31 Ньюфаундленд Грей Первый

Иринга Тулуханова
               
                2 февраля 2013.

    Ньюфаундлендов у нас дома было два. Мы их так и зовем: "Грей Первый", "Грей Второй".

    Первый Грей появился в 1996 году. Старшей дочери было четыре года.

    Впервые я увидела щенка водолаза, когда  со старшей гуляли возле песочницы во дворе. В соседнем подъезде заселились квартиранты, купившие маленького водолазика. Все ребятишки внезапно покинули песочницу, опустела вся детская площадка, и даже моя двухлетняя Катя куда-то убежала. Из любопытства и я подошла , утомленная газетой , жарой и отдыхом по уходу за ребенком.

    Увидев маленького толстенького овало-шарообразного (это как-то должно называться, например, гиперболоид или по-другому )черненького пушистика, я умилилась и полюбила эту породу с первого взгляда и на всю жизнь. Спортсмен из соседнего подъезда с красавицей-женой вскоре уехали, и микрорайон остался без ньюфаундленда. Пробел должен был быть восполнен, и благоприятные обстоятельства помогли мне восстановить справедливость - наличие любимца всего микрорайона.

    Когда дочери было три года, моя приятельница Оксанка, жена молодого иркутского прозаика Олега Н., написавшего роман "Дыхание", как-то спросила меня по-доронински, люблю ли я собак. Я ответила обтекаемо, мол, теоретически, да, но в городской квартире считаю это делом негигиеничным и трудоемким.

    - А какие породы собак тебе нравятся ?

    Поскольку , прожив к тому времени большую часть своей личной жизни в деревне в окружении обычных Шариков и Барбосов , в породах я не разбиралась , а точно могла назвать только понравившегося мне ньюфаундленда , это я и озвучила.

    - Ну-ну , - загадочно и многообещающе произнесла Ксюха и уехала в свое Усолье.

    А перед этим спросила , взяла ли бы я щеночка в дом.

    - Самостоятельно - ни за что , - уверила ее я , - разве что , если бы мне его принесли и оставили , - не зная, на что я себя обрекаю , ляпнула я.

    Велико же было мое изумление, когда через несколько недель в дверь квартиры позвонили мелодией Моцарта , и в открытую дверь прошла Оксанка , держа в руках ... кого бы вы думали ? - маленького холесенького пушистенького толстенького неуклюжего черного ... водолазика.

    Оказывается , она проводила соцопрос среди многих , но в точку с любовью к ньюфам попала только я.

    перерыв.                10.56.

    Толстенькому щеночку был месяц , а подбирали ему хозяев , когда он был еще в животике у своей огромной мамы . Ксюха приехала с манной крупой и молоком , по-деловому спросила : " Ну, так забирать или нет ?" и , получив возмущенный отказ , сварила ему манную кашу и уехала . Поскольку он был похож на медвежонка , мы начали звать его сразу Мишкой . А выгуливали его на руках , потому что такие указания дал соседский Максимка - подросток , у которого был карликовый пинчер . Максим явился дня через два после появления нового члена семьи и строго спросил : " Как назвали ? " Услышав про Мишку , он возмутился и ушел , а вернулся с книжкой, где говорилось, что у собаки должно быть собачье имя , а не человеческое , и предлагались разные адекватные клички типа Барбосов.

    - А как же Лайма и Ингрид ? - пробовала дискутировать я , имея в виду колли и далматинку из соседних подъездов .( За два дня я начала разбираться в породах !)

    - Ну , иностранные имена еще можно , - великодушно разрешил Макс.

    Мысли наши стремительно забегали и запрыгали , как зайцы . Времени подросток дал мало - "Щенок должен привыкать к звучанию имени " , поэтому первое , что всплыло у меня в голове - это Грей , так назвали соседи беспородного щенка , которого  подобрали на улице соседи и с ним уехали на новую квартиру.

    Через несколько дней приехала моя однокурсница Лена из Усть-Кута , по второму высшему именуемая психологом  , и профессионально  спросила :

    - А почему у собаки два имени ?

