Школа любви цикл постов - проповедей в жж

Михаил Махов
Любовь – Свет миру (пост – проповедь цикла «Школа Любви» 1)

 Ну, что - «приступим помолясь? В  Крещение я пообещал Вам объяснить,  чему нужно научится в Церкви. И не буду Вас долго мучить, скажу сразу – Любви.  Любви, Любви и только Любви! Все остальное, в Церкви – это форма обучения Любви. Креститесь вы, стоите в храме, молитесь на Литургии, ставите свечки, причащаетесь, венчаетесь, поститесь, паломничаете и т.п. – все это бессмысленно если Вы не учитесь в это время Любви. Даже «отпевание»,это школа Любви, для родственников и близких, которые на него собрались.
Но почему нужно учится Любви? Давайте я Вам все объясню, опираясь на обычные отрывки из Евангелия, которые читают по воскресениям на Литургии в храме. Думаю, это будет и честно и проще для Вас, так – как Вы сами потом сможете и вспоминать сказанное, и опережать меня, в своих рассуждениях.
И так, сегодня  читается Мф., 8 зач., IV, 12-17.
 12Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею
13и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых,
14да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:
15земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая,
16народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.
17С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
И что же это за «свет великий», который вдруг «воссиял», сидящим в «тени смертной»?  Это свет Любви. К людям приблизилось «Царствие Небесное» настолько, что его «свет» воссиял над миром в облике Христа и тем, открылась новая эра для человечества – эра Любви.
Да, что Вы батюшка, нам сказки рассказываете – упрекнете Вы меня – сколько после Пришествия Христа было войн, сколько людей загублено, да и от имени Церкви  Христовой, сколько всего натворили. И Вы будете правы, потому, что человек меняется медленно. Что говорят ученые о проживании человека на земле? Говорят, что вместе с разумным человеком, жили человекоподобные обезьяны, различных видов.
Так и здесь. Да и разве не было до Христа Любви в мире. Конечно, была, так как Бог и создал мир и присутствует в нем, а Бог это и есть Любовь. Значит Любовь была, и мы её видим в памятниках искусства и литературы, дохристианской эпохи. Отличие одно – любовь была «частная» Человека к человеку, человека к группе лиц, человека к своему племени и роду. Люди даже не могли представить себе, что такое Земля, сколько на ней живет других людей, и какие они  разнообразные, не то, что их любить «в целом»  Но Иисус Христос явил нового человека, с новой способностью – любить всех. И это и был «свет велики».
Как для зрения, нужно два непременных условия – видящие глаза и свет, так и для человека важно иметь любящее сердце и Свет любви. «Сердце» у человека было Христос «воссиял светом» Любви.  «Частную» любовь человечества, Христос заменил на «всеобщую», для тех, кто может это вместить. Именно это делает человека, человеком новым, и ни, что другое еще.
 И как этим «новым» человеком стать?
Продолжение в следующее воскресение.
Аминь!
   
Новая Любовь Христа  (пост – проповедь цикла «Школа Любви» 2)

 И так, мы с Вами продолжаем разговор, о том, что Иисус Христос, начал готовить новое человечество, и для этого, принес Любовь в мир. Это была Любовь новая, отличающаяся от того, что было у раннего человечества, до воплощения Христа. Какое –же особое, новое качество появилось в этой любви? Читаем сегодняшнее воскресное евангелие:
Неделя 34-я по Пятидесятнице. Лк., 91 зач., XVIII, 18-27.
18 И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
19 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог;
 20 знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою?
21 Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.
22 Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.
23 Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.
24 Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
25 ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.
26 Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?
27 Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.
Вот перед нами человек «начальствующий» старой духовности. Как видим, он считает себя праведником, так – как соблюдал с детства 10 заповедей Моисеевых, наверное знал книги Завета и имел живой любопытный характер. Считать себя праведником, ему дает право его религия. Причем это религия, которую дал людям Бог, передав учение Моисею. И мы знаем, что многие люди стали через неё праведниками, то - есть теми, кто на земле был угоден Богу и выполнял его указания. Но у человечества сменилось предназначение, и от «первобытного» строя, в котором человечество осваивало землю, оно должно перейти в человечество осваивающее космос.  Его нужно как – то менять? Какие качества должны быть у нового человечества, чтобы выжить на земле?   Ну прежде всего «толерантность» к другим. Понятие, что одни люди – люди, а другие люди –звери, созданные для обслуживания первых, ни к какому выживанию, ни к какому совместному действию не ведут. Это всегда уничтожение друг друга, вечная ненависть и война. И Бог дает другие заповеди, показывая в них качества новых людей, и дает в помощь Любовь.
 Какие новые люди мы по заповедям знаем: кроткие, милостивые, миротворцы, жаждущие правды, терпящие гонения, и при этом радостные. Но какое главное качество этой новой Любви?
  Начальствующий из сегодняшнего чтения, мне нравится. Он не стал кичиться своим начальственным положением, не стал таится перед людьми, и задал вопрос, который волновал его больше всего – как мне спастись? Его вера уже не отвечала на этот вопрос. Он видел, что вокруг есть такие –же как он, но не видел что они «спасенные». Что делать? Христос ему дает совет, который он никогда и не от кого не слышал, которого нет в его вероисповедании, и который он не может в себя вместить – раздай все!
И все!!! « Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.» Он даже не стал спрашивать почему раздать, кому раздать, как раздать – о просто не понимал, что такое возможно.  Но и окружающие удивились: «Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?» Они, его ученики, оставившие свои дома и семьи пошли за ним, но и у них еще есть имущество и есть желания, что –то иметь. Они тоже засомневались. И здесь Христос им объявляет, какое новое качество у них буде, с которым они сделают все им заповеданное, и еще будут рады, что так сделали. Он им отвечает: «…невозможное человекам возможно Богу»  В поняли? Думаю пока не совсем. Давайте просто на место «Бог» поставим «Любовь» (Бог есть Любовь» и прочтем еще раз «…невозможное человекам возможно Любви». Теперь Вам стало понятно? Да и примеров Вы сами сразу назовете тысячи, когда ради любви к ближним, ради любви к Богу, люди не только имущества не пожалели, а и не пожалели своих жизней. Да я уверен, что каждый из Вас, ради Любви готов пожертвовать многим . Но нужно научится жертвовать всем. Так какое – же главное качество предложил Христос новому, человеку? Я Вам подскажу: в ветхом завете главным качеством праведника была жертвенность. Мы видим примеры, когда и люди и цари жертвуют и собой и даже имуществом, ради блага, в основном общества. И это хорошее качество. Но Христос дал другое – самоотверженность.  Она у нас вошла в состав определения героического поведения, но мы видим, как «самоотвергаются» тысячи людей, от монахов, солдат, космонавтов  до домохозяек, движимые Любовью.  Это качество, позволило странам с христианским вероисповеданием, сделать невероятный, цивилизационный скачек. За два тысячелетия, человечество кардинально изменило свое существование, кардинально изменило старые понимания человечества, кардинально изменила мир. И если, кто –то и говорит, что христианство устарело, то только тот, кто не способен понять человечество новой формации, человечество Христа.

