Лимита

Тамара Рыжова Душа
               

   У моей подружки,была сестра старшая, которая работала маляром, так вот она первая уехала в Москву по лимиту.Когда она там обжилась, перетащила и нас.Это был 1965 год. И вот стали мы работать на стройке, каменщиками, строили в основном промышленные предприятия.Первый объект был в Очаково, строили мы там овощную базу,возили нас в фургоне от метро Новослободская. По  моему там до сих пор стоит выложенная из кирпича дата 1965г. Очень большое удивление у нас вызывал мат. Во Мценске в бригаде, практически никто не ругался матом, бригадир наш накладывал штраф 20 копеек , если услышит от кого мат.А в Москве ладно мужчины, женщины без  "бля", не произносили ни одного слова.Нам это было в диковинку и мы убегали от них подальше, на что они говорили:" Ничего оботрутся и тоже такими будут".Проработав почти половина стажа на стройке. я так и не научилась ругаться матом.Мама мне напутствие давала, когда я уезжала из дома, чтоб я не ругалась матом и особенно упирала на то, чтоб я не произносила такие слова , как  "ЧЕРТ ИЛИ ДЬЯВОЛ" .Говорила , что это большой грех.Еще она мне сказала: Смотри в подоле не принеси, если принесешь , ты мне не дочь, это я запомнила на всю жизнь.Строили много и по всей Москве, и на типографии где-то за Суковым болотом, туда мы ходили пешком от Текстильщиков, там у нас общежитие было.Там еще не было завода- Москвич,а было поле засеянное культурными травами,это ,укроп, петрушка, редиска и прочие травы.Сейчас это место называют" Печатники" .  На  заводе Микоян ,дефростер строили года 2 наверное, вот там я  работала полдня  поваром, а полдня каменщиком. Мяса было вволю, собирали по 10 копеек , на хлеб ,сахар и крупу,хотя комплексный обед в столовой тоже стоил 10 копеек.Утром приходя на работу брала 2 ведра и шла к ребятам, они рубили тушку  мяса на кусочки и я ставила варить на эл. печки. Когда оно было готово я его вытаскивала и засыпала какой нибудь крупы или макарон, специй было много ,так что вкусно получалось, ведь не даром я говорила, что я дочь помощника повара. А мама у меня действительно хорошо готовила, ни один праздник у соседей не обходился без её стряпни. Бригада была 40 человек, на столы ставили 2 огромных поддона и высыпали, в эти поддоны, мясо вместе с супом. В общем заправлялись мы там основательно. До обеда готовила ,после обеда мыла посуду, а потом шла на класть кирпичи. В праздничные дни , мы оттуда не вылезали по 3 дня.Прораб выписывал премиальные и гудели,благо закуски было вдоволь и колбасы и холодец и много всего. За строительство этого дефростера , прораба наградили медалью- ЗА ДОБЛЕСТНЫЙ ТРУД-,так как закончили мы его, раньше запланированного срока.Потом возили нас на Водный стадион, уж не помню , что мы там строили. На типографии ,нас донимали крысы. Мы от них избавлялись таким образом: поставим крысоловку, утром приходим попалась, соберем бумагу и подожжем вместе с крысой, она орет и подпрыгивала вместе с крысоловкой почти до потолка,за то после такой экзекуции ни одной крысы мы не видели. На мясокомбинате донимали мыши, а моя подружка очень их боялась . И вот однажды закончив работать стали одеваться , уже вышли на улицу, вдруг подружка остановилась и побелела, я испугалась, начала её тормошить, а она пролепетала ,МЫШЬ. Я расстегнула пальто и из рукава выпрыгнула наша шалунья, после этого подружка стала встряхивать одежду, прежде чем одеть. На дифростере, когда мы его уже заканчивали ,чтоб подняться на стенку плотники соорудили лестницу с перилами, она получилась крутая. Подружка боялась высоты. И вот как то раз, работали мы в вечернюю смену, отработали и стали спускаться с ведрами, лопатами. Я зная , что она боится высоты взяла у неё, её ведро и стала спускаться, хорошо .что первая, а зимой скользко я поскользнулась и на пятой точке почти с двухэтажной высоты ,съехала вниз по лестнице.И опять я добрым словом вспомнила ватные штаны, но все равно задница целых 2 недели была черная.Росточком я маленькая, всего 1м53 см, на ложила быстро, по истечении какого то времени, нам присвоили 4 разряд и тогда у меня появились 2 подсобника, один верстал кирпич на стену, а другой подавал раствор. При таком раскладе , я вырабатывала одна по 3 куба в день, это  почти машину раствора. . 5 тонн кирпича за смену, каждый кирпичь весил примерно от 3.5 кг , а силикатный 5КГ. Хорошо еще 2 подсобника.Управление у нас было генподрядное,т.е. от начала и до конца мы были на одном объекте . Приходилось и плитку класть, и штукатурить, и малярничать, и сваркой заниматься и даже электрикой. А так как я любознательная с детства, я не упускала возможности приобрести новую профессию. Подружка моя уволилась со стройки , как только вышла замуж и стала работать на почте оператором, родила дочку,крестница моя и сына, да к тому же боялась высоты. Я не боялась высоты, но придя домой и ложась спать,закрою глаза и сердце не раз уходило в пятку, как представлю, что я хожу по стенке в полтора кирпича на высоте 7,8 этажного дома. Клали мы стенки и в 3 кирпича, бывало в забутовку собирали весь мусор, и заливали его жидким раствором , для экономии кирпича.Где то через год, я получила постоянную прописку, а когда я вышла замуж, мне дали комнату.Я тоже была награждена медалью за ДОБЛЕСТНЫЙ ТРУД, так как была активной комсомолкой и хорошим каменщиком. Приехала я в Москву в 19 лет, замуж вышла в 24.Вышла за Москвича, у него было 2 комнаты в 5 комнатной квартире, жил с мамой, и моя комната, съехались на 2х комнатную.Но это уже другая история.                02.2013г