Заповедник для классиков или прощай классика?

Любовь Сушко
ПРОЩАЙ, КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Вот уж точно, чем меньше знаешь, тем крепче спишь и спокойнее  живешь.
Но когда вот так отстраняешься от  чего-то и спокойно живешь какой-то срок, то все равно приходится рано или поздно просыпаться и возвращаться к реальности.

Открыл глаза, посмотрел на то, что  творится в мире и в твоем доме и пришел в тихий, а то и в бурный ужас.

В данном случае я лично проснулась именно к тому моменту, когда появились те самые списки для внеклассного чтения старшеклассников,  и невольно пришлось сравнить реальность с нашим прошлым.

Все-таки тогда в школьной программе, да и в обычной жизни классической литературе было отведено  существенное место. Мы не только покупали, но и порой читали книги классиков, приобщались к мировой культуре.
Сегодня это кажется фантастикой, оказаться в уютном и часто богатом доме, и увидеть, как  читают вообще, и книги  классиков в частности – это фантастика.

Их пока еще по старой памяти издают, но, вероятно, это продлится недолго, судя по книжным полкам в магазинах, она останется нетронутой.
А уж после всех событий с сокращением часов на литературу в школе и теми самыми странными списками, все будет еще хуже, хотя казалось бы хуже уже и  некуда.

Но ведь беда у нас еще страшнее, та самая классическая литература 19 начала 20 века сохранится для потомков, пусть  и минуя внуков, она уйдет к правнукам.

А вот что у нас с классикой современной – 20 век( особенно вторая его половина –оказался тем самым черным квадратом, поглотившим все, а начало 21 века к литературе относится еще в меньшей мере, чем век 20.
Как ни странно, у нас нет классики и быть не может просто потому,  что это никому не нужно, а может быть даже и вредно…

Все приличные, классные, классические романы если и существуют, то в единственном экземпляре у авторов, никто никогда о них не узнает.

У нас с вами только два пути,  либо наблюдать за тем, как исчезает умирает не только классика, но и литература вообще, либо все-таки что-то делать для того, чтобы она продолжала жить.

К сожалению, надеяться на  привычные издательства не приходится, хотя «ЭКСМО» для зарубежной классики очень неплохо потрудилось. Даже если заглянуть в их серию с интересным названием «Интеллектуальным бестселлер», -поработали ребята на славу. Половина книг просто великолепна.

Вот к примеру те самые англичане, там представленные. Брала только тех, кто покорил меня лично, и второй  принцип – все они живы и им 40-60 лет – то есть  еще много чего сделают для своей классической литературы, переведут и издадут их во всем мире обязательно.

1.Джу;лиан Па;трик Барнс (англ. Julian Patrick Barnes, р. 1946) — известный английский писатель, эссеист, литературный критик. Видный представитель литературы постмодернизма.

19.10.2011г. Лента.ру Лауреатом престижной британской литературной премии The Man Booker Prize стал Джулиан Барнс. Писатель получил награду за роман "Предчувствие конца" ("The Sense of an Ending").

"Нечего бояться", "Пульс", "Предчувствие конца", "Попугай Флобера"

2.Иэн Бэнкс (Iain Menzies Banks) — писатель, родился 16 февраля 1954 года в Шотландии.
Пишет как «реалистичные» произведения (под именем Iain Banks), так и научно-фантастические (под именем Iain M. Banks).

"Воронья дорога", "Осиная Фабрика", "Песнь камня", "Мост".

3.Иэн Макьюэн (Ian McEwan) родился 21 июня 1948.
Иэн Макьюэн – один из «правящего триумвирата» современной британской прозы (наряду с Джулианом Барнсом и Мартином Эмисом), лауреат Букеровской премии за роман «Амстердам».

"Невыносимая любовь", "Дитя во времени", "Амстердам"

4. Эндрю Миллер (Andrew Miller) родился в 1960 году в Бристоле, Англия,

"Жажда боли", "Казанова", "Оптимисты"

5.Дэвид Митчелл (David Mitchell)
Британский писатель.
Дэвид Митчелл родился 12 января 1969 года в Саутпорте (Мерсисайд, Англия).
 
