Подарок из Дома композиторов

Корреспондент
Сюда я снова попала в конце января   И подарки на день моего рождения состоялись! Вот только сразу написать об этом не получилось  Музыкальные впечатления оказались такими большими, что справляться с ними и складывать их по порядку оказалось не так просто.
Что же было?
На афише -
Дом композиторов
31 января 2013 года
Четверг
18:30 Московский музыкальный клуб Григория Фрида. Вечер музыки  Сезара Франка (1822-1890), посвященный памяти Григория Самуиловича Фрида. Исполнители: заслуженный артист РФ А.Покидченко (фортепиано), Н. Ригтер (сопрано), К.Родин (виолончель)
Комментарий к программе – Александр Покидченко.
Открытие первое. Оказывается и сегодня с роялем может на сцене исполнитель дружить. Не стукать с бешеной скоростью по клавишам, а извлекать  точные музыкальные образы. Нет задачи «догнать и перегнать». А ведь поэтому не пошла слушать  пианистов на Конкурс Чайковского. Во время конкурса открыла страницу в Интернете  – испугалась, что  придется сбегать во время игры.
Уж говорила, что в последнее время везло на измерение «Мастерства» пианистов  секундомером.
Об Александре Покидченко в интернете самые восторженные записи.
«Александр Покидченко – один из талантливейших музыкантов и композиторов своего поколения. Яркая самобытность, неповторимая артистическая индивидуальность А.Покидченко – в сплетении в его творческом облике множества граней, в каждой из которых масштабно и цельно развивается талант музыканта. В природе его дара – яркая театральность, безошибочное чувство стиля и жанра. В композиторской работе (он окончил композиторский факультет МГК им. П.И.Чайковского) тому примером сочинение, прозвучавшее в Большом зале Московской консерватории на вечере к 100-летию М.Цветаевой – драматическая сцена «Лабиринт» для солистов, органа и симфонического оркестра по трагедии «Ариадна». Автор показал зрелое владение средствами воссоздания поэтики трагедии, их строгий отбор, знание непреложных законов сцены, природы голоса, владение драматическим темпо-ритмом. На другом стилевом полюсе его работы в музыкальном театре – музыкальные сказки «Морозко», «Снежная королева», «Сон в зимнюю ночь» ( поставлены в «Геликон-Опера»), мюзикл «Леди Акулина» по «Барышне-крестьянке» А.Пушкина ( ныне идущий в Театре на Басманной). В них яркий талант автора – прекрасного мелодиста, владеющего палитрой джазовой ритмики и гармонии, оркестровщика, мастера музыкальной драматургии».
С первого произведения, сыгранного А.Покидченко услышала настоящее – мудрое и глубокое понимание того, что он  принес слушателям . И с каждым новым произведением это впечатление только усиливалось.

А дома сразу стала искать словарное определение слова «ПАФОС». Почему-то именно это слово подставлялось к тому, что услышала?
Значение слова Пафос по Ожегову:
Пафос - Воодушевление, подъем, энтузиазм
Пафос в Энциклопедическом словаре:
(от греч. «pathos» - страдание - страсть, возбуждение, воодушевление),
1) в античной эстетике - страсть, душевное переживание, связанное состраданием.
2) ""Субстанциональное""(Гегель), всеобщее и существенное содержание, которое присутствует в человеческом ""я"", наполняя и проникая собою всю душу. 3)Идейно-эмоциональная настроенность художественного произведения или всего творчества.
4) В общеупотребительном смысле - приподнятое и восторженное состояние человеческого духа.
Вот именно такое определение я и хотела найти. И так определила для себя то, что услышала.
Сезар Франк. Многие слышали имя этого композитора. Но сказать, что его сочинения знакомы  даже искушенным любителям посещать концерты вряд ли удастся. Рассказываю очень коротко о том, кто он такой
. «Нет имени чище, чем имя этой великой, чистосердечной души. Почти все, кто приближались к Франку, испытывали на себе его неотразимое обаяние, и это личное обаяние играет, быть может, большую роль в том воздействии, которое продолжают и ныне оказывать его произведения на французскую музыку», — писал о нем Ромен Роллан.
Сезар Огюст Франк родился 10 декабря 1822 в Льеже (ныне Бельгия).
В 1837 он в порядке исключения был принят в Парижскую консерваторию.  Известно, что  в 1823 директор консерватории Л.Керубини отказал в приеме Ф.Листу как иностранцу, а Франк к моменту поступления тоже не имел французского гражданства.
Первыми значительными сочинениями Франка стали органные «Шесть пьес» («Six pi ces pour grande orgue» , 1860 – 1862). К этому времени он перебрался в церковь Сен-Жан-Сен-Франциск в Маре, а оттуда в церковь Сен-Клотильд, где и исполнял обязанности органиста до конца своих дней. Среди других произведений этого периода – симфоническая поэма «Что слышно на горах» («Ce q u'on entend sur la montagne» ) по В.Гюго (около 1846), комическая опера «Батрак с фермы» («La valet de ferme» , 1851 – 1852) и оратория «Вавилонская башня» («La tour de Babel» , 1865). Все они остались в рукописях, но «Что слышно на горах» – несомненно, хронологически первый образец жанра симфонической поэмы (любопытно, что позже Лист написал поэму на тот же сюжет). В 1869 Франк создал произведение, которое часто считают лучшим в его творчестве – ораторию в восьми частях для солистов, хора и оркестра «Заповеди блаженства» («Les Beatitudes» , 1869–1879).
В 1872 Франк получил место профессора органа в Парижской консерватории. Так было положено основание тому, что позднее получило название «великой традиции». Консерватория ориентировалась, прежде всего,  на оперный жанр; органный класс Франка стал по существу композиторским классом, который посещали те, кто готов был воспринять новые принципы обучения, основанные на изучении творчества Баха и Бетховена.
Он был очень талантливым педагогом, и среди учеников Франка немало выдающихся музыкантов – В. д'Энди, Э.Шоссон, П. де Бревиль, Г.Ропарц, А.Дюпарк; мнение Франка много значило для таких разных композиторов, как Ж.Бизе, Э.Шабрие, П.Дюка. С огромным уважением к личности и творчеству Франка относился Дебюсси.
«Я хотел бы лучше запечатлеть образ С. Франка, чтобы каждый читатель смог унести в своей памяти точное воспоминание о нем... Этот человек, который был несчастным, непризнанным, обладал детской душой, настолько неистребимо доброй, что он мог созерцать всегда без горечи недоброжелательность людей и противоречивость событий», — пишет Дебюсси в одной из статей, посвященных своему учителю. П. Дюка, не бьшший учеником Франка, но испытавший на себе его влияние, говорил: «Не было и не будет профессора менее деспотичного и более уважаемого».
Из интервью А.Покидченко
«Раз в три года с Франком сражаюсь. Он  у меня не получается, но я его люблю».
Вот этой любовью поделился А.Покидченко и его друзья со зрителями в зале. Я впервые услышала Александра со сцены. Теперь уж точно не пропущу вниманием его выступления. Интересно всё.