Трус Советского Союза

Александр Свиридкин
Я не знал,как становятся героями. Знал только,что лучшая награда за проявленный героизм - остаться в живых после боя. Но я ошибался. Бой прошёл. Я жив. Но совсем скоро это исправят уже свои...

   Глаза в землю. Предстоит позорный расстрел. Никто уже не боялся из нашего десятка принять пулю в грудь. Стыд перед живыми и мёртвыми был сильнее страха,был ещё ужасней. Сердце колотилось так,что кровь закипала. Меня трясло. Дрожали губы,я не мог совладать с собою. Дрожали и подкашивались ноги. Дрожали пальцы рук - мне некуда спрятаться от позора. Туман застилал глаза. Мельком окинул взглядом солдат и офицеров. Они казались богами. Ещё совсем недавно я ел с ними одну тушёнку. Но сейчас я так далеко,я такой чужой,я полное ничтожество... Куда мне деть свои паршивые глаза? Только бы не встретиться со взглядом друга. А жив ли Олег? Олег... Я не видел его после боя! Погиб друг... А меня расстреляют за трусость. Олег,надеюсь,ты попадёшь в рай. Не хочу и в аду  убиваться совестью,встретив тебя.

   Там,в окопе,после команды "В атаку!" - я не смог и головы высунуть. Меня так сковало. Мне казалось,что мою голову моментально прострелят немцы. Я чувствовал,что умру сразу,как только встану во весь рост. Меня скрутило,сжало в пружину,запечатало,выключило...

   Если герой,то Герой Советского Союза. Если трус,то у тебя нет Родины,нет национальности. Ты - позор,и забудь свою фамилию.

   Всё-таки,я верно чувствовал смерть. Не немцы,так русские. Значит,герой - этот тот,кто не чувствует смерть? Не нужно было думать,а бежать в атаку и будь что будет? Поздно... Уже поздно. Ориентируюсь боковым зрением. Я уже в шеренге. Без ремня и головного убора.Опущенное лицо. Сейчас я испытаю,наверное,жжение от пуль и быстро умру. Я стал хуже врага. Я перестал быть русским. И это ощущалось всем телом и всеми мыслями. Собрался и поднял голову,чтобы посмотреть на тех,кто стал мне чужим. Едва успел поднять голову,как как выстрелы заставили вздрогнуть. А я думал,что уже не боюсь. Что-то схватило за сердце и доставало его из груди. Третий выстрел - был в меня...

   Оказывается,перед боем нельзя было замыкаться в себе. Нужно было злиться,дать волю чувствам,не стесняться своего страха. Не нужно было думать,а рассвирепеть и бежать на пули и осколки. Но никто меня не успел научить. Мне говорили о Родине,о матерях,стариках,детях... Но у меня никого не осталось. Я был один. Один во всём мире посреди растерзанной и орошённой кровью земли. Раны от утраты родных были совсем свежи. Я всё-ещё пребывал в полусонном состоянии. Пуля от сержанта Калинина заставила меня проснуться перед самой смертью...

   Что-то пошло не так. Все девять уже лежали. Я стоял и продолжал об этом всём думать. Я был ранен,но не смертельно. Из-за того,что похоронил себя раньше времени - не обратил внимание на ранение. Что делать? Упасть и скончаться уже на земле7 Стоять и ждать следующую пулю? Что происходит? Это наяву? Я уже умер? Когда я собрался свалиться на землю,прогремел выстрел,который помог мне в этом. Между двумя пулями я успел сам себя простить за то,что оказался в этой шеренге. Я успел простить всех. Когда я упал на землю,то почувствовал,как изо рта пошла кровь. Откусил кусок земли,удерживая грязь за зубами под нёбом. Вот чего ты хотела,земля русская? Крови моей? Держи,забирай всю до капли. Я еще здесь?

   Слышал,как ко мне подошли солдаты и перевернули на спину под бранные слова. Небо подсветило багровую пелену в моих глазах. Ничего не видно,никого не узнаю... Красный туман...