Аминь!


Глаза Любви  пост – проповеди «Школа Любви» занятие 3


  На втором занятии, мы доказали, что главным свойством Новой Любви, которую принес Иисус Христос, является самоОтверженность. Без неё, как бы небыли развиты другие свойства (которые мы будем изучать) христианской Любви не будет, и новый человек из вас не получится. Ветхозаветная любовь к ближним основывалась на заповеди» «… возлюби ближнего твоего, как самого себя » Христос меняет эту заповедь, в которой следовало сначала любить себя, а потом ближнего, «как самого себя», на новую: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга"(Ин.13:34) Видите, в ней нет любви к себе, в ней заповедана только любовь к другому.  Это и есть «самоОтвержение». И это, даже, не столько качество Любви, сколько качество самого человека, которое он воспитывает в себе всю жизнь
  В этом занятии мы начинаем рассматривать другие качества Новой Любви Христа, которые уже непосредственно являются Её качествами. Для понимания первого из них, рассмотрим отрывок  евангелия читаемый сегодня (неделя 35) на Литургии  Лк., 93 зач., XVIII, 35-43.
35Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни, 36и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое?
37Ему сказали, что Иисус Назорей идет.
38Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.
39Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня.
40Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его:41чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть.
42Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя.
43И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу.
И расскажу одну историю:
У меня на приходе была одна девочка, слепая от рождения. Я её и крестил. Годам к 8, родители стали утверждать, что она заранее знает, кто сейчас придет в дом, и какое у него настроение. Например: сидит играет в игрушки, вдруг говорит – Ой, тетя Даша идет - ругаться будет. А Дарья еще не подошла и к калитке. Или скажет – тетя Галя несет нам гостинцы. И , точно, через несколько минут приходит Галя, с гостинцами.  Я и до священства встречал такое явления, но понял, что у девочки, оно немного другого свойства – оно постоянное. Если другие дети, должны были, как – то сосредотачиваться, получать помощь в управлении таким «зрением» от взрослых, то эта девочка просто так видела. При этом человечек она чисты – чистый и… любящий. Всегда улыбаясь, она просто излучала хорошее ко всем отношение, а к кому –то и любовь. Лично я радовался,когда она подходила на исповедь или разговор, и после него становилось и мне хорошо. Но ,однажды, я заметил, что стоя в алтаре, я , вдруг понял, что её привели в храм. Прямо почувствовал, что девочка вошла, и стоит где –то в храме. Я решил проверить это ощущение и выйдя на солею, осмотрел многочисленную толпу. Точно – стоит и улыбается. Меня это ощущение удивило, но я его запомнил и , в следующий раз, как только оно появилось, я опять вышел и посмотрел. Все совпало. Но главное, что я заметил, что и она, когда я выходил на солею, оборачивала лицо ко мне, и начинала улыбаться. Ощущения были удивительные. Но я стал «пробовать», а нет ли таких же «ощущений» по отношению к другим людям, и проверять. Оказалось, что эту связь, можно было найти практически со всеми, кроме тех, кто к тебе равнодушен, и кого ты не знаешь. Но особенно сильно она ощущается если ты человека любишь ( очень хорошо относишься) или сильно не любишь.
  Что мы видим в сегодняшнем отрывке евангелия? Человек слепой, взывает громко к Христу , не смотря на «запреты» окружающих, и … получает от него помощь. Он никогда не видел Христа, он не знал Его (может только слышал о нем) но он хочет его помощи и взывает о ней.  Почему? Мы бы могли сказать, в этом случае, без всякой ошибки – «любовь слепа», и оказались бы правы. И даже могли бы сказать, что это и есть то свойство Любви, которое мы искали в сегодняшнем тексте, но это не совсем так. Да, действительно, всей остальной проповедью, и поведением Христос покажет нам, что для Его любви глаза не нужны. Что при Его Любви, вся «атрибутика», которая сопровождает человеческие отношения друг к другу, и «украшает» и укрепляет любовь, не имеют значения. Вокруг Христа было куда больше людей, глядя на которых можно было и за уважать их и полюбить. У них были и красивые одежды, и  умытые ухоженные лица, и богатые украшения были на некоторых, но Христос выбирает грязного, слепого нищего и оказывает ему свою Любовь и дает ему свою помощь. Все! Конец внешним признакам требующимся для христианской Любви. Но ведь не слепая же она? Конечно нет! Для христианской Любви, нужно духовное зрение, «духовные очи».  И какое же свойство Любви мы сегодня нашли? Она видит духовными очами. Без развития в себе духовного зрения, без «открытия» себе духовных очей, ваша Любовь будет слепа, и вы будете направлять её на все блестящее, красивое, заметное, но ценности могут  оказаться ложными и ваша любовь превратиться в любовь к кумирам – идолам, и вы будете любить всякую мишуру а не «друг -  друга».Как "открыть" духовные очи? Постись, молись, читай евангелие - это само простое, что можно предложить. Но, конечно, все  не так просто! Об этом мы и будем говорить дальше.

