Мирный захват Синая

Юрий Красавин
КАРЛОВЫ КОРАЛЛЫ

Красное море из-за наплыва туристов теряет самое прекрасное

С подлетающего к Синайскому полуострову самолета картина открывается русскому глазу безрадостная. Надводная часть его – это лысые горы песчаника, тонкие ниточки автомобильных дорог и бедные домики на пустынном пространстве. Если бы детство было бедуинским, возможно, рассуждал бы наоборот: пустыня не безжизненна, солнце самое яркое, а море самое теплое… Кто где родился, тот там в влюбился в свой край, свою землю. Зачем же граждане России миллионами едут в Египет? Неужели стоит лететь за тысячи километров, чтобы вживую увидеть тысячелетиями мертвые мумии, примитивной геометрической формы пирамиды  и по-ильменьски илистый Нил?

Ответ на такие вопросы стал искать сразу же по прилету. Кстати, только в аэропорту стал получать самую выверенную информацию. До этого в агентствах лишь нахваливали туристический продукт, а побывавшие в Египте друзья и знакомые, а таких большинство среди моего окружения, смотрели на меня явно свысока, как еще не видевшего, не нюхавшего и не вкушавшего прелестей системы «все включено». Так вот, пока стоял с паспортом в очереди на пункт пограничного контроля, наслушался столько негативных отзывов и о поездках к пыльным пирамидам, о крайне утомительном и вредном для здоровья ночном восхождении на гору Моисея, совсем не впечатляющем Цветном каньоне, что очень засомневался в своих экскурсионных планах. «Если с Синайского полуострова никуда не поедете, то и марку пограничную не обязательно покупать», – посоветовали мне очередные мимолетные знакомые. Так и поступил. Египетские пограничники молча поставили печать в паспорт. 

А тут ещё после выхода из здания аэропорта накатившая жара в считанные минуты превратила меня в совершенно апатичного человека, мало способного радоваться окружающему.

Шах и шейх

Шарм-эль-шейх предстал мне городом, состоящим из разбросанных  по разным его частям отелей, магазинов, уличных ресторанчиков  и торговых лавок. Как стало ясно из рассказа гида, туристический центр мировой известности возвели здесь после арабо-израильской войны. Первые гостиницы отстроили именно израильтяне. Но они, как известно, вынуждены были уступить здания египтянам, а те подхватили бизнес. На пустынные берега Синайского полуострова потянулись европейцы, потому что ласкает их Красное море. Уникальная акватория, в которую не впадает ни одна река, а потому воды её особо чисты и прозрачны. Что после этого посоветуете делать с пацифизмом?

Далее меня удивила информация о том, что три четверти отдыхающих в Шарм-эль-Шейхе сейчас, это русские. Некогда европейский курорт постепенно сдает позиции в пользу граждан России, Украины и Казахстана. И особенно это заметно в зимний период, длящийся с октября и по апрель. Бархатный сезон россияне умудряются теперь растянуть себе на полгода. Зимой в Египте достаточно тепло, солнечно, а морская вода почти не остывает. Приехавшие вместе со мной в отель московские таксисты с утра тоскливо поглядывали на стойку бара. Спиртное в пластиковые стаканчики в безлимитном и бесплатном режиме – все включено! – разливали только с 11 часов. Питерские дамы давали волю чувствам, распекая на ресепшн египтян за то, что еда не такая, номер не убран, вода в душе не горячая, а местная молодежь не так смотрит на их загорающие телеса. Метрдотель откупался от претензий российских потребителей как мог. Кому-то несли торты в номер, кого-то переводили в корпус к морю поближе, а на забредших на территорию гостиничного комплекса арабов охранники чуть было не спустили овчарку.

Мне же вечером первого же дня  стало ясно, что всё это мелочи по сравнению с партизанствующими здесь комарами. Если после заката солнца сесть у бассейна, то минут через десять по ногам поползет по боли знакомый зуд. Беззвучно действующие насекомые способны серьезно подпортить не только вечер, но и всю южную ночь. Сколько по утрам на пляже выслушал историй о ночных побоищах с комарами! Старожилы египетских курортов не помнят, чтобы и раньше было так. Следовательно, комары откуда-то прилетели. Возможно, вместе с туристами на самолетах. Во всяком случае, как выяснилось, эти насекомые тоже очень любят синайские бассейны. В египетских пятизвездочных отелях на заходе и на закате солнца обволакивают территорию ядовитым дымом, чтобы хоть немного умерить аппетиты кровососущих. Зрелище не из приятных, но я попросил даже продезинфицировать и мою комнату, а потому спал спокойно и руки наутро у меня были чистыми, а не по локоть в красных пупырышках, как у некоторых туристов.

