Зимние забавы

Беляков Алексей Андреевич
В наступившем  2013 году зима решила заявить о своих правах в наших  краях только в январе. И снежка достаточно насыпала, и  морозами потом хорошо схватила землю.  Временное потепление существенно не повлияло на  снежный наст. Воздух сухой, иногда и солнышко выглядывает. А что еще нужно детворе?  На маленьком промерзшем озере в нашем поселке  с наступлением рассвета начинается кутерьма с санками, пластиковыми досками и просто кусками картона  и маленькой горки. Всего таких мест в поселке два-три, и малого народца здесь собирается много. А вот на коньках  желающих покататься мало. Взрослым заниматься катком не досуг, а детям просто не под силу выполнить тяжелую работу. И выходит на маленький пятачок очищенного от снега льда один - два человека.  Обидно за детей.  Когда снег выпадает свежий, появляются  на 2-3 дня снежные бабы в своем разнообразии.
               
Наблюдая  за  зимними  забавами  детворы,   я  вспомнил  и   свое   детство. У нас на Кубани  зима  была не такая  выразительная по своим проявлениям.   Особенно сейчас, когда климат стал меняться. Вот передают прогноз погоды – там, на  юге,  плюс четырнадцать градусов. И это в конце января!  А в 60-х зимы были более суровыми. Снега выпадало много. Отец рано поднимался, чтобы откидать снег на дорожке от крыльца до колодца,  далее до наружного туалета в глубине огорода,  к калитке на улицу.
    
Высокие  шапки снега лежали повсюду, грозя засыпать при неосторожном движении. Ветви фруктовых деревьев низко склонялись под тяжестью снега, и отец,   где мог, старался стряхнуть его. Чтобы ветки не поломались.  На  дороге вместо телег с лошадьми появлялись  сани. Тогда еше много было лошадей и телег. От полозьев на дороге оставался плотный гладкий след, по  которому так хорошо было прокатиться.  Машин тогда было совсем мало, дорога была большей частью пуста.         
      
Ребятишки в полной мере старались воспользоваться зимними забавами. Посреди  улицы катали  огромные снежные шары. Потом жестянкой  или кусочком фанеры выгребали изнутри снег, оставляли маленький лаз, вставляли в стенки  кусочки стекла и получались у нас такие вот круглые  снежные домики. Когда занимался  ветер, было так хорошо и уютно сидеть в  них,  перекликаясь друг с другом. А через 2-3 дня наступала оттепель, снег становился сырым и насыщенным водой. В наших «домиках»  появлялись лужи, и мы домики безжалостно разваливали,  превращая в крепости.
   
А на нашей улице Октябрьской  молодые мужики делали большую горку снега, утаптывали ее и поливали водой. А потом с этой горки катались все подряд, и взрослые и дети. Вообще, надо сказать, что мужики были у нас спортивные. В летнее время на этом же самом месте они по вечерам играли в городки. Чего не увидишь сейчас!
    
Если  наступали морозы, и замерзали все ближайшие  лужи и болота, для нас наступал период катаний. Накатывали самую маленькую лужу, с разбегу проезжая по ней на ногах. Самые маленькие катались на своих коротеньких, в пару метров длиной,  дорожках. А ребята постарше лихо с разгону съезжали с бугра на лед большой лужи, которая находилась рядом с нашим двором.
    
Обувались мы тогда в зимнее время преимущественно в  кирзовые  сапоги  или  тяжелые рабочие ботинки. Родители наши почти все работали на железной дороге, где им выдавалась рабочая спецодежда. Вот  и для нас находилась там обувь  малого размера. Это было разумно. Потому что не было тогда у нас асфальта на улицах,  и ходить с осени до весны приходилось по лужам и грязи.
    
На ботинках была твердая  толстая резиновая подошва, которая на морозе  твердела еще больше и  отлично скользила по снегу и льду. И мальчишки в  таких ботинках  прокатывались   по ледовой  дорожке  с  грохотом,  лихо приседая.  У  меня тоже были  маленькие  кирзовые сапожки. На  них я тоже пытался  кататься, но еще был  мал для таких «подвигов».
      
