Поедем в Берген

Людмила Лунина
Попробуйте    произнести,   закрыв глаза: «БЕр-р-р–ге-е-е-е-н», и явственно    почувствуете на щеках прохладную влажность моря и дождя. Услышите скрип деревянного тротуара под ногами. Окунетесь в небывалое состояние отрешенности от суеты и проблем.
И снова замрет сердце от желания возвратиться    в  средневековую норвежскую сказку.

   Странно, но до этого  я уже встречалась  с Бергеном. Правда,заочно.  В  нашумевшей у нас в девяностые биографической книге  "Курсив мой" её автор Нина Берберова вспоминала  осень 1914 года. Их семья  возвращалась   из Эдинбурга в Россию через минированное немцами Северное море,  и девочке  ненадолго открылась  "зелено-седая" красота необычного города.    
Как же   мимолётный эпизод в хорошей книге  так врезался в мою память? 
Может быть, неожиданные ассоциации и воспоминания предвещали что-то необычное?

               
   ...Попадая в Норвегию,  привычно ожидаешь ощущения комфорта богатой европейской страны, но вскоре понимаешь, что здесь главное -  поразительно гармоничное сочетание нетронутой, кажется, природы с современным творением рук человеческих. Не видя этого, невозможно  даже представить что–либо  подобное в нашем безумном техногенном пространстве!

Аэропорт в Осло. Огромное сооружение из стекла и бетона.  И никаких громких звуков и людских скоплений. Только   тишина и пустота, от чего сразу  теряешься.
Неторопливые служащие, всегда готовые прийти на помощь, и через несколько минут ты уже в кресле самолета местных линий на Берген.
 
По прибытии вновь вежливый прием при кажущемся безлюдье.  Теплый  медленный  дождь.
Петляющая дорога исчезает далеко впереди, словно иллюстрируя  бесконечность земного  мира.    Лишь редкие, яркие на сером, автомобили  напоминают, что мы здесь не одни.
Облака спустились до самого моря,  чистейший блестящий асфальт примыкает к мрачным каменным склонам с ярко – зеленой растительностью.
    Но вдруг   вспыхивает   солнце, туман рассеивается,   и нам улыбается  приветливый город на разветвленном фьорде,  амфитеатром уходящий на горные склоны.

Расположенный на западном берегу Северного моря Берген — второй по величине город Норвегии после Осло, заложенный в одиннадцатом веке  королём Олафом III под названием Birgvin - (луг среди гор),буквальный перевод–город на семи холмах.
 В XII и XIII веках в Бергене жили норвежские короли и епископы, и около ста лет  он был столицей средневековой Норвегии.

В XIV веке власть перешла в руки  европейских и балтийских купцов, заключивших между собой Ганзейский союз и открывших в Бергене своё представительство.  С этого времени город стал процветающим центром торговли между Норвегией и странами Европы.

    Сегодня Берген– один из центров  норвежской науки, международного сотрудничества, нефтяной промышленности и огромного культурного наследия.
В двухтысячном году он был выбран Культурной столицей Европы.
 
Ганзейская набережная Брюгген, Рыбный рынок, Дом-музей Эдварда Грига, Собрание картин Расмуса Мейера, Аквариум и Старый город–лишь  немногое из длинного списка городских достопримечательностей, которые непременно стоит увидеть.

   Городом по российским меркам, его  назвать сложно - здесь живут всего  250 тысяч человек, и всё время кажется, что ты находишься в небольшом комфортабельном и уютном селении - даже в самом центре  очень много деревянных  домишек с цветочными горшками в окнах.  Именно  это и называется Бергеном.
   Старая его часть маленькая - Ганзейская набережная Брюгген с прилегающими территориями и  выступающим в бухту мысом напротив.

В первый день мы до вечера бродим по улочкам, иногда настолько крутым, что по стенам домов укреплены перила.  Из  уютных старинных двориков в глубине кварталов  нет никакого желания уходить. 
Наверное, гриновские Лисс и Зурбаган должны выглядеть именно так.

