Он сделал что мог

Инесса Рябинина
         

    Нина Павловна пила уже немного приостывший  кофе в тишине своего большого дома и с грустью и  с болью в сердце  вспоминала  вчерашние события;  в голове всё звучало церковное пение «Царство Небесное, Царство Небесное….»
    Вчера они похоронили мужа дочери – в самом расцвете сил, умного, талантливого мужчину….Он с дочкой Нины Павловны  прожил почти 15 лет,  и у них было двое детишек   -   любимых и единственных  внуков Нины и её мужа…
 
     Внук - 13-летний мальчик как-то смог с помощью деда и  своего крёстного - родного дяди -  принять случившееся, в  церкви крестился, прощался с папой на кладбище спокойно, без истерик, правда, перед этим отсидел взаперти в своей комнате несколько часов  после того как  узнал из разговора матери по телефону, что произошло с отцом….

    А вот трёхлетняя  Лапушка наша всё требовала  от своей  мамы ответа – выздоровел ли папа, когда он выздоровеет и приедет… Тяжело было слышать, как маленький ребёнок говорил серьёзным голоском,   случайно увидев  дома много венков, цветов, что  "зачем так много цветов  - ведь  папе тяжело будет дышать…".

  Девочка весь день находилась у соседей с родственниками, и всё-таки что-то чувствовала про отца… Очень они с ним  любили друг друга, просто не расставались ни на миг и ни на шаг, когда отец приезжал домой с очередной командировки..….  Нина Павловна, узнав о смерти зятя, в первую очередь подумала о внучке…

    Странно, что раньше, работая в прокуратуре, до того как дочка вышла замуж за Вениамина, Нина Павловна, знала, что работает в отделе такой -Венька, и, может, видела его неоднократно – прокуратура тогда надзирала за следствием, а Вениамин работал начальником уголовного розыска, однако лично не была с ним знакома: мало ли их, работников милиции (теперь полиции) приходит к прокурору, тем более её рабочий  кабинет находился внизу, на первом этаже,   в обязанности  Нины не входило общаться с работниками ОВД, а Вениамин, работая в уголовном розыске практически не носил форму - такова была специфика его работы…

  Когда дочка их познакомила, Нина Павловна поражена была тому сходству между будущим их зятем и её мужем: тёмные выразительные глаза и такие же тёмные красивые кудри…. Да и характер у них оказался во многом  похожим….Оба бескорыстны,  широки душой, последнее отдадут ближнему….
   Увидев, как Вениамин и дочка  Дашенька тянутся друг к другу, Нина не смогла встать между ними, хотя хотелось запретить им, как другие матери своим дочерям,    встречаться: работает в милиции,     старше на несколько лет – неужели ровесников мало, ведь ухаживают за ней, дочкой,  однокурсники; вон   в прокураторе молодой помощник прокурора замирает при виде  Даши, когда та заходит за  мамой  на её   работу…

  Поженившись, их дочь и Вениамин  стали жить  самостоятельно; Нина с мужем были спокойны за дочь: даже если те  ссорились,  всегда сами быстренько  мирились, может сказывался  прежний семейный и жизненный опыт Вениамина….По глазам дочери было видно, что она счастлива, а что ещё надо родителям?

  А потом  Вениамин  заболел…
  Когда обследовался,  диагноз оказался неутешительным – онкологическое заболевание.   Вениамина дважды прооперировали, в т.ч. – в Германии… Он  к тому времени ушёл из милиции: отработал положенный срок – более 20 лет,  назначили ему пенсию – но  с такой пенсией можно было только дома сидеть и питаться молоком с батоном….А у него двое детей, жена молодая. Даша работала, но после рождения дочери она три года находилась в отпуске по уходу за ребёнком… Это именно  Вениамин, тогда ещё не знавший, что с ним случится в дальнейшем, настоял, чтобы Даша 3 года не выходила на работу: её работа тоже была связана с уголовным правом....

    Вениамин устроился после милиции менеджером на  серьёзную фирму,  где к  своим  работникам руководство   относились с должным вниманием,  не так как в государственной организации: чтобы устроиться на эту фирму,  необходимо  было пройти серьёзный отбор, работа была очень ответственная, но и хорошо оплачиваемая,  и расслабиться  они  умели  – организовывались  выезды на отдых  семьями, предусматривалось хорошее премирование…Всё шло хорошо.    И вот неожиданно – страшная болезнь…

   Никто не знает, что было в душе у Вениамина, но он не показывал виду о существовании каких-либо проблем со здоровьем, говорил, что всё нормально..
   Не более недели после операций он находился на больничном и  тут же старался выйти   на работу, даже когда проходил химиотерапию. Вениамин  стойко прошёл все необходимые курсы лечения –  и процедуры облучения и повторную химиотерапию…. Ему назначили время на очередное обследование, и  опять  он  работал, хотя ему не отказывали ни в отпуске, ни в других льготах….
   
