1. Рассказы. 1. 1. Рассказы Ивана Петровича

Сергей Вольновит
                О т     а в т о р а


     Наверное, каждому из нас в жизни встречаются люди, которые, раз войдя в нашу жизнь, остаются с нами, в нашем сердце, в наших воспоминаниях надолго, а то и до конца наших дней. Иной раз думаешь: «Ну чем этот человек тебя покорил, чем завоевал себе место в твоём сердце?» - и не находишь однозначного ответа: то ли особой внешностью, то ли добротой, сердечностью, то ли умением слышать и понимать тебя, твою душу, то ли умением в нужный момент рассказать тебе именно тот случай из жизни своей, из жизни другого человека, из прочитанного или увиденного, который в данный момент либо отвечает на возникший вопрос, либо на данную возникшую ситуацию, либо просто украшает вдруг появившееся свободное время, выдавшееся время отдыха.
     Так было и у меня. Иван Петрович вошёл в моё сердце и душу светлым лучом,
тёплыми воспоминаниями. Я никогда не видел его злым, раздражённым, недовольным жизнью или судьбой. Любое дело он делал неторопясь, основательно и, я бы сказал, с любовью и какой-то скрытой смешинкой, которая, как мне казалось, вот-вот вырвется наружу, и тогда  лицо его засветится улыбкой, в глазах заиграет бесовский огонёк. Работать, жить рядом с ним, просто находиться  где-то поблизости и чувствовать его присутствие – уже это удовольствие.
     Бывало, делает он что-то, а потом  вдруг подмигнёт  тебе и скажет: - «Ну что, пожалуй, и перекурить можно». Аккуратно отложив дело, по-хозяйски осмотрит он место, на которое собирается присесть, сядет и, как бы продолжая только что прерванный разговор или рассказ, начнёт: - «Это вот…»  или «Я как-то…»
     В такие минуты я, да и не только я, а все, кто по каким-то причинам оказывается рядом с ним (или с нами), тоже откладывают свои дела и начинают слушать его завораживающую речь, его рассказы или воспоминания.
     Да, такие люди – это дар природы! Это педагоги и психологи от природы! Они способны влиять во сто крат больше на окружающих, чем воспитатели и школа, чем книги и искусство.
     Рассказы Ивана Петровича живут в моей памяти. Я несколько раз, бывало, пересказывал их своим друзьям, знакомым или сослуживцам, но всякий раз ловил себя на мысли, что не могу так сочно и колоритно, так просто и душевно, с таким  юмором и с такой точностью их повторить. Для этого, конечно, тоже нужен дар, а может быть, отчасти, и какая-то тренировка, развитой словарный запас. Как бы там ни было, но в одно время я вдруг понял, что те, кому довелось слушать Ивана Петровича лично, - это довольно немногие, а его рассказы, на мой взгляд, заслуживают того, чтобы с ними познакомилось большее число людей. Вот поэтому я и решил их предложить твоему вниманию, дорогой читатель.
     Где живёт Иван Петрович? Как его фамилия?..
     Как где? – живёт он с нами. Ты встретишь его на работе, на службе, на рыбалке, в машине или автобусе, когда едешь на работу или с работы, на отдыхе за городом, в компании за столом, в таёжном зимовье, в самолёте, на корабле, в…, на…
     Вот с фамилией дело сложней – её я, пожалуй, скрою. А тебе скажу так : вспомни человека, который тебе рассказывал когда-либо запомнившуюся историю или рассказ. Вспомнил? Какая у него была фамилия?  Вот пусть эта же фамилия будет у Ивана Петровича! Договорились? Вот и ладно.
     А теперь рассказы Ивана Петровича…