Школьные забавы

Юрий Ишутин
 Я нисколько не завидую нынешним детям. Не поверите. Вот -  нисколечко! Раньше была такая присказка о недалёких людях: «Что с него взять? Тяжёлое детство,  деревянные игрушки…».
В те времена было действительно много простых и незатейливых игрушек из дерева. И, если сравнивать ассортимент игрушечных отделов тогда и сейчас, то:  по количеству, качеству и разнообразию, современные дети обеспечены таким товаром намного лучше. А про такие понятия, как Интернет и компьютер можно вообще не упоминать. Однако если вспомнить прошлое и сравнить с тем, что происходит сейчас, всякое желание по-доброму завидовать нынешним детям исчезает совсем! А в некоторых моментах можно и посочувствовать... 
 
Наше заигравшееся в так называемую «демократию» общество, само того не замечая, превратило современную школу в странную и весьма непонятную организацию. В этой организации Ученик может запросто засудить до инсульта своего Учителя, а несколько учеников могут и вовсе, сговорившись,  снять неугодного им  педагога, лишив его тем самым работы и куска хлеба. При этом  «провинившийся»  получает своеобразную «чёрную метку»,  ведь любой директор школы, при последующем трудоустройстве, сто раз подумает, прежде чем взять на работу педагога, снятого детьми. Я часто общаюсь со школьными преподавателями и говорю на эту тему, имея вполне достаточное  представление об этой «кухне» … 

Расслоение на бедных и богатых, как и везде,  только усугубляет весь новообразованный негатив. Наш недоношенный капитализм, к которому так стремились некоторые, особо "продвинутые" индивидуумы, проявляет себя во всей красе.   
 
Абсурдность ситуации доходит сейчас до такой степени, что далеко не самый плохой Педагог и Человек втайне побаивается своих малолетних работодателей. Не приведи, Господь, что-то не так им сказать или, ещё хуже - сделать…   
Справедливости ради, надо отметить, что и некоторые учителя тоже отличаются далеко не лучшими человеческими качествами. Как говорится: «За что боролись…»  Всеобщий моральный развал продолжает победно шествовать по нашим необъятным просторам.   
 
Наши учителя нас не боялись. Любой, самый отъявленный школьный хулиган и двоечник знал, что есть Предел, переступать который было нельзя.
 
Классный руководитель был практически членом семьи. Я помню огромное количество различных внешкольных мероприятий, которые проводились тогда. Походы в кино, театры, различные экскурсии, вылазки на природу, спортивные соревнования, вечера отдыха. Всё это проводил классный руководитель.
 
Недавно,  разговаривая  со своей школьной учительницей, я задал ей вопрос:
- Антонина Ивановна, а почему сейчас так мало занимаются с детьми после школы? Почему нет, например, выездов за город -  «на природу»? 
Добрейшей души женщина, имеющая огромный педагогический стаж, округлила глаза:
- Юра, да ты что?! Парни там напьются, пиво сейчас - на каждом углу. Потом потащат девок по кустам! А девки будут совсем не против этого!  Сейчас они никого не стесняются. Ты хочешь, чтобы меня, на старости лет, ещё и в тюрьму посадили? 
Такое сейчас воспитание. Что-то я разгунделся, однако…
 Совсем старым становлюсь…
 
Наш герой Лёха учился в той же школе, что и автор этих строк. Класс у них был довольно дружный. Несколько имевшихся там групп по интересам, весело и мирно, сосуществовали друг с другом.
 
Лёха с двумя  «закадыками» входили в «бригаду» районного  масштаба, имея определённый авторитет у одноклассников. Когда к ним обращались более «мирные» пацаны за помощью, в случае возникновения каких-либо «непоняток», отказа не было никому.
 
Условно нашу троицу можно было определить по принципу известных киногероев: «Бывалого», «Балбеса» и «Труса», гениально  сыгранных нашими Великими: Моргуновым, Никулиным и Вициным.
 
Начнём с «Бывалого». Первый Лёхин друг -  Вован, имеющий тогда просто чудовищный, по детским  меркам, вес - больше ста килограмм и, соответственно, кличку - «Центнер». Добродушный и незлопамятный, как и многие толстяки, парень. 
 
Второго друга Лёхи назвать  «Балбесом»  было бы грешно. Очень неглупый паренёк и крепкий уличный боец,  Андрюха  имел бешеный успех у  девичьей части школы и всего района.  Такие термины, как: «Мачо», «Казанова», «Дон Жуан» использовались в то время крайне редко. По этой причине кличка у Андрея была не вполне цензурная.  Однако использовать её позволялось только самым близким друзьям.  Наш дамский угодник с успехом занимался боксом и рисковать целостностью собственной челюсти находилось очень  немного желающих.
В девятом классе Андрюхе не повезло. По совокупности старых «шалостей», после очередной драки, он отбыл в сторону одного из небольших сибирских городков, в окрестностях которого располагалась зона-«малолетка».
 Друзья осиротели…
 