    - Потому что для меня он Миша , - упорствовала Катя.

    Пришлось Елене тряхнуть питерским дипломом , дабы убедить ребенка в необходимости единого имени.

    - Грей-Грей... Тогда я буду звать его Гриша , - пошла на компромисс дочь. Ленка смеялась психологическим смехом , что у Кати тяга к русификации иностранных имен.

     Выгуливали Грея всем двором , как впоследствии и воспитывали . Руководил , конечно, Макс ,  а мы иногда путали его указания , например, под горку его нести на руках или в гору . А этот Грей катился с горы , как колобок , и рос не по дням , а по часам . У всех соседей вошло в привычку удивляться :

     - Надо же, как вырос за неделю. На той неделе он вот такой был. И показывали рукой.

     Ел он все подряд , здесь Максимка уследить не мог , хоть и ворчал что должны быть нормы , потому что щенок научился вставать на задние лапы и съедать все , что находил на столе.

     Эта привычка осталась у него на всю жизнь. Смешно было наблюдать за гостями, когда на праздниках , стоило им отвернуться на минуту от тарелки , как последняя уже сияла чистотой и пустотой.

     Эта привычка впоследствии , когда в летний период иногда ньюфаундленд жил в деревне у родственников наших , помогла снискать ему общую вседеревенскую любовь "пострадавших" жителей . Ходил Грей за редкими исключениями без поводков и намордников , так как дети его не боялись и на возмущения мамочек отвечали , поглаживая его : "Мама , это же наш Грей ".
     И вот , пребывая в очередной раз в деревне , Грей обрастал не только шерстью длинной пушистой , но и легендами, которые и по сю пору рассказывают те деревенские о том , как , гуляя по дворам, Грей у одной соседки съел всю сметану из ведра, а у другой - таз с холодцом, который та непредусмотрительно выставила в сени для охлаждения . Интересно, что соседи гордились и хвастались тем, что именно у них Грей съедал все в мисках кошек и собак и все прочее, что было съедобным . Свежее дрожжевое тесто наш пушистик тоже любил и порой возвращался весь в тесте.

    Вообще , в деревнях всегда обожают породистых собак , потому что там они особенно экзотически смотрятся . А у этого водолаза и нрав был соответствующий породе , чего не сказать о Грее Втором .

    Одна сельчанка задалась целью получить щенка от Грея и своей овчарки , и после нескольких холодцов ее мечта сбылась . Родилось два щенка - пушистая водолазиха Дора и ... гладкошерстный , не помню как зовут. Сын Грея был злым и поджарым , а дочь пошла в отца.
   
    Кстати , Грей Первый был первым и из первого помета.

    - Такие щенки считается элитными в собаководстве , - объясняла Оксанка через год, когда приехала навестить его и удивилась его огромности . Он занимал  полкомнаты , и его любимой позой была "шкура медведя" . Когда он так спал , по нему можно было ходить , он ни разу не рявкнул , чего не сказать о Грее Втором , который нас чуть не загрызал на месте.

    Что характерно, Оксанке , бросившей его на нас , Грейчик мстил всегда , когда ее видел.
    И это было ужасно смешно . Например , когда она первый раз приехала навестить , а у него была привычка обтирать кашу с морды о диван , о кровать (ах , голубое покрывало !), о шторки . Теперь я понимаю, как мы его воспитывали - разрешали все . И все казалось смешным . В первый Ксюхин приезд он вышел добродушно , с кашей на морде , и все пытался обтереться о бывшую хозяйку . Тогда я , пожалев дорогое вечернее платье с люрексом, обтерла полотенцем Грею нос . И велико было мое изумление , когда  застала ее в прихожей с ног до головы в пшенной каше.

    - Как же так ? Я же его обтерла !

    - Так он же вернулся на кухню и обмакнул свой нос заново . Именно обмакнул , я сама видела , - хохотала довольная и гордая почему-то Оксана , а рядом закатывались все гости.

