Зрелое общество. Что это такое?

Владимир Костылев
               

                Зрелость общества.  Что это такое?

Вот уже много лет эти понятия («зрелое гражданское общество», «гражданская зрелость») не сходят со страниц газет и журналов, обязательно упоминаются в различных политических дебатах и спорах. Особое звучание они приобрели в последние несколько месяцев, с момента протестных митингов и встречных провластных и религиозных выступлений. Болотная и Поклонная стали своего рода нарицательными именами неких представлений о состоянии общественного сознания.

Для одних Болотная стала символом и выражением протеста против засилья антидемократической власти, а Поклонная – подобострастным выражением лояльности к этой же власти, ею же и организованным.
 
Для других, напротив,  именно Поклонная явилась символом прогрессивного понимания состояния общества, его нравственного здоровья.

И все, при этом, апеллируют к «зрелости  общества», к сознанию его граждан.

Чем на самом деле определяется гражданская зрелость общества? Что включает в себя это понятие - "гражданская зрелость"? По логике  противников Болотной,  поддержка позиции власти (политики партии "ЕР" и лично Путина, лидера, но не члена этой партии) и есть настоящая зрелость общества, достойная одобрения и поддержки. А критика этой политики, требования прекратить фальсификации выборов, "рокировочки" во властных структурах, проведение антинародной экономической политики - это незрелость, "серость" и т.п.

Настоящая зрелость общества проявляется всегда в индивидуальной зрелости его членов, ибо общество не есть абстрактное сборище людей, а всегда представляет собой некое сообщество индивидов, объединенных определёнными, существенно важными для них интересами. И от того, насколько каждый такой индивид представляет себе суть развития того сообщества, к которому он принадлежит, и зависит зрелость общества.

В незрелом обществе меньшинство вполне успешно может помыкать большинством, используя различного рода манипулятивные технологии. Это в первую очередь различного рода идеологии, оправдывающие данный антинародный порядок. Но, во вторую очередь, и это главное, используя репрессивный судебно-правовой аппарат, подавляющий малейшие недовольства большинства.

Любое скопление людей можно назвать по-разному. В одном случае, это будет просто немотивированное множество, население, вернее часть населения города,  оказавшаяся случайно в одном и том же месте (напр., столпотворение на улице, или в метро).  Однако во многих случаях,  люди собираются не просто так, а для того, чтобы выразить некие единые представления о сущностных для них  интересах, попранных, по их мнению, кем-либо (в большинстве своём  представителями власти).  То есть эти люди недовольны отношением к ним со стороны  властных структур.

Но население превращается в народ, как только осознаёт свои права и возможности.

Характерно, что отдельные выступления граждан (против мошенничеств на рынке жилья, против полицейских зверств, против нерадивых чиновников и т.п.), в конечном счёте, при отсутствии реакции со стороны власть имущих, приводят к пониманию, что эти отдельные выступления ни к чему положительному не ведут. То есть люди начинают понимать, что в их бедах виноваты не отдельные чиновники или полицейские, а система власти в целом.
 
Вот и появляется уже всеобщий протест против самой организации власти, против её организующих и основополагающих структур.

Понимание каждым отдельно взятым индивидом несправедливости имеющегося общественного состояния, приводит к созданию такой морально-нравственной атмосферы, когда объединение этих людей неизбежно. Это и происходит в появлении протестных митингов, которые первоначально никто специально не организует, они возникают спонтанно, и лишь впоследствии возникают определённые политические силы, стремящиеся воспользоваться этим протестом в своих интересах.

Таким образом, политическая зрелость общества всегда есть выражение именно протеста против антидемократизма, несправедливости, лживости, высокомерия, других недостатков власти, а вовсе не для  согласия с её политикой (иначе это бывает только в Северной Корее). Зрелость общества проявляется в осознании членами общества деструктивных процессов и явлений, способных нанести урон народу, массам, из которых это общество состоит.   

Многотысячная история человечества показала, что, как правило, любые проявления недовольства граждан властью всегда неодобрительно воспринимаются самой этой властью. На протяжении веков  мы видим одно и то же – подавление инакомыслящих, объявление их недоумками, серостью, образованщиной, агрессивным быдлом. В редчайших случаях власть имущие  прислушиваются к «голосу народа», идут людям навстречу, принимают соответствующие народным интересам меры.

Однако идеальные побудительные мотивы протеста (требование справедливости, честности, человеколюбия и т.п.) ещё не  есть  основные, главные причины этого протеста. За этими идейными  побудительными  мотивами  кроются настоящие, действительные причины, которые, как правило, могут  даже не осознаваться их носителями. И которые старательно извращаются теми, против кого направлен социальный протест.

Что это за действительные причины, вызывающие протест против властных структур, против существующей организации власти?

Вместе с тем, «когда речь заходит об исследовании действительных движущих сил протеста, стоящих за  идеальными побудительными мотивами, то надо иметь в виду не столько побуждения отдельных лиц, хотя бы и самых выдающихся, сколько  те побуждения, которые приводят в движение большие массы людей…, целые классы» (Ф.Энгельс).

Таким образом, для нас важно знать, почему возник Болотный протест с его политическими лозунгами «долой Путина», «даёшь честные выборы», что  действительно лежит в основе этого протеста сотен тысяч людей.

Если кто-то думает, что классовые и сословные представления и идеология это нечто абстрактное, аморфное, витающее где-то в литературных эмпиреях, то он глубоко заблуждается. Всё это гнездится в умах отдельных людей, совершенно конкретных представителей совершенно конкретных классов и слоёв.

