Головоломка от электромеханика

Игорь Афонский
Головоломка от электромеханика.
В конце вахты пришёл электромеханик в машинное отделение, сел в ЦПУ, раскинув свои необъятные ноги по всему свободному пространству. Была у него такая привычка – упереться ногами в разные точки опоры, и не важно, что другим нужно как то перемещаться, всегда есть запасной выход, чтобы обойти. Короче, слово за слово. Разговор о компьютеоных играх, разных каверзных случаев из жизни. Поделился одной историей.
- «Как то раз, сестра принесла с работы головоломку. Сказала, что эта задача из одной компьютерной игры для ребёнка одной знакомой сотрудницы. Тот принёс игру домой, и через некоторое время поделился с родителями, мол, не выходит ничего, помогите предки!
Головоломка! Как удачно, можно показать, кто в доме хозяин! Что - то с рекой, кого то куда то перевезти! Ну, это просто. Как там - волк, коза и капуста, что - то подобное! Каждый, вероятно через это проходил, подумали родители. - «И, конечно, с удовольствием, сынок, сейчас значит тебе поможем!»
 Ага!  Не тут то было! Через час ребёнку надоело ждать, и он ушёл гулять на улицу. Вернулся поздно вечером. Не понимает, что это родители притихли, не ищут его, в дом не загоняют, как обычно. Оказывается, что предки до самого вечера варианты решений перебирают. Уже горы бумаги исписали, не получается, не выходит. Про ужин забыли…
Утром приносят на работу, просят, чтобы коллеги помогли. Чувствуют, что какой то подвох в этом есть, а где? Не понятно! Нет в этой задачи математического решения. И, с тайным удовольствием замерли. Весь отдел пришёл в отупение, все решали эту головоломку. Сначало с удовольствием, потом с тревогой. Постепенно головоломка, хитрыи вирусом переползла и в соседний отдел, и в тот отдел, что напротив, через дорогу. К смеженикам, тоже проникла, там тоже  ею серьёзно занялись. Заражение происходило, как цепная реакция! Со словами, что мол, это?
–«И чем Вы сейчас занимаетесь? А, задачка для школьника! Понятно! Не понятно! Кто принёс? А ошибки в ней нет? Условие верное?» И опять в «заплыв».
К концу рабочего дня, все вдруг поняли, что задачу не решить! Сначало, с тревогой, потому что никто не занимался своими прямыми обязанностями, все были заняты решением этой головоломки на протяжении всего рабочего дня. Даже, если не решали, то просто думали о ней. И так, на работе, сразу у обоих родителей. А это две совершенно разные организации, отрасли.  Родители с удовольствием отметили, что не они одни в этом мире так безнадёжны!
Есть ведь такие люди.   
Короче, сестра приносит. Я посмотрел, углубился на часок, уединился. Приношу решение на листке. Не верит. Тем более, что даже школьная учительница ей позвогила и  сообщила, что решения у этой задачи нет. Как нет? Вот на листке…»
Теперь обращается ко мне.
-«Итак, основные условия. Это река. Лодка. Четыре человека. В лодке всего два места. Следует переправить всех по очереди. Скажем по два человека, и обратно лодку ведёт один человек. Тут всё ясно. Но условие такое. Каждый человек может грести с определённой скоростью. Скажем, первый – гребёт 1 час, второй – 2 часа, третий – 5 часов, а четвёрный -10 часов. Всего нужно затратить 17 часов времени. Понятно?»
- «Понятно, вроде всё ясно, как в загадке «с козой, волком и капустой». Ну, что тут не понятно, сейчас решим!»
Сел с листком, набросал. Электромеханик подсказывает.
-«Четвёртый и Третий, это туда 10 часов и обратно или 10 часов или 5 часов, потом следующие.»
Решаю, что то не получается. Подходит, говорит, что ошибся, мол, не 17 часов всего нужно, а 18 часов.
- «Решай!»
Сижу, решаю. И так, и эдак. Туда 10 и 1, ОБРАТНО  ОДИН. Всего одиннадцать. Потом пять и один, обратно один. Ведь, так же мешьше всего получается. В сумме – это шесть. А в итоге, уже 17. Остаются один и двухчасовой. Но, это уже 19 часов. Не укладываются. Нужно, иначе. Вот, если 10-часовой гребец поплывёт последним, то тут сразу 10 отложить можно. 18-10=8.
Нужно уложиться в эту самую «восьмёрку», остаётся 1, 2, 5. Итак, 5 и 1, это 6. Потом 2 и 1, это 3. Итого, 9. А нужно только «8»! Что то не так?
А, если сначала, 10 часовой и одночасовой, туда 10, обратно 1, это одиннадцать. Потом двухчасовой и одночасовой. Это туда 2, а обратно один, то есть три, и 14 всего. Остаются одночасовой и пятичасовой, в одну сторону. Но это уже 19. Не подходит. Опять пишу, опять рву, опять проверяю вариант. Уже давно час прошёл, потом ещё один час. Я уже никуда не спешу, решаю и так и эдак. Не выходит. Уже не претендую на очень умного, просто бы решить для себя, чтобы дураком не выглядеть в глазах молодого длинноногого электромеханика. Но, решения по прежнему нет. Вот решил, нужно записать условие, так, на память. Буду решать потом. Обязательно буду!
А, Вы? Вы будете?»