю жизнь дурью и маялся?
Степан: - Да, и дочка его за старика вышла, когда уж к ней никто и свататься не стал. И всю-то судьбу ему цыганка поганая порушила.
1 мужик: - Да причем тут цыганка? Своим умом надо жить. Ну, а еще кто истории припас. Корова-то дожидается.
Мужик в шапке: - А вот мою послушай.


3 картина
1 действие

За столом перед зеркалом сидит девица.
Девица: - Ой, какая я уродина, и губы больно толсты, и кожа не бела. Да, что же ты меня маменька такой родила.
Мать: - Дочка, да полно на себя наговаривать. Да ты красавица каких свет не видывал.
Девица: - Нет, нет и нет. И не говори мне ничего.

За окном слышны голоса проходящих коробейников: "А вот покупайте ленты в косы разных цветов из ситца да из шелка, берите, кому денег не жалко!"
Девица (высунувшись в окошко) Идите сюда, ленты мне несите. Я все покупаю!

                2 действие

Ходит девица по улице, вся увешанная лентами. Все на нее пальцами показывают, смеются. А она плачет от огорчения.
Девица (кричит сердито на мать): Вон видишь, как я всем противна, а ты говоришь - красавица.
А по улице снова идут коробейники.
Коробейники: - Покупайте сарафаны из парчи и из сафьяна, коль ни кожи нет ни рожи, в них вы будете пригожи.
К коробейникам набежали девки со всего села, примеряют сарафаны, прицениваются.
Девица: - Я все возьму, я все покупаю. Любые деньги даю.
Коробейники: - Бери, милая, нам не жалко, еще принесем.






3 действие

Девица ходит по селу, надев на себя сразу несколько сарафанов. От жары отдувается. А за ней бегут по пятам мальчишки, хохочут и дразнят:
"Вот идет кочан капусты,
А в башке-то у ней пусто!"
Девица (со слезами снова говорит матери): Ну вот видишь, как все меня не любят, какая я страшная да глупая.
Сбросила девица сарафаны и убежала к реке. Села на бережок и грустит. А мимо идет нездешний паренек.
Парень: - Чья ты будешь красавица?
Девица: - Кака же я красавица, зачем ты меня дразнишь.
Парень (подсел рядом) : Приглянулась ты мне, милая.
Девица (пытливо): - Что и замуж возьмешь?
Парень: - А и возьму, коль согласна?

1 мужик: - Да, забавная история. И все ж таки я не дам за нее корову.  Ну, кто у нас остался? Ты, Осип. Давай, рассказывай.


4 картина

Барин сидит скучает у замерзшего окна. Входит слуга.
Слуга: - Там у ворот нищий просит подаяние.
Барин: - На, вынеси ему пятачок.
      Через некоторое время.
Слуга: - Давешний нищий просит одежонки.  Вишь ты, замерз он.
Барин: - Гляди ты, фря какая. Ладно, отнеси-ка ты ему старенькую шубейку да валенки подшитые.
      Проходит еще время.
Слуга: - Батюшка барин, а нищий-то не уходит, просит в честь праздника чарку зеленого вина.
Барин (сердито): - А шампанского ему не требуется? Прогони взашей болвана! (вслед слуге, передумав) Хотя ладно, веди его сюда, вместе выпьем.
     Входит нищий, садится у печки.
Нищий: - Ой как тепло, ой как гоже!
     Выпили с барином и закусили
Нищий: - А у меня, барин, для тебя загадка есть.
Барин (заинтересованно): - Да ну, давай загадывай, я это дело люблю.
Нищий: - Только давай с тобой договоримся. Коли отгадаешь загадку я тебе и шубейку с валенками верну и пятачок, и за так служить тебе буду. А коль не отгадаешь, не обессудь,  ты мне все свое поместье отдашь, и служить уж мне будешь.
   Почесал барин затылок в раздумье, и рукой махнул.
Барин: - А была, не была. Я в загадках дока. Ни разу не проигрывал. Загадывай!
Нищий: - Кто самый бессмертный на Руси?
    Время идет. Барин думает, нищий отсыпается.
Барин: - Вставай. Знаю отгадку. Кощей это!
Нищий (торжествующе): - Ан нет, дурак бессмертнее.

1 мужик: - Намек понят. Никому не отдам корову, при мне останется .

ЗАНАВЕС