Виктор Ганчар. Что будет с литературой

Архив Конкурсов Копирайта К2
Конкурс Копирайта -К2
А что такое – литература?
В Википедии огромная статья, чего там только нет. Сузим вопрос.
Та же Википедия: «Чаще всего под литературой понимают художественную литературу, то есть литературу как вид искусства», и снова – с одной стороны, с другой стороны…

Однако, вот: «Тем не менее, у литературы есть ряд универсальных свойств, неизменных во всех национальных культурах и на всем протяжении человеческой истории, хотя каждое из таких свойств связано с определёнными проблемами и оговорками».

Оставим оговорки и проблемы диссертантам от филологии. Попробуем поискать универсальные, неизменные «во всех национальных культурах» свойства литературы.

Предлагаю следующее определение. Литература – способ заочной коммуникации.

В самом деле, читатель как бы присутствует среди литературных героев, а местами, пользуясь авторскими подсказками, даже знает больше, чем они. Либо читатель как бы напрямую разговаривает с автором. В обоих случаях, это некое общение.


Немного в сторону, о коммуникациях.
Известно, человек – существо социальное.
В скобках замечу, чем более социальное, тем более человек – суть исповедуемого мною социального расизма.
Социальное – значит общающееся с другими и, увязывающее своё поведение с поведением других.
Но общение главнее. Косяк рыб и стая птиц тоже организован, но степень социализации там близка к нулю.

Поведенческие модели «существа социального» должны быть у него в голове ещё до того, как будет востребовано само поведение. Иными словами, человек социальный заочно готов быть человеком. Это достигается только через предварительное общение и усвоение правильных примеров поведения, в отличие от дурных примеров. Воспитание, одним словом.

Так и представляется: ночь, пещера, группа перволюдей, сидящих у огня, слушают любимого всем племенем рассказчика, который просто говорит о перипетиях сегодняшней охоты, многие там были и видели своими глазами – но как он говорит, как показывает! Мальчишки разинули рты. Женщины, поодаль, гордятся своими мужчинами.
А бывает, послушать его приходят из соседнего племени, а то и приглашают рассказывать к себе, щедро одаривая. И это уже настоящее заочное общение с героями племени рассказчика.


Продолжим о литературе.
Тысячелетиями литература как средство заочной коммуникации существовала в виде устного народного творчества. Хороший рассказчик, видимо, высоко ценился и был распространён. Рейтинг, скорей всего, был уже тогда: среди возможных претендентов наиболее ценился рассказчик, который нравился большинству, а вовсе не снобам.

Наверное, со временем, искусство живописать позволяло рассказчикам зарабатывать этим занятием, и появились бродячие сказители, певцы, музыканты и прочие театры.
Постепенно были канонизированы и записаны какие-то рассказы-легенды, сделавшись культурным достоянием человечества. Однако сиюминутный рассказчик никуда не делся и был по-прежнему востребован.

Наконец, был изобретён печатный станок и рассказчик оказался на Олимпе. Правда, теперь он назывался писателем. И не все рассказчики стали писателями. Новая индустрия развивалась быстро и широко, и обеспечивала писателям миллионную аудиторию.

А что же наши рассказчики? Увы, конкурировать с индустрией – дохлый номер, да и племён уже давно нет, все разбрелись по индивидуальным квартирам.
Внимающие писателям представляли собой почти однородную читательскую массу.
Казалось, этому не будет конца.

Но вот появился Интернет. И теперь любой рассказчик имеет доступ к собственной издательской системе и может претендовать на внимание сотен и тысяч читателей. И получает его!
Тут же выяснилось, что рассказчик нередко располагает такими же изобразительными средствами, что и традиционные писатели, а то и превосходит некоторых.

Многомиллионная читательская аудитория стремительно распадается на племена – сайты и группы блогов. Информация вливается в мир не через считанное число каналов, как раньше, а через тысячи блогов.
Блогосфера – индустрия уже превосходящая по мощности писательскую, и, похоже, вытеснит, по крайней мере, её бумажный вариант.

Доступ в интернет через современные коммуникаторы и мобильные телефоны не оставляет шансов быть в неведении относительно происходящего. Практически всё нынешнее молодое население Земли чаще смотрит в интернет, чем в книгу, если вообще заглядывает туда.

Распад читательского монолита и последующая кластеризация в сайтах и группах неизбежно скажется на структуре литературы. Похоже, романы отживают свой век. Уже сегодня издательства предпочитают печатать смысловые аналоги мыльных сериалов, рассчитанные на узкую прослойку людей, ещё находящих время на чтение крупных форм. Никакие достоевские уже не катят. Да и самих любителей романов будет всё меньше – достаточно тех же сериалов, нарезанных на миниатюры.

Что касается блогосферы, то тут как раз царят миниатюры и афоризмы. Тексты, порождающие менее чем 10-миллиметровый бегунок на полосе прокрутки, мало кто читает – а вдруг фигня? Гляньте на наш рейтинг – яркая иллюстрация положения вещей.

Что же будет?
Думаю, литература разделится на несколько литератур – каждая для своей целевой аудитории. Литература вообще – прекратит существование.
Достоевский останется литературой, но и минька «мама мыла раму» – тоже будет признана литературой.

На одном конце литературного поля будет группа блогов маститых писателей наподобие Журнального Зала http://magazines.russ.ru/, куда не попасть, даже если собрать сто тысяч похваляшек на прозе.ру.
На другом – группа блогов наших рейтинговых примадонн обоего пола, то во что превратится проза.ру.
Эти литературы будут существовать параллельно в определённых интеллектуальных несмешивающихся слоях.

Почитать что-нибудь из верхнего слоя можно будет лишь за деньги, а вот напечатать что-либо за деньги можно будет лишь в нижнем слое, который всё стерпит.

Как только сегодняшние подростки станут экономически самостоятельным и превалирующим сегментом общества, массовое книгопечатание прекратит своё существование. Издавать свои тексты на бумаге за деньги станет признаком анахронизма и неустойчивого душевного равновесия. Произойдёт это настолько же быстро, насколько быстро устаревает очередная модель мобильного телефона.

Разумеется, престиж напечататься в верхнем слое будет как-то использован обитателями племени «снобов»: что-то наиболее подходящее по уровню будет отобрано и за деньги напечатано.
Литературные племена нижележащих уровней будут стремиться заполучить звёзд разной величины для поднятия престижа, но коли так, введут и заслон от литературы низшего уровня.

Спрашивается, а что мешает сегодня устроить литературу именно так, тем более, что многое уже сделано?
А бумажное книгопечатание и мешает! Оно позиционирует себя (уже не ясно, почему), как «высшую литературу» – настолько, что всё остальное в сравнении с этой недосягаемой высотой представляет собой пренебрежимую малость. И хотя мы все знаем, что сейчас печатают на бумаге, продолжаем пребывать в этом добровольном заблуждении.
Сам факт существования бумажной литературы ориентирует пишущих не на развитие писательского таланта, а на конъюнктуру, удачу, везение, связи, деньги, то есть работает против литературы.



© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2012
Свидетельство о публикации №212120701599

рецензии
http://www.proza.ru/comments.html?2012/12/07/1599