Гадание, переложение с прозы, - по мотивам

Элсинора
" - Вы верно,- не пойдете- сказал он сомнительно.
- Напротив, пойду!.. возразил я сухо. ( Мне захотелось поступить наперекор этому незнакомцу). Мне давно хочется раскусить как орех, свою будущую судьбу и познакомиться покороче с лукавым,- сказал я гадателю.
Какой же ворожбою вызовем мы его из АДа?
- Теперь он рыщет по земле,- отвечал тот,- и ближе к нам, нежели кто думает, надо заставить его сделать по нашему веленью."

 ( А.А. Бестужев, " Страшное гадание")
-------------------------------------
( переложение с прозы )

Часть 1 ДЕРЕВНЯ. СВЯТКИ
--------------------------

Январь. Вот и Святки. Деревня гадает.
              Веселое время,- мечты, посиделки.
И девки опять же, живут ожиданьем,-
              Что год принесет, может свадьба. Кто знает.

Январь. Вы любуетесь, сударь? "Невинность"-
              Удел простаков,- предрассудки глубинки.
Но право, напрасно. Невинность, что эхо,-
Цветок полевой. Старовер по старинке
              Её Вам укажет лишь в книгах, да в поле,
Да в бликах зеркал. Да в семейной неволе!

Любуетесь, сударь? Веселость, потеха,-
              что та обезьянка, чья жизнь всё ужимки:
Её лицемерием длятся мгновенья
Веселья и живости... Для вдохновенья
              Я тоже, пожалуй явлю Вам потеху:
Штоф водки, да пряники, ленты, да шутки,-

Вот Рай мужика! Поглядите, для смеха,-
              Как я им рассыплю: одним– прибаутки,
Тем- серьги, да пуговки. Тут и беседа
глядишь, оживилась. Глаза заблестели
              и гул, точно улей. Упала лучинка,
В темках поцелуи, тиски, суматоха,
Возня... Что ж, веселье? По ходу, неплохо!

              Смешки, тут же споры, и ссоры и зависть,-
К безделкам. Там- ревность… И вот уж до драки!
Кому-то покажут ужО за делишки!
              Вверху, на  полатях дерутся детишки
За пряники, да за орехи.
              Там,- водка.

- Вот люди! - сказал незнакомец,- погодка
              теперь улеглась. Вы хотите гаданья?
Теперь же решайтесь! Смотрите, уж десять!
Боитесь ли? Черт-то, известно заранее-
              Сегодня в миру. Рядом бродит,- известно.
- Чертей не боюсь! Я лишь людям не верю!

- Что же, едем? Я так же решился! За дверью
              Вас ждет приключенье сегодняшней  ночью.
- Игра свето-теней, да кони! А черти,-
Воображение,- вот уж не верьте-
              Есть самый один распроклятый волшебник!

- Вот шкура бычка… Был совсем без отметок,
Чернейший, что сажа! Петух. Вот и травы,
              что сам собирал на Ивана-Купалу,-
Так не сумЛевайтесь. Теперь же управим.
Вот место. Здесь издревле видно,- могилки:
              Любимчики Ада… Все трое… Так надо.
А ежели страшно,- вертайтесЯ, барин!

- Скажи-ка, приятель, вот, черную кошку
              Я слыхивал, варят?
- Так то- привороты. Там косточку надо добыть,-
В ей вся сила.
              Чуть тронешь красавицу,- приворожилась!
Но можно и в ночь на Ивана, лягушку
Бросать с наговором.

- Куда?
              - В муравейник…
Да Вы не волнуйтесь!
Увидим подружку… Сейчас все узнаем!
- Смотри же, мошенник!
              Коль ты меня дурнем теперь выставляешь,-
То верно моих кулаков ты прознаешь!

часть 2  НЕЗНАКОМЕЦ
-------------------



-Пора! Но смотри же!- теперь не пугайся,
Назад не гляди, да любуйся на месяц.
      Да помни, что хочешь узнать…
                (Тут, признаться,-
Сомнений мне много случилось, как к месту
Пришли... Да закутавшись в шубу медвежью,
      Уселся на шкуру на поле на снежном,-

Где холм за погостом...) Все чУдно и дико.
За чертовым мостом лишь лунные блики:
      То легкая тучка луну застит тенью,
То дикая птица в кладбищенской роще
меж веток мелькнет и сокроется где-то...