Аминь!

Зачем убили Ромео и Джульетту?

«Школа Любви» занятие 4


Продолжаем занятия в нашей «школе Любви», основанные на отрывках из  Евангелия , читаемых на Литургии . (предыдущие занятия здесь http://www.proza.ru/2013/02/03/630 )  Сегодня Неделя 36-я по Пятидесятнице. И мы читаем  Мф., 62 зач., XV, 21-28  Но прежде чем перейти к отрывку, я хочу Вас спросить – за что «убили» Ромео и Джульетту?  Есть разные переводы произведения Шекспира, мне нравится вот это начало:
Две равно уважаемых семьи
В Вероне, где встречают нас событья,
Ведут междоусобные бои
И не хотят унять кровопролитья.
Друг друга любят дети главарей,
Но им судьба подстраивает козни,
И гибель их у гробовых дверей
Кладет конец, непримиримой розни…

Так за что они убиты?
Мы не знаем! Мы не видим почему семьи враждуют, мы не понимаем почему нужно лить за эту кровь, нам даже не понять, почему священник, (святой Валентин) так просто взял и прикончил ребят. Но я могу утверждать одно – в семьях, по видимому «христианских», не было того  качества Любви, о котором идет речь в сегодняшнем Евангелии.
Давайте теперь прочитаем отрывок:
21И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.
22И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.
23Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.
24Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.
25А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.
26Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
27Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.
28Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика' вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.

И что мы видим? Видим, что Христос не сразу соглашается помочь этой женщине, поскольку она не из «дома Израилева». Ох, как в Его время, следили «овцы дома Израилева», чтобы у всех были отличия и по национальности и по родам в этой национальности и по виду деятельности и по состоянию человека. Из далека всем должно было быть видно, кто к какому «дому» относится и кто какое значение имеет. И ведь не только там. Все человечество жило (и в большей степени  живет) по этим правилам, в которых важно все от «тачки» на которой ездит человек, до «часов» на его руке.
 Женьщина тоже, повидимому, имела отличительные признаки, того, что она не из «дома Израилева», и Иисус, так «реагирует» на неё. Интересно, что это единственный раз, такой реакции, и по видимому, Он делает это специально, чтобы не от него шло «нарушение», тех правил, что были установлены, а чтобы сама женщина обосновала необходимость нарушения этих правил. И 27Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.
Что она показала этими словами?
Что «псы» дожили до мудрости, превышающей мудрость их господ. То, чем гордились «избранные господа», мудростью, ученостью, тайноведением, стало доступно и «псам», и Христос «продемонстрировал» это, дав женщине проявить свой ум.  И Христос, отменяет «избранность», дав ей то, что она пожелала (выздоровления дочери).
В этом евангелии идет речь о том, что христианская Любовь, не имеет «избранности». Она распространяется, расширяется, до невероятных, по тем временам «границ», а точнее просто лишается их. Кого мы можем теперь не любить? По какой еще причине  «Две равно уважаемых семьи… Ведут междоусобные бои..»
  Если бы две эти «семьи» были по настоящему христианские, они бы не «убили» своих детей. Если бы священник, решивший их тайно сочетать браком, имел истинную христианскую Любовь, и он бы не стал прибегать к хитрости, которая загубила подростков. Если бы мы все имели это качество Любви Христовой, то и мы жили бы в мире со всеми и любви с ближними. Для семей Ромео и Джульетты этот вопрос решился трагически: «И гибель их у гробовых дверей, кладет конец, непримиримой розни.» Нам нужно научится «решать этот вопрос», раньше, чем кто –то погибнет. Это очень важно, поскольку, если мы вглядимся, огромное количество проблем, огромное количество несчастий и даже смертей, происходят именно по тому, что мы «любим» избирательно, требуя для любви от объекта любви, сначала что –то выполнить, сначала приобрести какие –то качества, сначала привести свое поведение в какой –то порядок, а потом мы может его будем «любить». Причем, часто это делают и «христиане». Недавно мен жалуется мужчина, которому больше 60 лет, что его жена уже несколько лет не ложится с ним в постель, и постоянно его упрекает и укоряет, по тому, что он не хочет венчаться с ней. А венчаться она захотела съездив к одному «старцу», который ей тек и «благословил»: Не ложись с ним, пока не повенчается.
- Почему я должен венчаться когда «старец» велит, да еще и по принуждению? – спрашивает он меня
- Я живу с ней 41 год, у нас двое детей, она не работает 15  лет (ноги болят)  и я один кормлю семью (один сын пьяница), содержу дом, сажаю огород -  и вдруг я «плохой муж», которого нельзя «любить», потому, что я не венчался с ней? Ну как так – батюшка?!!!
Что мы видим? Избранность установленную псевдохристианством.
Именно истинная, христианская, без избранности Любовь, может и воспитывать человека и «освящать» его Об этом говорит и Апостол: http://azbyka.ru/biblia/?1Cor.7:12-24