На каждом шагу удивительное сплетение обаяния старины и  современности: беленький или красный деревянный домик со  средневековой  настенной  фреской, а рядом хорошие машины и велосипеды… 

Гольфстрим здесь подходит  ближе всего к континенту, поэтому  зимы в Бергене нет. Снег, если иногда и выпадает, сразу тает.  Влажный и теплый  воздух идет с моря и, встретив препятствие по пути в виде Бергенских гор, выпадает осадками на этот самый город. По статистике в Бергене 300 дождливых дней в году.

Погода здесь может меняться каждые несколько минут.  Пока соберешься брать зонтик, выходя на улицу, дождь заканчивается. Оставишь зонт и выйдешь из дома– снова с неба мокрота.
Из-за влажного мягкого климата в Бергене не растут – буйствуют цветы, кустарники и деревья  из  более теплых стран, которые, по идее, на этой широте расти не должны. Рододендрон,  магнолия,  сакура, бамбук и даже гинкго(древнейшее высокорослое растение из Юго-Восточного Китая, достигающее порой тридцати метров в высоту и трех метров в диаметре). Поэтому воздух Бергена пропитан морской свежестью вперемешку с цветочными ароматами.  

Наверное, самое знаменитое место города - центральный  рыбный рынок, где наряду со свежей морской живностью продаются вареные креветки, бутерброды с семгой, палтусом, китовым мясом, крабовый суп и прочие вкусности. 
Можно  перекусить  прямо на лавочке напротив моря,  кидая  очистки от креветок   чайкам.
 Запах свежей рыбы бьет в нос,  впитывается в одежду, и ты легко представялешь  себя настоящим норвежским рыбаком.
А ещё нужно обязательно сфотографироваться рядом с деревянной скульптурой огромной трески–это благодарность бергенцев за то, что торговля сушеной треской долгие года  была причиной их благополучия. 
 
   На второй день с утра  фуникулёр Флёйбанен  доставляет  нас на самый верх горы Флёйен, откуда открывается великолепный панорамный вид на весь Берген. 
Мы бродим среди огромных деревьев и пышного мха.  Осматриваем  сложенные из камней загадочные сооружения под  пение непуганых птиц.  И везде встречаем самых знаменитых персонажей норвежской мифологии – троллей. В лесу,  неподалеку от смотровой площадки, они прячутся целыми стаями: выйдешь на лужайку – а там толпятся деревянные горные духи. 

   По преданиям, они  рождаются из мрачных скал и обращаются в камень на солнце. Питаются мясом, часто пожирают людей. Живут по одному в пещерах, лесах или под мостами. 
   Согласно легендам, тролли пугают местных жителей своими размерами и колдовством. Чаще всего, это уродливые существа от трёх до восьми метров ростом (иногда могут менять свой размер), почти всегда с очень большим носом. 

   Тролли - национальное помешательство норвежцев. В них верят не только дети, но и вполне серьезные взрослые. В Бергене помешательство достигает особенных размеров. Говорят, тролли по вечерам  заманивают в свои пещеры пышных доярок и голубоглазых фермеров.
Распознать их просто - по хвосту. Тролли в сувенирных магазинах  прячут его  в руке, но если всмотреться, заметишь. На крылечке дома бергенцы  регулярно оставляют молоко и печеньице - а ну как тролли осерчают и поломают газонокосилку или заложат вас налоговому инспектору. Правда, судя по толщине и общей наглости выражений морд, молочком с печеньицем лакомятся местные котищи. 
Троллей положено покупать  парами, а зимой, в брачный сезон, закрывать парочку в шкафу, и  потом не забыть выпустить довольных...

     Увидеть тролля можно в глухом лесу или высоко в горах. Он  с виду похож на гору или гигантский валун, поросший мхом и вереском, а иногда и деревьями. У норвежского тролля может быть одна, три, пять, шесть, семь, девять или больше голов.
Они  иногда появляются среди людей в человеческом обличье. Обычно человек не сразу может догадаться, с кем имеет дело. Однако рекомендуется, если он заподозрит неладное, ни в коем случае не жать незнакомцу руку. 
Они также могут принимать облик собаки, чёрного козла или дружелюбного человека с хвостом. Главное — знать, как обращаться с ними.
Во-первых, храните тайну своего имени. Не принимайте от тролля угощенья и бегите прочь так, чтобы ваши следы образовали крест с бороздами плуга на пашне. Если вы повстречались в ущелье, пригласите тролля проследовать за вами к свету: он окаменеет с появлением яркого солнца.
Рассказывают, что не всегда тролль вредит человеку Бывает, он  выступает как радушный хозяин. Случается, тролль помогает человеку, а человек— троллю.
Сейчас,когда мир так изменился, троллям в нём нет места. И лишь  в виде высоких гор и поросших лесом холмов наблюдают они, всё ли в порядке в их владениях. 