Ну, а третий был, собственно, сам Лёха. У него тоже было своё «погоняло». Не сказать, что красивое и благозвучное, но и не сказать, что слишком обидное. Обычное…
 
Оставшись вдвоём, наши пацаны развлекались, как могли, веселя при этом весь класс. Иногда, в подобные моменты,  даже учителя прятали за напускной строгостью неудержимое желание рассмеяться, глядя на их выходки…
 
Однажды, после удачно написанного сочинения на одну их ходовых советских тем, Лёхе пришла в голову мысль  - испробовать остроту своего пера  на  Центнере.  Втайне от другана был написан рассказ, напичканный огромным количеством физиологических и похабных подробностей, главным героем которого  был, конечно же, Вован. 
 
Рассказ был запущен по классу во время урока и обошёл абсолютно всех! Весь урок, в различных частях кабинета, раздавались приглушенные смешки, после которых читающие внимательно, с таким видом, как будто  первый раз в жизни его видят, рассматривали Вована. Центнеру,  конечно, льстило такое внимание класса, особенно его девичьей части. Льстило до тех пор, пока он не узнал причину данного явления. Рассказ, победоносно, обошедший весь класс, в конце урока, «доехал» наконец до своего главного Героя.
Пробежав глазами «срамной листок», Центнер  вперил хищный взгляд в Лёху:
- Так. У нас писатель объявился. Ну, подожди, сука, сейчас перемена будет! - видя повышенный интерес к происходящему за их партой, нарочито зловеще процедил Вован.
 
Как уже говорилось, Вовка не был злопамятным и отходил  очень  быстро. Однако, всю следующую перемену он, как зайца, гонял Лёху по лестницам и коридорам школы. Лёха не боялся быть пойманным. Он серьёзно занимался футболом и неплохо бегал в то время, как Вован был всё-таки «Центнером»…
 
С этого дня Лёхины рассказы стали традицией.  Вован, скорее по привычке, чем по злобе, гонял Лёху по школе после каждой «премьеры». А однажды друзья, привлечённые громким смехом, заглянули в кабинет и увидели своего классного руководителя, читающего  перехваченные на уроке Лёхины «художества». Их «историк»  хохотал  во весь голос, вытирая выступившие от смеха слёзы. Лёха с Вованом становились в школе популярными личностями.
 
Вторая, зимняя четверть в школе была целиком посвящена гимнастике. Лёха всегда любил игровые виды спорта, а Центнер гимнастику просто ненавидел. По этой причине, друзья были очень редкими гостями на этом уроке зимой.
 
Физруком в школе работал бывший гимнаст, имеющий в прошлом серьёзный спортивный разряд. Михалыч просто боготворил гимнастику  и терпеть такое пренебрежительное отношение к ней от двух сопляков был, конечно, не намерен. В один прекрасный момент он решил выловить прогульщиков и поговорить с ними по душам. С этой целью он и занял позицию перед единственным открытым выходом из школы.   
 
Лёха с Центнером, намеревавшиеся свалить с последнего урока,  были озадачены. Однако на всякие шкодные проделки Лёхина голова работала быстро и безотказно.
-  Слушай сюда! - заговорщицки шептал Лёха своему толстому корешу, осторожно выглядывая из-за  угла ближайшего школьного коридора. - Сейчас разгоняемся и бежим на выход, как будто ты за мной гонишься. А Михалыча, мы типа - не видим!
- Думаешь, проканает?- засомневался  Центнер.
- Главное - не ссать! - бодро заверил другана  Лёха. - Погнали!
Сказано - сделано.
 
Из левой рекреации вылетают два великовозрастных  балбеса и несутся на выход.  Первый постоянно оглядывается на преследователя, поэтому создаётся полная иллюзия погони.  Лёха, не глядя на физрука, ловко ныряет под  пытавшейся схватить его рукой и благополучно выскакивает на улицу! Центнер  был не  так ловок. С грацией бегемота, он тупо впечатывает несчастного Михалыча в дверь и, едва ли не по нему, грузно вываливается следом за Лёхой. Немая сцена…
- Ну, всё. Теперь нам точно - трындец! - произнёс Вован, когда они отбежали от школы на достаточное расстояние и немного отдышались.
- Да ладно.  Придумаем что-нибудь! В первый раз что ли? - успокоил другана Лёха.
Он, хоть и бодрился, но на душе скребли кошки. Пацаны понимали, что это был уже перебор…
Сколько не бегай, а куда денешься с « подводной лодки»  ?
 В конце четверти, Лёха и Центнер пошли к Михалычу - сдаваться. За регулярные прогулы им, самым натуральным образом,  светил «неуд» по физкультуре. Для «реального пацана» того времени сей факт несомненно являлся позором и надо было как-то исправлять положение. На их удачу, в тот день Михалыч пребывал в состоянии «глубокого бодуна».
- Ну, что, явились? - негромко сказал физрук, морщась от нестерпимой головной боли. -  И что прикажете с вами делать, клоуны?
Пацаны молча топтались на месте, стыдливо опустив глаза и громко сопели, демонстрируя  полное и безоговорочное раскаяние.
- Что сопите, как верблюды? - грозно вопросил Михалыч.
Выждав «академическую» паузу и дав пацанам до конца прочувствовать всю глубину их падения, физрук смилостивился:
- Ладно… «Банан» ( известный в районе вино - водочный магазин)  уже открылся. Давайте, сгоняйте  отцу родному за «пузырём», а я пока подумаю: что с вами делать!
Михалыч, да базара нет! Ща сделаем! - воскликнули обрадованные таким поворотом событий пацаны.
 