Аминь!

Закхей  слезай!  пост – проповеди «Школа Любви» занятие 5
Для удобства вашего просмотра предыдущих занятий, я собрал их в одну публикацию на «Проза.ру» http://www.proza.ru/2013/02/03/630  Эту проповедь  и следующие  буду добавлять туда.
На предыдущих занятиях, мы разобрали, какими должны быть качества, вашей любви, чтобы она называлась «христианская». Сегодня я бы тоже мог этому посвятить пост, но давайте сделаем по другому. Я коротко скажу о свойстве Любви, и начну раскрывать тайны ваших качеств, которые требуются, чтобы Бог полюбил вас.
На предыдущем занятии, мы разобрались, что истинная  Любовь отвергает различия по родовым, национальным, расовым и другим природным различиям человека.  В притче  о Закхее  Лк., 94 зач., XIX, 1-10   которую мы будем сегодня читать, показано то –же качество, но отвергающее различие по имущественному и профессиональному признаку. Нет их, этих различий в Любви у Бога, не должно быть и у христиан.
Ну а теперь притча:
1Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него.
2И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, 3искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, 4и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.
5Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.
6И он поспешно сошел и принял Его с радостью.
7И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; 8Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.
9Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, 10ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
Скажу вам честно – когда я читаю эту притчу, мне всегда смешно на Закхея, а когда начинаю рассуждать – плакать хочется. И вот почему:
Кто такой Закхей? Начальник «налоговой инспекции», маленького росточка, грешный человек, которого не любят окружающие. Мытари тогда были не как сейчас – они были вооружены, имели полномочия убить человека на месте, забирали часть нажитого в пользу Рима, и себе. Конечно хитрили, и жили лучше других. Правда и сами могли в любое время погибнуть, если Рим обнаруживал их обман, или от рук разгневанных людей которых они мытарили.
Но что мы видим? Начальник залез на дерево, чтобы увидеть Христа. Он его еще не знает лично, он не понимает, что это Бог, он думает, что это очередной «чудотворец», и… и лезет на дерево, не смотря на косые взгляды окружающих. Что может сейчас заставить начальника налоговой инспекции залезть на дерево?  Не могу представить что. Только разве страх смерти при наводнении или волки в лесу. А Закхей залез! Почему?
Возможно мы поймем это, представив, что в притче « о мытаре и фарисее» мытарь это Закхей (почему бы нет). И там и там, мы видим, что человек страдает от своей грешности и в одном случае молится как надо, в другом готов, как надо, отдать часть своего имущества обиженным. Именно такой способ предлагает все христианство любому грешнику, где порядок – «покайся» и «сделай добро» обязателен, не только для очищения души человека, но и для его воссоединения с Богом. Что получается?  Закхея мучила совесть – он жаждал успокоения. Он залез на дерево не ради своей жизни, не ради получения чуда исцеления – он залез ища покоя своей душе. И ему было совершенно наплевать, что станет с его имиджем, как это скажется на его репутации начальника мытарей – вообще на все наплевать – лишь бы успокоить душу от грехов. Вот он и «залез». Это то самое качество о котором Христос говорит: Просите - и получите, ищите - и найдете, стучите - и вам откроют. Каждый, кто просит, получает, и кто ищет, находит, и кто стучит - тому откроют." (Евангелие от Матфея. Глава 7)
Только применительно к Закхею это звучит – лезь в верх и найдешь Бога!
Качество которое «притягивает» Любовь Бога к человеку, называется «стремление к Богу» Помните игрушку – вертушку. Когда ветра нет –она не крутится. Мы берем и бежим с ней – и появляется ветер. Любовь Божья, тоже появляется тогда, когда ты движешься на встречу ей, никого не смущаясь, и ни чего не жалея.
 Аминь!
Продолжение следует

Кто хочет быть первым  (пост – проповедь «Школа Любви» занятие 6)

