Дифирамб Марине Саввиных окончание

Николай Ерёмин
В.П Астафьев и Н.Н.Ерёмин о Марине Саввиных в 1994-м году
и о её книге «ФАМИЛЬНОЕ СЕРЕБРО»


     После  ностальгического вечера встречи с Мариной Саввиных в Доме Искусств захотелось мне перечитать книгу «Фамильное серебро».
     Но, к сожалению, в моей домашней библиотеке её не оказалось.

     И вспомнил я, что в те годы каждая типография обязана была отправлять ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЭКЗЕМПЛЯР в Краевую библиотеку.

     И обратился за помощью к Елене Анатольевне Семушиной, заведующей отделом,  и она подняла на свет Божий из глубин хранилища этот единственный, пожелтевший от времени и зачитанный, как говорится, до дыр,   экземпляр, украшенный штампом «Красноярская краевая научная библиотека им. В.И.Ленина №M245698»  (Да, подумалось мне, не случайно вождь мирового пролетариата любил повторять, что социализм – это учёт и контроль)
«Саввиных М.О.Фамильное серебро. Красноярск. 1995.114 стр.
В сборнике представлены стихотворения, написанные с 1978 по 1994год»

     И просканировал я предисловие Виктора Астафьева и послесловие Николая Ерёмина, которые  здесь и воспроизвожу для любознательных читателей.


                ЧИТАЯ СТИХИ МАРИНЫ САВВИНЫХ

«Откуда ты, тоска по слову?
Петуший крик, звериный зык...
Жизнь посвятить меня готова
В свой непридуманный язык...».

     Поэт обречен Богом и судьбою на одиночество при всём его устремлении к толпе, разгулу, бродяжничеству, шуму, показной весёлости и игре. Но под кожею-то такое ли таится и свершается, что всегда надо набраться храбрости, чтобы коснуться нутра его, и как страшно заглянуть в бездну души творца. А каково-то жить с такой душой, носить её, всегда тревожно и больно звучащую?

     Читая стихи Марины Саввиных, я всё время думал о жутком,  роковом одиночестве её тезки — Марины Цветаевой. Где-то, в чём-то, отнюдь не во внешнем, а в глубинном, самом трагичном ощущении судьбы, жизни, себя, стихи  нашей землячки звуком, болью  ли соприкасаются или, точнее и книжно говоря, гармонируют с поэзией Великой русской поэтессы и, быть может, в чём-то сущем и тайном продолжают её горькое, небесное слово, хотя до цветаевского стона и крика из человеческой тайги о спасении, дело ещё не дошло.

     Я всегда трепетно и с какой-то суеверной боязнью отно¬шусь к женской поэзии, к настоящей женской поэзии, но не к той, которая воняет табачищем и водкой и носит мужские портки, а к поэзии Ахматовой, Вероники Тушновой, Ирины Снеговой, Тамары Жирмунской, Марии Петровых и Беллы Ахмадулиной, которых современное общество то целовало взасос, то сплёвывало, но так и не поняло, не почувствовало, не прочло достойно.

     Да что ж тут сетовать, коли мы до сих пор не прочли как следует Лермонтова, Пушкина, Гоголя, на «бурном пути» обронили величайшего поэта Державина и только-только сближаемся не глазом, а чувством и сердцем с Тютчевым, Фетом, загадочно утончённым Гумилевым.

«Из этой боли суть её извлечь
И превратить в единственное слово —
Да так, чтоб после не утратить речь,
Платя с лихвой за золото  улова...

Немыслимое это мастерство
Исполнено такой смертельной муки,
Что впору отказаться от него
И навсегда окаменеть в разлуке…

Так что ж тогда и временный успех,
И гонка за земной, непрочной  славой,
Когда слова, что сокровенней всех
На сердце оставляют след кровавый?!».

     Сейчас пишется море стихов, но поэзии истинной в них присутствует капля.
Марина Саввиных творит поэзию, по¬тому что рождена поэтом, уготовила себя и развилась в поэты. Тревожно и боязно за неё. У Марины Цветаевой был Париж, Европа, блистательные спутники и слушатели, которые, однако, не уберегли её от горестного, трагического конца. У Марины Саввиных провинция под ногами, злое, беспутное время вокруг и, наверное,  нет достойных её дара читателей и слушателей, потому  что и читать, и слушать её надо так же уединённо, как музыку Шуберта, в большом зале, среди людей, но как бы один на один, находясь с композитором, из сердца в сердце с ним сообщаясь.

