Телефонный лохотрон

Вячеслав Дорошин
Телефонный лохотрон: не стать жертвой собственной паники


Полна, полна жизнь неприятными сюрпризами, как это ни печально. И вроде бы стараешься быть осторожным, и не раз слышишь предупреждения о всякого рода опасностях, и готовишь себя к различным ситуативным исходам… На деле же выходит так, что в самый ответственный момент оказываешься перед ними в полной растерянности. В особенности это касается самой незащищённой категории наших сограждан – пожилых людей.

Пенсионерка Нина Аркадьевна постоянно смотрит телевизор. В том числе всякого рода криминальную хронику. И о различных родах мошенничества наслышана. Казалось бы, что может грозить человеку, знающему и информированному? Однако же, на деле оказалось не всё так уж и гладко…

Как и любой другой пожилой человек, Нина Аркадьевна, отказывая себе во многом, откладывала некоторую часть из получаемой пенсии, как говорится, на «чёрный день». В итоге за годы накопилась мало-мальски приличная сумма – достаточная, чтобы почувствовать себя независимой от близких родственников, да и самим им помочь, если вдруг понадобится.

В то, что подобное (о чём речь пойдёт далее) случится вдруг с нею, пенсионерка до последнего не верила.

А дело в том, что в настоящее время у мошенников стал пользоваться популярностью весьма нехитрый, но достаточно циничный способ обогащаться с помощью доверчивых стариков: неожиданный звонок (чаще набранный наобум телефонный номер) от лица, представляющего следственные органы с информацией о том, что случилась «нехорошая история» с их родственником, и для того, чтобы не придать делу дальнейший ход, нужно заплатить «откупные» и как можно скорее. Сработает данная схема или не сработает – это уже воля случая: насколько бдителен окажется пожилой человек. И частенько у мошенников не получается реализовать свой преступный сценарий: на чём-нибудь да проколются.

В данном же случае пенсионерка всё-таки попала «на живца». Хотя было, как она вспоминает, три момента, чтобы не стать участницей этой довольно-таки неприятной истории. Первый: вначале она просто не хотела подходить к телефону. Но, как назло, звонили долго. Второй: её дочь именно в этот вечер задержалась. И окажись она дома, вряд ли бы кто-то смог её обмануть. Третий же момент: свяжись она вовремя со своими родственниками до, а не после, просто напросто позвонив на мобильник и рассказав о якобы случившемся… Однако же, ход событий развернулся не в её пользу.

Голос в трубке был хорошо поставленным – спокойный, железный, убедительный.
Представившись следователем, незнакомец огорошил её «неприятным известием»:
– Ваш внук, выпивши, подрался и разбил камнем лобовое стекло иномарки. Сейчас он задержан и находится в отделении. Потерпевший написал заявление. Чтобы «уладить неприятности», нужно возместить  ущерб пострадавшему. Иначе вашему внуку грозит срок…
И пока Нина Аркадьевна пыталась придти в себя от неожиданного шока, для пущей убедительности добавил:
– Сейчас я передам ему трубку…
В трубке послышалось:
– Алло, баб…
Понятное дело, что в шоковой ситуации не отдаёшь себе полный отчёт в восприятии происходящего. Голос вроде бы внука. А вроде бы и нет.
И тут она совершает первую ошибку: называет внука по имени, вместо того, чтобы спросить самой об этом:
– Саш… Ну как же ты так?
– Да вот… подрался, – глухо ответил голос, как будто рот был чем-то прикрыт. Как не трудно догадаться: для искажения.
– А что голос-то такой?
– Да губу разбили… Говорить больно…
В этот самый момент трубку перехватывает «якобы следователь»:
– Я уже договорился с пострадавшим. Для возмещения ущерба нужно 200 тысяч. И дело не будет заведено.
– Да у меня и нет столько… – совсем поникла пенсионерка.
Следующий вопрос должен был бы её насторожить:
– А сколько у вас есть?
Но не насторожил. И пенсионерка назвала сумму – всё, что у неё было накоплено.
Далее, не давая ей опомниться, «следователь» сообщил, что скоро подъедет для получения денег, уточнил адрес.
До его приезда у Нины Аркадьевны было мало, но достаточно времени, чтобы связаться либо с дочерью, либо с самим внуком. Но… буквально через минут пять в дверь позвонили. Она только и успела, как достать из потаённых мест своей квартиры всю имеющуюся в наличии денежную сумму и пересчитать её.
Человек, представившийся Вадимом Николаевичем, сообщил, что это он звонил. Она впустила его в квартиру, передала деньги. И пока тот достаточно спокойно и хладнокровно пересчитывал, сумела разглядеть его со стороны. Приметы позже будут сообщены представителям правопорядка. А в данный же момент «Вадим Николаевич» положил деньги в свой карман и поспешил успокоить:
– Этого, конечно, не достаточно. Но я сумел договориться и на столько. А внук… Заработает – отдаст.
– Да ладно, – только и махнула рукой Нина Аркадьевна. –  Свой, родной. Чего там считаться-то…
– Ну, это да… Он сейчас в машине, около подъезда. Поднимется через несколько минут.
И так же спокойно попрощался и ушёл.