   Спустившись вниз, по Ганзейской набережной мы отправляемся  в  старый Берген- музей со средневековыми  домиками и торговыми лавками. В домиках находятся   сапожные и швейные мастерские, медицинские кабинеты.  
Особенно впечатляет  зубной кабинет и старинная бормашина - педаль и колесо с приводом. Скорость сверления зависела от того, насколько быстро врач ногой нажимал на педаль. Бр-р-р-р... Настоящее орудие пыток! 
 
Мы покупаем фигурки троллей, запаянную в банки дождевую бергенскую воду,  пробуем норвежские вафли.  Совершенно не хрустящие, а мягкие как оладушки.
Сидя у озера, кормим многочисленных уток и голубей .

После обеда -  знаменитый на весь мир  бергенский аквариум.
В девяти больших резервуарах, расположенных в огромном зале на первом этаже плавают огромные стаи  обитателей Северного моря. В  аквариумах  меньших размеров - пресноводные  европейских рек и озёр.
Соседний зал устрашает  коллекцией амфибий и рептилий. 
В открытых бассейнах возятся  ракообразные, моллюски и иглокожие. Тут же   скаты и камбалы, с которыми можно "пообщаться" -  осторожно вытащить из воды    морского ежа или же попытаться погладить камбалу. 
Мы становимся свидетелями кормления королевских пингвинов, смотрим выступление морских котиков и даже  наблюдаем кормление нильских крокодилов.Нам демонстрируют огромного осетра – подарок океанариуму от нашего Президента Путина.
Ощущение восхищения и детского восторга от этого чудесного места, наверное, останется на всю жизнь.
  
Третий  день посвящен Эдварду Григу.
Мы едем на   Холм троллей. Лес. Каменистый берег озера Нардас. И взмывающий вверх дом! Необыкновенное   сочетание ярко-зеленых деревьев, голубовато-серой воды и черно-седых камней!   

До переезда сюда  в жизни Грига было много событий, как музыкальных, так и личных. Учился в Лейпциге, жил в Копенгагене, писал музыку, женился на кузине, певице  Нине Хагеруп.
После смерти их  дочери  Нина замкнулась в себе, а Григ с головой ушел в творчество. Строительство дома  было  для них последней возможностью  вернуться  в нормальную семейную жизнь, и  супруги прожили в нем  более двадцати лет, до самой смерти Эдварда Грига.

Путь к усадьбе идет по аллее старых узловатых и поросших мхом вязов.Ага, вот и мостик через глубокую ложбину, а за ним- небольшой двухэтажный дом. 
Внутри видим то, что должен иметь уважающий себя дом-музей. Только вот судьба у него после ухода хозяев была непростой: и дом был продан, и обстановку пустили с аукционов.Когда норвежцы опомнились и все-таки создали музей, всё, что разошлось по рукам, постепенно возвращалось на место. Зачастую безвозмездно -  Эдвард Григ для норвежцев- это святое.

После осмотра дома, очень простого, очень уютного и душевного, возвращаемся на мостик и снова видим бронзового Грига в его человеческий рост, какие-то модерновые постройки и  избушку  на берегу почти закрытого от глаз деревьями  озера, где в тишине и одиночестве творил Гений! Она заперта, но через дверь видим пианино, кресло, печку и письменный стол. Собственно, а что еще нужно для вдохновения? 
Тут же внизу- новодел - небольшой концертный зал со стеклянным задником сцены, где и сейчас проходят музыкальные концерты.

А внизу, у самого берега озера - среди безмолвия и тишины - вырубленная в скале могила, закрытая плитой с надписью "Нина и Эдвард Григ"...

Мы, как и остальные, почти бесшумно бродим по узеньки тропинкам, присаживаемся на камни и смотрим в открывшуюся даль спокойного озера.Молчим от потрясения величием и красотой этого места,  похожего  похожего на воплощенную мечту.
Наверное,только здесь можно понять  душу музыки великого Грига...