Мышкины слёзы

Ади Гамольский
               

                Вот ведь случается в жизни так, что не знаешь, где найдёшь, где потеряешь. Так  у меня не однажды уже случалось. Но была такая встреча, что, хотя с тех пор прошло немало лет, до сих пор помню. Вот знакомьтесь.
                После почти десяти лет инженерской деятельности на благо социалистического отечества, очередной виток судьбы забросил меня в аспирантуру. На стационар. Это значило, что после относительно приличной инженерской зарплаты пришлось довольствоваться скромной аспирантской стипендией. Всё равно, как здесь в Израиле пособие по старости - еле-еле концы с концами сводить. Потому старался при удобном случае подрабатывать - преподавал студентам вечернего отделения  экономического факультета нашего же университета курс «Технология химических производств». Жить приходилось  весьма скромно, то есть – по одёжке протягивать ножки. При любом подходящем случае цитировал Есенина: «Я теперь скупее стал в желаньях.» Впрочем, не берусь утверждать, но думаю, предмет его желаний несколько отличался от моего.
                Одной из проблем, которые возникли в результате резкого понижения жизненного статуса, оказалась проблема – где бы пообедать, да так, чтобы не особенно навредить себе. Студенческая  столовая отметалась с порога и, после непродолжительных поисков, я обнаружил неподалеку ресторан с поэтическим названием «Золотая рыбка». Недорогой, что само по себе было весьма существенно, да и  открывалась эта «Рыбка»  точно во время нашего перерыва – в 12 часов дня.
                Мы, несколько аспирантов и преподавателей, приходили к открытию, и имели преимущество трапезничать  за свеже накрытыми столами, да к тому же и свежую пищу. Кстати, и официанты были ещё свежие и обслуживали довольно шустро. Как правило, мы, пообедав, подсчитывали стоимость обеда и складывали деньги на тарелочку,  не «с голубой каёмочкой», отстёгивая чаевые от щедрот наших. Тарелочка, разумеется, вручалась подоспевшему официанту.
                Почему «подоспевшему»? Дело в том, что данный процесс употребления пищи имел состязательный спортивный характер. По невыясненной причине - то ли «чаевые» оказывались недостаточно щедрыми, то ли официанты опасались обсчёта с нашей стороны, но всякий раз они торопились  появиться у нашего стола раньше, нежели мы завершали расчёт. Острота соревнования подогревалась, как и в профессиональном спорте, материальным интересом – финишировавший первым, получал материальный выигрыш. Если мы успевали завершить процедуру подсчёта раньше официанта,  в качестве выигрыша был оптимальный итог обеда. Если первым финишировал официант, как правило, счёт за обслуживание был значительно завышен. Обычно, если разница в подсчёте была, как говорят исследователи, «в пределах ошибки измерения», мы соглашались с предъявляемым счётом. Только порою эта т. наз. «ошибка» достигала величины стоимости обеда одной столующейся единицы. В этом случае неизбежно происходило выяснение отношений между сторонами.                Вот тут-то начинался второй акт спектакля - «Явление метрдотеля». Это было воистину «явление»! «Мэтр»  возникал из-за плюшевого занавеса, драпирующего вход в зал, словно статуя Командора или Тень отца Гамлета. Величаво и торжественно! Неспешно перемещаясь по проходу между столами, с презрительной миной на молодой, но уже тронутой пороками физиономии, он приближался к нашему столу. Молча! Ни каких вопросов к участникам конфликта! Суть происходящего ему почтительно докладывал официант. Но сколько презрения было на его сытой роже и к нам – сквалыгам, и к пройдохе – официанту? В нашу сторону он даже не глядел и, естественно, доводов наших не слушал. Да мы, как правило, ничего и не говорили. По окончании доклада, он что-то цедил сквозь зубы и уверенной неторопливой походкой, так же величественно удалялся. Как говориться в одном анекдоте: «Ни мне - «Здравствуй!», ни тебе - «До свидания!»      Через мгновение мы получали счёт, откорректированный в нашу пользу. И,  всё-таки, было нечто унизительное во всём этом действе. Не оставалось у нас ощущения победы.