Сегодня у нас 24 февраля «Неделя мытаря и фарисея» и мы продолжаем занятия в школе Любви. ( все предыдущие здесь http://www.proza.ru/2013/02/03/630 )
На предыдущем занятии, мы начали рассматривать какие – же качества должны иметь христианине, чтобы их любил Бог. Это занятие открывает нам новое качество человека, которое несомненно делает его уважаемым среди людей, и дает благодать Божию. Какое?
Давайте рассмотрим сегодняшнее евангелие Лк., 89 зач., XVIII, 10-14. :
10два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
11Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: 12пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что' приобретаю.
13Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
14Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
Лет 18 я дружу с замечательным художником иконописцем, и прекрасным организатором Никитой Нужным. (сейчас не о нем) Думаю, что все видели его иконы и роспись, так – как они в иконостасе и на стенах ХХС. Однажды он позвонил и попросил меня посмотреть одну фреску. Я приехал в ХХС, и спустился в нижний храм. Там галереи были завешаны пленкой, и шли работы по их росписи.  Мы прошли с ним в начало галереи и он указал на фреску, о которой хотел поговорить.
 - Вот, отец Михаил, так фреска, что меня смущает. Я попросил ребят найти сюжет и написать, пока сам уезжал в Италию. А приехал и мне кажется, что во фреске, что – то не так. Нет, мы постарались изобразить на ней, ту реальную обстановку, в которой все происходило во времена Христа.
 Фреска,как вы уже догадались, была на сюжет Мытаря и Фарисея, которые на ней были изображены в храме. Вроде все обычно -  Стоит один  богато одетый человек, крупный, с суровым лицом, и другой клонившийся, практически в одежде современного монаха.
- Ребята  и знаки постарались сохранить, и посмотрели какая утварь была, но как –то все не так.
Я всмотрелся во фреску, оценил хорошее письмо, удивился некоторым деталям интерьера, рассмотрел одежду Мытаря и Фарисея. И тут меня осенило и я спросил:
 – А кто из них кто?
Дело в том, что богато одетый, шикарный человек стоял впереди, а сгорбленный монашек позади. Никита не задумываясь показал:
- Это Фарисей, а это Мытарь! И сам заулыбался.
- А я то думаю, что меня смущает!!! – воскликнул он, так как понял, что впереди стоит Мытарь – в богатом одеянии, а сзади, в монашеском Фарисей.
- Сейчас позову ребят, сказал Никита и ненадолго ушел. Вернулся он с одним художником и его спросил, указывая на фреску:
- Где мытарь и где фарисей?
Молодой человек не задумываясь ткнул в стоящего впереди и сказал:
- Вот фарисей!
И естественно, указав на «монаха» произнес:
- А это мытарь.
-  Да там подписано -  показал он рукой на надписи.
Мы с Никитой   обомлели
- Батюшка, расскажите ему кто такие фарисеи и кто мытари- попросил Никита.
Я не стал распространяться просто сказал:
- Фарисеи, что –то вреде наших старообрядцев в иудаизме, переводится, как «отверженный». Им  «светиться» было незачем, и они одевались скромно. Вели себя не скромно,  как сейчас некоторые монахи в храмах вставали вперед и молились показушно. А мытарь – это сборщик налогов от Рима. Они одевались в римскую одежду, имели право убивать без суда, заходить с оружием в храм. Тем и велик подвиг мытаря в этой притче, что он «большой» в обществе человек, пришел в храм и публично каялся.
Художник посмотрел на Никиту и сказал:
- Мы перепишем, только не сейчас, сейчас нужно галерею закончить.
Я не знаю, переписали – ли они фреску (в храме с тех пор был, но в дальний угол с лева, не проходил), но притча о Мытаре и Фарисее, мне стала какой –то родной и понятной. Я начал еще больше уважать и восхищаться мытарем, который смог, преодолеть себя, и прийти в храм и покаяться. Еще больше мне стали противны «фарисеи – выскочки», бегущие впереди всех, и укоряющие всех в недоразвитости, обзывая их «захожанами», «недохристианами» и всячески еще.
Христос в притче показывает нам качество, которое выражено и в другом евангелии: « И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою.»
И тогда,  конечно, полюбят тебя и люди и Бог. Почему мытарь, из вооруженного богача, превратился у нас в скромного, почти монашеского облика человека - потому, что у него такая душа. Потому, что люди увидели в нем не одежды и не звания, а его суть. Поэтому, те, кто начальствует и ходит в храм «с оружием» - помните – Бог и люди видят вашу душу, а не ваши одеяния.
В Нагорной проповеди Христа это качество выражено заповедью: «Блаженны плачущие…»
Аминь!