В тот момент физрук  был для них самым близким «кентом» и для него они достали бы «лекарство» даже со дна Мариинской Впадины. Причём сделали бы  они это без денег, о чём  немедленно Михалычу и сообщили! 
 
- Вы мне это бросьте! - хмуро сказал физрук, протягивая им деньги. - Не хватало ещё, чтобы меня во взяточники  записали!
 
Пацаны быстро «слетали» и принесли требуемое.
- Ладно, пользуйтесь моей добротой. Поставлю вам по «четвёрке».
- Михалыч, а может по «пятёрочке»? - возник вконец обнаглевший Центнер.
- Твою мать! Ладно, я бы ещё понял, если меня об этом попросил бы футболист! - сказал физрук, указывая на Лёху, -  но ты-то куда лезешь?!... Давайте, чешите отсюда ,пока я не передумал.
Лёха пихнул Вована в бок, назвал «придурком»,  и они потихоньку выскользнули из кабинета.
 
Центнера тоже периодически пробивало на выдумки. В его исполнении они не блистали изяществом и отдавали скорее средневековой дикостью, чем тонким юмором.
Однажды, после очередного  лёхиного «пасквиля», Вован, желая перехватить инициативу, смачно плюнул на лист бумаги и от души залепил это произведение в Лёхину морду, круговыми движениями руки цинично размазав содержимое листка по оной. Данная акция  имела некоторый успех среди зрителей, однако все понимали, что адекватный ответ на подобный беспредел не заставит себя долго ждать. И публика не обманулась в своих ожиданиях.
 
Те, кто учился в советской школе, наверняка помнят, что писать там разрешалось только чернильными ручками. Все остальные средства письма были под запретом…
 
Сценарий мести был придуман очень быстро. Для его осуществления, Лёхой были привлечены, в качестве добровольных помощниц, две очень симпатичные одноклассницы, которые пришли в восторг от Лёхиной задумки и выразили желание отомстить вместе с ним, этой «наглой, жирной  морде», которая посмела так цинично унизить их «любимого писателя».   
 
Наши красотки сидели как раз напротив пацанов - в соседнем ряду. Когда до конца урока оставалась пара минут, девчонки начали наперебой «строить глазки»  Вовану, усиленно привлекая его внимание.  Центнер, совершенно обалдевший от такого к нему внимания двух первых красавиц класса, мгновенно потерял бдительность и, забыв о том, что окружающий мир таит в себе немало опасностей, начал активно кокетничать с девчонками. «Закадычный враг» не дремал…
 
Лёха, для надёжности отвернувшись вполоборота от Вована, выдавливает на раскрытый двойной листок бумаги всё содержимое своей чернильной ручки и, вместе со звонком об окончании урока,  победно впечатывает пропитанный насквозь фиолетовыми чернилами лист в родную и ненавистную  -  одновременно,  жирную харю! Звонок утонул в оглушительном хохоте всего класса. Пользуясь временным ослеплением врага, Лёха, нарочито медленно, прошествовал на выход,  раскланиваясь во все стороны, как заправский цирковой клоун.
 
В этот раз Вована «закусило» всерьёз. Зная, что поймать «сраного писаку» в одиночку будет задачей невыполнимой, Центнер пошёл на хитрость. Он обратился к братве из параллельных классов, подкрепив свою просьбу стыренными у отца, крутыми по тем временам, американскими сигаретами, привезёнными тем из московской командировки. Общими усилиями «недоделанного мыслителя» изловили, и тому пришлось очень несладко! Побои хоть  были дружественными и наносились без особого фанатизма,  отбитые бока  Лёхи болели потом очень долго.
 
На здании нашей школы висел огромный  баннер (прости, Господи, за паскудное слово…). На нём было написано: «За детство счастливое наше, спасибо, родная страна!» У нас было настоящее, весёлое и живое детство. Безо всяких интернетов, компьютеров и навороченных игрушек. Просто  - Детство...   
Только в своём возрасте,  оглядываясь назад и вокруг, я по- настоящему это понял. Очень хотелось бы пожелать подобного понимания нынешним детям в тот момент, когда придёт их черёд – вспоминать и осмысливать…

 
© Copyright: Юрий Нитуши, 2013
Регистрационный номер №0108619
от 11 января 2013