Взгляд из прошлого в будущее

Дмитрий Девятериков
Современное общество. Что оно из себя представляет, какие его ценности, за что оно борется, что боготворит, перед кем преклоняется.
Недавно перечитывал Заратустру Ф.Ницше и в первой части «Предисловия Заратустры» глава пятая наткнулся, как мне кажется, на портрет будущего человека. Дословно:
«Неужели нужно сперва разодрать им уши, чтобы научились они слушать глазами? Неужели надо греметь, как литавры и как проповедники покаяния. Или верят они только заикающемуся?» Это наглядный пример «глухости» современных людей, живущих в каких-то своих мирках, общающихся через интернет, но у них ведь есть ещё и культура, и об этом пишет Ницше в той же главе:
«У них есть нечто чем гордятся они. Но как называют то, что делает их гордыми?
Они называют это культурою, она отличает их от козопасов». В последнее время, да и !!!!!!!! в будущем слово «культура» будет вертеться у всех на языке. Ведь каждый, кто хотя бы прочтёт одну лишь книгу или посмотрит один какой-нибудь известный фильм будет считать себя культурным человеком. Все будут говорить: «Да, надо поднимать нашу культуру, образование!» - а сами даже  не удосужатся зайти в книжный магазин или библиотеку. Ведь книга – это первоисточник культуры. Многие скажут, что мол зачем нам книги, когда есть интернет, но, ведь и в интернете не многие сидят, читая книги.
Обратимся к Ницше далее и внесём некоторую поправочку: Первоисточником культуры, конечно же является человек, а книга – это всего лишь средство для передачи.
Философ пишет: «Поэтому не любят они слышать о себе слово «презрение». Буду же я говорить к их гордости.
Буду же я говорить им о самом презренном существе, а это и есть последний человек».
И так говорил Заратустра к народу:
«Настало время, чтобы человек поставил себе цель свою. Настало время, чтобы человек посадил росток высшей надежды своей».
Есть одна Тантра: «Материальные ценности не приносят удовлетворения, удовлетворение приходит от осознания достигнутой цели».
Какая же высшая цель или надежда у современного человека: заработать побольше денег, купить новую машину или дачу, или и то и другое вместе, что ещё может желать человек общества потребления, с такими ценностями он действительно будет глух к «истиной цели жизни – жизни с целью».
«Горе! Приближается время, когда человек не родит больше звезды. Горе! Приближается время самого презренного человека, который уже не может презирать самого себя».
В восточной философии считалось, что человек начинал жизнь с того момента, когда задавал себе вопрос: «Кто я? Зачем я появился на свет? Какова цель моей жизни?»
Фрейд же назвал бы такого человека тяжело больным.
Не родит звезды, значит не проявит себя как личность, не сможет быть самокритичным.
«Земля станет маленькой и по ней прыгает последний человек, делающий всё маленьким. Его род неистребим, как земляная блоха; последний человек живёт дольше всех».
Стремление людей пожить подольше подсознательно подталкивает их к поиску смысла жизни. Одно радует, что когда человек наконец то набьёт свой «желудок». Он потянется к высоким целям. Смысл  сансары в том, что она также является и нирваной. Постепенное пребывание в сансаре – мире иллюзий надоедает человеку, а это уже начало истинного мира – нирваны, если конечно этот человек не превратился в скотину.
«Счастье найдено нами» - говорят последние люди, и моргают.
«Они покинули страны, где было холодно жить: ибо им необходимо тепло».
В поисках лучшей жизни люди переезжают, бросая свою Родину. Конечно это касается не всех, а только тех у кого в стране неблагоприятно, а у тех, у которых и так «тепло» им и ехать никуда не стоит, знай, живи и наслаждайся.
От времени до времени немного яду: это вызывает приятные сны. А в конце побольше яду, чтобы приятно умереть.
Далее, я считаю, что Ницше заглянул уж совсем в далёкое будущее. Так он пишет.
«Они ещё трудятся, ибо труд – развлечение. Но они заботятся, чтобы развлечение не утомляло их».
Что же ответила толпа Заратустре?
«Дай нам этого последнего человека, о Заратустра» - так восклицали они, - сделай нас похожими на этих последних людей! И мы подарим тебе сверхчеловека».
Наверное, человеку нужно сначала опуститься на самое дно, стать «последним», чтобы потом возродиться. Это просто заложено в его природе.
Только спустившись в бездну, понимаешь ценность жизни. Где упадёшь, споткнувшись, там и зарыт твой клад».
Именно в пещере, куда боишься войти, скрыто то, что ищешь.
Джозеф Кембелл
Пора, пора человеку задать себе свой самый главный вопрос, иначе общество обречено.