Носителями этих представлений являются конкретные люди, занимающие соответствующие места в системе общественных отношений. Ментальность этих людей, их сознание формируется в зависимости от их материального положения, от их материальных интересов, от понимания ими тех явлений, процессов, которые влияют на эти интересы.

Соответственно, всё, что угрожает этим интересам, отвергается, провозглашается негодным, не соответствующим "человеколюбию, совестливости, справедливости" и т.д. А все, кто посягнул на данный порядок, оберегающий данные интересы, объявляется "серостью, образованщиной", агрессивным быдлом, подкупленным зарубежными провокаторами.

Тысячелетняя история человечества показала нам также и то, что любая политическая борьба ведется, прежде всего ради экономических интересов, для осуществления которых политическая власть есть лишь средство. Всё это неоднократно описано в учебниках по истории, политологии, философии.

Поэтому очень важно понимать, какие политические силы олицетворяют соответствующие экономические интересы и ведут борьбу за их сохранение, утверждение, укрепление.

За  последние 20 лет в России,  в результате процесса так называемой приватизации, возникла очень узкая группа людей (олигархов-миллиардеров), которые  стали владельцами основной массы наиболее значимых средств производства, определяющих промышленный потенциал нашей страны.  Они получили эту собственность практически за бесценок, только за счёт политико-правовых манипуляций. Надо также иметь в виду, что собственность эта не была ими создана, они не имели к ней подчас никакого отношения.
 
(Справка: на сегодня в РФ 96 миллиардеров (долларовых) совокупное состояние составляет 446,3 млрд. долл. Ведомости, 19.04.12, №71. Из них 8 сенаторов, 9 депутатов ГД, советник Президента, они владеют более 20% национального состояния России. И это не считая мультимиллионеров и просто миллионеров).

Дополнение от 22.02.2013 г. Как быстро летит время. За какие-то буквально месяцы статистика о богатствах наших олигархов (состояние более одного миллиарда долларов) существенно изменилась. В начале 2013 года их насчитывалось уже 131 человек. Все, входящие в первую десятку олигархи разбогатели на сырьевом бизнесе.

Соответственно, основная часть прибыли, создаваемая трудом всего общества, а получаемая этими людьми, владельцами средств производства, ими же и присваивается, выводится за границу, тратится на их же личные нужды (элитная недвижимость, яхты, произведения искусства, спортивные клубы и т.п.), тем самым обедняя общество в целом, не давая ему развивать самые насущные потребности.

В России в результате  политико-манипулятивных технологий   постепенно сложился особый олигархический  капитализм, в котором основную роль стали играть представители крупного капитала (олигархи) и  высших слоёв бюрократии. При этом именно бюрократия стала одним из важнейших социальных слоёв, определяющих суть российского капитализма. Иными словами в России сложился олигархо-бюрократический капитализм.

Сегодня ни одну существенную  проблему в стране нельзя решить без учёта мнения и без санкции представителей данных слоёв. Они определяют всё: цены бензина и электроэнергии, услуг ЖКХ, порядок владения землёй, уровень налогов и т.д.  и т.п.

При этом вся ценовая, экономическая политика направлена на благополучие именно этих структур и слоёв. Все, сколько-нибудь озабоченные судьбой России учёные, публицисты только и пишут о разрушенной экономике России, о нашем отставании в технологической сфере, о том, что все наши «достижения» зиждутся, прежде всего, на высокой цене на сырье.

Люди власти присваивают лучшие куски земли (часто в заповедных зонах), прибирают к рукам фабрики и заводы, устанавливают законодательно для себя любимых соответствующие привилегии, зарплаты и т.п., используют инсайдерскую  информацию и «зарабатывают» на этом десятки миллионов долларов (продавая акции), повсеместно жёны наших властных  бонз оказываются «гениальными» предпринимателями. И т.д., и т.п.
 
Сегодня главной проблемой нашего общества, основным его противоречием является проблема собственности на средства производства и дальнейшая дифференциация общества на буржуазию и  неимущих.  Раскол общества идёт именно по этому пути. Одни, заполучив  правдами и неправдами в свои руки средства производства (фабрики, заводы, прииски, электростанции, недвижимость и т.д.  и т.п.), обеспечили себе и своим потомкам безбедную жизнь (да ещё, как правило, за рубежом). Другие вынуждены  всю оставшуюся жизнь бороться за существование и работать «на дядю», пресмыкаясь перед ним, чтобы не выгнали с работы. Но эта  тема «за семью печатями», ибо никого не устраивает (кроме коммунистов, которые, почему-то, не умеют её развить и правильно преподнести).

В свою очередь, большинство людей не могут реализовать свой потенциал, рассматривают данную ситуацию как негативную, страдают от  постоянно усложняющегося  экономического положения, «задавлены» непомерными кредитными процентами и обязательствами, не видят для себя карьерного роста. Но ежедневно наблюдают безудержный грабёж национального достояния со стороны  коррупционеров, беспредел со стороны полиции, несправедливость со стороны судебной системы, безразличие со стороны власти в целом.

Так вот, данные негативные явления, постепенно накапливаясь, привели к их осознанию миллионами людей, наиболее активная часть которых и вышла на протестные митинги.

Таким образом, любая политическая борьба (а выход на Болотную есть признак этой борьбы) есть борьба за свои экономические интересы, за своё экономическое освобождение, за изменение той политической ситуации, которая этому освобождению мешает.

Вопрос: этот выход на Болотную есть отражение появившейся зрелости общества, или нет? 

Ответьте на этот вопрос сами.