Еще одно едкое египетское воспоминание – поход на местный рынок. Нигде не встречал таких приставучих продавцов, как возле «Тысячи и одной ночи» в Шарм-эль-Шейхе. В России они, наверное, в одночасье стали бы миллионерами. Заманивают в палатку под любым предлогом. Скажешь, что денег нет – не верят и лезут к тебе в карман проверять. Каскад снижений на цену товара убедит даже мертвого, а я человек живой, способный к состраданию, а потому только из жалости в первый же день накупил совершенно не нужных мне вещей. «Ну почему ты такой, я тебе так хорошо цену снизил, а ты не хочешь купить!», – заламывал руки молодой египтянин. Купил у него сувениров, но больше без сопровождения прошедших уже торговую закалку женщин на рынок не ходил.

Привет, Наполеон!

В сухом остатке от египетской поездки осталось лазурное море и подводный мир коралловых рифов, наполненный яркими тропическими рыбками, моллюсками, ежами и прочими морскими обитателями. Красное море – по сути дела огромный природный бассейн-аквариум, погрузившись в который, уже не чувствуешь ни усталости, ни жары, ни забот. Лучше всего здесь плавать, конечно же, с трубкой и маской. Зарубежное слово снорклинг, впрочем, я узнал уже потом, по возвращении домой. Происходит оно от английского «snorkel» – трубка для подводного плавания. Оказывается, по всему миру параллельно с дайвингом есть и такое движение. С трубкой и маской плавать проще, дешевле и безопаснее. Впрочем, милые на вид рыбки в Красном море кусаются — не больно, но ощутимо, а потому лучше не зависать над кораллами, а побольше двигаться. Тем более что гряда подводного царства с обрывом в бесконечно разнообразный и фантастически красивый мир в Шарм-эль-Шейхе тянется вдоль всего побережья на доступном каждому пловцу расстоянии. Есть заливы, где часто встречаются черепахи, а есть бухта, изобилующая скатами и муренами.

Встреча с губастой рыбкой Наполеон способна очаровать туриста настолько, что он рискуя поломать дорогостоящую технику, прыгает в воду с фотоаппаратом. Но пока что ни фотоснимок, и ни одно чудо телевизионных приемников, включая плазменные и LEDенящие воображение панели не может передать все оттенки цветов мира природы. Такую красоту можно только сохранить в памяти, но не воспроизвести. Глядя на коралловые рифы, признаешь, что природа как архитектор на много миллионов лет удовлетворила человеческие потребности в созерцании красоты.

В северном полушарии Красное море – самый богатый природный заповедник кораллов. Прошло всего каких-то полстолетия, и люди после телевизионных наблюдений за одиссеями француза Жака Ива Кусто вдруг смогли в массовом порядке вживую сами наблюдать удивительный подводный мир. Тур с берегов Невы на берега Красного моря обходится россиянам менее месячной заработной платы, а оборудование для снорклинга торговцы в Шарм-эль-Шейхе отдадут за пятак баксов.

Оборотная сторона такого резкого и благоприятного для нас развития событий – загрязнение акватории Красного моря. Арабы веками сбрасывали мусор в его воды, но то были органические остатки их физиологической жизнедеятельности, а теперь это трудно разлагающиеся пластик, стекло, железо. Любители дайвинга со стажем уже бьют тревогу. Близ Хургады, где туристов привечать стали раньше, чем в Шарм-эль-Шейхе, кораллов поубавилось сильно. Говорят, что первоначально из них возводили там гостиницы, используя как строительный материал. Сейчас опомнились, и за кражу кораллов с морского дна любой турист получит капитальный штраф. По идее их нельзя даже трогать ластами, но не все туристы это понимают. Не все осознают, что, возможно, мы являемся последним поколением людей, которые могут видеть подводный мир во всей его красе. У берегов Флориды кораллы уже повыдергали, близ острова Цейлон они заросли мусором, и даже у берегов Австралии в Коралловом море их днем с огнем…

А потому российские туристы, как сообщается в форумах любителей кораллового отдыха, часть отпуска посвящают сбору пластикового и прочего мусора на берегах и в водах близ Синайского полуострова. Пока помогают им в этом только верблюды.

С редакторской правкой опубликовано также:
http://novved.ru/obshestvo/22572.html