    Второй раз она приехала показать новый кожаный плащ " в пол ". Каши мы уже не боялись , приготовив полотенце для протирки плаща . Но Грей проявил сообразительность и , изобразив радость , встал на задние лапы , вцепился когтями в изделие корейского производства и с наслаждением провел борозды сверху донизу . Плащ жалко , Ксюха его ремонтировала , но почему-то смешно  до сих пор .

    Но настоящий истерический хохот одолел нас на третий раз , когда через год она приехала в модной новой норковой шляпе . Грей сразу обратил внимание на головной убор , но мы , наученные "горьким" опытом , положили шляпу на самый верх вешалки в прихожей , а чтобы он нам не мешал , закрылись на кухне . Когда чай был выпит , мы открыли дверь и долго не могли понять , какие лоскутки увлеченно облизывает и вытягивает лапами пес . Сначала дошло до Оксанки . ( Мы не подумали о том , что , когда он вставал на задние лапы , передними спокойно доставал все , что хотел . Кстати , так он однажды съел торт , спрятанный от него на холодильнике . Съедать торты на глазах у изумленной публики - это был его коронный номер  ).

    - Моя шляпа ! - взвизгнула Оксанка и начала борьбу за изделие бывшего коричневого цвета . Когда остатки шляпы были выиграны в честном поединке , у всех присутствующих начался настоящий гомерический хохот . Мы не могли выйти из этого состояния , Ксюха даже охрипла , а я каталась по полу . Хорошо,что у бывшей хозяйки смышленого пса уже имелась к тому времени опытная портниха . А плохо то , что шляпа по ценам 90-х годов стоила три пятьсот.

    Люди ко всему привыкают . И уже совершенно равнодушно мы отнеслись через год к тому , что собака сделала с шубой из кусочков норки.

    Про Грея , сколько ни расскажи , все мало . Я еще не поведала о том , как он ходил в хлебный магазин и брал зубами под восхищенные и одобрительные возгласы продавцов буханку хлеба , которую тут же списывали за счет магазина , и денег у меня ни в какую не брали. Получается , это не я его разбаловала . Это мы всем микрорайоном его таким воспитали.

    В киосках Грей клал передние лапы на лоток , просовывал морду в окошечко , брал шоколадки большие и проглатывал вместе с фольгой , а испуганные , но довольные продавцы давали еще . Один раз мне ребятишки рассказали , как он прокусил банку тушенки , так продавцы ему ее открыли.
 
   
    Выгуливали его почему-то наркоманы . Они с нашего двора какие-то честные были . Сидя на скамейке , я давала им ключи , и они сами Грея уводили в лес и потом приводили.

       Дружил Грей с боксером Баксом , а  враждовал с ризеншнауцером , не помню имя . Один случай до сих пор помнят . Грей с младых ногтей носился под скамейками у подъезда . Как-то сидели нарки . Водолаз погнался за бульдогом , Бакс проскочил под скамейкой , Грей сначала тоже так хотел , перед самой скамейкой он , видно, понял , что подрос , и резко прыгнул . Всем своим весом он сбил двухметрового пацаненка , тот упал , а ноги торчали над скамейкой . На дружный громкий хохот выскочили соседи со всех балконов . Сам пацаненок смеялся дольше всех и продлял всем удовольствие , нарочно долго лежа в том же положении.

     Еще одна история . Сейчас мне удивительно , но почему-то , когда Грей просился в туалет , я просто открывала дверь , и мощный ньюфаундленд ураганом несся с третьего этажа , на полном ходу открывая собой две двери . Почему никто не возмущался ? Так вот, стояли нарки под подъездной дверью, не среагировали, Грей резко открыл дверь, сбил одного, перескочил через него и убежал в лес. Я выглянула на хохот с балкона - смеялись все. Они говорили очередному герою греевых историй : " Скажи спасибо, что он на тебя еще не сходил " , и опять закатывались.

     Иногда наш любимец терялся . Один раз я повела Катю в садик , он отстал.Потом я обошла все дома и магазины, никто Грея  не видел. Возвращаюсь в детсад - он лежит возле входа.