Не то любить - себя губить Школа Любви занятие 7

Продолжаем занятия в Школе Любви"  Все предыдущие собраны здесь: http://www.proza.ru/2013/02/03/630 И сегодня мы с Вами подумаем, какая страшная беда, может приключится с человеком, во время пути. Какая? Ну, положим, мы поехали на машине отдыхать в Иерусалим. Чего стоит, прежде всего, бояться? Вы скажете: полицейских, аварии, поломки машины. Все это конечно беда, но если мы , в конце концов, доберемся до Иерусалима, и там классно отдохнем - они вас пугают? Большинство из вас скажет - нет! Ну не буду вас томить и перейду к теме сегодняшнего разговора, а она проста - что нам любить. Сегодня все в храмах читают евангелие от Луки гл.15 стр 11 -31 "О блудном сыне" http://days.pravoslavie.ru/bible/z_lk_15_11_32.htm#z  И обсуждают, что у него переходный возраст, у него нет уважения к отцу, у него ревность к брату и все это привело его в питанию со свиньями. Это действительно так, но я бы задал два "классических" русских  вопроса:  "Кто виноват" и "Что делать?" Вот на них и сосредоточимся.
И так - кто виноват?
Я не буду вам представлять весь отрывок, только для того, чтобы вы сосредоточились вот на этой строке:
13По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
Мне очень нравится наше, русское определение – «распутно». Оно взялось от названия распутье» - разветвление дороги. Распутья опасны тем, что нужно знать, куда на них пойти. Помните вопрос о Иерусалиме? Так вот, самое страшное – не доехать до него, повернув не туда. Мы, когда куда то двигаемся, должны знать точную дорогу, иначе на распутии мы свернем не туда, и сколько –бы не шли, все равно не попадем куда надо. Человек стооолько применяет сил, чтобы попасть «куда надо», начиная от указателей, кончая Глонасом, двигаясь на транспорте. И жизнь, та- же –дорога.  И тот, кто не знает куда по ней идти – будет путаться на распутьях. В нашем случае – кто в этом виноват? Конечно отец. Все «ругают» молодого человека, который забрал имущество, и пошел по дороге жизни, путаясь на распутьях. Ему никто не дал «карты». Отец, по видимому занятый собиранием богатства, и ведением семьи, просто не успел ему объяснить, что любить можно многое, но при этом стоит помнить поговорку «не то любить – себя губить».
Человек не однозначен. В нем множество малых, и несколько основных функций – потребностей, которые основаны на любви. Господь так устроил, что мы можем любить свое жилье, чтобы нам было удобно жить, любить пищу, чтобы не умереть от голода, любить другого, чтобы плодиться на земле. Все это распутия любви, на которые мы сворачиваем каждый день, по нескольку раз. Но, знающий дорогу человек, всегда вернется, на главную, и будет двигаться вперед, а распутный – будет путаться. Он вдруг выберет себе, то дорогу пьянства, то дорогу развлечения, то дорогу блуда, то гордыни, то сребролюбия – и ….. и погибнет. Как только любая дорога, любой страсти, становится для человека главной – так он гибнет. Все его усилия не приводят в Иерусалим. И виноваты в этом родители, которые не дали ребенку «карту жизни», не объяснили ему, какая дорога главная.
Что делать?
В притче «блудный сын», набив шишек, вернулся туда, откуда начал свою распутную жизнь. Кстати, это и самое правильное решение, если вы двигаетесь по местности, не имея карты. Попытки свернуть куда –то еще, когда вы поняли что заблудились, чаще всего приведут в тупик. Поэтому, если поняли, что двигаетесь не туда – нужно вернуться обратно. В контексте нашей проповеди это будет звучать так: Если любите не то, начните любить правильное. Не будьте «блудным сыном» не шатайтесь по распутьям  Любви.
Аминь!

Любовь не ищет выгоды пост проповедь «Школа любви» занятие 8

Продолжаем занятия в «Школе Любви», предыдущие все здесь: http://www.proza.ru/cgi-bin/login/page.pl

Почему сократилась рождаемость? Почему в мусорных бачках находят выброшенных детей? Если начинают об этом рассуждать, то довод один – нет средств воспитать ребенка. Поэтому, его «можно» убить в утробе, задушить и выкинуть на помойку, оставить в детском доме. Ничуть не меньше проблема и со стариками. Дааа, «куда не кинь всюду клин». Впечатление такое, что количество Любви, все уменьшается и уменьшается. На самом деле происходит другое – человек становится все более индивидуален, и те качества, которые ему требовались для проживания в сообществе, все меньше востребованы, и все меньше используются. В обществе царит «потребительство», которое заставляет во всем искать выгоду. Поэтому детей содержать  - не выгодно, стариков уважать – не выгодно, милость проявлять – не выгодно, если это не условие для большей выгоды. Где тут Любовь? Сейчас будем разбираться:
Сегодня 10 марта, «неделя мясопустная» и мы читаем Евангелие Мф., 106 зач. XXV, 31-46.
31Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, 32и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; 33и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую.
34Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: 35ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; 36был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
37Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?
38когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?
39когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
40И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
41Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: 42ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; 43был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
44Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?
45Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.
46И пойдут сии в му'ку вечную, а праведники в жизнь вечную.
И что видим? Видим грандиозную картину Страшного суда, где миллиарды воскрешенных ждут своей участи. И видим, как просто  свершается правосудие – праведники на право, грешники на лево. И в чем их разница? Одни делали добро не замечая что они его делают,  а другие, видели что нуждаются люди в Любви и не проявили её. И даже больше того – они были слепы и глухи к  нуждающимся. И речь не идет о том, богаты представленные в Евангелии люди или нет, были ли они начальниками или подчиненными, имели ли «праведные» семьи или были холостяки – речь не идет ни о чем, кроме Любви к нуждающимся. Кем бы ты ни был, и какие – бы должности не занимал, оказывается на Страшном Суде спросят одно – кому помог?
При этом, я думаю, что еще и оценят – больше помог или навредил другим. Мне иногда странно видеть. Как превозносят миллиардера, заработавшего свои капиталы на воровстве и обмане людей, когда он из уворованного, вдруг жертвует «копеечку». Он как бы и пользу приносит, но сколько он вреда перед этим сотворил? Кроме того, люди «любят» делать добро, так, чтобы это было выгодно и им – показушно. Не думаю, что и такое добро записывается в их праведность, так – как оно делается не другим, а себе любимому.
Из всего мы делаем вывод, что праведная Любовь, не та, что происходит с расчетом и своей выгодой, а та, что делается от сердца и естества человека, не зависимо от того, кто он есть на этом свете.
Аминь!


