Как Куча искал дорогу к солнцу

Игорь Маклашин
КАК КУЧА ИСКАЛ ДОРОГУ К СОЛНЦУ
Когда в тундре приблизилось время наступления полярной ночи, молодой чукча по имени Куча сказал своей жене: «Почему так все устроено? Целых 6 месяцев будет длиться полярная ночь, и мы не увидим солнце! Есть же оно где-то в это время! Куда оно прячется? Я хочу пойти и попросить солнце не сходить с небосклона, и светить чукчам круглый год».
-«Сходи прежде к шаману, может он тебе что подскажет,»- посоветовала жена.
Пошел Куча к шаману, и так сказал ему:»Я хочу найти дорогу к солнцу. Если найду, где оно прячется на время полярной ночи, попрошу его вернуться и светить чукчам круглый год.  Помоги мне в этом».
-«Что ты, что ты!»-закричал шаман. «Так мир устроен. Не пытайся даже изменить! Каждый год в это время солнце спускается в океан, приплывает большая рыба и проглатывает солнце. Но солнце очень тяжелое.. Рыба погружается на дно океана и там засыпает на целых полгода. Потом просыпается, открывает рот, зевает; тогда солнце выплывает на поверхность, и появляется на небе.».
«Я хочу освободить солнышко,»-сказал Куча. «Как это сделать?»
-«Если ты хочешь сделать правильный выбор, Куча, послушай совет духов! Танцуй Куча!»
Шаман ударил в бубен, а Куча стал плясать вокруг костра, все быстрее и быстрее и, наконец, не выдержал, упал на землю и уснул.  Шаман накрыл его шкурой; Куча видит сон, будто он смотрит в небо ,и одна звезда вдруг приблизилась и сказала ему: «Куча, ты хотел найти, где прячется солнце и помочь ему. Я могу подсказать тебе путь. Садись в лодку, возьми гарпун и плыви, куда я покажу. Так все Куча и сделал. Схватил гарпун с длинной веревкой, сел в лодку и поплыл, куда указала звезда.

Долго ли коротко ли плыл, видит, рыба огромная плавает. «Хорошо, что я успел,»-обрадовался Куча. «Она еще не проглотила солнце!»
Куча подплыл ближе и метнул гарпун прямо в бок рыбе..Рыба рванулась и потащила лодку с Кучей в открытый океан. Долго она таскала за собой лодку, но вскоре стала уставать, и взмолилась: «Отпусти меня, Куча! Если я не проглочу солнце, будет большая беда!! Солнце будет светить целый год и растопит все снега и лед. Тогда океан выйдет из берегов и затопит землю!! Отпусти меня скорее пока не поздно».
 Не хотел такой беды Куча и отпустил рыбу. Когда он подплывал к берегу, то оглянулся и увидел, как большая рыба проглотила солнце. Стало темнеть.
Куча пришел в себя, и рассказал сон  шаману. «Ты прав был, великий шаман, пусть все остается по-старому, как и раньше»
Куча вернулся домой, жена была ему очень рада.
«Как хорошо Куча, что ты вернулся! Одной мне было бы очень трудно!»
-«Подождем,»-сказал Куча. «Солнце пожалует к нам через полгода!»
И наступила полярная ночь.