     Зимой ребятишки прицепляли по трое санок паровозиком , он всех с удовольствием катал, но переворачивал на поворотах.

     Гулял ежедневно в лесу по нескольку часов. Молодежь и дети в очередь стояли у подъезда "выгуливать Грея ". Один раз незнакомая кавказская овчарка налетела на всеобщего любимца. Ребятишки заорали, прибежали парни, так подкинули хозяину кавказца, что он больше там не появлялся.Хотя Грей и не пострадал. Наличие густой длинной шерсти защищало его от укусов - шерсть залепляла пасть всем желающим. Оставалась морда , но там были огромные зубы, которые наш добродушный песик иногда все же пускал в дело при агрессии со стороны бойцовых пород.

    Была история и с ризеншнауцером , который невзлюбил Грея еще щенком ,и всегда норовил за ним гоняться и рычать. Но лучший друг нашего пушистика , боксер Бакс, ни разу не подпустил агрессивного взрослого ризена и близко - он автоматически всегда вставал на середине траектории между злым псом и шарикоподобным щенком и угрожающе рычал. Иногда Баксу приходилось на деле защищать друга , и ризен зло убегал . Мы были приятно поражены, когда Грей наконец вырос и сумел запрыгнуть на ризена, когда тот однажды улучил момент отсутствия боксера, и с помощью веса и  откуда-то взявшейся поворотливости показал агрессору , что теперь защита Бакса особо и не нужна. Больше ризен в наш околоток не приходил .

     На горке водолаз-спасатель не давал детям кататься . У него срабатывал инстинкт - он вцеплялся в одежду и тащил по одному всех вверх. Хотя сам с удовольствием катался.

     Детей наш ньюфаундленд любил , и они даже катались на нем верхом. И только на одного мальчика Грей рычал после того,как тот просто так выстрелил в него металлической пулькой из резинки и попал в бровь. Мне рассказали соседи мальчика, что водолаз его повалил и подпустил только родителей. Когда выяснилась причина, родители не сказали ни слова , а мальчик через два дня вышел на улицу шелковым и добрым . А соседи их сказали , что, мол, слава Богу, что тот выстрелил в водолаза, мол, если бы он попал в овчарку или дога, могло быть всякое. Что интересно, того мальчика , уже выросшего , ньюф всегда  узнавал и всегда тихонько рычал.

    А вот когда Гриша впервые оказался на Юннатке, поплыл, конечно, сразу, но на мои притворные вопли "Спасай!" сначала прыгнул сверху - я ушла до дна , а потом уже он нырнул - я вцепилась в шерсть, и он действительно спас, дотащив до берега. После воды он обожал отряхиваться на отдыхающих. Если они убегали, он догонял и только потом стряхивал с себя воду.Это сравнимо с холодным дождем, но бодрит.

    Нашлась и подружка ему в районе - водолазка Рона . Но она в основном ездила в джипе.Поэтому встречи были редкими.

    Если что вспомню, потом сюда же воткну.
   
    Еще случай . Грей летом жил в деревне у родственников, у которых была грузовая машина. И у него появилась привычка бежать навстречу грузовикам . Однажды я с ним переходила дорогу , внезапно появился ЗИЛ , Грей вырвал у меня из рук поводок и бросился навстречу машине . На полной скорости врезался в ЗИЛ и рухнул на дороге . Водитель в шоке , весь вспотевший , вылез из кабины и в ужасе развел руками . В молчании прошло минут пять . Потом я , собираясь заплакать , подошла к Грею , тот внезапно вскочил и нарезал по дороге . Водитель не мог ничего сказать , он так и остался на дороге . Я же еле догнала этого Грея , зато потом он никогда уже не бросался под колеса машин.

    Когда его катали на машине , он сначала забрызгивал слюной весь салон , особенно стекла , аккуратно вытирал морду о спину водителя , а потом норовил выпрыгивать через водительское окно .

    Вот написала и подумала : " Как же мы живем без него ? "