Любовь начинается с прощения пост - проповедь ("школа Любви" занятие 9)
17 мар, 2013 at 9:38 AM

Любовь начинается с прощения.  «школа Любви» занятие 9
Продолжаем занятия в «Школе Любви», предыдущие все здесь: http://www.proza.ru/cgi-bin/login/page.pl
«Прощение» не случайно одного корня с «упрощением». Простить – упростить себе жизнь, и двигаться дальше. Но возможно ли это для каждого человека? В чем преграда? Сегодняшнее евангелие (Матф. 6.14 -19 http://days.pravoslavie.ru/bible/z_mf_6_14_21.htm#z) нам дает ответы на эти вопросы. Преграда в неправильных объектах любви, которые мы имеем в своей душе. Посмотрите:
14Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, 15а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
16Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
17А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, 18чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
19Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, 20но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, 21ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

В тексте акт прощения, на прямую связан с нашим поведением. И хотя не говорит Господь, что мы гордецы и сребролюбцы, что любим больше мирское, чем духовное, но Он велит нам себя вести, не как гордецы и лицемеры, и вели оставить суету при «собирании» земных «сокровищь».
Если вы вдумаетесь в перечень своих обид, то вы увидите, что все они основаны, на какой либо «земной» основе, так – как мы только и делаем, что обижаемся на тех, кто нам, что –то не дал, куда –то не пустил, где –то не уступил, что –то сказал, и т.д. Даже когда выставляют «религиозные» обиды, то чаще всего в их глубине, те – же амбиции и претензии. И все по тому, что у нас «много» отношений с людьми, и мало отношений с Богом. Мы и с Богом, то имеем эти отношения, через призму людской оценки, а по - этому и складывается наша «любовь» из человеческих поступков.  Мы «собираем» человеческие отношения, чтобы удовлетворить свои человеческие срасти и потребноси.
Но, как только, вы оцените себя как духовную, божесвенную личность, через отношения с Богом, а не людьми, так вам будет видно, что все обиды – просто суета. Больше того, они война внутри себя, против себя. Понятно, что можно при этом в уме «строить козни», и «врагу», но чаще всего эти «козни» не только до него «не доходят», но и возвращаются к вам бедами и следующими обидами. Посмотрите на мир во круг:
В тюрьмах сидят те, кто думал, что он самый хитрый и умный, в больницах сидят те, кто думал, что они бессмертны и всемогущи, на улицах побираются те, кто думал, что может все сам. Сколько вокруг вас успешных людей живущих в обиде и самолюбовании? «С гулькин нос»! И видим мы радость на лицах только тех, кто может все упростить, простить, поверить и полюбить. Надеюсь, Вы поняли, что я хотел вам сегодня сказать.
Аминь!


Любовь расширяет сердца пост –проповедь «Школа Любви» занятие 10
26 мар, 2013 at 11:39 AM

Продолжаем занятия в «Школе Любви», предыдущие все здесь: http://www.proza.ru/cgi-bin/login/page.pl
Сегодня у нас не простой разговор, потому, что мы снова вернемся к теме, о том, как меняются свойства человека, если он идет по пути Любви, и развивается в духовности.  Попробуйте представить, что Вы человек плохой, и все ваше сознание направлено на себя и на свой эгоизм. Все ваши чувства и мысли будут направлены внутрь себя, и на себя, и вы будете постоянно внутри «говорить» о себе и своих проблемах. Кроме того, вы будет боятся, чтоб что –то с вами не произошло, и вы, не дай Бог, не заболели или тем боле не умерли. Эгоист становится чувствителен к себе и своим нуждам до мелочей, но другие люди для него « 0 « Он не видит их проблем, не чувствует их состояния, не понимает их настроения. Но вот пришел Христос и предложил нам новые свойства личности, расширяющее её до «космических « масштабов». Предложил вернуться в состояние Праотца Адама, который вмещал в душе природу и говорил с Богом «без посредников». Какие новые чувства? Сегодня первая Неделя Великого Поста и на Литургии читается Ев. От Иоанна гл.1 . http://days.pravoslavie.ru/bible/z_in_1_43_51.htm#z
47Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.
48Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.
49Нафанаил отвечал Ему: Равви'! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.
50Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.
51И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.
Я не стал брать все слова сегодняшнего чтения потому что, хочу, что бы вы, в этот раз обратили внимание именно на эти, и в частности: «отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому»
 Вот как! Но перед этим Христос показывает другое свойство – видение человека (Нафанаила) на расстоянии. Это чудо? Для «ветхого человека» - да, но для «нового человека» которым предложил стать Христос всем своим «последователям» - нет.  И мы увидим, как в христианстве развивались праведники, которые эти качества приобретали и на общее благо использовали. Явление настолько было распространено среди христиан, что Святые отцы предупреждали, что все эти видения и образы, может использовать сатана, вводя таким способом людей в соблазн. Распознать где такое видение и чувствование «праведное», а где от сатаны крайне трудно, но «отмахнуться, от обещания Христа, мы тоже не можем и не должны. Поэтому нам стоит рассмотреть, когда это появляется, и как это распознается, как духовное. Мне понравились слова Нила Сорского, об обсуждаемой нами теме: (Предание о житии пустынном, сл.2): «А мы, непотребные, виновные во многих грехах, одержимые страстьми, мы недостойны даже и слышать о подобных предметах. Но, уповая на благость Божию, я решился сказать о них несколько слов из святых писаний духовных отцов, дабы хотя немного обратить внимание, каким окаянством мы объяты, какому безумию предаем себя, прилепляясь и пристращаясь к миру сему, скопляя вещи тленные и ради их вдаваясь в заботы и смуты со вредом для душ наших. И при всем том думаем, что мы благотворим другим и вменяем себе то в похвалу. Но горе нам, что не познаем душ наших, и не рассуждаем к какой жизни мы призываемся, как говорит святой Исаак; мирскую жизнь, скорби мира или блага его и покой считаем за нечто важное; по лености же, привязанности к миру и небрежности мы о жизни по духу говорим, что она свойственна была только древним святым, а нам и не нужно и невозможно все сие исполнить. Но нет! Невозможно исполнить все сие тем, кто самопроизвольно подчиняет себя страстям и не хочет искренно покаяться, истинно прилежать Духу Божию, а любит только заботу о бесполезных житейских делах. А Господь принимает всех искренно кающихся; милует, благодетельствует и прославляет тех, кто с сердечною любовью и страхом ищет Его, к Нему Одному обращается и исполняет заповеди Его….» http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=tainstvenny#tdds3
В общем –то на них бы можно было и остановится, но.. но у нас же «школа любви» поэтому я все же продолжу, чтобы вы поняли и приняли, хоть начальные «навыки» человека отступившего от эгоизма и вступившего на путь христианской Любви.
Все начинается с осознания себя как «эгоиста» и понимания, что если для «мирской» жизни это  приемлемо и даже может быть путем к «успеху», то для духовной это гибель. Христианство начинается с Любви, которая состоит, как минимум из трех  частей:
37. Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим:
38. сия есть первая и наибольшая заповедь
39. вторая же подобная ей: возлюби ближнего
твоего, как самого себя;

