Путевые записки Дрезден Брюльская терраса

Татьяна Минаева-Антонова
      Теперь, проходя театральную площадь и любуясь ее величественными сооружениями, нужно прогуляться по Брюльской террасе.
      В середине ХVIII века саксонский премьер-министр граф Генрих фон Брюль, получив в подарок от короля Фридриха Августа II земли, бывшие ранее бастионом древнего укрепления и валом от разлива Эльбы, заложил здесь увеселительный сад и начал строительство своих изящных дворцов вдоль набережной. Сад разрастается и становится местом отдыха знати. Но уже в начале ХIХ века роскошный сад на берегу реки открывается для гуляний городской публики, и возникает необходимость в удобной лестнице.
      Прямо с Дворцовой площади широкая парадная лестница ведет на Брюльскую террасу – главный променад Дрездена. Вид с террасы настолько роскошный, что великий Гете дает ей название – «балкон Европы».
      Справа от лестницы находится немного грузное  здание с 50-метровой башней справа – Дом земельных сословий. Наверху башни установлена позолоченная фигура Саксонии. Рядом со зданием справа от лестницы на Дворцовой площади стоит памятник первому королю Саксонии Фридриху Августу I Справедливому, проводившего прогрессивные реформы в годы своего правления и основавшему несколько академий.
      Лестницу украшают четыре скульптурные группы из песчаника, но из-за ветхости их заменяют бронзовыми. Они олицетворяют периоды суток. На площадке,  через несколько ступенек установлена  фигура женщины с полумесяцем во лбу, склонившейся  над спящим юношей, а сбоку крылатый бог сновидений – Морфей. Эта композиция олицетворяет Ночь.
      Справа  скульптура Вечера в виде мужчины с вечерней звездой во лбу, окруженного девушками – Музыкой и Танцем.  После дневных забот человек может отдохнуть и насладиться музыкой и танцами прекрасных девушек.
      В самом верху лестницы слева скульптура женщины с утренней звездой во лбу в окружении двух девочек – Пробуждения и Утренней росы. Пробуждение обувает сандалии, а утренняя роса поливает цветы.
      Последняя скульптура справа – День – изящный юноша и два мальчика – Труд и Стремление. Начинается день и человек занимается трудами праведными. Мимо этих скульптурных групп невозможно пройти и не остановиться, чтобы рассмотреть детали и отметить логичность всех деталей композиции.
      Прямо на лестнице мой фотоаппарат на экране выводит: «память заполнена» и почти сразу по экрану пробегает темная полоса, после чего появляется надпись: «снимков нет». После того как до моего сознания доходит это сообщение моего любимого фотоаппарата, у меня начинается паника и почти истерика, но понемногу я успокаиваюсь – исправить ничего же нельзя.
      - Можно ли восстановить карту?- спрашиваю я у попутчиков.
      - Наверное, можно.
      Если бы я знала, что я смогу полностью восстановить карту, убрав ее из фотоаппарата, я бы это сделала, но я начала фотографировать на нее заново. Карту памяти я восстанавливаю в своем городе, потеряв треть снимков, сделанных мною в Москве и Варшаве. Опытные путешественники знают, что карт памяти с собой надо брать несколько.
      Как поднимешься, то перед тобой небольшая площадка с густыми  ровно подстриженными деревьями, лавочками и небольшой низкий фонтан, по краям уставленный горшками с низкорослыми деревьями. Наконец-то ты попадаешь в спасательную тень, где можно немного расслабиться и подышать прохладой у фонтанчиков.
      Тянется терраса на 500м. Можно сесть на многочисленные скамейки, протянувшиеся вдоль террасы и любоваться видами Дрездена и излучиной Эльбы с террасы. Великолепные здания министерства финансов и Государственной канцелярии Саксонии, увенчанной золотой короной, мосты Кэрола и Августа, тёмная башня церкви Трёх волхвов находятся на противоположном берегу. Два оригинальных здания бывших министерств Саксонии построены в самом начале ХХ века в стиле нового барокко и классицизма. Эльба совсем не широкая здесь и потому здания хорошо просматриваются с террасы.
      Хорошо видны с террасы старинные колёсные пароходы крупнейшего в мире Саксонского пароходного общества, основанного в 1836 году, и до сих пор сохранился пароход «Stadt Welilen»1879 года. На них можно доплыть до города Мейсена. Звучит протяжный гудок , и пароход отчаливает от пристани, прорезая спокойные воды Эльбы.   
      За Домом земельных сословий следует светлый двухэтажный дворец Секундогенитур, построенный для наследника второй очереди правящей династии. Отсюда и название - «секунда» - значит второй. 
      Несколько ступенек вниз и мы оказываемся у бежевого красавца-дворца в стиле необарокко, резко отличающегося от рядом стоящих строений своей легкостью и изяществом. Дворец украшает и медная мансардная изогнутая крыша. Сейчас в нем располагается ресторан, и вся свободная площадка перед дворцом занята столиками между невысоких деревьев с шарообразной кроной. Ограничено это уличное кафе большими горшками с такими же деревьями, но намного ниже уличных.
       Прямо перед зданием установлен бронзовый бюст немецкому скульптору Эрнсту Ритчелу на колонне с 3-мя барельефами, символизирующими Религию, Поэзию и Историю. А на пьедестале установлены скульптуры юношей, изображающие все этапы ремесла скульптора. Все это огорожено изящной металлической решеткой и за ней перед пьедесталом памятника широкими кругами располагаются яркие цветы.
       За дворцом Секундогенитур на обширной площадке установлен памятник Бастионам Семи планет, состоящий из большого бронзового разломанного шара, олицетворяющего планету Земля. Бастионы городской крепости назывались до ХVIII века именами Солнца и планет. От шара отходят увеличивающие в диаметре лучи, на последнем круге изображены круги изображения планет. Эта скульптура должна напоминать об опасности разрушения нашей планеты.
      Монументальное сооружение Академии художеств, построенной в конце ХIХ века в стиле неоренессанса, резко выделяется на набережной. Ребристый купол из стекла и металла с позолоченной фигурой богини молвы Фамы горожане ласково прозвали «лимоновыжималкой». Множество скульптур украшают здание.
      За зданием Академии художеств находится бронзовый памятник архитектору Готфриду Земперу, держащего в руках чертеж его первого театра в Дрездене. Этот архитектор внес большой вклад в формирование облика Дрездена.   
      Все здания на Брюльской террасе восстановлены, сохранился лишь в первозданном виде треугольный Брюльский сад, занимающий всю восточную часть террасы. Перед входом в сад установлен барочный фонтан «Дельфин», окруженный оригинальной решеткой. В середине сада  огромная круглая клумба, огороженная низкой металлической решеткой. Круги цветов чередуются с газонной травкой. Перед клумбой сохранились две скульптуры сфинксов. Высокие подстриженные липы  обрамляют сад со всех сторон. Прекрасное место для отдыха - скамейки вокруг клумбы.
      В 1990 году в Брюльском саду был установлен своеобразный памятник знаменитому немецкому художнику-романтику Каспару Давиду Фридриху. Памятник представляет собой трехметровую стальную конструкцию, изображающую скромную мастерскую  художника.