      Мир грез, дум и взоров, отрадных томлений.
Не мир ли души? Как чудесны мгновенья
Младенчества Духа,- где как в колыбели
      родятся мечты на искристой постели 
того серебра,- что Луна расстилает,
Преданий седых и сказаний.(Кто знает?..)

      О ночь волшебства! Если б это случилось-
Что счастие пусть ненадОлго б купилось,
(Ценою иззябшей души бы продлилось,-
      Как малость, как грош золоченый, как милость).
Полина !..  Мы были бы вместе с тобою!
(Меж тем мой гадатель читал за спиною,

      Но голос его становился все глуше…
И вдруг:
-ОН идет!!! (О, терпение душам!
      Как молот по камню,- вдруг гром,
Гулкий топот…) Душа обмерла…
Я услышал свой шепот:
       - Полина... Ну что же: Земля задрожала…
Гадатель мой спал,- не тревожась нимало,
(пол-штофа «травы» тут же рядом стояло…)

      Ко мне незнакомец склонился из санок:
-Что ж  сударь, хотите ль ещё, без обмана-
Вы к Львинским на бал?
       Я бы рад, если честно,-
и сам повидаться там с барышней местной…
Верст восемь всего-то… Вы в шубе  с медведя.
       Мой скор иноходец… Решайтесь. Так едем?

- Я рад! И обязан, признаться.( Хоть в полночь
Приехать, увидеть, обнять... Вам за помощь
       Готов и наличность отдать - в благодарность.
-Пустое! И нужно ль мне? Главное,- шалость
Мы с Вами устроим.( Приятная малость).

       Меж тем, только воздух свистел... Все же санки
Легко избегали всех трещин, обманок,-
Когда иноходец, как дух невесомый
       Летел через трещины явно влекомый
Как я,
       той же страстию,- хуже неволи,
А то лошадиной судьбою, да волей
       Того, кто нас ночью сподвигнул решеньем,
Да тем обеспечил  теперь приключеньем!


----------------------------------------------


" - Бегите! Вас ищут! Ах, сударыня, какого шуму Вы наделали своею неосторожностью!- промолвил он, заметив Полину.- Ваш муж беснуется от ревности, рвет и мечет все! Он близко!
- Он убьет меня !- вскричала Полина, упав ко мне на руки.
- Убить не убьет, сударыня, а пожалуй, прибьет ; от него все станется ; а что огласит это на весь свет, в том нечего сомневаться… И то уж все заметили, что вы вместе исчезли, и , узнав о том, я кинулся предупредить встречу…" -

 "СТРАШНОЕ  ГАДАНИЕ" -( А. А. Бестужев)

--------------------------------------------------
 часть 3 БАЛ. ПОБЕГ.

         …Меж тем  мой возница весьма откровенно
Мне новости местные сказывал,- верно
ему-интерес. Мне, признаться,- до скуки...
          А вожжи - как струны… Проворные руки
Легко управлялись теперь с иноходцем,
Что нес через озеро нас с незнакомцем…

          -Но вот и подъезд… Выходите, да живо…
Вхожу,- гомон, шум, да лакеи спесиво
Дежурят у шуб… Сельский бал в полном блеске…
          Все в блестках- и платья и пол … Занавески
Из белого тюля… Искрятся подвески,
Заколки, да брошки… Парчою и шелком

          Украшены дамы всем новым «с иголки».
…А я, не внимая и наполовину, едва отвечаю.
(Но где же Полина?)
Обегал все залы, к рукам приложился,
          Коль ско-р, приключение своё изложил,
(Извинился…)
А праздник однако- без времени длился,-
Но вот… от толпы вдалеке, так неловко,

          Полина в венке и с поникшей головкой…
-Полина!-(Она увидала, и в краску,
Едва не без чувства … и смотрит с опаской:
          - Ты здесь! Это радость. Хоть я и упрекам
Дать волю должна… Но душе одиноко.
(И сердце так бьется в волненье глубоком).

          -Мой друг! Я не смог  быть  вдали…(хоть пытался…)
Прости,- для любви может, вечер остался…
Последняя встреча. Пойдем же… Пусть в танце
          Дозволено будет душей прикасаться,
Касаться руками, объятью свершаться.