   Родина... Мне сказали,что я тебя предал. Но я даже не знаю,кто ты. Сталин? Жуков? Дом родной? Солнце разливалось жидким золотом,горящим на бляхах,пуговицах,кокардах,оружии... Я медленно поднимался над телами... Когда в следующий миг сюда упал снаряд,мне показалось,что я усмехнулся. Хоть и видел себя уже замертво лежащим на краю воронки...

   Нет у простого солдата Родины. Нет у солдата ни отца,ни матери,ни отчего дома. Когда приходит война,то всё,что есть у солдата - оружие и приказ...

   Я оказался в сером здании. Серые коридоры,серые стены,серые комнаты. Здесь нет цветов,здесь лишь все оттенки серого. Комната,похожая на актовый зал. Крутят чёрно-бело кино. Нас несколько десятков в военной форме. Сидим на стульях и смотрим вперед. Я только что подошёл и оказался в задних рядах. Присел почти у дверей.Зашёл еще один военный и,окинув нас каким-то внимательным,словно считая нас,взглядом - присел на шаг впереди меня. Мне показалось,что он тут давно. Может служит тут. Кино окончилось. Послышались звуки отодвигаемых стульев. Все начали вставать и направляться на выход. Я тоже встал и пошёл по тёмно-серому коридору без окон. Прямо и налево. Здесь снова коридор. Но я почувствовал,что уже пришёл. Направо - приоткрытая дверь кабинета. Я приоткрываю эту дверь - здесь небольшой коридорчик. Из-за двери - не вижу,что справа. Но слева снова полуоткрытая дверь. Дверь в комнату,из которой шёл белый свет. А вернее - белый цвет. Потому что он не сиял. А был просто белый,а не угрюмы серый,который повсюду. Я уже направляю правую ногу через порожек в коридорчик. Но меня обгоняет тот военный с внимательным взглядом. Он протянул мне руку и сказал: "Держи!" В его руке была связка дверных ключей. Я беру эти ключи с каким-то спасительным облегчением. Служащий,который дал мне ключи, в военной форме и с каким то красным орденом - зашёл в коридорчик. Чувство,что меня отпускают. Может что-то перепутали? Я хотел переспросить военного,уточнить: действительно мне не идти в тот кабинет с белым светом из-за дверей? Тревожное исходило из того кабинета.

   Делаю шаг вперёд. Одной ногою уже в коридорчике. Но как только дальше приоткрыл двери в коридорчик - меня охватил адский ужас! Тот военный держал на руках моего друга! Да,то был Олег! Военный держал его за подмышки,спиной к себе,а ноги Олега волочились по полу. Когда я увидел друга в таком положении - я обомлел. Это был он: какой-то странный и ужасный. Беспомощный,смертельно безжизненный,но глаза были открыты... Я замер в ужасе,потому что только сейчас понял,где нахожусь. Это был какой-то приёмник-распределитель для умерших. Сжимаю в руке данную мне связку ключей. Они означали,что меня не потащат в ту комнату,куда только что уносили моего друга. Я отошёл от дверей коридорчика перед той комнатой с белым светом внутри. Но куда мне идти? Здесь царит молчание и одиночество. Угрюмое,тревожное и покорное ожидание царило в здешних коридорах без окон. Куда мне идти? Там,на поле,по моему растерзанному телу ехали танки,наматывая на гусеницы мои связки и кости. Значит,мне не вернуться... Здесь такая мешанина. Не удивлюсь,если меня отправят в чьё-нибудь выжившее,но уже бездушное тело. Я же говорил,что у простого солдата нет ни Родины,ни родных,ни близких,пока он солдат. Даже душа простого солдата - ему не принадлежит! А может так и буду скитаться по давящим на грудь тревожным коридорам приёмника-распределителя,пока не найдут и не захоронят моё изувеченное тело,тело Неизвестного солдата,бесславно погибшего на войне...

   (Посвящаю Неизвестному солдату,на месте которого мог оказаться и я...)