Странное имя у девочки

Семён Вексельман
СТРАННОЕ ИМЯ У ДЕВОЧКИ

     "Зою Александровну я все равно люблю. Хоть она меня и наказала. Только я не виноват... Все сейчас игрушки убирают, а я здесь сижу. Здорово, что мне не надо игрушки убирать. А Зоя Александровна хорошая. Сима Михайловна тоже хорошая. Только Зоя Александровна лучше. И тётя Валя, наверное, хорошая. Только она немножко некрасивая и с тряпкой... Эх, жаль все таки, что Веста не придёт больше. А может, придёт? Почему Зоя  Александровна не говорит, когда придёт Веста? И мама не говорит. А тётя Валя  сказала - никогда. Почему она так сказала? И чего она всегда с тряпкой?.."

     Так я думал, когда мне было четыре года и я сидел наказанный на стульчике, а все дети играли в комнате с игрушками. Зоя  Александровна никогда не ставила нас в угол, а только отправляла в спальню, сажала на стульчик и закрывала дверь в большой зал нашей группы... Надо же, как я всё отчётливо помню... 

     - Стёпа, иди в зал. Помой руки, уже обед, - воспитательница говорила тихо, отточено, и это означало, что она ещё не простила шалуна. Обед - это не прощение, обед - это ''нужно''! А вот когда будет ''можно", тогда, значит, простила...
     - Я покушал. Можно встать?
     - Да, Стёпа, можно. Пока другие ещё едят, можешь поиграть. Но только потом игрушки за собой собери.
     "Теперь простила!.. После тихого часа мы пойдем на прогулку. Только сначала будет полдник. Я люблю полдник. И Веста тоже любит. А вот Коля не любит полдник. Сима Михайловна говорит, что Коля плохо ест. Я слышал, как она маме говорила. А Максим любит полдник, потому что он растёт. И я расту. Нам нужна сила... Когда пойдём на прогулку, надо посмотреть, чего там Боря делает. Боря очень много работает. Он всегда делает что-то в той большущей яме. Почему нам не разрешают туда подходить, ведь интересно. Он там чего-то строит. Зоя Александровна сказала, что он делает бассейн, и что летом мы сможем там купаться, когда вода нагреется на солнце. Вот здорово!.."

     - Ребята, одевайтесь побыстрее. Вот покушаете, и мы пойдём гулять. Сегодня очень хорошая погода, - Зоя Александровна приговаривала, а сама ходила между кроваток и помогала натягивать колготки и застёгивать пуговички на рубашках.
     Нянечка тётя Валя уже накрыла столы, за которыми по четыре человека размещалась третья группа обыкновенного детского сада одного из периферийных районов Москвы.

     На улице светило солнышко, таяли остатки чёрного слежавшегося снега, кончался март 1966 года...

     - Стёпа, Максим! А ну-ка, вернитесь на площадку! Слышите меня. Нельзя туда ходить. Это опасно. Там Боря работает, вы ему будете мешать.
     "Эх, жаль, она нас опять заметила. Это - всё Максим! Сказал же ему, что я один пойду. Меня одного бы она не заметила! Вот если бы Веста сейчас здесь была, она бы могла Зою Александровну заговорить. А я бы успел посмотреть, что Боря строит... Интересно, почему Веста раньше всех в сад приходит. А уходит последняя. Меня один раз долго не забирали, а Веста всё равно после меня осталась... И чего это все говорят: ''Что это за имя такое странное у девочки - Веста?'' По-моему, красивое имя...''

     - Зоя Александровна, пожалуйста, следите за детьми внимательнее. Мальчики всё время норовят подойти к яме. Сколько можно говорить об этом!? Валентина Сергеевна  опять двоих заметила у самого бассейна, пока вы гуляли, - заведующая Евгения Сергеевна почти ежедневно отчитывала свою лучшую воспитательницу, словно девочку. Таилась в ней какая-то неприязнь к Зое Александровне. Евгения Сергеевна была не очень добрым и не слишком справедливым человеком. Руководить она умела, но вот относилась к людям неласково. Что - к воспитателям, что - к родителям, что - к детям. Кажется, только с нянечкой Валентиной они водили дружбу. И многие догадывались - почему.
     - Боря, скажи-ка, когда ты уже закончишь эту чёртову стройку? - садовского слесаря-дворника она тоже не слишком жаловала, а ведь должна бы была...

     "Раньше мы с Вестой не дружили. Я вообще с девчонками не вожусь. Но Веста очень добрая. И она никогда не ябедничает. Даже Максим на меня ябедничает. И Коля тоже один раз Симе Михайловне сказал, что я котлету в карман спрятал. А я для Цезаря спрятал. Тётя Клава с кухни ему никогда не даёт котлет. Я видел, как Боря ему даёт свою котлету. И я хотел дать, когда мы пойдём на прогулку после полдника. Потому что у Цезаря нет  полдника. Меня Сима Михайловна в угол поставила. А  Веста меня жалела. Жаль, что она уже не приходит. Мы с ней -  друзья..."

     Прошёл год и три месяца. Борис закончил свою работу. В центре детского сада, между игровыми площадками появился бассейн с фонтаном. Вообще-то бассейн там был и раньше. Только он был маленький, прямоугольный и некрасивый, Вода в нём была почти всегда зелёная и грязная. Дети в нём не купались, и зачем он был нужен, никто не знал. Однажды воду из него спустили и уже не наполняли больше никогда.
     Так и стояла эта яма, пока новый садовский слесарь не взялся за переделку бассейна. Больше года он в одиночку расширял его, копал траншеи для труб, мешал в корыте цемент,  выкладывал какие-то сооружения по краям и в центре котлованчика...
     И вот теперь все могли порадоваться красивому бассейну, формой похожему на цифру восемь, в самой середине которого возвышался островок. На этом островке была высокая, метра в два, колонна. Вся она была облеплена гипсовыми зверьками. Были там олени и зайцы, медведи и лисицы. А на самом верху колонны стояла фигура маленькой девочки.  Девочка держала в руках куклу. А вокруг колонны в верхнем её основании было написано: "Веста". И - цифры, много цифр...
     Я не знал, что это за цифры, и читать я ещё не умел. Иначе бы я понял, что моя подружка вернулась в детский сад. Навсегда.

     Все это было на самом деле. Я ходил в этот детский садик, а моя мама работала в нём воспитательницей. За полгода до момента, с которого начинается мой рассказ, девочка Веста, трёх с половиной лет, утонула в никому не нужном грязном бассейне на территории садика. Её мама, заведующая этим садом, Евгения Сергеевна, и папа, Борис Анатольевич, не смогли после этого жить вместе. Борис начал пить. Они разошлись. А через несколько месяцев Евгения Сергеевна взяла бывшего мужа в сад слесарем и дворником по совместительству. Она хотела, чтобы он убрал навсегда бассейн с глаз долой. Но Борис сделал бассейн красивым и чистым, а в центре поставил памятник любимой дочке.

                01.02.2013.Хайфа.