- Довольно! Прости, для тебя я забыла
          Все то, что мне прежде так дорого,  мило:
Домашний покой, добродетель и  дружбу!
-Полина! Опомнись! Да это ли нужно?
          Забудь же про свет… А любовь? Очень сложно
Все это нам будет забыть... Невозможно.

-Но что же нам делать? Увы,- жребий брошен…
          -О нет! Не совсем… Ведь побег наш возможен.
Бежим же,- пусть шаг и рискован и сложен…
Бежим! Вот и сани к отъезду готовы.
          Есть конь у крыльца, что храпит, бьет подковой.
 …Мороз был жесток, но однако, удачно
что шуба (медвежья) в санях,- не иначе
          Как нам помогали… Но кто? Ради Бога…
Скорее, возница! Скорее в дорогу!

Скорее!(Но вздрогнул и медлит возница…

          -Вам Бога теперь поминать не годится…
Теперь же наш конь этой скачкой измучен:
ВЕЗЕТ ОН ТРОИХ (ДА ВАШ ГРЕХ !) будет лучше
          Вам доброе слово направить хоть черту!
-Быстрее же! Ваш иноходец, что мертвый…
Меж тем, нас настигнут теперь непременно…
Да вот он и всадник… То муж… знаю верно!

 часть 4 РАЗВЯЗКА
----------------------------


 …Меж тем, все трусили мы мелкой рысцою…
Полина была в забытьи… Но, не скрою,
Ни ласки мои, ни опасность, ни чувства
        Её не вернули из бездны нечувствий.
Я скоро заметил за нами погоню:
Нас спешно уже нагонял всадник конный.

        Что ж, я подожду... Коль случится развязка,
Готов и к дуэли…(И к смертному часу…)
        Но всадник с лицом искаженным, не в шутку
Заносит с нагайкою дерзкую руку:
-Ты жалкий мошенник! Сейчас же ответишь!

        Лицо обожгло жесткой варварской плетью.
Я вспылил: « Подонок!» - за саблю схватился.
Тут враг мой упал и под берег скатился.
        Весь склон в каплях крови... Он мертв? Все же, раны
На бледном лице и на шее. Так  странно.

    
        -Что же, мертв,- произнес незнакомец - Спешите,
Вас будут искать. Непременно… Бегите!
Мертв! Более он не мешает Вам,-  право-
        И в воду концы!..  Так удобней, Вы правы:
Убить- упоенье… Ваш враг,- он отныне
На корм карасям уж отправлен... И в тине

        Он Вам не помеха… Спешите… Вам ехать!
(И труп окровавленный, дерзкой ногою
Отправлен уж в прорубь,- под лед. И  не скрою,-
        Его не найдут… Я об этом спокоен…)
А лошадь... вернется домой. Снегом тонким
К утру занесет все следы нам поземка!

       -И в воду концы!..
                ( Но Полина!- без шубы-
Бледна и растеряна, стиснуты зубы,
        Не видит,- стоит на коленях, у санок…
и дрожь в её членах- так, будто припадок ).
Я должен её увезти, хоть обманом.

Она потеряла теперь в одночасье:
        Отечество, дом и семейное счастье,
 Подруг и родство, состояние. Боже!
Я в этом виною… Любовь? Но похоже,
        Нас словно отрава  догонит и сгложет
сей прОклятой ночи лишь воспоминанье…
И страшно и пусто… И нет покаянья!

        …Нет больше отрады ни чувству,ни взгляду…
-Куда ты везешь нас?
-Куда?- за ограду,
Туда, где Вас взял, а теперь- возвращаю.
        (…И я ощущаю,- без воли, без силы,-
Что будто стою у разверзстой могилы…)
…Но где я?.. Проснулся… Товарищ мой дремлет…

        И было ли, не было? Вижу, не внемлет…
Все сон? Так мы с ним задремали? Страданье
Всего лишь по Святкам случилось гаданьем!
        Гаданье!.. В беспамятстве,- но как реально
Я видел сюжет… И исход свой (летальный)?
Так вот ,что нас ждало?( Безумие мило…

        Но страсть… Но убийство… И- ужас- могила!..)