    На работе, конечно знали обо всём, как могли помогали Вениамину «выкарабкаться» из этой бездны…..Без участия руководства фирмы он не смог бы пробиться самостоятельно в Германию,  после лечения в которой и очередного обследования,  доктора ему сказали, что он может вообще забыть про  свою болезнь…

   Радости всей  семьи тогда не было предела….Результаты последнего обследования обнадёживали….Только вот удивительно, нигде никакой доктор не сказал, чего всё же следует перенесшему такое заболевание опасаться, может нужно было   в какой-то степени сменить образ жизни, либо диеты особенной придерживаться….Может нужно было  к психологу обратиться… Ведь сколько раз, идя «под нож», на тяжкую процедуру, он  одиноко нёс в себе бремя всех сомнений и неизвестности исхода…. Родственники, друзья, соратники были всегда рядом, но не на операционном столе и  разных там барокамерах….
  Не принято в России  обращаться к таким специалистам (да и есть ли они  здесь), которые могли бы помочь морально реабилитироваться…

 Родственники и друзья Вениамина  всегда делали что могли: утешали, когда доходило до этого, да только он не жаловался никому, часто только повторяя, что ему бы успеть детей поднять;  все вокруг делали вид, что не замечают рубцов на его теле, не заостряли  внимания на последствиях болезни…. Вениамин облысел, и сам  шутил  над  своей внешностью, а маленькая дочка, будучи характером, видно, в папу, легко подхватывала его шутки, гладя того по лысой и гладкой коже головы и приговаривая - "папа мой как крутое яйцо".... Кудри через некоторое время отросли...

  Не смотря на положительный,  по словам докторов,  исход заболевания, Вениамину  был назначен приём медикаментов, притом в инъекциях, которые Вениамин делал себе  сам, т.к. продолжал работать, а  работа требовала постоянные разъезды…. Побочные действия у этих лекарств были непредсказуемы, и здесь перенесшему такое заболевание  конечно определённо нужна была какая-то  психологическая  поддержка, а она могла, в наших условиях, исходить только от близких…. Но ни жена, ни другие родственники, ни тем более друзья и  руководство фирмы  - они    не психотерапевты и не обладают специальными познаниями….

   Вениамин сам по себе был очень жизнерадостный человек, любил шутки, юмор, да он вообще без этого не мог….
   Когда собирались гости (в саду в беседке)  Вениамин  прекрасно пел, особенно любил песню «Зорька алая…", и когда пел её, не отводил взгляда от своей жены...

    Видно всё-таки что-то не так было у Вениамина, что-то болело внутри, но не говорил он никому об этом, работал (может быть и  из последних сил), ожидая конца года, когда, получив приличную сумму в качестве премии,    на накупил жене и детям разных  дорогих подарков….
   Они с женой вместе выбрали и купили самый лучший и дорогой телевизор….

  В разговорах с Ниной и её мужем, которых он со дня свадьбы  с Дашей называл "мамой" и "папой", Вениамин мечтал, как этим летом они построят  очаг: любил он угощать всех какими-то экзотическими самим приготовленными блюдами....

    А под самый новый год Вениами стал уже ни  потихонечку, как раньше, а уже как следует, пить коньячок….Дозы всё увеличивались…На замечание жены, он  стал оправдываться, что так ему легче, хотя он ни на что  ни разу не пожаловался – отчего ему легче, никто не задумался, наверное?  Все праздничные дни он, периодически, появляясь дома, куда-то уезжал… Как оказалось, он объехал всех родственников, близких друзей, кое-кому  из них  сообщив, что дела его плохи… В чём конкретно плохи – также  не уточнял….
  Перед новым годом Вениамин  привёз из квартиры, которую снимал старшему сыну от первого брака,  заканчивающему учёбу  в вузе,  и где иногда останавливался сам, все свои вещи... На вопрос жены ответил, что теперь будет всегда приезжать домой, потому что скучает он по ним, особенно по малышке, да и сын младший  требовал большего внимания - переходный возраст...
   После новогодних праздников Вениамин   уехал  на работу на своей служебной машине… Ночью накануне ему было совсем  плохо, он метался между туалетом и ванной… Однако жену успокоил, что, видимо, слегка отравился какой-то рыбой в гостях…
 