И именно эта Любовь, и открывает человеку другой мир, в котором есть не только одно собственное «Я», но и появляется взаимоотношение с  мирозданием, через любовь к Богу, и с окружающими, через любовь к ним. И чем больше любви в сердце, душе и разуме, тем шире для человека становится мир, тем больше его связь с ним. Праведник в келии, способен сердцем чувствовать весь мир, духовными очами зреть грехи и нестроения отдельных людей.
Мы не праведники, нам стоит к этому относиться осторожно, но и не забывать, что все равно эти свойства у вас есть.
Сколько раз вы слышали, как любящие родители говорили, что знают о своих детях, сколько раз вы слышали, как любящие друг друга люди ощущают настроение своей половинки на расстоянии, какое бы оно не было. И это не всегда выдумки и фантазии. А может быть и реальные духовные отношения с теми, кого вы любите.
Признак правильности этих отношений простой – они ведут к радости.  Все явления, после которых приходит страх, раздражение, уныние и т.д. – это от сатаны. Духовные дары ( а это именно дар Божий) они всегда радостны потому, что даются по любви и с любовью.   

Аминь!

Любовь бывает разная. Пост – проповедь (Школа Любви занятие 11)
Продолжаем занятия в «Школе Любви», предыдущие все здесь: http://www.proza.ru/cgi-bin/login/page.pl

Вторая неделя Великого поста и сегодня читается «забавное» Евангелие от Марка гл. 2:
1Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме.
2Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово.
3И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; 4и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.
5Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.
6Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: 7что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?
8Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?
9Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?
10Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- говорит расслабленному: 11тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.
12Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.
Почему я его назвал забавным? Да уж больно мне забавно представлять, как друзья больного, не прорвавшись через очередь, залезли на крышу (они там были плоские) и раскопали её. Но ведь добились своего - вылечили друга. Это евангелии обычно разбирают, в другом аспекте – доказывая, что Христос мог не только делать чудеса, но и прощать грехи, а я хочу обратить ваше внимание на Любовь. Ведь вы согласитесь , что она бывает разная:
Материнская любовь, Родительская любовь, супружеская любовь, любовь влюбленных пар, и еще можно много разных «видов» Любви перечислить или даже придумать. В данном евангелии сколько мы их «видим». Я вижу любовь Божественную – когда Бог творит человеку чудо, по тому, что Он его любит. Причем, заметьте – творит грешнику, которого за одно и прощает, хотя тот и не каялся. Это подтверждает истину, что Бог любит всех, и у всех есть надежда на его помощь и его спасение.
Но есть в отрывке и еще одна удивительная и могучая любовь – любовь друзей. Не знаю как Вы оцениваете любовь друзей, а я , прожив уже не маленькую жизнь, могу сказать прямо – это великая Любовь. Друзья, как малая семья, в которой можно и жилетку поплакаться, и помощь получить, а то и в нос схлопотать. Одна проблема – истинных друзей, любящих себя с тобой, а не  тебя с ними, не так – то ужи и много, особенно если человек беден и немощен. Русская поговорка гласит «У богатого сто друзей, от бедного даже братья убегают) В евангелии показана самая крепкая и надежная любовь, когда бедного , больного человека, его преданные друзья спасают своей любовью. Вот здесь встает вопрос – за что? Почему они такие преданные, и почему Христос ему прощает грехи. Я думаю, ответ ясен – больной  тоже  любил своих друзей.  Активно им до болезни помогал, был для них «жилеткой», кассой взаимопомощи, соработником и еще не знаю кем. Но дружеская любовь бывает только – ответной любовью. Если ты никого не любишь, и не собираешься никому помогать, то точно, у твоего больного ложа, не окажется никого из друзей, и уж тем более они не поднимут тебя на крышу, не раскопают её, и не представят тебя перед Богом.
И вывод делаем простой:  хочешь друзей – люби людей! За  это Бог простит и радостью наградит. Вот как я заговорил поговорками ;
Аминь!