"Облачный атлас", "Литературный призрак", "Сон №9"
 
6.Лоуренс Норфолк Родился: 1963-10-01— английский писатель, автор романов, написанных на стыке интеллектуального мейнстрима, магического реализма и альтернативной истории.

"Словарь Ламприера" , "В обличье вепря", "Носорог для Папы Римского"

7.Кристофер Прист (англ. Christopher Priest) - английский прозаик, один из представителей "новой волны". Родился 14 июля 1943 года в Англии, в городе Чидл

"Престиж", "Гламур", "Экстрим"

8.Мартин Эмис (Martin Amis)
Великобритания, 25.8.1949. В 24 Мартин Эмис опубликовал свой первый роман. Через два года - второй, а еще через три - свой третий роман "Успех".На сегодня Мартин Эмис - автор трех десятков книг и, по признанию критиков, один из самых значительных авторов Британии, наряду с Джоном Фаулзом, Джулианом Барнсом и Иэном Макьюэном.

— "Успех", "Информация", "Другие люди: Таинственная история"

Так что же получается , самому старшему из признанных Британских классиков 67 лет, самому младшему , прославленному на весь мир   Дэвиду Митчеллу 43  года. Но его роман «Облачный атлас», и снятый по нему фильм сегодня известен во всем мире.

У них есть и тот самый правящий триумвират Иэн Макьюэн - Джулиан Барнс- Мартин Эмис – живые классики так же прекрасно известные всему миру.
И что же имеем сегодня мы, в стране Толстого и Достоевского, и Тургенева.

Да ничего у нас нет, литература, превратившаяся в игрушку, писатели, которые стремятся стать народными, надеюсь, не надо объяснять, что это такое и куда это ведет нашу литературу, уже давно дышащую на ладан, непонятно, существующую ли вообще или уже  испустившую дух.

Наверное, любой из английских классиков покрутил бы пальцем у виска, если бы вы посмели назвать его народным, потому что они трудятся, они совершенствуются, и как сказал один из них, у них есть странная привилегия нравится не всем, и они вольны презирать тех, кто стремится  всем нравиться.

Народным быть легко, трудно идти к вершине и совершенствоваться, и заставить других расти до твоего уровня.

Но в нашей многострадальной литературе этого нет, более того, мы все делаем для того, чтобы не было  уже никогда.

А как же еще можно спасти положение дел, и  удержаться на поверхности мирового литературного процесса?

В той самой серии, где издано  пять сотен книг писателей разных стран, нет ни одного писателя из России, увы, издатели не могут или не хотят найти достойных. Это надо признать.

Да и затратное это дело идти методом проб и ошибок, зная, что книги не раскупят, что авторы не известны и не признаны. А если вспомнить за какие романы давали премии, то и хорошо, что их нет в этой серии, не "Сиреневый крест" же там печатать, тогда все станет очеведным...

Значит, возрождая классику, нужно создать «Заповедник классиков» именно в сети…Сайт на подобие нашего, где будут храниться  не отдельные рассказы,  а книги, которые достойны внимания на определенной странице автора.

Рекомендовать их туда могут другие авторы, кто возьмет на себя такую смелость, филологи, преподаватели ВУЗов, чья специализация именно  литературоведение, те критики, которые еще живы - профессионалы. вот тут и понадобится их эрудиция и знания.

Вот когда появится такое хранилище из 200-300 имен и рукописей, тогда и можно будет поработать именно специалистам и тайным или явным голосованием наметить первую дюжину книг достойных к прочтению и оценке.

Издать их в электронном виде и не издавать на бумаге, что мало эффективно. Предложить читателям поработать с этими книгами, оценить их, опять же тем, кто  понимает в этом что-то, а не всем подряд. Организовать рекламное продвижение и создать электронную библиотеку «Заповедник классики».