   Уже на работе Вениамину предложили вызвать   скорую помощь, т.к. тот уже не  мог, видимо,  скрывать мучающие его внутри  боли. Но тут, грустно глядя в окно офиса, где он находился, Вениамин вдруг встрепенулся, улыбнулся (кое-кто обратил внимание, что улыбка была какой-то мученической), спросил у присутствующего в кабинете начальника отдела:
  - Кому принадлежит этот старенький джип? Уже полгода стоит бедный...
  - Да эта машина только внешне ещё выглядит как машина, а так подлежит списанию... отработала своё с лихвой!...
  - Она заправлена? На ходу?
  Спрашивая, Вениамин уже знал ответы: этой машиной иногда ещё пользовались работники фирмы, хотя  она уже еле-еле скрипела...
  -  Тебе зачем? У тебя же есть, и служебная ещё новая почти!
  -Я сейчас!...
  Вениамин бодро поднялся, при этом опять никто не заметил, что он превозмогал боль....Вениамин быстро вышел на улицу, сел в джип, покопался нагнувшись в кабине, и машина завелась...
  Было ещё утро, но солнце светило ярко, и шёл лёгкий снежок.
  Все находившиеся в кабинете бросились к окну и как будто оцепенели....
  Джип сначала медленно, а потом, набирая скорость, тронулся  и проехал в сторону городского моста... Бухгалтер  Альбина молча подошла к телефону, набрала скорую, попросила подъехать к мосту...

  Очевидцы рассказывали, как джип съехал с моста в реку,  и как большой чёрный ворон с распахнутой дверцей  летел вниз.... Зрелище было, захватывающее дух!...

 Вениамина отвезли в больницу,  позвонили    жене…  Даша стала лихорадочно собирать сумку,  попросила  отца отвезти её в больницу к  мужу;  набрала номер телефона Вениамина, тот ещё  находился в приёмном покое, был жив и говорил что-то, но  слабо, невнятно…   Затем его поместили в реанимацию, куда никого не допустили, даже самого близкого человека – жену…. Здесь же,  у реанимации,  находились все, с кем Вениамин работал…
   В реанимации Вениамин пробыл несколько часов, а потом вышла доктор и объяснила, что ничего уже сделать нельзя….
.  Ещё при поступлении Вениамина в больницу врачи пояснили, что никакой серьёзной травмы последний   от падения с моста не получил, видимо, из-за пристёгнутого ремня...
   Что  послужило причиной такого поступка?  Не хотел он лежать и ждать смерти?... Знал он про себя больше, чем говорил всем?  И что послужило причиной смерти?   Всего месяц назад обследование показало, что злокачественные клетки в организме отсутствуют…И вдруг резкое ухудшение и  такой исход?…
    Доктор развела руками: «он»  сделал всё что мог….Все органы  внутри  разрушены - возможно от применения  различных процедур в большом количестве, медикаментов,  неразумного приёма алкоголя,  и состояние последних было несовместимо с жизнью…. В любом случае сегодняшний день для него был бы одним из последних...»

   Нина Павловна допила последний кофе и глубоко вздохнула: что же дальше? Надо жить...
   Вениамин сделал всё что мог????
   Хирург, что звонил из другого отделения, наводя справки о состоянии больного и давая "ценные" указания медсёстрам отделения реанимации по поводу "лечения" Вениамина????
    Или  болезнь, имеющая такое странное  "речное"  название, сделала всё, что человек не смог жить дальше....

 Провожал Вениамина  в последний путь  почти весь город, хоронили со всеми необходимыми почестями ... А когда поминали  за большим столом, т. к. люди приехали из разных регионов страны - представители фирмы, в которой последнее десятилетие работал Вениамин,  родственники, близкие друзья,  бывшие и настоящие работники милиции (полиции) - о Вениамине было сказано много хороших слов, но упор от друзей и соратников был на то, что это был настоящий мужчина, надёжный друг, человек слова и очень крепкий по  своей натуре... Никто не мог поверить в случившееся: ведь все интересовались результатами  обследования и тоже были рады, когда узнали, что с болезнью "покончено".

 -Как он мог поддаться болезни с такой натурой??,- вопрошали с горечью они, - никогда не жаловался, всё в себе терпел, и продолжал оставаться самим собой : шутил, переживал за других и помогал кому требовалась помощь, и работу свою  исполнял  должным образом...

  Да, очень большая была утрата,  как для семьи, так и для многих родственников, друзей и даже просто знакомых.... А он сделал  всё что мог....

(Совпадение  имён  героев рассказа с действительными носят случайный характер).