Мировой мировоззренческий кризис

Виктор Дорифор
Удивляет, сегодня, огромное количество рассуждений о базисе и надстройке. Маркс не сдается, продолжая плодить последователей утверждающих, что главное экономика, она, якобы и определяет все наши помыслы и чаяния. Модернизированные марксисты в лице правых либералов затащили мир в оргию безудержного потребления. Огромные массы людей потребляют и мечтают потреблять, подгоняемые тотальной рекламой. От такого сумасшедшего потребления мировая экономика захлебнулась. Все кинулись бороться с кризисом с разной степенью успеха. Может быть, на этот раз временно, получится притушить пожар. Но основная причина происходящих процессов становится очевидной.
Становится очевидным фактом наличие духовного кризиса. В мире живут и действуют люди, не обремененные никаким мировоззрением. Всегда были такие люди, но никогда их не было так много. Никогда в истории человечества такого не случалось, чтобы человек с университетским образованием говорил: главное экономика, и … с ним… подумать только… соглашались! Выводы смешные и грустные. Если экономика главное, то человек, имеющий 10млрд. самый успешный, яркий и интересный человек! Так может рассуждать только человек без мировоззрения. Со мной не согласен известный российский режиссер Карен Шахназаров, который сказал: «Это не правда, что у нас нет идей, нет философии жизни, у нас есть идея, просто нам не хочется признаваться самим себе, что она такая пещерная и примитивная – нажива!» К чему приведет такая философия? Только к тому, что мы уже имеем и называем «экономическим кризисом»!
Почти сто лет назад Николай Бердяев писал: «Замкнутая и ограниченная общественность с ее исключительно социологическим миропониманием напоминает страуса, прячущего голову в свои перья… человек не обыватель поверхностной общественности на поверхности земли, он находится в общении с миром глубины и с миром высоты». Философ утверждал, что мировая катастрофа должна способствовать религиозному углублению жизни. К сожалению, мир в 20 веке, пережив две «горячие» мировые войны и одну холодную, не только религиозно не углубился, но в пафосе борьбы с крайними проявлениями тоталиризма, де христианизировался и опошлел.
Пришло время вспомнить о «мире глубины и высоты». Формально это даже стало происходить. В моду входят религиозные праздники, участие государственных деятелей в молебнах, церкви наполняются прихожанами, люди венчаются в церквях, заканчивают свой земной путь с участием священнослужителей и т.д. Но кто попытается оспаривать поверхностный характер происходящего? Кроме того, даже среди небольшого числа, считающих себя, по настоящему, верующими, усиливается разделение на различные секты. Исторические церкви тоже спорят о пустяках: как молиться, где молиться, когда и как поститься, должен ли священник жениться или носить бороду, непререкаем ли папа и т.п. Кроме того, образованной части населения Земли уже трудно поверить просто без затей и размышлений, а богословы «страшно далеки от народа». Та часть интеллигенции, которая могла бы влиять на процессы религиозного углубления жизни (журналисты, преподаватели, политические деятели) воспитана на материалистической философии или еще хуже болонском плюрализме. Именно они и создают среду, в которой наши души не обогащаются, а скудеют. Сегодняшний мировой мировоззренческий кризис назревал столетиями.
Религия, наука и философия Древнего мира развивались гармонично, не боролись друг с другом и поднялись в своем развитии до Сократа, Эхнатона, Сенеки, Пифагора, Архимеда, Конфуция и Аристотеля. В прекрасные и трагические Средние века глубокое и высокое в своей основе христианство заблудилось в борьбе с наукой и противниками, сжигая на кострах инквизиции тех, кто пытался очистить веру от мракобесных заблуждений. Средние века подарили таких мыслителей, как Спиноза, Бэкон, Франциск Ассизский, Вольтер и Паскаль. Первые три углубляли и очищали христианскую веру, Вольтер боролся с реакционным клерикализмом, а Блез Паскаль соединил в себе блестящего математика, физика, религиозного философа и писателя. Эпоха Возрождения повернулась лицом к человеку в борьбе против злоупотреблений исторической несовершенной церкви и …выплеснула вместе с водой ребенка - веру! Настала эпоха гуманизма! В моду вошли Дарвин, Энгельс, Маркс… Человек стал звучать гордо, стал царем вселенной, произошедшей от сырости и обезьяны, стал двигателем Прогресса. Что-то там возражал Кант со своей «Критикой чистого разума», провозглашал для науки непреодолимые барьеры, о какой то слезинке пищал Достоевский, исповедовался Толстой, утверждающий, что, человека не может быть без религии. Ха ха, религия опиум для народа, сказал царь природы и двигатель Прогресса, не заметивший, как постепенно превратился в навоз для Истории, в легко заменимый, винтик общественного организма...
Конечно, моя история очень схематична, имена названы достаточно произвольно, лаконичность повествования оставляет поле для критики, завтра напишу книгу на эту же тему, выскажусь более основательно, если Бог даст. Но сегодня важнее другое. Сегодня важно понять, что в век, до предела развитых информационных технологий миллионы людей держатся в темном заблуждении, что наука доказала, что Бога нет, или вот, вот докажет, что он есть. Миллионы людей находятся в плену пещерных идеологий, не желая и не имея времени, в погоне за гламуром, в этом себе признаться.
В начале 20 века не было телевидения и компьютеров, но в России проходили религиозно-философские собрания, которые посещали люди самого широкого круга. Говорили о смысле жизни и Боге, известные писатели, ученые и философы. Руководил этими собраниями великий русский мыслитель Николай Бердяев. Он вспоминает, как спросил одного рабочего, с большой страстностью нападавшего на религию и веру в Бога, зачем он ходит на эти собрания, тот ответил: « Я хочу, чтобы мне опровергли доказательства против веры в Бога». Этого не захотел Ленин, отправивший в 1922 году в Европу на белом пароходе, таких философов как Бердяев, Франк, Ильин, Лосский и др. Пароход назвали философским и …забыли о нем. Подобные собрания уже по телевидению в 90е годы начал проводить Александр Мень, зверски убитый в 1993. На этом все закончилось.
Некоторые сегодня начинают понимать необходимость круглых столов о смысле жизни. Владимир Малинкович в статье «Финансовый кризис или банкротство капитализма» (еженедельник 2000 от 20 марта 2009года) пишет: «Если же поиском консенсусных ценностей духовного порядка никто не будет заниматься, в сознании миллионов людей место уходящей в прошлое духовности займут материальные псевдоценности общества потребления, которые, сознательно, через средства массовой коммуникации навязывают те, кто считает своей главной целью получение максимальной прибыли. Но разве не они несут прямую ответственность за нынешний кризис?» Почему будущее время? Разве кризис еще не наступил?
А пока люди смотрят политические ток шоу, на которых ведутся бесконечные споры, как сделать, чтобы судьи, чиновники, милиционеры, бизнесмены, политики и педагоги не воровали и не брали взятки. Люди спорят и не отдают себе отчета, что все они рыцари примитивной идеи – наживы, так как трудно себе в этом признаться. Приходит время, когда религиозные деятели, ученые, философы и писатели должны вместе с народом и вместе друг другом, да простят мне умышленную тавтологию, начать серьезную борьбу с духовным кризисом. Пока они страшно разобщены и недосягаемы друг для друга!
Мировой мировоззренческий кризис.