Казаки Гречкины. Батрачка Акулина

Владимир Пузиков
НА ФОТО: Акулина Антоновна Гречкина (Шуленина) с мужем Иваном и дочкой Елизаветой (моей мамой). 1931 год. Хутор Казинский-2 Георгиевского станичного совета Невинномысского района Северо-Кавказского края.

Фото из семейного альбома Пузиковой (Гречкиной) Елизаветы Ивановны. Хутор Алтухов Благодарненского района Ставропольского края.

***

КАЗАКИ ГРЕЧКИНЫ
БАТРАЧКА АКУЛИНА

После гражданской войны 1917-1920 годов многие крестьяне села Александрии Благодарненского уезда Ставропольской губернии стали активнее переселяться на хутора. Мой прадед Шуленин Антон Васильевич с женой Фиеной и тремя дочерьми стали обустраивать хозяйство на хуторе Копани.

Этот хутор, упоминаемый в архивных документах под названиями Верхнекопанский 1, Копанский, находился северо-западнее волостного села Александрии Благодарненского уезда на расстоянии в 8 верст. По сведениям за 1904 год в нем проживало 161 человек, а по Всеобщей переписи населения 1926 года – 155.

От брака с первой женой Антон Васильевич воспитывал дочек: Акулину 1903 года рождения и Варвару (годы жизни 22.12.1904 г. – 18.04.1996 г.). После смерти первой жены, Антон сошелся с Фионой, которая родила дочку Марфушу.

Пережив голод 1921-1922 годов, крестьяне на хуторах зажили веселее, начали играть свадьбы. Однажды к дому Шулениных на тройке лошадей подкатила шумная компания хуторян, которые без спроса прошли гурьбой во двор. Во главе – известная хуторская сваха Аксютка. Не спросили хозяева цель ее визита, догадались, о чем пойдет речь. Ведь в доме три дочки на выданье. На пороге не пристало спрашивать гостей, пригласили их в дом.

- Дорогие гости! Милости просим в хату! Приглашаем к столу!
Гости каравай хлеба, солонку и четверть самогонки – на стол:
- Отведайте нашего пирога!
Хозяева и гости, сказав тост за здоровье присутствующих, за гостей и хозяев, за «мир этому дому, счастья и богатства», выпили.

Антон Васильевич спросил:
- Зачем пришли, гости дорогие?
Зажиточные крестьяне Никифоровы прислали сваху улаживать сговор о женитьбе их сына на Акулине. Пошел традиционный торг:
- У вас товар, у нас купец… У нас голубь, у вас голубица! Добрый молодец Николай хочет взять в жены красну девицу Акулину…

Акулина, услышав такую речь, потихоньку прошмыгнула в сени, накинула на голову шаленку, галоши – на босу ногу, да бежать на другой край хутора. Прибежала к хате Сапрыкиных, постучала в оконце, позвала любимого. Вышел на крыльцо Ефим:
- Куля! Ты, что это босиком, простудишься… Заходи!

Бросилась Акулина ему на грудь, дрожит вся, слова не вымолвит, слезы – по щекам.
- Что с тобой?
- Пропала я! Сваты во дворе! Что делать?
- Оставайся, Акулина, у нас, - отвечает Ефим. – В обиду тебя не дам!
Приветили Акулину в семье Сапрыкиных, а чуть позже Ефим и Акулина под венец пошли. На их свадьбе гулял почти весь хутор.

***

А в горнице у Шулениных ситуация сложилась не простая. Позвали показаться сватам Акулину, а ее и след простыл. Но особой трагедии не произошло. Больно опытная была сваха Аксютка, да и задаток у Никифоровых, по-уличному – Борцовых, уже взяла. Не могла она свой престиж терять перед хуторянами. Выкрутилась разбитная бабенка:
- Из этого дома мы порожняком не уедем! Зовите сюда меньшую, Варю! Ее будем смотреть!

Вышла Варя на середину горницы. Справная дивчина, хоть и росточка небольшого, засмущалась, зарумянилась… Перечить сватам и родителям не стала, засматривалась она на Николая, да и не каждый день сваты приходят. Будешь шибко перебирать – в старых девах останешься!

Поглазели сваты на Вареньку, похвалили, сговорились с хозяевами, когда своды молодых устраивать. Так вот, нежданно-негаданно, Варвара Антоновна вышла замуж раньше старшей сестры, поменяв фамилию с Шулениной на Никифорову.

Но, неудачными, даже трагичными, оказались оба брака, через год мужья Акулины и Варвары умерли, и стали они, так и не познав радости материнства, вдовами…

***

20-е годы прошлого века годы были неурожайными, голодными. Многие Копанские мужчины и женщины, ребята и девчата уходили на сезонные работы в хлебные края. Ушли на заработки Акулина и Варя. Случалось, что молодые девушки и вдовые женщины выходили замуж за казаков, находили свое счастье на берегах Кубани. Свою судьбу с казаками Хоперского полка связали сестры Агриппина и Меланья Кодинцевы, Акулина Шуленина и другие…

 Когда в 1928 году у младшего из братьев Гречкиных – Ивана умерла жена, и осталось две дочки от первого брака: Екатерина и Евдокия, то на семейном совете стали решать, что же делать? Старый казак Абрам Абрамович Гречкин предложил сыну, убитому горем, выбор:
- Иван! У нас две работницы: сестры Акулина и Варвара… Какая тебе больше приглянулась? 

Недолго размышлял Иван, ведь дети малы на печи сидят, корова в хлеву недоена, галушки некому состряпать, да и «…других забот, полон рот»:
- Акулину, пожалуй… Она побойчей!

Позвали Акулину.
- Ну что, Акулина, - начал разговор Абрам Абрамович, - пойдешь замуж за Ивана?
- Да и пойду, - согласилась работница.
- Так пиши отцу письмо. Ждем его на свадьбу!

Письмо на хуторе Копани от будущих сватов вскоре получили. Но отписались, что далеко ехать-то, да и недосуг, работы много, никто не приедет. Благословили «молодых» заочно, поручили Варваре представлять семейство Шулениных на скромной вечеринке по поводу начала их совместной жизни.

Когда от брака Ивана и Акулины 18 октября 1929 года родилась моя мама – Елизавета, то ее дед, а мой прадед – Антон Васильевич Шуленин ходил проведывать дочку и внучку.

Оказалось, от хутора Копани до хутора Казинского-2 совсем не далеко. Всего-то трое суток пути, от села до села, от хутора до хутора, не спеша, с остановками на ночлег у добрых людей…

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

4 февраля 2013 г.
Гор. Благодарный
Владимир Пузиков