                Вообще-то, человек я по натуре совсем даже и  не мстительный. Разумеется, что и не ангел.  Но того, кто однажды сделал мне подлость, запоминаю. Стараюсь просто по возможности с ним не общаться, при любом случае обходить стороной. Но чтобы мстить – никогда! Но, прости, Господи, как мне безумно хотелось, чтобы хоть однажды колесо Фортуны повернулось, и я смог бы отыграться за эти мгновения унижения!  И всё-таки  это случилось!
                Каждый раз, встречаясь с этим, извините меня, «мэтром», я испытывал ощущение, что где-то, когда-то видел уже эту физиономию. Вот только никак не мог вспомнить, где и когда!
                Как уже обмолвился раньше, я читал лекции вечерникам. На первое в семестре занятие группы приходили в полном составе, но уже на последующие – ряды их сильно редели.  Да оно и понятно -  вечерники: днём работают, вечером… да мало ли причин пропустить занятия. Я сам, когда учился на дневном отделении, и то занятия пропускал. А им, как говориться, и  Бог велел. Короче говоря, подошло время экзаменов, которые, разумеется, должен был принимать лектор. Чувствуете, куда всё закручивается?
                Сижу это я в аудитории, принимаю экзамены, всё проистекает в довольно будничной обстановке. Знакомлюсь со своими слушателями, многих из которых вижу впервые. Но я обиды на них не держу – материал, в принципе, знают. Как вдруг открывается дверь и заходит, кто бы вы думали? Правильно! Он! «Статуя Командора»! «Тень отца Гамлета»! Администратор ресторана! Встретить меня здесь он явно не ожидал. Узнал! Моментально куда-то девалось его величие. Он уже не возник, как у себя в ресторане, а проник в аудиторию,  вошел. Вошёл и будто ногами примёрз к порогу. Глаза открылись буквально на всё его некогда величавое лицо.  Честно говоря, я и сам не был готов к такой встрече. Оказалось, что он, как и многие другие, приходил только на первое занятие – вот почему физиономия его мне запомнилась.
            - Заходите, - говорю я, - пожалуйста, берите билет!                То, что осталось от него,  прошаркало подошвами по полу в направлении стола, вяло так вытянуло билет, промямлило номер, положило зачётку и село за стол. Ну, ни какой! Я слегка даже забеспокоился о его здоровье, а вдруг вот так прямо и брякнется в обморок. Что же мне искусственное дыхание «рот - в рот» ему делать? Не гигиенично, как-то! Да и противно, честно говоря!
           Идёт время, подходит его очередь отвечать.
              - Ну, что? Отвечать будете?
        Молчит, только головой в разные стороны движения делает, дескать, не готов ещё.
           Через некоторое время я опять потревожил его
- «Давай, мол, отвечай!» А он в ответ - ни слова, только головой качает.
- Плохи дела,- думаю,- мне от «хвостистов» этих проку ведь никакого, только дополнительно время своё на них тратить. Снова приходить, ожидать их, ответы их слушать. А с другой стороны, если поставить оценку только за молчание, да головой качание, завтра отбоя от таких вот не будет.
   Смотрю, поднимает руку, просится выйти.
 - Я, - говорит, - в другой раз приду. А то, что-то я сегодня себя плохо чувствую.
- Хорошо, - говорю, - приходите в другой раз.
    Только про себя решил: «Никуда ты, голуба мой, от меня не денешься! И выдам я тебе по полной программе. Должен выдать! За всех и за всё!»
     На следующий день меня вызывает зав. кафедрой, спрашивает, почему это я не принял экзамен у одного единственного студента. Да ещё сам  ушёл до конца экзамена, не дождавшись того. Тут я и изложил всё, как на духу. И попросил, чтобы никто из преподавателей кафедры не принимал у него экзамен. Только я и только в присутствии зав. кафедрой.
     В общем, не буду долго рассказывать, только, думаю, что этот администратор крепко выучил и до сих пор помнит все подробности и детали производства всех химических продуктов. Заветный «трояк» поставил я ему в зачётке где-то в апреле месяце. Как гласит поговорка: «Отольются кошке мышкины слёзы!» Вот они и отлились, слёзы-то.
    Только с тех пор в тот ресторан я  - ни ногой!

P.S. Сотрапезники мои долго ещё рассказывали, что администратор тот очень изменился в лучшую сторону. Стал вежливым и обходительным. И обслуживали их в «Золотой рыбке», словно VIP-персон. Да ещё иногда он интересовался моей особой, спрашивал, здоров ли я и почему не прихожу обедать. Вот так-то!