В ожидании внука, пенсионерка, наконец-таки, набрала номер своей дочери. На новость, сообщённую ей, дочь, естественно, отреагировала эмоционально:
– Мам! Ну, какие деньги? Не смей ничего отдавать!
– Да я уже…
И тут всё выяснилось. Оставалось только кусать локти.

Что характерно, мошенники обычно владеют минимальным количеством информации, за которую можно зацепиться и построить на ней сюжет всей истории. Остальное же жертва мошенничества рассказывает сама в ходе «профессионального» диалога. В данном же случае мошенникам даже не пришлось прилагать особых усилий – пенсионерка сама слишком быстро «сдалась на милость» обманщикам.


А вот как прокомментировал данную ситуацию один из следователей окружного УВД:

  – Подобный способ «заработка» был придуман несколько лет назад. Конечно, «попадается» далеко не каждый, но статистика показывает: из ста звонков один становится для мошенников удачным.
Как правило, мобильные шантажисты сообщают жертвам о близком человеке, попавшем либо в милицию, либо в ДТП. В зависимости от реакции выбирают сценарий: разыгрывают душещипательную постановку предлагают переговорить с родственником или же сразу назначают место встречи для передачи денег.
Если вам поступит такой звонок, полиция советует не впадать в панику, а трезво взвесить ситуацию со всех сторон. Задайте вопрос, ответ на который знает только ваш родственник. Попросите номер, куда можно перезвонить. Повесив трубку, разыщите того человека, от имени которого к вам обратились. И собрав всю информацию, звоните в полицию.   


И помните: любая информация требует обязательной проверки. Тем более та, которая сподвигает вас к немедленному реагированию. А доверчивость в таких делах – не ваш союзник. Да и времена сейчас не те, чтобы безоглядно доверяться. Жертвуя не только собственными финансами. Душевная боль – то, что вас так цинично обманули, сыграв на самых тонких человеческих чувствах, – которая ещё не скоро уляжется и будет стоить вам далеко не одну бессонную ночь, всё-таки пострашнее будет.               

Но бывает так, что доходит и до комичных ситуаций.
Набрав, как обычно наобум один из номеров, мошенники даже и представить себе не могли, что сами попадут на одного из представителей правопорядка. Услышав трагичную историю о том, что его сын вляпался в неприятную историю, настоящий следователь, моментально оценив ситуацию, прикинулся безутешным отцом. Разыграв спектакль, пригласил злоумышленников встретиться у себя на квартире. Якобы для передачи денег. Когда же один из них появился на пороге, то был «благодарно принят в руки» уже находящегося в засаде наряда полиции. Второго злоумышленника задержали, как говорится, «по горячим следам» – возле дома, в машине.



                /8.VI.2012 г./