Вряд ли туда пойдут  все подряд читатели, но те, кто понимает и ценит именно классику появляться будут всегда. Представлять новинки раз в месяц достойных книг и постепенно повышать уровень…Добиться того, чтобы знать эти творения было престижно, чтобы они стали частью литературного процесса - Возрождение же никто не отменял…

Должна быть отдельная страничка со статьями, рекомендациями для учителей литературы, преподавателей ВУЗов, которые могли бы что-то взять для себя, как-то ориентироваться в современной классике.
И постоянно должен вестись поиск новых «романов века», ну сначала хотя бы романов года, романов месяца, если повезет..

Только работа эта должна вестись серьезно командой литературоведов и критиков и конечно вознаграждаться очень щедро...

Иначе, у нас останется только вытоптанное поле, где и с течением времени ничего никогда не вырастит.

После революции деятели культуры пытались все упростить, адоптировать мировую литературу до уровня понимания кухарки. В этом направлении мы преуспели, сегодня требуется работать в обратном направлении, чтобы не было мучительно горько и стыдно, чтобы сохранить то, что можно сохранить…

А чтобы проникнуться идеей, почитайте прямо сегодня несколько книг из серии «Интеллектуальный бестселлер» из перечисленных выше, или просто по Вашему выбору, и посмотрите  какого уровня достигла мировая литературу.

Джон Ирвинг — Мужчины не ее жизни, Правило виноделов
Кадзуо Исигуро — Остаток дня
Джон Краули — Маленький, большой, Эгипет, Демономания
Джон Краули — Роман лорда Байрона
Джозеф Максвелл Кутзее — Осень в Петербурге, Бесчестие
Иэн Макьюэн — Дитя во времени, Искупление, Суббота
Айрис Мердок — Ученик философа, Зеленый рыцарь, Единорог
Дэвид Митчелл — Литературный призрак, Облачный атлас, Сон №9
Лоуренс Норфолк — В обличье вепря, Словарь Ламприера
Джон Фаулз — Волхв, Любовница французского лейтенанта
Жозе Сарамаго Слепота, Перебои в смерти,  Каин, Двойник.
Д.Харрисон "Шоколад", "Леденцовые туфельки", "Небесная подруга".
Мартин Эмис — Информация, Другие люди
Том Шарп — Дальний умысел, Улит   

- это книги, с которыми я лично не расстанусь никогда, но список может быть и  иным, самое главное, что издатели  предлагают нам  огромный выбор.

Что же касается русской литературы, нам просто необходим «Заповедник классики», чтобы сохранить хоть что-то, оставить в наследство, заставить вот этих молодых властителей дум, о которых  я говорила,  принимать нас всерьез.

А на прощанье -вопрос грустный:  почему южноафриканский, а не русский писатель пишет о Достоевском, а мы что в это время делаем? Чем занимаемся. Я о книге Джозеф Максвелл Кутзее — Осень в Петербурге…

Дж.М.Кутзее — единственный писатель в мире, который дважды получил Букеровскую премию. В 2003 г. он стал нобелевским лауреатом. Роман «Осень в Петербурге», как и другие книги южноафриканского прозаика, отличает продуманная композиция и глубокое аналитическое мастерство.

Вот это и горько и грустно сознавать, разве это не наш мир, не наше наследство  в первую очередь?   Но увы, пока мы занимаемся чем угодно, только не классической литературой. А писательство становится забавой, этаким странным развлечением...

Не думали об этом, господа литераторы? Наверное и правда, лучше не задумываться, спокойнее будет жить.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Видимо, не очень понятно, чего же в данном случае хочу именно я.
Поясняю еще раз:  В данном случае мне лично нужно, чтобы условный книги Иванова, Петрова, Сидорова ценились и продавались во всем мире так же, как книги Бранса, Эмиса и Элисса, и чтобы с гордостью можно было сказать, что у нас есть живая классика, признанная в мире и переведенная на все языки мира, и это такие -то и такие=то писатели.

 Сорокин и Пелевин в этом амплуа меня лично не устраивают, да и никого,думаю,  не устраивают, они явно до уровня не дотягивают...Я хочу гордиться своей литературой, а не английской и португальской, но получается наоборот. Вот это меня не устраивает.И это не только мое личное дело, но и нашего государства тоже, помня о Толстом, Тургеневе, Достоевском и о классике, признанной во всем мире.