Запомнилось мне,  как однажды, после уличных гуляний, я пришел  домой и бросил сапоги у порога. Снег  и грязь  оттаяли и потекли прямо на пол. Отец вышвырнул сапоги в наружный  коридорчик и сказал: - Чтобы я  больше грязной обуви в доме не видел.  Шмыгая носом, я потащился с  сапогами во двор. На  птичьем дворе у нас была металлическая емкость,  в которую наливали воду для уток. Морозы были еще не сильные, и там под коркой льда была вода. Вот этой ледяной водичкой я и помыл сапоги. Конечно,  на следующий день у меня  поднялась температура, я сидел  дома, закутанный и напичканный лекарствами, а матушка отчитывала отца за  его бездушие. Я выздоровел, но с тех пор  имею в жизни одну привычку – приводить в порядок обувь сразу после прихода домой.

Но вернемся к нашим зимним забавам. Если снег ложился надолго, на дороге создавался прочный накат. И тогда находились смельчаки,  которые с металлическим крюком выходили на дорогу, цеплялись сзади за автобус  или  за машину и лихо катили  на буксире на ногах по дороге. К счастью, меня такое  опасное катание не привлекало никогда.
   
Когда    лед становился толстым и крепким, мы  начинали осваивать  болото по нашей улице.  Болото осенью разливалось поперек всей улочки,  оставляя неширокую дорожку возле ограды с одной стороны. А   зимой мы там устраивали небольшой каток, на который можно было выйти  уже на коньках.
    
О коньках  следует сказать несколько слов отдельно. Наиболее распространенными были коньки «Снегурки». Их можно было привинчивать на любую  обувь с жесткой подошвой при помощи специальных зажимов   с винтами и ключа. Такие коньки покупали все,  кто хотел порадовать своих детей. У  более взрослых  ребят были популярные коньки типа «канадки», мы их называли еще «дутышами»  за  объемную основу. Взрослые ребята катались только на таких коньках.
      
А у нас с братом, с учетом скромного достатка в нашей семье, коньков не было. Но зато у нас был отец, мастер на все  руки. Когда пришла пора, и мы начали клянчить у родителей коньки, отец коньки сделал сам. Из листового металла толщиной 4 миллиметра он вырубил  заготовки полозьев. Потом в кузнице загнул  передние концы в полукольцо. На стойки приклепал  пластины под подошвы. И коньки «снегурки» были готовы. Привязывали мы их прямо на ботинки или сапоги длинными веревками, концы обвязывали  вокруг ноги. А для большей жесткости крепления слабину веревок выбирали закручиванием этих веревок палочками, которые засовывали под эту же веревочную петлю. Нога становилась зажатой, быстро мерзла, но коньки держались мертво. Вот такое было снаряжение!
    
Самым  большим    ближайшим катком  зимой становилось болото на улице Кирова. Длиной болото с окраинами достигало в те времена  до четырех десятков метров. Глубина была небольшая, и при хороших морозах болото промерзало полностью. Когда начинался зимний сезон, сюда собирались  самые большие ребята с соседних улиц. С шумом и гиканьем парни  гоняли по всей площади, круто разворачиваясь в углах. Когда проезжали  посередине,  лед  потрескивал и прогибался, что придавало еще большую остроту ощущениям. Расходились с катка уже затемно, когда совсем ничего не было видно. Уличного освещения тогда не было. 
      
Уже давно нет тех болот. Вроде специально их не засыпали,  а вот как-то исчезли они постепенно. А через самое большое болото проложили хорошую дорожку, уложенную тротуарной плиткой. Совсем недавно я  узнал, что по улице, на которой стоял наш дом, сделали хорошую дорогу и уложили асфальт. Хоть столько лет прошло, а хочется иногда прокатиться, как в детстве, по ледовой дорожке,  не думая ни о чем, а просто получая удовольствие от ветра в лицо,  морозного свежего воздуха и еще чего-то  необъяснимого. Того, что бывает только в детстве.