     Храни и помогай Бог ей и всем нам!
                Виктор АСТАФЬЕВ

Далее в книге - стихи Марины Саввиных, которые я с трепетом душевным перечитал от первого – до заключительного.

***
«Кто ощутил восторг именованья –
Испепелясь в пылу соревнованья,
Но всё-таки восстав среди руин, -
Тот Богу уподобился один!

Ни возгласа, ни шороха – ни звука…
Лишь ты да тьма…
                да вещей крови звон:
Себя перемогающая мука
Из ничего явившихся имён…»
…………………………………………

………………………………………
К ЗАКОНЧЕННОЙ РУКОПИСИ

"Отделить тебя от кровотока,
Оборвать трепещущие узы?!
Как же я живу в тебе глубоко,
Поздний плод полуподпольной музы!

Я не знаю, кто тебя получит,
Кто бы ни был — честь ему и слава!
Или до беспамятства замучит
Нашей неразъёмности отрава...

Скальпель мой, трудолюбивый стиль мой!
Видишь два живых сиамских тела?
Разними их в пламени светильном,
Чтобы ни одно не омертвело!..."

А вот и мои строки, которыми завершается книга.

                ТУДА, ГДЕ ВЕЧНОСТЬ И ВОСТОРГ...

     С творчеством Марины Саввиных я знаком много лет.
     Её стихи привлекли моё внимание — и сразу, как говорится, легли на душу. Они были совсем не в русле конкретных привычных земных исканий красноярских поэтов. Такими и остаются.
     Земное и небесное в них настолько переплетено, а метафоры так естественны и необычны, что стихи хочется читать и перечитывать.

«Я — скрипка полдневного зноя, Я — голос полночной звезды» — в этой формуле Марины Саввиных исток и продолжение её лирики: «Ты тихо становишься мною...».

     Многообразие мира,  проникновение в суть предмета и явления преобразовывает меня как пристрастного читателя.

     С годами её стихи стали совершеннее, а тех, к кому они обращены, то есть единомышленников, больше.

     Она довольно громко и достаточно ярко заявила о себе в книге «Знак Стрельца», вошедшей в «Великодушную семёрку», (Красноярск, издательство «Гротеск»,1993г) издание, поставившее имя поэта в один ряд с известными именами.

     Марина  Саввиных пишет стихи с 9-ти лет.
Окончила педагогический институт, преподает историю искусств и литературы.
Она — человек образованный энциклопедически, постоянно расширяющий границы своих интересов, увлеченный работой над словом, работой, которая идёт при создании новых стихов и при подготовке к печати старых.

     Поэзия, я убедился, царит в её душе.
Добро и зло, любовь и ненависть, история и современность достигают гармонического единства, характерного для одарённых творческих  личностей — узнаваемых и неповторимых.
Её стихи заставляют меня думать, сопереживать, открывают что-то новое, о чём я раньше лишь смутно догадывался.

     И сейчас передо мною — стихи, в которых преодолено влияние замечательных мастеров слова, стихи, которые способны сами воздействовать на читателя в радостную или грустную минуту.
     Я ощущаю щедрость поэтического таланта, его космическую необходимость, направляющую мой дух туда, где вечность и восторг...
                Николай ЕРЁМИН.


     Марина Олеговна Савиных вырастила сына и дочь - Олега и Ладу.
Они – замечательные компьютерных дел мастера.
И мне хочется, чтобы они, прочитав эти заметки, воспроизвели книгу  «ФАМИЛЬНОЕ СЕРЕБРО» целиком и выставили её для читателей Интернета.

     Книга, сохранившая юность и мудрость, этого заслуживает.



     С уважением ко всем, кто прочитал  ДИФИРАМБ МАРИНЕ САВВИНЫХ  и это к нему приложение  - Николай ЕРЁМИН.
                4 февраля 2013г Красноярск.
Остаётся только напомнить, что именно Марина  запечатлела Виктора Петровича Астафьева и меня на берегу Енисея,  такими - излучающими свет  на веки вечные.